Переговоры с немцами и их появление на аэродромах Финляндии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переговоры с немцами и их появление на аэродромах Финляндии



Готовясь к переговорам с Финляндией по плану Барбаросса, немцы в своем меморандуме от 28 апреля 1941 г. отметили необходимость срочного "улучшения наземной организации у финнов" в интересах германских военно-воздушных сил. Но вопрос ждал своего решения еще около месяца. Во время переговоров с представителями ОКВ в Зальцбурге 25 мая 1941 г. немцы просили предоставить им право пользования аэродромами в Хельсинки и в Кеми, а также использовать финские средства ПВО для обеспечения перевозок в Ботническом заливе и по железным дорогам Лапландии. Финны со своей стороны надеялись на получение зенитной артиллерии и боеприпасов, при этом прямо заявив о том, что некоторое время тому назад они намеревались приобрести у Германии 80 истребителей и 65 бомбардировщиков, но дело до сих пор не нашло своего разрешения.
Еще более настойчиво пожелания о приобретении военной техники прозвучали на следующий день в ходе переговоров в Берлине с представителями ОКХ. С этой целью финская делегация посетила 26 мая штаб Люфтваффе на восточной окраине Берлина. По воспоминаниям Хейнрикса, там шел разговор о поставках топлива и материалов. Бушенхаген говорит также о поставках самолетов, а Тапола указывает и на обсуждение вопросов, связанных с использованием военно-воздушных сил. Во всяком случае для финнов был прочитан доклад о современном характере войны в небе и требованиях, предъявляемых ею к системе связи в военно-воздушных силах.
В меморандуме от 2 июня 1941 г., подготовленном генералом Хейнриксом для решающих переговоров с немцами в Хельсинки, финны обещали предоставить им возможность пользоваться вышеупомянутыми аэродромами. При этом можно было обсудить вопрос и о других аэродромах Южной Финляндии. В качестве ответной услуги за предоставленные два аэродрома финны выставили германским военно-воздушным силам целый список своих пожеланий. Они надеялись, что сразу же с началом операции немцы уничтожат расположенные на южном побережье Финского залива вражеские аэродромы, которые представляли угрозу нашей стране. Перевозки по Мурманской железной дороге и по каналу Сталина будут прерваны в результате бомбардировок, а по Неве - минированием ее акватории. Все предложения (в угоду немцам?) имели ярко выраженный наступательный характер. Функционирующая железная дорога могла осложнить продвижение финской дивизии на Лоухи, а через канал или по Неве в Ладожское озеро могли войти вражеские суда и помешать продвижению финнов на Олонец, как это уже имело место в 1918 г. Аландские острова и Ханко, овладение которым требовало массированных бомбардировок, полностью отдавались "на откуп" Германии, как об этом уже договорились в Зальцбурге.
Из-за стремления финнов сохранить все в глубочайшей тайне немцы еще не могли приступить к практической деятельности. Германский штаб ОКВ сообщил 12 июня 1941 г. главным штабам, что в принципе в день "X" немецкие военно-воздушные соединения смогут подняться с территории Финляндии для нанесения удара по России, если к тому времени в политической обстановке не произойдут непредвиденные перемены. И в то же время своим приказом от 10 июня ОКВ оставил за собой право самому определять начало этой операции. На следующий день Seekriegsleitung сообщил, что участие Финляндии в войне - дело совершенно не решенное. Поэтому пока еще рано думать о скорейшей переброске Fliegerfuhrer Ostsee в Финляндию для того, чтобы использовать ее в качестве трамплина. Лишь поздно вечером 20 июня 1941 г. ОКВ сообщил оперативному штабу германского флота, что полеты немецких бомбардировочных соединений с территории Финляндии будут разрешены с того дня, когда Финляндия на основе принятых политических и военных решений сможет нести за них ответственность.
Следует заметить, что речь идет о полетах бомбардировочной авиации - разведывательная деятельность с территории Финляндии в эти дни (17-20 июня) велась уже полным ходом.
В ходе хельсинкских переговоров 5 июня 1941 г., в которых принимал участие также и представитель германских военно-воздушных сил, немцам были предоставлены аэродромы Хельсинки, Кеми, Рованиеми и Кемиярви; на них создавались собственные комендатуры. Финны вновь отмечали опасность, исходившую для Южной Финляндии, с аэродромов Прибалтики.
Эскадрилью, предназначенную для бомбардировки канала Сталина, обещали заправлять в Хельсинки. Для обеспечения обмена информацией финны согласились направить в 1-ю воздушную армию (Восточная Пруссия) и 5 воздушную армию (Норвегия) своих офицеров связи.
За снабжение германских военно-воздушных сил на финляндском направлении отвечал откомандированный 12 июня в Хельсинки генерал Лоренц. В середине июня он предпринял двухдневную ознакомительную поездку в Рованиеми для организации разведывательной сети Люфтваффе. Позднее он перевел свою резиденцию в Ваасу.
Одна из форм сотрудничества заключалась в унификации покраски немецких и финских самолетов. Поперек их корпуса рисовался широкий желтый пояс, концы крыльев также окрашивались в желтый цвет.
Оперативное сотрудничество с финскими военно-воздушными силами осуществлял направленный 16 июня 1941 г. в Хельсинки капитан Люфтваффе Фридрих-Франц фон Норденшёльд (родственник знаменитого путешественника). Он состоял также и на дипломатической службе, будучи военно-воздушным атташе в германском посольстве в Хельсинки. В напутственном слове маршал Геринг подчеркнул, что Норденшёльд не должен отныне подчиняться приказам генерала Эрфурта и посла Блюхера, с этого момента приказы будут поступать только из штаба Люфтваффе.
Соответственно и Финляндия направила 19 июня 1941 г. в штаб 1-го германского воздушного флота, действовавшего с территории Восточной Пруссии, капитана Пауля Эрвина, а 21 июня - в штаб 5 воздушного флота Германии, базировавшегося в Северной Норвегии, капитана О. Лумиала. Границы операционных зон 1 и 5 германских флотов с военно-воздушными силами Финляндии пролегали по середине Финского залива и по линии Оулу -Оулуярви соответственно. Каждое из этих соединений действовало в своей зоне вполне самостоятельно, но информировало соседей о своих намерениях.
В общей сложности шесть финских аэродромов находилось в распоряжении немцев уже до вступления Финляндии в войну. Из их числа выпал часто упоминавшийся в ходе предварительных переговоров аэродром Кеми, на котором базировалось финское соединение Бленхайм. 9 июня 1941 г. оно получило секретный приказ, согласно которому 23 июня соединение перебрасывалось на аэродром Руовеси. Лишь после этого аэродром Кеми стал самым крупным немецким аэродромом в Финляндии.
Подготовка к взаимодействию с немцами выразилась и в передаче им 19 июня 360 листов географических карт, необходимых для решения операционных задач германскими военно-воздушными силами.
В отличие от вполне достоверных представлений, которые сложились в Финляндии о сотрудничестве финнов с немцами в военно-морском деле, слухи относительно военно-воздушных сил, циркулировавшие по стране, были явно преувеличены. Д-р Пааво Вирккунен в своем обзоре политического положения, сделанного для членов парламентской фракции коалиционной партии 17 июня 1941 г., отмечал: "Я слышал от немецкого источника, что где-то в Южной Финляндии находятся 400 немецких самолетов. Этого, видимо, достаточно для обеспечения безопасности Хельсинки, который, как утверждается, будет подвергнут бомбардировке с целью возмездия. По моему представлению противник не успеет нанести нам серьезного урона, поскольку его аэродромы будут уничтожены в самом начале".
Представления финского политика об общей ситуации были на удивление точны, так как немцы действительно планировали - как по своей инициативе, так и по просьбе Финляндии - быстрое подавление русских аэродромов уже в течение нескольких первых дней. С другой стороны, на небольшой территории Южной Финляндии было совершенно невозможно разместить такое количество немецких самолетов и при этом сохранить эту акцию в тайне! Немецкий источник умышленно не сказал о том, что аэродромы, на которых насчитывались сотни бомбардировщиков, находились в Восточной Пруссии, откуда и планировалось нанести "неожиданный" удар по Прибалтике и Ханко, а заправка на обратный путь при необходимости могла быть осуществлена в Южной Финляндии. 17 июня 1941 г., когда Вирккунен делал свое со^ общение в парламентской фракции, в Финляндии насчитывалось всего несколько немецких самолетов на аэродроме в Рованиеми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.004 с.)