Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды речевых ошибок в сми. Влияние их на речь подростков
Развитие средств массовой информации, особенно радио и TV, привело к распространению звучащего слова, в последние годы- речи спонтанной, не чтение заранее подготовленного текста, а свободного изложения мысли, почти импровизации. Это избавило нас от неэмоционального, монотонного чтения. И сколько незабываемых ораторов появилось вокруг! Не отстаёт и пресса, а уж об интернете и говорить не приходится. Все это не может не внушать опасений за экологию русского языка, тем более в то время, как нами установлено, что качественная литература, требующая внимательного, вдумчивого отношения, в данный момент подменяется литературой для легкого чтения, куда можно отнести и ряд СМИ. Кроме того, все чаще в качестве средств, несущих легко доступную и своевременную информацию, выступают телевидение и интернет. Таким образом, мы решили предположить, что повышается удельный вес речевой продукции СМИ, повышается и значимость текстов СМИ в общественном сознании: первостепенная ценность именно художественных текстов в силу ряда причин в настоящее время далеко не бесспорна. Мы считаем, что высокий уровень речевой культуры в сфере СМИ должен быть предметом постоянной заботы как теоретиков русской речи, так и практиков – профессионалов, формирующих речевой массив СМИ, который оказывает безграничное влияние на культуру речи масс. Исходя из выдвинутой гипотезы, были обозначены цели и задачи. В настоящий момент, на мой взгляд, возникла острая необходимость повышения требований к культуре русской речи. Специфика языка средств массовой информации определяется особенностями коммуникативной ситуации, которую он обслуживает. Дискурс массовой коммуникации характеризуется как дистантный, с индивидуально-коллективным субъектом и неизвестным, количественно неопределенным массовым рассредоточенным адресатом. Цель коммуникации включает: информационную, комментарийно-оценочную, познавательно-просветительную, персуазивную (воздействующую) и гедонистическую составляющие, причем информационная функция считается первичной. Важнейшей категорией дискурса массовой коммуникации является информационное поле. В значительной степени оно формируется за счет иерархически организованной новостийной информации и при отсутствии тематических ограничений должно принимать вид адекватно отражающей действительность информационной мозаики, однако реально могут возникать “сдвиги” в сторону позитивной или негативной информации.
Общепризнанными считаются только два вида ограничений на распространение информации – институциональное (юридически закрепленное) и конвенциональное (прежде всего этическое), все остальные ограничения являются нарушением информационной нормы. К ним, в частности, относится распространение недостоверной информации. Практика «черной» и «серой» пропаганды выработала дезинформационные универсалии, однако и читатель, в свою очередь, научился узнавать в тексте приемы, маскирующие ложь, – маркеры лжи. Оценка (прагматическая сторона информации) неотделима от фактов (предметно-логической составляющей информации). В ней выражены позиция автора, его система ценностей, представления о происходящем. Оценка тесно связана с категориями свой (чужой), искренний (лживый). В журналистской практике сложились типовые объекты оценивания: оппоненты, их высказывания и действия, отдельные слои населения, общественные институты, общественные явления. Оценка является важным, а иногда и основным средством аргументации и может меняться вплоть до полярной в зависимости от целей коммуникации или под влиянием социальных факторов. Ее использование в аргументативной функции регулируется этическими нормами и риторическими правилами. Эти ограничения удается обходить с помощью косвенных оценок, к которым, в частности, относятся контексты самодискредитации. Риторическое усиление речи достигается с помощью стилистических фигур и тропов. Их использование отвечает двум основным тенденциям языка газеты: стремлению к стандартизованности и к экспрессивности. Основная выразительная нагрузка падает в газете на четыре типа фигур: вопросы, повторы, аппликации и структурно-графические выделения. Тропы не только украшают текст, но и помогают осмыслить действительность, структурируя ее и смещая акценты. Некоторые изначально выразительные средства языка, употребляемые в печати, постепенно превращаются в штампы, которые являются одним из воплощений стандарта.
Средства массовой информации в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более велика их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям.
Примеры речевых ошибок Правильность речи – это соблюдение действующих норм русского литературного языка. Прежде всего говорящий должен владеть произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Изучая материалы исследования, мы пришли к выводу, что на первом месте по частотности ошибки в звукоупотреблении и ударении (речь дикторов телевидения, учащихся). Цитата из СМИ: За ис [т,о]кший срок совершенно 12 краж…(Источник: НТВ, «Чрезвычайное происшествие») Результат воздействияна речь учащихся: За ис[т,о]кшую четверть мы освоили несколько новых правил (Правильный вариант: Ис[т,э]кший). Цитата из СМИ: Ребенок передается под о[п,о]ку соответствующих органов…(Источник: «Россия», «Местное время») Результат воздействия на речь учащихся: Я мечтаю выйти из-под о[п,о]ки родителей. (Правильный вариант: О[п,э]ка) Проанализировав вышеизложенный материал, мы пришли к выводу, что данная звукозамена производится вследствие абсолютной частотности ударной Ё перед ударной Е в русском языке. В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с «е» после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный. Нами обнаружен ряд нарушений этой нормы: Цитата из СМИ: Ге[н,]етика наука-непростая… (Источник: «Россия», «В поисках приключений») Результат воздействия на речь учащихся: Ге[н,]етический код человека. (Правильный вариант: Ге[н]етика, ге[н]етический). Цитата из СМИ: Ст[р,]есс не должен стать нормой…(Источник: «Первый канал», «Здоровье») Результат воздействия на речь учащихся: Ст[р,]ессовые ситуации можно предотвратить. (Правильный вариант: Ст[р]есс, ст[р]ессовые). В процессе исследования мы пришли к выводу, что абсолютный лидер по уровню частотности среди орфоэпических ошибок – ошибки в ударениях: Цитата из СМИ: Есть плюсА и минусА… (Источник: НТВ, «Сегодня») Результат воздействия на речь учащихся: ПлюсАми его положения можно считать, то, что… (Правильный вариант: ПлЮсы, мИнусы). Цитата из СМИ: ПрОтоколы заседания приложены к делу…(Источник: НТВ, «Дежурная часть») Результат воздействия на речь учащихся: ПрОтокол собрания отсутсвовал. (Правильный вариант: ПротокОл). Цитата из СМИ: Русский алфАвит неоднократно преобразовывался…(Источник: НТВ, «Сегодня») Результат воздействия на речь учащихся: В алфАвите 33 буквы. (Правильный вариант: АлфавИт) Цитата из СМИ: УкрАинская сторона согласилась…(Источник: НТВ, «Сегодня») Результат воздействия на речь учащихся: УкрАинская сечь существовала не один год. (Правильный вариант: УкраИнская) Следующая категория ошибок связана с нарушение грамматических норм: Морфологические требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений. Мы рассмотрели ряд сложных случаев:
А) Очень часты в СМИ и речи людей ошибки в образовании родительного падежа существительных и местоимений множественного числа. Цитата из СМИ: Ирина Понаровская займется рекламой чулков…Источник: МК, «Заголовок». Цитата из СМИ: Я извиняюсь перед ихними мамами…Источник: КП, «Игра в крысу». Б) Нами установлено, что самое большое количество речевых погрешностей встречается при употреблении имени числительного. В приведенных далее примерах ошибки объясняются именно незнанием особенности склонения слов этой части речи (материал получен из телепрограмм): «Вчера еще здесь (в Североморске) было около четыреста камер» (правильно: «около четырехсот»). «Операции будут проводиться пятидесятью процента акций холдинга» (правильно: «с пятьюдесятью процентами»). «Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно» (правильно: «более восьмисот тысяч пенсионеров»). Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. Нами замечено, что в спонтанной речи редко правильно склоняется числительное «полтора»: «В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»). Мы обнаружили ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых») На наш взгляд не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «…к две тысячи третьему году», так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово). Встречаются ошибки и такого рода: «Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю» (правильно: «…к десятому сентября»). Нередки погрешности и при употреблении собирательных числительных. Их использование в сочетании с существительными, относящимися к официально-деловой лексике, в литературном языке не рекомендуется (тем более в информационных программах). Например: «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов» (правильно: «два сенатора»). Не всегда верно употребляются СМИ и числительные «оба» (муж.р) и «обе» (жен.р), например: «Введение другой валюты (кроме рубля) пагубно для обоих стран» (правильно: «…для обеих стран»).
Самой распространенной синтаксической ошибкой является нарушение норм управления, например: 1.Взвесил о том… Взвесил все «за и против» 2.Закон предусматривает о том… Закон предусматривает, что… 3.Утверждает о том… Утверждает, что… 4.Понимает о том… Понимает, что нужно… 5.Показыая в нескольких словах о том… Показывая, как это происходило… Грамматические ошибки Цитата из СМИ: Мое кофе уже остыло…Источник: НТВ, «Кулинарный поединок». Правильный вариант: Мой кофе. Цитата из СМИ: Саша пьет утром свой какао…Источник: «Первый канал», «Пусть говорят». Правильный вариант: Свое какао. К сожалению, о таких ошибках можно говорить очень много. Но особо хотелось бы остановиться на речевой избыточности, которой грешат в наше время многие ораторы. Типичными для телерадиоэфира являются погрешности следующего рода: «Пожар возник на очень высокой высоте», «Репортер проводил репортерское расследование», «Отличившиеся в этой операции награждены государственными наградами». Этот ряд можно продолжать долго. Явления такого порядка в лингвистике принято называть тавтологией. Речевая избыточность может принимать форму плеоназма-употребление в речи близких по смыслу слов. Только безразличием к значению слова можно объяснить общепринятое употребление таких сочетаний, как: Глубокая (бездонная) бездна, подскочит вверх, подняться наверх, вздернутый кверху нос, наружная внешность, сегодняшний день, главный и основной, житница зерна, ладонь руки, я лично, ежедневный обиход, в марте месяце, празднично приодеться, промахнуться мимо, пропал зря (даром, напрасно), соединить воедино, построить сооружение, широкая панорама, хороший достаток, денежные купюры и др. Примеры плеонастических ошибок в СМИ: Лариса Вербицкая, телеведущая: «Эта традиция ВНОВЬ стала ВОЗРОЖДАТЬСЯ» РТР, «Утро» Екатерина Стриженова, ведущая концерта: «ВЫ ЗНАЕТЕ, я даже НЕ ЗНАЮ, как объявить следующего исполнителя». ОРТ, «Праздничный концерт» Лиля Гильдеева, ведущая: «Основываясь на этом, невозможно предотвратить ВСЕМИРНУЮ ГЛОБАЛИЗАЦИЮ». НТВ, «Сегодня» Алексей Пивоваров, ведущий: «Обнаружены и уничтожены НЕЗАКОННЫЕ БАНФОРМИРОВАНИЯ». НТВ, «Сегодня» (А бывают законные бандформирования?) Мария Ситтель, ведущая: «В результате землетрясения город был почти ПОЛНОСТЬЮ СТЕРТ С ЛИЦА ЗЕМЛИ». ОРТ, «Время» (Стерт с лица земли –полностью уничтожен) Нарушение чистоты речи Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов». Конечно, в языке этих слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и т.д. Несомненно, разговорные элементы, просторечные вкрапления (именно вкрапления) имеют право на жизнь в публицистике. Однако чувство меры в использовании средств разговорного стиля у журналистов нередко отсутствует:
Цитата из СМИ: Премьер-министр утвердил поправки к ПДД, разрешающие ментам забирать любую машину…Источник: КП, «Заголовок». Цитата из СМИ: В Европе поражает умение горожан парковать свои бибики… Источник: «Первый канал», «Непутевые заметки». Цитата из СМИ: Очуметь! Источник: «Моя прекрасная няня», СТС. Следует заметить, что разговорная тональность в информационно-аналитических программах нередко тяготеет к грубовато-просторечной, а то и вовсе подменяется ею. Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается. Высокий уровень речевой культуры-неотъемлемая черта современного человека, следует не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений, однако добиться этого достаточно сложно в нынешней ситуации, когда СМИ, оказывающие значительное влияние на культуру речи общества, столь далеки от норм.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.021 с.) |