Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование личного опыта у животныхСтр 1 из 4Следующая ⇒
Формирование личного опыта у животных Поведение животных складывается из врожденных и приобретенных в процессе онтогенеза элементов. Генетически детерминированные формы поведения, отражающие накопленный в генофонде видовой опыт предшествующих поколений, оказываются недостаточными, чтобы обеспечить активное существование особи в вероятностно изменчивой среде. Чем меньше выражен диапазон колебаний факторов среды, тем больше поведение животного может опираться на опыт предшествующих поколений, записанных в его генотипе. И наоборот, чем больше изменчивость окружающей действительности, тем меньше парагматическая ценность видового опыта, тем в большей мере возрастает необходимость в приобретении собственного, личного или индивидуального опыта. Личный опыт можно определить как результат встраивания приобретенных форм поведения в генетически детерминированные стереотипы. Личный опыт следует считать адаптацией животного к конкретным условиям жизни. В случае, если такая индивидуальная адаптация сопряжена с большими биологическими преимуществами, она распространяется и на другие особи, а в конечном счете захватывает целые поколения. Со временем такая изначально индивидуальная адаптация превращается в видотипичное свойство, закрепленное наследственностью.
Виды и механизмы научения Личный опыт приобретается различными путями, в основе которых лежит общая способность живых организмов к научению. Научение – это процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта в процессе онтогенеза. При научении происходит отбор оптимальных реакций животного, но сам процесс научения, скрытый от непосредственного измерения, может быть оценен только по результатам поведения. Способность к научению ограничивается уровнем эволюционного развития животного, а так же отражает уровень его психических процессов. Это справедливо в целом для всего царства животных. Все высшие животные имеют больше шансов на выживание. Низшие животные имеют узкие рамки способности к научению. Однако в пределах одного класса отдельные виды проявляют нетипичные для своего класса способности к научению.
Существует много видов научения, варьирующих от простейших модификаций врожденного поведения до наиболее сложных процессов проявления в умственной деятельности человека. Все виды научения можно подразделить на три группы: облигатное или неассоциативное (стимулзависимое), факультативное или ассоциативное (эффектзависимое) и когнитивное научение. Облигатное научение необходимо всем представителям данного вида независимо от того, в каких условиях они существуют. Оно включает следующие формы научения: - суммационная реакция - центральные нейроны приобретают состояние высокой возбудимости под действием нескольких одновременно или последовательно действующих стимулов, каждый из которых в отдельности не вызывает адаптивных реакций; - сенситизация - усиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения; - габитуация (привыкание)- постепенное угасание реакции на малозначимые стимулы при их многократном предъявлении или длительной экспозиции раздражителя; - импритинг (запечатление) – комплекс поведенческих адаптаций новорожденного, которые обеспечивают первичную связь между ним и родителями, позволяя реализовывать уже сформированные механизмы восприятия и реагирования; - имитация (подражание) – формирование новых форм поведения в результате непосредственного восприятия и копирования действий других особей;
- тренировка – ряд поведенческих навыков, формирующихся под влиянием многократно повторяющихся действий. Факультативное научение необходимо для выживания конкретной особи или популяции, оказавшейся в конкретной (возможно, редкой) обстановке, т. е. необязательно для всех представителей вида. Однако оно видотипично и характеризуется большей гибкостью и лабильностью. К факультативному научению относится условный рефлекс, являющийся индивидуальной приспособительной деятельностью высокоорганизованного организма, осуществляемой высшими отделами ЦНС, путем образования временных связей между сигнальным раздражителем и соответствующей, безусловно-рефлекторной, ответной реакцией. Различают две формы условно-рефлекторной реакции:
- классический условный рефлекс – при его выработке отсутствуют инициативные действия со стороны животного; - инструментальный условный рефлекс - при его выработке животному необходимо проявить инициативу, т. е. совершить действие, которое служит инструментом для достижения цели. Когнитивное научение – это высшая форма научения, свойственная в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой в основе которой лежит формирование функциональной структуры среды, то есть извлечение законов связей между отдельными ее компонентами. Когнитивные формы научения, опираясь на весь широкий репертуар более простых форм облигатного и ассоциативного научения, выступают в качестве одного из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности животных и человека. Оно представлено следующими формами научения: - психонервная деятельность – интеграция элементов внешней среды в одно целое переживание, производящее целостный образ, который через ориентировочную реакцию направляет поведение животного; - элементарнаярассудочная деятельность – использование предварительно воспринятой тактики изменений в среде для построения стратегии своего будущего поведения; - вероятностное прогнозирование – предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. У животных со сложной перцептивной психикой наблюдают такое явление как инсайт (озарение) – внезапное решение задачи без предварительных проб и ошибок. В ряде случаев животные приобретают сложные индивидуальные адаптации, не получая при этом подкрепления. К таким видам научения можно отнести, например: - латентное научение – заключается в возможности непроизвольного ознакомления с ситуацией или последовательностью событий, в результате чего создается готовность выполнять в будущем практические действия, адекватные данной ситуации, либо обеспечивающие ускорение последующего целенаправленного научения; - игровое самообучение – программа, позволяющая интегрировать в единый биологически целенаправленные поведенческие акты врожденные способности и приобретенные навыки.
Ориентировочная реакция На этой стадии отмечается повышение электрической активности головного мозга. Особенно выражен этот процесс в проекционных зонах коры двух сочетаемых раздражителей. Ориентировочная реакция предельно обостряется при наличии доминанты, которая повышает реактивность нервной системы на раздражители различной модальности. Формирование личного опыта у животных Поведение животных складывается из врожденных и приобретенных в процессе онтогенеза элементов. Генетически детерминированные формы поведения, отражающие накопленный в генофонде видовой опыт предшествующих поколений, оказываются недостаточными, чтобы обеспечить активное существование особи в вероятностно изменчивой среде. Чем меньше выражен диапазон колебаний факторов среды, тем больше поведение животного может опираться на опыт предшествующих поколений, записанных в его генотипе. И наоборот, чем больше изменчивость окружающей действительности, тем меньше парагматическая ценность видового опыта, тем в большей мере возрастает необходимость в приобретении собственного, личного или индивидуального опыта. Личный опыт можно определить как результат встраивания приобретенных форм поведения в генетически детерминированные стереотипы. Личный опыт следует считать адаптацией животного к конкретным условиям жизни. В случае, если такая индивидуальная адаптация сопряжена с большими биологическими преимуществами, она распространяется и на другие особи, а в конечном счете захватывает целые поколения. Со временем такая изначально индивидуальная адаптация превращается в видотипичное свойство, закрепленное наследственностью.
Виды и механизмы научения Личный опыт приобретается различными путями, в основе которых лежит общая способность живых организмов к научению. Научение – это процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта в процессе онтогенеза. При научении происходит отбор оптимальных реакций животного, но сам процесс научения, скрытый от непосредственного измерения, может быть оценен только по результатам поведения. Способность к научению ограничивается уровнем эволюционного развития животного, а так же отражает уровень его психических процессов. Это справедливо в целом для всего царства животных. Все высшие животные имеют больше шансов на выживание. Низшие животные имеют узкие рамки способности к научению. Однако в пределах одного класса отдельные виды проявляют нетипичные для своего класса способности к научению. Существует много видов научения, варьирующих от простейших модификаций врожденного поведения до наиболее сложных процессов проявления в умственной деятельности человека. Все виды научения можно подразделить на три группы: облигатное или неассоциативное (стимулзависимое), факультативное или ассоциативное (эффектзависимое) и когнитивное научение. Облигатное научение необходимо всем представителям данного вида независимо от того, в каких условиях они существуют. Оно включает следующие формы научения: - суммационная реакция - центральные нейроны приобретают состояние высокой возбудимости под действием нескольких одновременно или последовательно действующих стимулов, каждый из которых в отдельности не вызывает адаптивных реакций; - сенситизация - усиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения;
- габитуация (привыкание)- постепенное угасание реакции на малозначимые стимулы при их многократном предъявлении или длительной экспозиции раздражителя; - импритинг (запечатление) – комплекс поведенческих адаптаций новорожденного, которые обеспечивают первичную связь между ним и родителями, позволяя реализовывать уже сформированные механизмы восприятия и реагирования; - имитация (подражание) – формирование новых форм поведения в результате непосредственного восприятия и копирования действий других особей;
- тренировка – ряд поведенческих навыков, формирующихся под влиянием многократно повторяющихся действий. Факультативное научение необходимо для выживания конкретной особи или популяции, оказавшейся в конкретной (возможно, редкой) обстановке, т. е. необязательно для всех представителей вида. Однако оно видотипично и характеризуется большей гибкостью и лабильностью. К факультативному научению относится условный рефлекс, являющийся индивидуальной приспособительной деятельностью высокоорганизованного организма, осуществляемой высшими отделами ЦНС, путем образования временных связей между сигнальным раздражителем и соответствующей, безусловно-рефлекторной, ответной реакцией. Различают две формы условно-рефлекторной реакции: - классический условный рефлекс – при его выработке отсутствуют инициативные действия со стороны животного; - инструментальный условный рефлекс - при его выработке животному необходимо проявить инициативу, т. е. совершить действие, которое служит инструментом для достижения цели. Когнитивное научение – это высшая форма научения, свойственная в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой в основе которой лежит формирование функциональной структуры среды, то есть извлечение законов связей между отдельными ее компонентами. Когнитивные формы научения, опираясь на весь широкий репертуар более простых форм облигатного и ассоциативного научения, выступают в качестве одного из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности животных и человека. Оно представлено следующими формами научения: - психонервная деятельность – интеграция элементов внешней среды в одно целое переживание, производящее целостный образ, который через ориентировочную реакцию направляет поведение животного; - элементарнаярассудочная деятельность – использование предварительно воспринятой тактики изменений в среде для построения стратегии своего будущего поведения; - вероятностное прогнозирование – предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. У животных со сложной перцептивной психикой наблюдают такое явление как инсайт (озарение) – внезапное решение задачи без предварительных проб и ошибок. В ряде случаев животные приобретают сложные индивидуальные адаптации, не получая при этом подкрепления. К таким видам научения можно отнести, например:
- латентное научение – заключается в возможности непроизвольного ознакомления с ситуацией или последовательностью событий, в результате чего создается готовность выполнять в будущем практические действия, адекватные данной ситуации, либо обеспечивающие ускорение последующего целенаправленного научения; - игровое самообучение – программа, позволяющая интегрировать в единый биологически целенаправленные поведенческие акты врожденные способности и приобретенные навыки.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.149 (0.02 с.) |