Утренняя гигиеническая гимнастика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утренняя гигиеническая гимнастика



Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы и является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма.

Подбираются упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы. При этом надо учитывать состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки.

Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10-30 мин; в комплекс включают 9-16 упражнений. Это могут быть общеразвивающие упражнения для отдельных

Схема 5.5. Формы ЛФК

 

мышечных групп, дыхательные упражнения, упражнения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса.

Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, с вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем - более крупных мышечных групп.

Лечебная гимнастика

Процедура лечебной гимнастики (ЛГ) является основной формой ЛФК, которая проводится с учетом физиологической нагрузки - так называемая физиологическая кривая процедуры. Под последней обычно понимают графическое изображение степени напряжения организма в течение всей процедуры. Принимая во внимание, что в условиях практической работы в качестве критерия общей нагрузки используют частоту пульса, приводим ориентировочную кривую физиологической нагрузки (рис. 5.7).

Каждая процедура состоит из 3 разделов: вводного, основного и заключительного.

Вводный раздел процедуры позволяет постепенно подготовить организм пациента к возрастающей физической нагрузке. Используют дыхательные упражнения и упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов.

Основной раздел занимает 50% времени, предназначенного для проведения каждой процедуры в 1-й половине курса и 70% - во 2-й. В этой части занятия выполняются задачи частной методики ЛФК путем сочетания элементов общей и специальной тренировки.

В заключительном разделе проведение дыхательных упражнений и движений, охватывающих мелкие и средние мышечные группы и суставы, снижает общее физическое напряжение.

Методика проведения процедуры ЛГ. При проведении процедуры ЛГ необходимо соблюдать ряд правил:

• Характер упражнений, физиологическая нагрузка, дозировка и исходные положения должны быть адекватными общему состоянию пациента, его возрастным особенностям и состоянию тренированности.

• Занятие физическими упражнениями должно воздействовать на весь организм пациента.

• В процедуре должно сочетаться общее и специальное воздействие на организм пациента, поэтому в ней необходимо использовать как общеукрепляющие, так и специальные упражнения.

Рис. 5.7. Кривая физиологической нагрузки при выполнении процедуры ЛГ: а - в 1-ю половину лечебного курса; б - во 2-ю половину лечебного курса

В лечебном курсе необходимо ежедневно обновлять и усложнять применяемые упражнения. В процедуру ЛГ следует вводить 10-15% прежних упражнений, чтобы обеспечить закрепление двигательных

навыков; вместе с тем необходимо последовательно разнообразить и усложнять методику.

Последние 3-4 дня курса лечения необходимо посвятить обучению пациентов гимнастическим упражнениям, рекомендуемым для последующих занятий в домашних условиях.

Исходные положения: лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (на постели, на стуле, на кушетке) и стоя (на четвереньках, на коленях, с опорой на костыли, брусья, спинку стула).

Выделяют 3 метода проведения процедур ЛГ: индивидуальный, групповой и консультативный.

Индивидуальный метод применяют у более «тяжелых» пациентов с ограниченной двигательной способностью и нуждающихся в оказании помощи при движениях. Сюда относят, например, пациентов, выздоравливающих после перенесенного инфаркта миокарда, после реконструктивных операций на ОДА и др.

Групповой метод наиболее распространен; при нем обычно стремятся подбирать в группу пациентов, однородных по заболеванию и, что особенно важно, по функциональному состоянию. Поэтому при распределении пациентов на группы исходят из нозологических форм, а метод проведения процедур основывается на функциональном состоянии пациентов.

Консультативный самостоятельный метод применяют, когда пациента выписывают из больницы или ему трудно регулярно посещать лечебное учреждение. В этом случае пациент занимается ЛГ дома, периодически являясь к врачу для повторного осмотра и получения указаний по дальнейшим занятиям.

Основные задачи ЛГ. Лечебную задачу можно определить как цель восстановительных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния.

Подбор средств ЛФК в соответствии с лечебными задачами. По направленности выделяют: специальные задачи, характерные только для данной формы патологии, а также при сочетании морфофункциональных изменений; общие задачи, связанные с изменениями защитных сил, реактивности, роста и развития пациента, эмоциональной сферы и т.д., встречающимися, как правило, при многих заболеваниях.

Для решения специальных задач средства ЛФК подбирают с учетом механизмов трофического и компенсаторного действия. Таково специфическое действие специально подобранных дыхательных упражнений на функциональную систему дыхания или избирательного массажа на ткани массируемого участка тела и соответствующего внутреннего органа, связанного с раздражаемой зоной сегментарной иннервации.

Для решения общих лечебных задач преимущественное значение имеет стимулирующее и нормализующее действие, причем лечебный эффект проявляется во всем организме. Чаще используют общеразвивающие физические упражнения, общий массаж, подвижные игры, адекватные лечебно-охранительному режиму, средства закаливания.

Дозировка физической нагрузки при занятиях ЛГ имеет особое значение, так как от нее во многом зависит лечебное действие физических упражнений и массажа. Передозировка может вызвать ухудшение состояния, а недостаточная дозировка не даст необходимого эффекта. Только при соответствии состояния пациента его возможностям физическая нагрузка может оптимально изменить функции различных систем организма и оказать лечебное действие.

Физическая нагрузка дозируется в зависимости от задач конкретного периода лечения, проявлений заболевания, функциональных возможностей, возраста больного и его толерантности к физическим нагрузкам.

Изменять физическую нагрузку можно различными методическими приемами, так как она зависит от многих факторов (схема 5.6).

Схема 5.6. Дозирование физической нагрузки

В зависимости от задач в различные периоды лечения выделяют лечебные, тонизирующие (поддерживающие) и тренирующие дозировки нагрузок.

Лечебная дозировка применяется, когда необходимо в первую очередь оказать терапевтическое воздействие на пораженную систему или орган, сформировать компенсацию, предупредить осложнения. При этом общая физическая нагрузка в занятиях обычно небольшая и от занятия к занятию увеличивается незначительно. При ухудшении состояния ее снижают.

Тонизирующая (поддерживающая) дозировка применяется в удовлетворительном состоянии пациента при длительной мобилизации, хронических заболеваниях с волнообразным течением, после окончания восстановительного лечения с максимально возможным лечебным эффектом. Общие и местные физические нагрузки зависят от функциональных возможностей организма в целом и отдельного пораженного органа или системы. Они должны стимулировать функции основных систем, т.е. оказывать тонизирующее действие и поддерживать достигнутые результаты. Применяются физические упражнения умеренной или большой интенсивности.

Тренирующая дозировка применяется в период выздоровления и восстановительного лечения, когда необходимо нормализовать все функции организма, повысить ФР или добиться высокой компенсации. Для определения объема физических нагрузок, оказывающих тренирующее воздействие, проводят различные тесты. Так, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы предельно допустимые физические нагрузки определяют с помощью пробы толерантности к ним; величину осевой нагрузки при диафизарных переломах - с помощью давления поврежденной иммобилизованной ногой на весы до момента появления болевых ощущений (оптимальная нагрузка составляет 80% полученной величины); тренирующее действие для увеличения силы мышц оказывает нагрузка, составляющая 50% максимальной.

Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка (AT) - один из методов медицинской реабилитации, включающий лечебное самовнушение, самопознание, нейросоматическую тренировку, седативную и активизирующую психотренировку в условиях мышечной релаксации, ведущий к самовоспитанию и психической саморегуляции организма.

Основные цели метода AT - овладение навыками самоуправления внутренними механизмами жизнедеятельности человека, тренировка этих механизмов и повышение возможности их коррекции.

АТ широко применяется в клинике при соматических заболеваниях, органической патологии нервной системы, в хирургии, психиатрии, а также у здоровых людей как мощное средство психогигиены в спортивной практике, при повышенном нервно-эмоциональном напряжении, гипокинезии, сенсорной депривации, десинхронозе человека, как метод стимуляции способностей и творчества в быту и на производстве. Кроме того, AT рассматривается как одна из необходимых и эффективных форм ЛФК, использующей общеразвивающие, специальные, дыхательные и другие физические упражнения для регуляции мышечного тонуса. Как отраженное рефлекторное проявление высшей нервной деятельности тонус активно влияет на процессы мобилизации и снижения уровня возбуждения ЦНС, а следовательно, на деятельность всех органов и систем организма человека.

Физические аспекты AT:

- выработка умения регулировать тонус поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры туловища, конечностей, органов для полного или дифференцированного мышечного расслабления или повышения тонуса отдельных мышц;

- приобретение навыка ритмичного дыхания за счет мысленной регуляции интервалов фаз вдоха и выдоха;

- овладение навыками редуцированного, медленного, поверхностного дыхания, а также физического дифференцированного ощущения частей и органов своего тела.

Психологические аспекты AT:

- воспитание навыков образных представлений;

- аутогенная медитация, аутогенное погружение;

- выработка навыков мобилизации психофизиологического состояния и т.п.

Метод AT основывается на стимулировании внутренних механизмов психической и вегетативной сферы человека. Центральное место в раскрытии этих механизмов занимает саморегуляция исходно непроизвольных функций за счет создания в коре головного мозга при помощи слова, образа, представления мощного главенствующего очага возбуждения - так называемой доминанты, которая способна затормозить другие текущие процессы (ответные реакции на внешние и внутренние раздражители) и тем самым создать оптимальные условия для самовнушения, гипноза, аутогенного погружения и медитации.

Задача AT - не только научить больного создавать доминанту, но, главное, подчинить ее своей воле, управлять доминантой в целях подавления патологической импульсации из пораженного органа или очага. Уровень возбуждения нервной системы значительно влияет на выраженность доминанты и, в свою очередь, зависит от тонуса со-

ответствующих групп мышц. Поэтому определяющий, базисный элемент AT - тренированная мышечная релаксация, на основе которой реализуются все приемы аутогенного воздействия.

Программы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий реализуются в комнатах психологической разгрузки (КПР). Основные факторы, используемые в КПР:

- санитарно-гигиенические (комфортные микроклиматические условия, оптимальный воздушно-газовый состав, зрительный и акустический комфорт);

- физиологические (кислородно-витаминный коктейль, удобная расслабляющая поза, регламентированное дыхание, познотонические упражнения и др.);

- психофизиологические (воздействие светом, цветом, музыкой, интерьером, запахом и др.);

- физиотерапевтические (самомассаж, гидроаэронизация, воздействие фитонцидами и др.);

- психогигиенические (АТ, психофизическая гимнастика, нейростимулирующая тренировка, внушение, рационально построенная методика психотерапии, консультации, беседы и др.).

Сеансы психологической разгрузки проводятся под контролем врача-реабилитолога 3-4 раза в неделю (курс - не менее 12 занятий).

Эрготерапия (трудотерапия)

Основным средством, реализующим лечебный эффект всей системы комплексной медицинской реабилитации пациентов, является ТТ - переходное звено от восстановления здоровья пациентов к восстановлению их профессиональных навыков. Результатами ТТ являются: а) восстановление нервно-мышечного аппарата путем применения специально дифференцированных видов труда; б) общеукрепляющее (тонизирующее) воздействие на организм. Кроме того, трудовые занятия положительно влияют на психику больного, отвлекая его от болезни.

Применение ТТ основано на следующих положениях.

• Трудовые процессы для правильного выбора в соответствии с наблюдающейся у пациента с патологией и для целесообразной их дозировки должны быть классифицированы по анатомофизиологическому принципу и сложности выполнения.

• Действие ТТ усиливается при совместном применении с другими средствами лечения, используемыми в определенной последовательности.

• ТТ должна обеспечивать длительную и систематическую работу двигательного аппарата, необходимую для восстановления нарушенных функций.

• Переход от восстановления двигательной функции к восстановлению профессиональной трудоспособности легче осуществить с помощью ТТ, так как труд является естественной формой активности человека.

• Эффективность восстановления профессиональной трудоспособности зависит от постепенного усложнения трудовых операций и возрастания их интенсивности.

• При проведении ТТ необходимо исключить выполнение трудовых операций пациентам за счет отрицательных компенсаций, приводящих к выработке и закреплению порочного двигательного стереотипа.

ТТ - это активный лечебный метод восстановления нарушенных у пациентов функций с помощью полноценной, разумной работы, направленной на создание полезного продукта.

По своему эффекту ТТ является лечебным и профилактическим фактором:

- с физической точки зрения - восстанавливает или улучшает мышечную силу и подвижность в суставах, нормализует кровообращение и трофику, приспосабливает и тренирует пациента для оптимального использования остаточных функций;

- психологически - способствует уравновешиванию пациента, отвлекая его внимание от основного заболевания;

- с социальной точки зрения - дает возможность работать в коллективе, подготавливая тем самым пациента к работе на производстве;

- с профессиональной точки зрения - ориентирует пациента в выборе той или иной профессии;

- с экономической точки зрения дает возможность пострадавшему убедиться в пользе своего труда.

ТТ имеет 2 основных направления: занятие трудом и терапия трудом.

Занятие трудом - это заполнение свободного от медицинских процедур времени пациента, находящегося на стационарном лечении, работой, представляющей для него интерес, отвлекающей от больничной обстановки, улучшающей его настроение. Занятие трудом направлено на максимальную активизацию физической, психологической деятельности больного и на помощь ему в преодолении болезни. Следует подчеркнуть психологический эффект подобных занятий, осо-

бенно при заболеваниях нервной системы, зачастую приковывающих больных на длительный срок к постели.

Терапия трудом предусматривает лечебное использование различных трудовых процессов и трудовых операций. Труд способствует сохранению способностей пациента и поощряет развитие менее выраженных наклонностей. Целесообразно упомянуть и о положительном моменте психологического характера, когда труд выражает самоутверждение личности. Поэтому каждый врач должен приветствовать и посильно поддерживать самостоятельную активность пациентов. Лечебный труд является частью медицинской теории во всех областях здравоохранения и социального обеспечения, он сознательно используется как средство терапии. Лечебный труд характеризуется 3 основными признаками.

• Труд должен соответствовать физическим способностям пациента, поэтому перед проведением занятий необходимо тщательное нейроортопедическое обследование.

• Труд должен быть осмысленным и полезным для пациента; этим он вызывает чувство гордости за достигнутое и дает возможность пациенту сохранить человеческое достоинство, которое основывается на том, что он своей деятельностью вносит определенный вклад на благо других людей.

• Труд должен проводиться в рамках кооперативной трудовой деятельности, которая не только способствует контакту с другими людьми, но и требует взаимозависимости и помощи. Роль больного в группе занимающихся в кабинете эрготерапии должна повышать самочувствие каждого члена группы; работа должна дать пациенту возможность творчески развивать свои способности.

Следовательно, при применении труда как лечебного метода можно не только отвлечь больного от мыслей о заболевании (повреждении), но и дать ему возможность вернуться к общественной жизни. Нет более успешной тренировки парализованных мышц или тугоподвижных суставов, чем активная деятельность пациента, когда он сосредоточен на изготовлении определенного предмета. При этом сам пациент активно участвует в своем выздоровлении. Нельзя также не учитывать присущую человеку взаимопомощь. Пассивный больной угнетен тем, что не может активно участвовать в своем лечении. Форма лечебного труда, которая направлена на восстановление функций, принимает в расчет человеческую потребность в активности и способствует инициативе и желанию самопомощи.

Внимание! Чтобы достигнуть успехов в использовании лечебного труда, следует заинтересовать пациента его процессом.

Основная задача лечения с использованием труда - дать человеку радость творчества. Так, для восстановления способности кисти к сжиманию и разжиманию требуется частое повторение этих движений. Такое упражнение можно выполнять в водной среде (сжимая и разжимая резиновую губку), однако у больного быстро наступает физическое и психологическое утомление. Но если ему предложить поработать с пластилином (глиной), которому он может придать различные формы (фигуры), он не будет ощущать усталости, так как сосредоточится на изготовлении определенного предмета. В конце такого занятия пациент видит результат труда и доволен этим, а кроме того, отмечает улучшение функции руки.

Вторая задача заключается в сохранении остаточной функции. Вследствие заболевания или повреждения нервной системы пациент выключается из повседневной жизни. Он настроен на нормальную активную жизнь, однако его физические возможности резко ограничиваются. Вначале пациенту требуются все силы, чтобы преодолеть болезнь или ее последствия, через некоторое время он восстанавливает свои силы и хочет стать активнее, участвовать в трудовых процессах. Если для этого нет соответствующих условий, пациент может впасть в депрессию. Характер его резко меняется, он становится прид сохранить нормальное физическое и психологическое состояние пациента, необходимо добиться постоянно нарастающей его активности после острой стадии болезни (повреждения).

Внимание! Насколько пациенту вначале необходимы покой и уход, т.е. пассивность, настолько ему это вредит, когда болезнь преодолена.

Третья задача - трудовая тренировка для дальнейшей жизни. С помощью соответствующей работы, которая проводится вначале только короткое время и позже - все длительнее, можно добиться этой цели. Сознавая значение труда как лечебного фактора, необходимо постоянно искать новые возможности применять метод трудотерапии во всех медицинских учреждениях.

Формы ТТ различны.

• Тонизирующая (общеукрепляющая) ТТ направлена на поддержание общего жизненного тонуса больного, его трудоспособности и способности к физической нагрузке, пониженных вследствие длительного течения заболевания.

• Восстановительная ТТ, с одной стороны, учитывает интерес пациента, с другой - должна соответствовать его возможностям и степени нарушенных двигательных функций.

• Ориентировочная ТТ оценивает трудоспособность и профессиональный профиль больного.

• Продуктивная (производственная) ТТ является заключительной фазой общего лечения и одновременно - переходом к производительному труду.

Наибольшее значение для практики восстановительного лечения имеет восстановительная ТТ. При ее выполнении укрепляются мышцы руки и восстанавливаются тонко координированные движения, способность к захватыванию и удержанию пальцами различных предметов, а также выносливость с возможностью длительной статической и динамической работы (общей и локальной).

Общеукрепляющая ТТ воздействует на организм пациента, в частности на деятельность нервно-мышечного аппарата и внутренних органов. Укрепляющее воздействие ТТ на организм пациента, направленное на сохранение общей работоспособности, достигается различными путями:

а) в период постельного режима для пациентов подбирают трудовые операции без затраты большого физического усилия, но требующие определенного внимания, мобилизации воли;

б) ходячим пациентам, находящимся в стационаре, вначале предлагают выполнять простую работу в палате (восстановление бытовых навыков), затем - в отделении (неврологическое, травматологическое и др.).

Навыки продолжительной статической нагрузки и восстановления выносливости к физической нагрузке вырабатываются у пациентов в процессе выполнения различных видов работы в кабинете эрготерапии. В зависимости от физических возможностей и общего состояния пациент может выполнять трудовые операции в положении сидя или стоя, что определяется его профессией или заданием врача.

В восстановлении профессиональной трудоспособности особенно большую роль играет производственная ТТ. Ее роль заключается в проверке профессиональной пригодности больного, степени сохранения остаточной трудоспособности. Это достигается с помощью специальных тестов, основанных на качестве обработки изделия, хронометраже времени выполнения трудового задания, учете изменений, наступающих в общем состоянии больного и его нервно-мышечном аппарате. В ходе производственной ТТ выздоравливающий приобретает хорошую психологическую и физическую подготовку к трудовой деятельности.

ТТ должна проводиться только по назначению врачей и под их постоянным наблюдением. При этом следует учитывать как пожелания самого больного, так и его интеллектуальные возможности. С самого начала подключения в систему лечения пациента трудовых навыков врач должен следить за тем, чтобы они не утомляли его. Трудовые операции подбирают в соответствии с характером двигательных нару-

шений, функциональными особенностями двигательного аппарата на основе точного технического и биомеханического анализа трудовых операций.

При строгой дозировке нагрузки на нервно-мышечный аппарат ТТ, как и лечебная гимнастика, может быть использована на ранних этапах лечения (например, после острого периода заболевания). Трудовые процессы назначают в соответствии с клиническими особенностями заболевания и функциональными возможностями двигательного аппарата.

Двигательный режим

Эффективность лечебно-восстановительного процесса зависит от рационального построения двигательного режима, предусматривающего оптимальное использование и распределение различных видов двигательной активности больного на протяжении дня в определенной последовательности по отношению к другим средствам комплексной терапии.

Правильное и своевременное назначение и использование соответствующего режима движения способствуют мобилизации и стимуляции защитных и приспособительных механизмов организма пациента и его реадаптации к возрастающим физическим нагрузкам.

Рациональный режим движения основан на:

- стимуляции восстановительных процессов путем активного отдыха и направленной тренировки функций различных органов и систем;

- содействии перестройке и формированию оптимального динамического стереотипа в ЦНС;

- адекватности физических нагрузок возрасту пациента, его физической подготовленности, клиническому течению заболевания и функциональным возможностям организма;

- постепенной адаптации организма пациента к возрастающей нагрузке;

- рациональном сочетании и целесообразном последовательном применении ЛФК с другими лечебными факторами, используемыми в комплексной терапии больных на этапах лечения: поликлиника - стационар - санаторно-курортное лечение.

В лечебных учреждениях выделяют следующие двигательные режимы: в стационаре - постельный (строгий и облегченный); полупостельный (палатный и свободный); в санаториях, домах отдыха и профилакториях - щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий.

Постельный режим. Задачи режима: постепенное совершенствование и стимулирование функции кровообращения и дыхания, подготовка больного к следующей, более активной фазе режима.

Содержание режима: постоянное пребывание больного в постели в положении лежа на спине, а также с приподнятым головным концом кровати, лежа на боку, на животе. Движения, необходимые для осуществления туалета, питания, изменения положения в кровати проводят с помощью медицинского персонала. При удовлетворительном состоянии возможны активные повороты в кровати (в спокойном темпе), кратковременное (2-3 раза в день по 5-12 мин) пребывание в постели в положении сидя, сначала - с опорой на подушки; овладение навыками самообслуживания. Разрешены физические упражнения с нагрузкой на мелкие и средние мышечные группы и суставы, выполняемые в медленном темпе, с небольшим числом повторений каждого; дыхательные упражнения статического и динамического характера.

Полупостельный режим (палатный). Задачи режима: постепенное восстановление адаптации сердечно-сосудистой системы и всего организма пациента к физической нагрузке; профилактика возможных осложнений.

Содержание режима: переход в положение сидя на кровати с опущенными ногами или на стуле (2-4 раза в день по 10-30 мин). При удовлетворительном состоянии и при отсутствии противопоказаний больному разрешено передвигаться в пределах палаты с последующим отдыхом в положении сидя и лежа. Пребывание в положении сидя допускается до половины дня; полное самообслуживание.

В занятия включают динамические физические упражнения, охватывающие средние и крупные суставы и мышечные группы, и дыхательные упражнения. Общая продолжительность занятий 12-20 мин, дозировка физической нагрузки индивидуальная.

Свободный режим. Задачи режима: адаптация всех систем организма к возрастающим физическим нагрузкам, нагрузкам бытового и профессионального характера.

Содержание режима: свободное передвижение в пределах палаты и отделения, ходьба по лестнице, прогулки по территории больницы. В занятиях широко используют динамические и статические упражнения, упражнения с гимнастическими предметами, в лечебном бассейне (при показаниях), на тренажерах (при показаниях).

Щадящий режим (№ 1). Применяют физические упражнения, соответствующие свободному режиму в стационаре. Разрешают лечебную ходьбу, прогулки, терренкур. Строгая дозировка используемых форм

ЛФК.

Щадяще-тренирующий (тонизирующий) режим (№ 2). Предполагает возможность участия в экскурсиях, играх (подвижных, с использованием элементов спортивных игр), прогулках по окрестностям санатория.

Тренирующий режим (№ 3) - наиболее расширенный. Показаны длительные прогулки (ближний туризм) и участие во всех мероприятиях, проводимых в лечебных учреждениях.

Больному при поступлении в санаторий назначают один из указанных выше режимов. По мере адаптации к физической нагрузке режимов № 1 и № 2 пациент может быть переведен на последующий режим: ему назначают новые формы ЛФК, удлиняют протяженность маршрутов для прогулки и т.д.

Противопоказания к назначению ЛФК: отсутствие контакта с больным вследствие его тяжелого состояния или нарушений психики; острый период заболевания и его прогрессирующее течение; нарастание сердечно-сосудистой недостаточности; синусовая тахикардия (более 100 в минуту) и брадикардия (менее 50 в минуту); частые приступы пароксизмальной или мерцательной тахикардии; экстрасистолы с частотой более 1:10; отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения; атриовентрикулярная блокада II-III степени; гипертензия (АД >220/120 мм рт.ст.) на фоне удовлетворительного состояния больного; гипотензия (АД <90/50 мм рт.ст.); частые гиперили гипотонические кризы; угроза кровотечения и тромбоэмболии: анемия со снижением числа эритроцитов до 2,5-3 млн, СОЭ более 20-25 мм/ч, выраженный лейкоцитоз.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите средства ЛФК.

2. Укажите принципы классификации физических упражнений.

3. Объясните механизм лечебного действия физических упражнений.

4. Перечислите приемы дозировки физических упражнений.

5. Расскажите об общих принципах построения процедуры лечебной гимнастики.

6. Назовите формы и методы ЛФК.

7. Выделите двигательные режимы, предусмотренные в лечебнопрофилактических учреждениях.

8. Цель и задачи аутогенной тренировки при проведении восстановительных мероприятий на этапах реабилитации.

9. Основные задачи и показания к применению эрготерапии при заболеваниях и повреждениях нервной системы и локомоторного аппарата.

10. Определите показания и основные противопоказания к назначению различных средств ЛФК.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.063 с.)