Проблема человеческой природы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема человеческой природы.



В XX — начале XXI в. из теоретического философского вопроса превратилась в глобальную практическую задачу для науки и морали:

Чрезмерные успехи в покорении природы, простирающиеся ныне уже на собственную природу человека, поставили человеческое существо­вание перед лицом величайшего вызова из всех, когда-либо порож­давшихся деятельностью самого человека.

Сложность нового глобального вызова связана с необходи­мостью коренной переоценки самих представлений о природе человека. Традиционно философия рассматривала ее как мно­гогранную и противоречивую, но исторически и культурно не­изменную и стабильную. Для людей любой эпохи и культуры характерны одни и те же черты и способности: они смеялись и скучали, любили и ненавидели, логически рассуждали или со­вершали нелогичные поступки, занимались творчеством и т.д.

Развитие биологии и генной инженерии, психологии и ки­бернетики открыло реальные возможности для радикальных преобразований человека. Будет ли результатом искусственно­го вмешательства в природу человека его усовершенствование и улучшение? Или успехи науки приведут к появлению огра­ниченных специализированных особей, с одной стороны, и «сверхлюдей» — с другой? Останутся ли эти «сфабрикованные» существа людьми, или же нас ждет, как утверждает футуролог Фрэнсис Фукуяма, будущее без человека?

Наиболее существенная угроза, исходящая от современной биотехно­ логии, - возможность изменения природы человека таким образом, что это приведет нас в «постчеловеческую» стадию истории. Это важ­но, потому что природа человека существует как осмысленное поня­тие, обеспечивающее устойчивую непрерывность нашего существо­вания как вида. Именно она совместно с религией определяет наши самые фундаментальные ценности.

Впервые представления о неизменности природы человека были поколеблены после появления эволюционной теории Чарльза Дарвина. Способности и характеристики человека предстали не как нечто изначально данное, а как результат дли­тельного приспособления и развития. В философии Фридрих Ницше, опираясь на дарвиновские идеи, представляет человека как переходный этап от обезьяноподобных предков к идеаль­ному сверхчеловеку будущего. Приблизительно в то же время — в конце XIX в. в науке оформляется новое направление, кото­рому английский ученый Фрэнсис Галътон (1822-1911) (двою­родный брат Дарвина) дал название «евгеника».

Евгеникой (от греч. eugenes — породистый) называют учение о совершенствовании природы человека путем улучшения его на­ следственного здоровья. В первой половине XX в. евгеника была влиятельным направлением в политике и медицине США, За­падной Европы и Советского Союза. При этом она понималась скорее как форма социального контроля, чем как комплекс ме­дицинских мер. Так, негативная евгеника была направлена на ограничение передачи негативных наследственных признаков, а позитивная евгеника стимулировала воспроизводство потом­ства от наиболее здоровых пар для улучшения генофонда чело­вечества или нации.

В фашистской Германии евгеника стала ведущей государ­ственной политикой. Люди, объявленные неполноценными по интеллектуальным, социальным или национальным при знакам, были стерилизованы или планомерно уничтожались. И, напротив, путем «скрещивания» образцовых «расово чис­тых» особей пытались вывести «нового человека».

После окончания Второй мировой войны и разоблачения методов фашистской «биомедицины» евгенические проекты были осуждены как бесчеловечные. Некоторые элементы евге­ники, впрочем, применяются до сих пор по медицинским по­казаниям (такие, как генетическое консультирование при пла­нировании семьи).

В конце XX в. развитие исследований в области генетики предложило мощные средства воздействия на физическую природу человека вплоть до возможности генетического конст­ руирования особенностей человеческого организма и его инди­видуальных способностей.

В 1962 г. нобелевским лауреатом стал создатель описания молекулыДНК. В 1973 г. впервые удалось отделить друг от друга части генома, а затем соединить их снова. Наконец, в 2003 г. ге­ном человека был расшифрован. Эти открытия, несомненно, позволят справиться со многими болезнями, перед которыми медицина пока бессильна. Однако в результате этих же откры­тий стала по-настоящему реальной опасность изменения чело­веческой природы. Именно в начале XXI в. сохранение природы человека перешло в разряд самых серьезных глобальных проблем.

Футурологи сейчас размышляют о возможности создания новых генетически измененных человеческих организмов, ко­торые могли бы, например, питаться только растительной пи­щей, функционировать в условиях других планет, использо­вать под водой жабры, быть устойчивыми к ряду болезней и т.д. Созданы предпосылки и для того, чтобы клонировать челове­ческие особи для решения определенных задач.

Многие возможности генетики пока представляются че­ресчур фантастическими, чтобы всерьез обсуждать возможные моральные проблемы изменения генома человека, однако раз­витие биологии быстро сокращает расстояние между возмож­ным и реальным. Даже такие, казалось бы, положительные стороны генетики, как возможность оговорить пол будущего ребенка, его внешность, вероятные интеллектуальные способ­ности, физическую силу и выносливость, приводят к много численным вопросам. Так, не придет ли человечество вследст­вие высокой стоимости операции к еще большему социально­му расслоению, когда богатые смогут иметь генетически улучшенное потомство, а бедные автоматически превратятся в людей «второго сорта»? Даже одна только возможность выби­рать пол ребенка может привести к серьезному демографиче­скому дисбалансу с непредсказуемыми результатами. Таким образом, вероятные последствия конструирования человека внушают серьезные опасения

Другой областью изменения природы человека является биокибернетика, пытающаяся органично соединить тело чело­века со сложными искусственными устройствами. Сейчас ме­дицина способна заменять некоторые органы искусственны­ми, например пересаживать сетчатку глаза, конечности или сердце. Современная наука также позволяет вживлять прибо­ры, не имеющие естественных аналогов, в частности имплан­тировать в головной мозг микрочипы с радиопередатчиком, позволяющие мысленно управлять электронными устройства­ми (что может помочь парализованным людям).

Подобные приборы могут применяться не только в меди­цинских целях. При помощи искусственных устройств можно расширить способности человека, например он сможет чувст­вовать ультразвук или видеть в инфракрасном свете, умень­шить время реакции и увеличить физическую силу и т.д. Все более вероятным представляется симбиоз человека и компью­тера, при котором память человека будет дополнена компью­терными информационными базами, а скорость мыслитель­ных операций многократно возрастет. Последствия таких из­менений — непредсказуемы.

Помимо движения в направлении усовершенствования человека существует и другая тенденция — усложнения самих механизмов и постепенного приближения искусственного ин­теллекта к человеческому (в некоторых областях он уже пре­восходит человеческий). Статус искусственного разума и по­следствия его создания также вызывают вопрос.

При всех попытках остановить развитие биотехнологий и ограничить эксперименты с природой человека полный кон­троль над такой деятельностью представляется нереализуе­мым. Тем важнее предварительная футурологическая разра­ботка возможных сценариев будущего с учетом радикального изменения человеческой природы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.008 с.)