Методы исследований, применяемые во врачебном контроле за занимающимися оздоровительной физкультурой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследований, применяемые во врачебном контроле за занимающимися оздоровительной физкультурой



МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ВО ВРАЧЕБНОМ КОНТРОЛЕ ЗА ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ

Для решения задач, стоящих перед врачебным контролем (спортивной медициной), каждый человек, занимающийся физической культурой и спортом или приступающий к занятиям, подвергается врачебному обследованию. Оно состоит из общего клинического обследования, антропометрических измерений и проведения функциональных проб. На основании полученных данных выносится врачебное заключение.

Характер исследований обусловлен их основной целью. Для приступающих к занятиям физическими упражнениями - это назначение соответствующего их функциональному состоянию тренировочного режима; для тех, кто уже занимается оздоровительной физкультурой (ОФК) и массовым спортом, - оценка эффективности этих занятий, соответствия тренировочного режима функциональным возможностям организма. У спортсменов врачебное обследование решает целый ряд специальных задач, главные из которых - определение состояния здоровья и функциональной готовности к тренировочной или соревновательной нагрузке, а также выявление признаков неблагоприятного влияния физических нагрузок на организм вследствие их неадекватности.

Задачи медицинского обследования включают:

- оценку и анализ состояния здоровья и функционального состояния лиц, занимающихся ОФК и спортом;

- определение адекватных нагрузок при занятиях и адаптационных возможностей организма занимающихся;

- допуск к занятиям различными массовыми видами спорта и

ОФК;

- анализы влияния занятий массовыми видами спорта и ОФК на состояние здоровья занимающихся ими.

Анамнез

Медицинский анамнез собирают по общепринятым правилам: вначале - анамнез болезни, потом анамнез жизни с учетом возможного влияния наследственности, социальных и семейных условий, профессиональных вредностей, который дополняют спортивным анамнезом.

• Спортивный врач должен выяснить следующие вопросы (спортивный анамнез):

- занимался ли обследуемый физкультурой в школе и в какой медицинской группе (основной, подготовительной или специальной);

- с какого возраста он начал систематически заниматься физкультурой или спортом (уточнить, какими видами спорта);

- какими видами спорта он занимается в настоящее время;

- были ли перерывы в тренировочных занятиях и по каким причинам (например, по болезни, вследствие перетренированности, травмы);

- какова спортивная квалификация;

- есть ли динамика роста спортивных достижений;

- каков характер тренировок в настоящее время;

- как спортсмен оценивает свою тренированность;

- как можно охарактеризовать режим тренировочных занятий, соревнований и дней отдыха спортсмена.

Данные спортивного анамнеза обобщают в заключении. Важнейшая часть заключения - рекомендации по питанию, режиму, тренировке и тому подобное, с учетом сведений, полученных при сборе анамнеза. После этого исследуется физическое развитие.

Исследование суставов

Скрининговое исследование включает: а) исследование в покое; б) исследование при выполнении определенных движений; в) пальпацию и нагрузочные тесты наиболее часто поражаемых суставов.

Исследование суставов верхних и нижних конечностей сначала проводят в покое:

- исследование кожных покровов области пораженного сустава;

- выявление припухлости в области сустава (бурсит, синовит, узелки и др.);

- определение деформаций (вальгусной, варусной, заднего вывиха и др.);

- оценка положения конечности; затем - при движении:

- активное движение по основным осям;

- движение с дозированным сопротивлением и с отягощением;

- появление крепитации, болезненности при движении;

- гипермобильность сустава.

Скрининг-тестом для определения генерализованной гипермобильности может быть модифицированная проба Байтона. Максимальное количество баллов - 9. О гипермобильности можно говорить при сумме 6 баллов и более:

• разгибание мизинца на 90° (по 1 баллу с каждой стороны);

• приведение большого пальца через сторону и назад до соприкосновения с предплечьем (по 1 баллу с каждой стороны);

• переразгибание локтевого сустава на 10° (по 1 баллу с каждой стороны);

• переразгибание колен на 10° (по 1 баллу с каждой стороны);

• касание ладонями поверхности пола без сгибания коленей (1 балл).

Функциональные пробы

Функциональные пробы позволяют оценивать общее состояние организма, его резервные возможности, особенности адаптации различных систем к физическим нагрузкам, которые в ряде случаев имитируют стрессорные воздействия.

Ведущим показателем функционального состояния организма является общая физическая работоспособность (ФР), или готовность производить физическую работу. Общая ФР пропорциональна количеству механической работы, которую человек способен выполнять длительно и с достаточно высокой интенсивностью, и в значительной мере зависит от производительности системы транспорта кислорода.

Все функциональные пробы классифицируются по 2 критериям: характеру возмущающего воздействия (физические нагрузки, перемена положения тела, задержка дыхания, натуживание и др.) и типу регистрируемых показателей (систем кровообращения, дыхания, выделения и др.).

Общим требованием к возмущающим воздействиям является их дозировка в конкретных количественных величинах, выраженных в единицах системы СИ. Если в качестве воздействия используется физическая нагрузка, ее мощность должна выражаться в ваттах, энерготраты - в джоулях и т.д. Когда характеристика входного воздействия выражается количеством приседаний, частотой шагов при беге на месте и тому подобное, надежность получаемых результатов существенно снижается.

В качестве регистрируемых после пробы показателей используют физиологические константы, имеющие определенную шкалу измерений. Для их регистрации применяют специальную аппаратуру (электрокардиограф, газоанализатор и др.).

Одним из объективных критериев здоровья человека является уровень ФР. Высокая работоспособность служит показателем стабильного здоровья, низкие ее значения рассматриваются как фактор риска для здоровья. Как правило, высокая ФР связана с большей двигательной активностью и более низкой заболеваемостью, в том числе и сердечно-сосудистой системы.

В понятие ФР (в английской терминологии - Physical Working Capacity - PWC) авторы вкладывают различное содержание, однако основной смысл каждой из формулировок сводится к потенциальной возможности человека выполнить максимум физического усилия.

ФР - комплексное понятие, которое определяется морфофункциональным состоянием различных органов и систем, психическим статусом, мотивацией и др. Поэтому заключение о величине ФР можно составить только на основе комплексной оценки. В практике спортивной медицины ФР оценивают с помощью многочисленных функциональных проб, которые предполагают определение резервных возможностей организма на основе ответных реакций сердечнососудистой системы. С этой целью предложено более 200 различных тестов.

Другие методы оценки ФР

Проба Шефарда. Автором предложен 2-ступенчатый степ-тест, который учитывает темп восхождения на ступеньку в зависимости от возраста, пола и массы тела. Время восхождения - 4-5 мин. Для установления на метрономе необходимого темпа указанное в табл. 2.6 количество циклов следует умножить на 6. Результат пробы оценивают по величине пульса, регистрируемой с помощью электрокардиографа или определяемой пальпаторно в первые 10 с после завершения пробы (результат умножают на 6). Полученную ЧСС за минуту сравнивают с должной для данной нагрузки (см. табл. 2.6).

Аэробная производительность оценивается как средняя при отклонении фактической ЧСС от должной на ±10 в 1 мин; при меньших значениях пульса ФР оценивается как высокая, при больших - как низкая.

Гарвардский степ-тест. Тест предусматривает восхождение на ступеньку: для мужчин - высотой 50 см, для женщин - 43 см при частоте 30 в минуту (темп метронома устанавливают на 120 в 1 мин) и длительности 5 мин. Каждое восхождение состоит из 4 шагов (рис. 2.10). После завершения работы у обследуемого в положении сидя подсчитывают ЧСС в первые 30 мин начиная со 2-й, 3-й и 4-й минут восстановления. По полученным данным рассчитывают индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле:

ИГСТ = (t x 100) / ((П1 + П2 + П3) x 2),

где t - время восхождения, с; П1, П2, П3 - частота пульса соответственно во 2-ю, 3-ю и 4-ю минуты восстановления.

При отставании из-за усталости от заданного метрономом темпа через 15-20 с после начала нарушений тест прекращают и учитывают.

 

Таблица 2.6. Частота восхождений на ступеньку (циклы - 1 мин) в зависимости от возраста, пола и массы тела

Примечание. В скобках - должная ЧСС для данной нагрузки.

Рис. 2.10. Гарвардский степ-тест (восхождение на одноступенчатую лестницу)

 

При выполнении степ-теста обследуемый поднимается на 2 счета (1-2) и также на 2 счета (3-4) спускается (спиной вперед). Полный цикл восхождения состоит из 4 шагов. Цифры - количество шагов при восхождении

фактическое время работы в секундах. Тест следует немедленно прекратить при возникновении признаков чрезмерного утомления: бледности лица, появлении холодного пота, слабости и т.д.

При массовых обследованиях используют сокращенную форму гарвардского степ-теста: производится однократный подсчет пульса в первые 30 мин начиная со 2-й минуты восстановления. ИГСТ рассчитывают по формуле:

ИГСТ = (t x 100) / (П1 x 5,5).

ФР по ИГСТ оценивают по соответствующей шкале (табл. 2.7).

 

 

Таблица 2.7. Оценка ФР по ИГСТ

Проба Руфье. В связи с большой интенсивностью нагрузки при выполнении гарвардского степ-теста он применяется для оценки ФР здоровых людей молодого возраста. Для старших возрастных групп рекомендуется метод косвенной оценки с помощью функциональной пробы Руфье. Метод основан на учете величины пульса, зафиксированной на различных этапах восстановления после относительно небольших нагрузок. С этой целью используют 30 приседаний за 45 с либо 3-минутный степ-тест. Пульс определяют после 5 мин отдыха в положении лежа (при степ-тесте - сидя) за 15 с до нагрузки, в первые и последние 15 мин начиная с 1-й минуты восстановления (результат умножают на 4). Для оценки ФР по приведенной ниже формуле рассчитывают индекс Руфье:

Индекс Руфье = ((П1 + П2 + П3) - 200) / 10,

где П1 - исходный пульс; П2 - сразу после нагрузки; П3 - в конце 1-й минуты восстановления.

ФР рассматривается как высокая при индексе Руфье <3, хорошая - 4-6, посредственная - 7-10, удовлетворительная - 10-15, плохая - 15 и более.

Тест Навакки. Своеобразной разновидностью максимального теста с регистрацией лишь «критической» мощности без данных газоанализа является тест Навакки. Его достоинства - информативность, простота исполнения, возможность унифицировать результаты исследования. Тест рекомендован ВОЗ для широкого применения.

Для проведения теста необходим лишь велоэргометр. Нагрузка индивидуализируется в зависимости от массы тела испытуемого. Тест начинается с исходной нагрузки 1 Вт на 1 кг массы тела и через каждые 2 мин увеличивается на эту же величину. Регистрируют максимальную достигнутую мощность и время ее удержания (в пределах 2 мин). В момент «отказа» потребление О2 у испытуемого близко к максимальному, ЧСС также достигает максимальных значений. Тест пригоден для исследования как тренированных, так и нетренированных лиц; возможно его использование и в восстановительном лечении для дозирования нагрузки при лечебной гимнастике и при оценке эффективности реабилитационного процесса. В последнем случае начинать пробу нужно с нагрузки 0,25 Вт/кг. В табл. 2.8 приведена оценка результатов теста для здоровых людей.

Таблица 2.8. Оценка результатов теста Навакки

Нормальная ФР у нетренированных (мощность 3 Вт/кг, удерживаемая в течение 2 мин) соответствует МПК 42-44 мл/кг/мин, т.е. среднему функциональному классу (ФК) аэробной способности по Астранду для мужчин в возрасте 20-50 лет. Выборочные исследования показывают, что среди европейских мужчин подобным уровнем ФР обладают всего 5-8%.

Врачебное заключение

По итогам комплексного врачебного обследования составляется развернутое заключение, содержащее оценку состояния спортсмена и вытекающие из этого рекомендации.

Заключение должно включать следующие разделы: оценку состояния здоровья, оценку физического развития, оценку функционального состояния, допуск к занятиям и соревнованиям, рекомендации по организации и проведению лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий, рекомендации по режиму и методике занятий или спортивной тренировки, назначение на очередное или дополнительное обследование.

Наиболее полным, содержащим все перечисленные разделы, заключение должно быть при первичном обследовании. При повторных динамических обследованиях основное внимание уделяется изменениям в здоровье, физическом развитии и функциональном состоянии тренирующегося за истекшее после предыдущего обследования время, контролю выполнения и эффективности сделанных ранее назначений и рекомендаций, при необходимости - их изменению.

Заключение «здоров» может быть дано лишь при отсутствии какихлибо (даже незначительных) отклонений и жалоб. Хорошее самочувствие не всегда служит прямым указанием на отсутствие нарушений, а большое желание заниматься спортом нередко приводит к сокрытию имеющихся жалоб. Поэтому при малейшем подозрении на наличие каких-либо отклонений в здоровье следует проводить дополнительное специальное обследование. Но в целом отсутствие нарушений и жалоб позволяет написать в заключении вывод: «здоров».

При выявлении каких-либо нарушений в здоровье указывается диагноз заболевания с полной его характеристикой: форма, стадия, течение, этиология, степень компенсации и пр.

Представляется допустимым пользоваться понятием «практически здоров» при составлении заключения о функциональном состоянии спортсменов, если имеющиеся нарушения не представляют какой-либо опасности для здоровья в связи с использованием физических нагрузок и не требуют специальной коррекции тренировочного режима. При этом в заключении обязательно следует указать точный характер выявленных нарушений, т.е. обосновать постановку такого диагноза.

При повторных обследованиях должна быть указана динамика этих изменений, а при отрицательных сдвигах диагноз может быть изменен. Следует указать также перенесенные за истекшее время травмы и заболевания, их влияние на работоспособность и наличие осложнений.

Хорошие показатели здоровья и функционального состояния свидетельствуют об адекватности используемых занимающимися нагрузок и режима тренировки, что и указывается в заключении. Если при обследовании выявлены какие-либо неблагоприятные изменения, отсутствует положительная динамика либо функциональное состояние не соответствует задачам и периоду подготовки, необходим тщательный анализ режима последней с внесением определенных изменений в соответствии с показателями состояния каждого обследуемого. Это может касаться характера, объема и интенсивности нагрузок, их чередования с отдыхом, продолжительности и характера последнего, введения либо исключения каких-либо упражнений, частоты соревнований, изменения условий занятий, общего режима жизни занимающегося и т.п. В конце заключения указываются рекомендуемые сроки и характер следующего комплексного обследования, дополнительных обследований (в амбулатории, стационаре, в естественных условиях и т.п.), требующих наблюдений и самоконтроля.

Заключение в письменном виде заносится в принятую для каждого контингента занимающихся форму и доводится до сведения тренера (преподавателя, руководителя занятий), который использует материалы врачебного обследования для составления и коррекции плана занятий с физкультурниками или плана подготовки спортсменов.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите методы исследования, применяемые во врачебном контроле.

2. Какой метод обследования является основным в спортивной антропологии?

3. Что изучает соматоскопия?

4. Укажите принципы классификации функциональных проб.

5. Какие функциональные пробы применяются для определения

ФР?

6. Перечислите типы реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

7. Назовите существующие методы исследования физического развития.

8. Дайте физиологическое обоснование пробы PWC170; каковы показания к ней и методика применения?

9. Тестирование ФК аэробной способности по Куперу.

 

Аэробные нагрузки

Это длительные нагрузки в невысоком темпе, развивающие выносливость. Они хорошо известны: бег, ходьба, в том числе на лыжах, плавание, гребля, езда на велосипеде и т.п. Большое распространение получили ритмическая гимнастика и танцетерапия. Определенным аэробным эффектом обладают и подвижные игры.

Выполняют аэробные нагрузки без пауз для отдыха от 5-6 мин до нескольких часов. В течение этого времени организму предъявляются требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода, в результате чего происходит структурная перестройка в дыхательной, сердечно-сосудистой системах, системе крови, в работающих мышцах. Кислородный долг при этом, в отличие от такового при анаэробных нагрузках, почти не нарастает. Тренировочный эффект аэробных нагрузок не ограничивается воздействием на каждое звено систем транспорта кислорода, что увеличивает функциональные резервы. Гораздо более важна их способность предотвращать или ограничивать развитие атеросклероза, особенно коронарного и сосудов нижних конечностей.

Аэробные тренировки выгодно отличаются от других видов мышечной деятельности (например, атлетической гимнастики) тем, что не ведут к нарастанию мышечной массы. Повышение последней, как известно, сопровождается увеличением содержания в крови холестерина. С ростом аэробных способностей повышается устойчивость к инфекционным заболеваниям (так, имеются данные об уменьшении

заболеваемости раком среди бегунов). Широкий спектр благотворного влияния аэробных нагрузок на органы, системы, психику человека, его иммунитет позволил в последнее десятилетие ряду отечественных и зарубежных специалистов оценивать уровень здоровья человека по его физическому состоянию, определяемому величиной МПК, рассчитанной на 1 кг массы тела (мл/мин/кг).

Эффект от тренировок в виде возросших аэробных способностей крайне непродолжителен: даже у бегунов с большим стажем после прекращения занятий он исчезает в течение 3 месяцев.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается неспецифический эффект оздоровительной тренировки?

2. К чему могут привести длительные перегрузки опорнодвигательного аппарата в подготовительном периоде у здоровых людей?

3. Укажите отличия оздоровительной тренировки от спортивной.

4. Назовите факторы, определяющие физическую тренированность.

5. Укажите особенности функционального состояния лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

6. Какие виды спорта лучше всего тренируют сердечно-сосудистую систему?

7. Как изменяется сердечный выброс при физической нагрузке?

8. Перечислите основные противопоказания к оздоровительной тренировке.

9. Укажите принципы дозирования физической нагрузки в ходе оздоровительной тренировки.

10. Какие физические нагрузки являются аэробными?

11. Назовите преимущества аэробной тренировки.

12. В чем заключаются особенности оздоровительной тренировки в пожилом возрасте?

 

 

Средства ЛФК

Основными средствами ЛФК (схема 5.2) являются физические упражнения, используемые с лечебной целью, а также естественные факторы природы, дополнительными - механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках), массаж и трудотерапия (эрготерапия). К средствам ЛФК относят также массаж и двигательный режим пациента, проходящего лечение средствами восстановительной терапии.

Схема 5.2. Средства ЛФК

 

Физические упражнения

Физические упражнения, применяемые в ЛФК, делятся на гимнастические, спортивно-прикладные и игры (схема 5.3).

Гимнастические упражнения, применяемые с терапевтической целью в медицинских учреждениях, воздействуют не только на различные системы организма в целом, но и на отдельные группы мышц, суставы, позвоночник, позволяя восстановить и развить некоторые двигательные качества - силу, быстроту, координацию, выносливость и др. В связи с этим упражнения подразделяют на общеразвивающие (общетонизирующие, общеукрепляющие) и специальные:

- общеразвивающие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма;

- задача специальных упражнений - избирательное воздействие на ту или иную часть (сегмент, регион) ОДА, например на стопу - при плоскостопии, на позвоночник - при его деформации, на тот или иной сустав - при ограничении движений.

 

Схема 5.3. Классификация физических упражнений

 

В основу классификации физических упражнений положено несколько признаков:

- анатомический признак. Выделяют упражнения для мелких (кисть, стопа, лицо), средних (шея, предплечье, голень, бедро), крупных (конечности, туловище) мышечных групп;

- характер мышечного сокращения. Физические упражнения подразделяют на динамические (изотонические) и статические (изометрические).

Динамические упражнения - упражнения, при которых мышца работает в изотоническом режиме; при этом происходит чередование периодов сокращения с периодами расслабления, т.е. приводятся в движение суставы конечностей и туловища. Напряжение мышц при выполнении изотонических упражнений можно дозировать применением рычага, изменением скорости движения перемещаемого сегмента тела и использованием дополнительных отягощений, сопротивлений, гимнастических снарядов и др. Примером динамического упражнения могут служить сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, отведение руки в плечевом суставе, наклон туловища вперед, в сторону и т.п.

Сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет свою длину, называется изометрическим. Это статическая форма сокращения. Например, если больной из исходного положения лежа на спине поднимает прямую ногу вверх и удерживает ее в течение некоторого времени, то он выполняет сначала динамическую работу (поднятие), а затем статическую, когда мышцы-сгибатели бедра производят изометрическое напряжение. Напряжение мышц под гипсовой повязкой при травматических повреждениях конечностей довольно широко используется для профилактики мышечной гипотонии.

Степень активности. Физические упражнения могут быть активными и пассивными в зависимости от поставленной задачи, состояния больного, характера заболевания или повреждения, а также для создания строго адекватной нагрузки. Активные упражнения могут выполняться в облегченных условиях, т.е. с устранением силы трения,

силы тяжести, реактивных мышечных сил (например, сгибание в локтевом суставе с опорой на горизонтальную плоскость стола или отведение нижней конечности, скользя стопой по плоскости кушетки/ постели и др.). Для облегчения выполнения движений предложены специальные скользящие плоскости (горизонтальные и наклонные), роликовые тележки, а также различные подвесы, устраняющие силу трения в момент активного движения. Для затруднения мышечного сокращения можно использовать движения с амортизатором или сопротивлением, оказываемым методистом. Сопротивление можно создавать на разных этапах движения - в начале, середине и в конце.

Пассивно-активными упражнениями называют такие, при которых больной помогает методисту произвести пассивные движения, а активно-пассивными - те, при которых методист оказывает сопротивление активно выполняемому больным движению. Упражнения в пассивных движениях применяются в форме перемещения отдельных сегментов тела. Их может выполнять методист ЛФК или сам больной (с помощью здоровых конечностей или под действием силы тяжести), пассивные движения применяются для стимуляции восстановления движений и профилактики контрактур и тугоподвижности в суставах (при парезах и параличах, в постиммобилизационном периоде и др.).

Упражнения с использованием рефлекторных движений применяются, когда больной не может произвольно сокращать те или иные мышцы. При параличах и парезах центрального происхождения, а также у детей первого года жизни можно использовать как физиологические, так и патологические рефлексы.

Упражнения на растягивание применяют в форме различных движений, вызывающих в суставах незначительное превышение свойственной им пассивной подвижности. Лечебное действие этих упражнений используют при контрактурах и тугоподвижности суставов, ухудшении эластических свойств тканей ОДА и кожи, чрезмерном повышении тонуса мышц (спастические парезы и параличи), для восстановления утраченной при заболеваниях подвижности и т.д.

Внимание! При растягивании гипотрофичных, дегенеративно измененных и денервированных мышц легко возникает их перерастяжение с последующим ухудшением функции (в частности, снижением силы) и замедлением нормализации деятельности.

Упражнения в активном расслаблении различных групп мышц можно применять для отдельных сегментов тела (кисть, стопа), конечности в целом, конечности и туловища одновременно. Они способствуют нормализации повышенного тонуса при различных проявлениях патологии (болевые контрактуры, спастические парезы и др.) и улучшению общей координации движений.

Корригирующими (исправляющими) упражнениями называются физические упражнения, в которых движения конечностей и туловища или отдельных сегментов тела направлены на исправление различных деформаций (шеи, грудной клетки, позвоночника, стоп и др.). В этих упражнениях наиболее важны исходное положение, определяющее их строго локализованное воздействие, оптимальное сочетание силового напряжения и растягивания, формирование во всех возможных случаях незначительной гиперкоррекции порочного положения.

Упражнения на координацию широко применяются при нарушениях координационных движений как основном проявлении заболевания ЦНС (спастические парезы, гиперкинезы, атаксии и др.).

Упражнения в равновесии характеризуются:

а) перемещениями вестибулярного аппарата в различных плоскостях при движениях головы и туловища;

б) изменениями площади опоры (например, переход из основной стойки в стойку на одной ноге) в момент выполнения упражнений;

в) перемещением высоты общего центра тяжести по отношению к опоре (например, при переходе из исходного положения сидя в положение стоя на носках с поднятыми вверх руками).

Упражнения в равновесии активизируют не только вестибулярные, но также тонические и статокинетические рефлексы. По общему воздействию упражнения в равновесии аналогичны соответствующим по интенсивности упражнениям с дозированным силовым напряжением.

К дыхательным относятся упражнения, при выполнении которых произвольно (по словесной инструкции или по команде) регулируются компоненты дыхательного акта. Применение дыхательных упражнений с лечебной целью может обеспечить:

а) нормализацию и совершенствование механизма дыхания и взаимокоординацию дыхания и движений;

б) укрепление дыхательных мышц (основных и вспомогательных);

в) улучшение подвижности грудной клетки и диафрагмы; профилактику и коррекцию деформаций грудной клетки;

г) растягивание шварт и спаек в плевральной полости;

д) предупреждение и ликвидацию застойных явлений в легких; удаление мокроты.

Дыхательные упражнения также оказывают тормозящее, реже - активизирующее воздействие на корковые процессы, содействуют кровообращению, снижают повышенные (после применения других физических упражнений) вегетативные функции.

Дыхательные упражнения подразделяются на статические и динамические.

К статическим относятся упражнения, не сочетаемые с движениями конечностей и туловища, а именно упражнения:

а) в ровном ритмичном дыхании, в урежении дыхания;

б) в изменении типа (механизма) дыхания (грудного, диафрагмального, полного и их различных сочетаний);

в) в изменении фаз дыхательного цикла (различные изменения соотношений по времени вдоха и выдоха, включение кратковременных пауз и задержек дыхания за счет «выдувания» и других способов, сочетание дыхания с произнесением звуков и др.).

К статическим дыхательным упражнениям также относятся упражнения с дозированным сопротивлением:

а) диафрагмальное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста в области края реберной дуги ближе к середине грудной клетки (рис. 5.2);

б) диафрагмальное дыхание с укладкой на верхний квадрант живота мешочка с песком (0,5-1 кг);

в) верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением сопротивления при давлении рук методиста в подключичной области (рис. 5.3);

г) нижнегрудное дыхание с участием диафрагмы с сопротивлением при давлении рук методиста в области нижних ребер (рис. 5.4);

г) верхне- и среднегрудное дыхание с преодолением сопротивления при нажатии методистом руками в верхней части грудной клетки (рис. 5.5);

д) использование надувных игрушек, мячей, различных аппаратов.

Рис. 5.2. Диафрагмальное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста

Рис. 5.3. Верхнегрудное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста

Рис. 5.4. Нижнегрудное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста

Рис. 5.5. Верхне- и среднегрудное дыхание с преодолением сопротивления рук методиста

Динамическими называются упражнения, в которых дыхание сочетается с различными движениями:

а) упражнения, при которых движения облегчают выполнение отдельных фаз или всего дыхательного цикла;

б) упражнения, обеспечивающие избирательное увеличение подвижности и вентиляции отдельных частей или в целом одного или обоих легких;

в) упражнения, способствующие восстановлению или увеличению подвижности ребер и диафрагмы;

г) упражнения, способствующие растягиванию спаек в плевральной полости;

д) упражнения, формирующие навыки рационального сочетания дыхания и движений.

Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею, откуда мокрота эвакуируется во время откашливания. При выполнении специальных физических упражнений зона поражения должна располагаться выше бифуркации трахеи, что создает оптимальные условия для оттока отделяемого из пораженных бронхов и полостей.

Для лучшего оттока отделяемого из пораженной зоны используют статические и динамические дренажные упражнения (рис. 5.6).

Идеомоторные упражнения заключаются в активной посылке импульсов к сокращению отдельных групп мышц без изменения положения сегментов конечности. Такие упражнения, вызывая сокращения мышц, влияют на их укрепление и повышение работоспособности. Упражнения рекомендуют больным на постельном режиме, при иммобилизации, параличах и парезах.

Ритмопластические упражнения чаще применяют после выписки больного из стационара на этапе восстановительного лечения (поликлиника - санаторно-курортное долечивание) с целью полной коррекции функций ОДА (например, при заболеваниях суставов, после травм или хирургических вмешательств), а также в неврологической практике (при неврозах). Упражнения выполняются с музыкальным сопровождением в заданном ритме и тональности, в зависимости от функционального состояния больного, типа высшей нервной деятельности, возраста и толерантности к нагрузке.

Упражнения с использованием гимнастических предметов и снарядов. В зависимости от конкретных условий упражнения выполняют: без предметов; с предметами и снарядами (гимнастические палки, мячи, гантели, булавы и др.); на снарядах (сюда можно отнести и механотерапевтические снаряды).

Рис. 5.6. Дренажные дыхательные упражнения: А - статические дыхательные упражнения: схема дренажных положений для всех сегментов легкого (I-IX; арабскими цифрами обозначены бронхи, для которых создаются лучшие дренажные условия в указанном положении); Б - динамические дыхательные упражнения: наклон туловища влево с поднятой рукой способствует дренированию бронхов верхней доли правого легкого (I); наклон туловища вперед способствует выведению мокроты; методист надавливает на грудную клетку синхронно с кашлевым толчком (II); подтягивание ноги к грудной клетке помогает увеличению подвижности диафрагмы, выведению мокроты из нижней доли правого легкого (III); наклон туловища к стопе левой ноги способствует дренированию бронхов правой нижней доли (IV); имитация подлезания под барьер стимулирует дренирование бронхов нижних долей обоих легких (V)

 

В соответствии с общей кинематической характеристикой упражнения разделяют на циклические и ациклические (схема 5.4).

Циклические движения характеризуются закономерным последовательным чередованием и взаимосвязанностью отдельных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Взаимосвязанность каждого цикла с предыдущим и последующим является существенной чертой упражнений этого класса.

Физиологическая основа циклических движений - ритмический двигательный рефлекс. Выбор оптимального темпа при разучивании циклических движений ускоряет процесс усвоения ритма раздражений, а также установления оптимального ритма всех физиологических функций. Он способствует повышению лабильности и устойчивости нервных центров к ритмическим раздражениям, ускоряет врабатываемость.

Схема 5.4. Кинематическая характеристика упражнений

 

К локомоторным (переместительным) циклическим упражнениям относятся бег и ходьба, бег на коньках и на лыжах, плавание, езда на велосипеде и др. Эти упражнения включают многократное повторение стереотипных циклов движений.

Ациклические движения представляют собой целостные, законченные двигательные акты, не связанные между собой, имеющие самостоятельное значение. Ациклические движения отличаются относительной кратковременностью выполнения и чрезвычайным разнообразием форм. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизующие силу и скорость сокращения мышц. Ациклическим движениям, как и циклическим, свойствен ритм, т.е. закономерная последовательность отдельных фаз, различных по длительности и усилиям, с акцентом на основных частях движения.

Ациклические движения делятся на: а) однократные двигательные акты и их комбинации; б) собственно силовые; в) скоростно-силовые упражнения. Они составляют основной арсенал спортивных дисциплин (например, спортивные игры, гимнастика и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.118 с.)