Севастополь
2017
Рабочая программа дисциплины «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав» для обучающихся направления подготовки 46.03.01 История
(профиль Общий):
1. Разработана на кафедре «Исторические, философские и социальные науки» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301;
федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 «История» (квалификация: бакалавр), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 г. №950;
Положением о порядке разработки и утверждения основной образовательной программы № 02-08/17, принятым решением ученого совета Севастопольского государственного университета (протокол №1 от 24.04.2015) и утвержденным приказом ректора от 24.04.2015.
2. Впервые утверждена и введена с действие на заседании кафедры «Исторические, философские и социальные науки» от «30» июня 2017 г., протокол №9.
переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры __________________________________________ от «___»_____20__г., протокол №____.
|
переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры __________________________________________ от «___»_____20__г., протокол №____.
3. Разработчики рабочей программы: Ирхин А.А., доктор политических наук, заведующий кафедрой «Исторические, философские и социальные науки».
Содержание
1. | Планируемые результаты обучения по дисциплине, ее объем и место в структуре образовательной программы……………………. | 4 |
2. | Содержание и структура учебной дисциплины………………….…. | 6 |
3. | Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………... | 12 |
4. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.…………………….…….. | 15 |
5. | Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины……………………………………………. | 19 |
6. | Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины…………….. | 20 |
7. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине……... | 21 |
8. | Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине……… | 21 |
Приложение А. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав»…………..…... | 23 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ЕЕ ОБЪЕМ И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
1.1 П еречень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Целью дисциплины «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав» для бакалавров является изучение политики, механизмов влияния великих держав в Средиземноморско-Черноморском регионе. В цели дисциплины входит также знакомство студентов с научной терминологией и формирование представлений об источниках и историографии по данному предмету.
|
Задачи дисциплины:
- выявить содержание предмета и особенности рассмотрения проблем безопасности и сотрудничества в науке;
- рассмотреть причинно-следственные связи развития процессов в сфере международной безопасности;
- сформировать понятие региональной безопасности на примере Средиземноморско-Черноморского региона;
- раскрыть особенности историко-геополитической характеристики региона;
- показать зарождение и развитие постбиполярной парадигмы безопасности Средиземноморско-Черноморского региона и ее базовые характеристики на рубеже ХХ - ХХI веков;
- изучить направления политики великих держав, международных организаций и союзов их влияние на безопасность в регионе;
- проанализировать связь изучаемой дисциплины с другими смежными дисциплинами учебной программы.
В результате освоения дисциплины «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав» обучающийся должен овладеть следующей общепрофессиональной компетенцией (ОПК):
ü способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы приведен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и уровень формируемой компетенции по ООП ВО | Знания | Умения | Владения |
ОПК-1 |
В рамках осваиваемых компетенций обучающийся по итогам изучения дисциплины «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав» должен:
Знать:
Уметь:
Владеть:
1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав» (Б1.В.ДВ.09.01) относится к вариативной части Блока 1 ООП по направлению подготовки 46.03.01 История и изучается в 7 семестре.
Логически и содержательно-методически дисциплина «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав» продолжает обучение студента-бакалавра по профилю «Общий» и тесно связана со следующими дисциплинами:
Пререквизиты: «Источниковедение», «История стран ближнего зарубежья», «Российско-украинские отношения: история и современность», «Основы музееведения», «Глобальные и региональные проблемы международных отношений».
Кореквизиты: «Эволюция системы международных отношений в XV-XXI в.в.», «Процессы глобализации мира», «Большое Причерноморье в истории международных отношений».
Постреквизиты: «История исторической науки», «Подготовка и сдача государственного экзамена».
Форма промежуточной аттестации: зачет.
1.3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.
Таблица 1.2 – Распределение объема дисциплины по видам работ
Курс | Семестр | Общий объем, | Контактная работа, ч
| Самостоятельная работа, ч | Реферат, РГЗ, контр. работа, коллоквиум | Курсовой проект (работа) | Зачет (семестр) | Экзамен | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | |||||||||
Очная форма обучения | |||||||||||
4 | 7 | 4 (144) | 17 | 17 | – | 110 | – | – | (7) | – |
Соотношение количества часов самостоятельной работы студента к общему объему часов составляет:
для очной формы обучения – 110/144 (76%), но не менее 50%;
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 3.1 – Перечень вопросов и задач для видов контроля
Наименование вида контроля и темы | Перечень видов текущего контроля |
Входной контроль (в форме фронтального опроса) | Контрольные вопросы: 1. Понятие великие державы. 2. Великие державы в международных отношениях. 3. Критерии великодержавности. 4. Глобальные и региональные международные организации в современной системе международных отношений: признаки и классификация. 5. Политические идеологии, их роль в жизни общества. 6. Насилие и ненасилие в политике. 7. Зарождение и развитие постбиполярной парадигмы безопасности Средиземноморско-Черноморского региона и ее базовые характеристики на рубеже ХХ – ХХI веков. 8. Политические конфликты: сущность, виды и методы урегулирования. 9. Выборы и референдумы в обществах с эмоциональным и рациональным типом национального самосознания. 10. Терроризм или национально-освободительная борьба. 11. Политический процесс: общая характеристика и динамика. 12. Политические технологии: сущность и типология. 13. Система международных отношений и мировые политические процессы. 14. Глобализация и модернизация как тренды современности. 15. Роль государственных и неправительственных организаций в мировой политике и международных отношениях. 16. Концепция «Морского могущества» А.Мэхена. 17. Критерии геополитического могущества государства Н. Спикмена. 18. Сила государства: сущность, структура, методы действия. 19. Баланс сил и политика силы. 20. Россия в современном геополитическом пространстве. |
Текущий контроль | |
Т1 (лекции, практические занятия) | Устный экспресс-опрос, презентация докладов, участие в дискуссиях |
Т2 (лекции, практические занятия) | Устный экспресс-опрос, презентация докладов, участие в дискуссиях |
Т3 (лекции, практические занятия) | Устный экспресс-опрос, презентация докладов, участие в дискуссиях |
Т4 (лекции, практические занятия) | Устный экспресс-опрос, презентация докладов, участие в дискуссиях |
Т5 (лекции, практические занятия) | Устный экспресс-опрос, презентация докладов, участие в дискуссиях |
Вопросы для проверки остаточных знаний | См. вопросы промежуточного контроля (зачета). |
|
Проводимая при изучении дисциплины самостоятельная работа обучающихся решает следующие задачи:
· изучение и закрепление учебного материала по учебникам, учебным пособиям, справочным и энциклопедическим изданиям (форма контроля - индивидуальный и фронтальный опрос, составление глоссария);
· приобретение навыков поиска необходимой информации (форма контроля - устный доклад, аналитическое выступление);
· приобщение части наиболее подготовленных обучающихся к научно-исследовательской работе и приобретение навыков ведения этой работы (форма контроля - презентация результатов выполненного индивидуального задания, реферат, эссе).
Изучение дисциплины «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав» предполагает выполнение следующих видов самостоятельной работы студентов:
Основная форма работы по дисциплине – практическая отработка теоретических вопросов на аудиторных занятиях. Эта работа ведётся на базе полученных знаний с использованием рекомендованных специальных источников.
Вопросы для самостоятельной работы необходимо тщательным образом проработать, изучив рекомендованную по теме литературу, выполнить фиксированный доклад / ответ (конспект) на вопрос.
Образцы индивидуальных заданий для самостоятельной работы
Вопросы к промежуточному контролю (зачету)
1. Основные этапы истории международных отношений в Средиземноморско-Черноморском регионе регионе до начала XX века.
2. Средиземноморье в эпоху империализма. Конец XIX - начало XX вв. Раздел «Юга» «Севером». Войны за передел сфер влияния в Средиземноморье и национально-освободительные движения.
3. Колониальная политика европейских держав в Средиземноморско-Черноморском регионе: общее и особенное.
4. Отличительные особенности британского и французского «отношения» к своим средиземноморским владениям.
5. Внутриполитическая ситуация в Османской империи.
6. Версальско-Вашингтонская система в истории региона. Подмандатные территории.
7. Феномен кемалистской Турции. Отношения Турции со средиземноморскими державами в межвоенный период. Турция и Греция, Турция и СССР.
8. Египет под британским мандатом и Алжир как французская колония в 1920-30-е гг.: общее и особенное
9. Арабо-израильский конфликт: сущность и основные этапы истории развития.
10. Арабо-израильские войны и их результаты.
11. Провозглашение фактической независимости странами южного и восточного побережья. Последствия для европейских стран и системы международных отношений в регионе.
12. Ситуация в Алжире в 1950-60-е гг. Последствия для Франции.
|
13. Ситуация в Ливане и Сирии после 1945 г. Гражданская война в Ливане.
14. Ливийская Джамахирия. Приход М. Каддафи к власти и особенности его внутренней и внешней политики.
15. Зигзаги политического развития Египта.
16. Турция и ЕС.
17. Внешняя политика США в Средиземноморье в конце ХХ – начале XXI вв.
18. Внешняя политика основных европейских стран в Средиземноморье.
19. Средиземноморская политика ЕС. Барселонский процесс.
20. Политика Франции в Средиземноморье в ХХ в.
21. Политика Германии в Средиземноморье в ХХ в.
22. Политика Италии в Средиземноморье в ХХ в.
23. Политика Испании в Средиземноморье в ХХ в.
24. Политика Швеции в средиземноморско-черноморском регионе в ХХ в.
25. Мусульманские неправительственные организации. Особенности арабского национализма.
26. Миграционные потоки в Средиземном море и проблемы их регулирования. Роль мусульман в современной Европе.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 5.1 – Основная и дополнительная литература
№ | Наименование и полное библиографическое описание | Количество экземпляров в библиотеке |
Основная литература | ||
1 | Кефели И.Ф. Теория мировой политики: учеб. пос. для бак. и маг. / И.Ф. Кефели, И.Г. Бутырская; под ред. И. Ф. Кефели. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 135 с. Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/634EF264-0CA8-4267-9DE7-02CE4E81B4A1 | Эл.ресурс |
2 | .Пономарев М. В История стран Европы и Америки в новейшее время: учебник / М.В. Пономарев. - М.: Проспект, 2010. - 407 с. | 31 |
3 | Сирота Н.М. Политическая конфликтология: учеб. пос. для бак. и маг. / Н.М. Сирота. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 106 с. - Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/219A24A5-BD9D-416C-AEAA-A2701C8D1231 | Эл.ресурс |
Дополнительная литература | ||
1 | Абашидзе А.Х. Международное право. Мирное разрешение споров: учеб. пос. для бак. и маг. / А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 312 с. - Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/12B9DC55-1F08-474F-8338-9743741D09C1 | Эл.ресурс |
2 | Кефели И.Ф. Глобалистика. Экополитология: учеб. пос. для бак. и маг. / И.Ф. Кефели, Р.С. Выходец. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 180 с. - Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/D1232759-145F-4C28-B1AA-7EE81AB0829E | Эл.ресурс |
3 | Малов Ю.А. Россия - США: экономическое сотрудничество на качелях геополитических амбиций (от царизма до глобализма) / Ю.А.Малов. - М.: Издательский дом МЭИ, 2009. - 368 с. | 10 |
4 | Нисневич, Ю. А. Политика и коррупция: коррупция как фактор мирового политического процесса: монография / Ю.А. Нисневич. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 240 с. - Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/28E8C062-A2DB-4FFA-A808-9BB90184EFE5 | Эл.ресурс |
5 | Гаджиев К.С. Геополитика: учеб. / К.С.Гаджиев. - 4-е изд-е, перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2013. - 479 с. | 1 |
6 | Желтов В.В. Геополитика: история и теория: учеб. пособие / В.В.Желтов, М.В.Желтов. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 444 с. | 1 |
7 | Международные экономические отношения: учеб. / ред. Б.М. Смитиенко. - 2-е изд. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 527 с. | 1 |
8 | Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России, 1648- 2010: учебник / А.С. Протопопов, В.М. Козьменко, М.А. Шпаковская. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2012. - 383 с. | 1 |
9 | Международные экономические отношения России: учебник / ред. И.Н. Платонова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. - 558 с. | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 6.1 – Описание информационных ресурсов необходимых для освоения дисциплины
№ | Адрес сайта и его описание | Перечень материалов представленных на сайте |
1. | http://window.edu.ru – сайт информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» | Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования. |
2. | http://www.inosmi.ru – новости международной жизни | Статьи и материалы, аналитика. |
3. | http://www.intertrends.ru/ - сайт журнала «Международные процессы» | Первоисточники и аналитика, статьи и материалы, ставшие классикой в современной политологии и теории международных отношений, специальные проекты. |
4. | http://www.ieras.ru/grsredcher.htm Отдел РИСИ по Средиземноморью и Причерноморью | Аналитические статьи. |
5. | http://znanium.com/catalog.php# - ЭБС Знание | Учебники, учебные пособия, научные монографии, научные статьи по гуманитарным дисциплинам |
6. | https://e.lanbook.com/ - ЭБС Лань | Учебники, учебные пособия, научные монографии, научные статьи по гуманитарным дисциплинам |
7. | https://www.biblio-online.ru/cart/books - ЭБС Юрайт | Учебники, учебные пособия, научные монографии, научные статьи по гуманитарным дисциплинам |
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
При изучении дисциплины используются следующие информационные технологии:
- пакет программного обеспечения для лицензирования рабочих станций Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise (1 год. Лиц. продлена по договору 161-16/ЕП-223 от 21.11.2016)
- доступ через сеть Интернет в библиотеку Севастопольского государственного университета и ЭБС.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы | Адрес (местоположение) специальных помещений и помещений для самостоятельной работы | Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы |
1 | 2 | 3 |
Учебная аудитория №В604 | г. Севастополь, ул.Университетская, 33 | 28 посадочных мест, рабочее место преподавателя, переносное демонстрационное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран |
Учебная аудитория № В304 | г. Севастополь, ул.Университетская, 33 | 30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, переносное демонстрационное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран |
Для СРС: компьютерный класс №311 | г. Севастополь, ул.Университетская, 29 | 19 посадочных мест. Основное оборудование: 19 персональных компьютеров (Моноблок HP ProOne 400 (N0D46ES)) с подключением к Интернет 1 МФУ Тип1 (M2035DN, Торговый знак Kyocera, Производитель Kyocera Document Solutions) Проектор Benq MW265EDLP Напольный персональный экран Lumien Master VIEW LMV-100107 |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав»
Освоение обучающимся учебной дисциплины «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав»предполагает изучение материалов дисциплины на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы. Аудиторные занятия проходят в форме лекций и практических занятий. Самостоятельная работа включает разнообразный комплекс видов и форм работы обучающихся.
Для успешного освоения учебной дисциплины и достижения поставленных целей необходимо внимательно ознакомиться настоящей рабочей программы учебной дисциплины. Ее может представить преподаватель на вводной лекции или самостоятельно обучающийся использует информацию на официальном Интернет-сайте Университета.
Следует обратить внимание на список основной и дополнительной литературы, которая имеется в электронной библиотечной системе Университет, на предлагаемые преподавателем ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Эта информация необходима для самостоятельной работы обучающегося.
При подготовке к аудиторным занятиям необходимо помнить особенности каждой формы его проведения.
Подготовка к учебному занятию лекционного типа заключается в следующем.
С целью обеспечения успешного обучения обучающийся должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:
- знакомит с новым учебным материалом;
- разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;
- систематизирует учебный материал;
- ориентирует в учебном процессе.
С этой целью:
- внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;
- ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям с темой прочитанной лекции;
- внесите дополнения к полученным ранее знаниям по теме лекции на полях лекционной тетради;
- запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции по материалу изученной лекции;
- постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей подготовке;
- узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора) и запишите информацию, которой вы владеете по данному вопросу
Подготовка к практической работе
При подготовке и работе во время проведения практических работ следует обратить внимание на следующие моменты: на процесс предварительной подготовки, на работу во время занятия, обработку полученных результатов, исправление полученных замечаний.
Предварительная подготовка к практическому занятию заключается в изучении теоретического материала в отведенное для самостоятельной работы время, ознакомление с инструктивными материалами с целью осознания задач практического занятия.
Работа во время проведения практической работы включает несколько моментов:
- консультирование студентов преподавателями и вспомогательным персоналом с целью предоставления исчерпывающей информации, необходимой для самостоятельного выполнения предложенных преподавателем задач;
- самостоятельное выполнение заданий согласно обозначенной учебной программой тематики;
Обработка, обобщение полученных результатов практической работы проводиться обучающимися самостоятельно или под руководством преподавателя (в зависимости от степени сложности поставленных задач). В результате оформляется индивидуальный отчет. Подготовленная к сдаче на контроль и оценку работа сдается преподавателю. Форма отчетности может быть письменная, устная или две одновременно. Главным результатом в данном случае служит получение положительной оценки по каждому практическому занятию. Это является необходимым условием при проведении рубежного контроля и допуска к зачету. При получении неудовлетворительных результатов обучающийся имеет право в дополнительное время пересдать преподавателю работу до проведения промежуточной аттестации.
Самостоятельная работа.
Для более углубленного изучения темы задания для самостоятельной работы рекомендуется выполнять параллельно с изучением данной темы. При выполнении заданий по возможности используйте наглядное представление материала. Более подробная информация о самостоятельной работе представлена в разделах «Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине», «Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине».
Подготовка к зачету.
К зачету необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить учебную дисциплину в период зачетно-экзаменационной сессии, как правило, приносят не слишком удовлетворительные результаты.
При подготовке к зачету по теоретической части выделите в вопросе главное, существенное (понятия, признаки, классификации и пр.), приведите примеры, иллюстрирующие теоретические положения.
После предложенных указаний у обучающихся должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Севастопольский государственный университет»
“УТВЕРЖДАЮ” Заведующий кафедрой “Исторические, философские и социальные науки” _____________ А.А. Ирхин “ ”____________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ДВ.09.01 ЧЕРНОМОРСКО-СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ РЕГИОН ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ | ||||
(шифр и название дисциплины) | ||||
направление подготовки |
История
(шифр и название направления подготовки)
«Общий»
(название профиля)
уровень высшего образования
квалификация
Бакалавр
(название)
Севастополь
2017
Рабочая программа дисциплины «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав» для обучающихся направления подготовки 46.03.01 История
(профиль Общий):
1. Разработана на кафедре «Исторические, философские и социальные науки» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301;
федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 «История» (квалификация: бакалавр), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 г. №950;
Положением о порядке разработки и утверждения основной образовательной программы № 02-08/17, принятым решением ученого совета Севастопольского государственного университета (протокол №1 от 24.04.2015) и утвержденным приказом ректора от 24.04.2015.
2. Впервые утверждена и введена с действие на заседании кафедры «Исторические, философские и социальные науки» от «30» июня 2017 г., протокол №9.
переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры __________________________________________ от «___»_____20__г., протокол №____.
переутверждена и введена в действие с изменениями на заседании кафедры __________________________________________ от «___»_____20__г., протокол №____.
3. Разработчики рабочей программы: Ирхин А.А., доктор политических наук, заведующий кафедрой «Исторические, философские и социальные науки».
Содержание
1. | Планируемые результаты обучения по дисциплине, ее объем и место в структуре образовательной программы……………………. | 4 |
2. | Содержание и структура учебной дисциплины………………….…. | 6 |
3. | Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине…………... | 12 |
4. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.…………………….…….. | 15 |
5. | Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины……………………………………………. | 19 |
6. | Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины…………….. | 20 |
7. | Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине……... | 21 |
8. | Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине……… | 21 |
Приложение А. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав»…………..…... | 23 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ЕЕ ОБЪЕМ И МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
1.1 П еречень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Целью дисциплины «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав» для бакалавров является изучение политики, механизмов влияния великих держав в Средиземноморско-Черноморском регионе. В цели дисциплины входит также знакомство студентов с научной терминологией и формирование представлений об источниках и историографии по данному предмету.
Задачи дисциплины:
- выявить содержание предмета и особенности рассмотрения проблем безопасности и сотрудничества в науке;
- рассмотреть причинно-следственные связи развития процессов в сфере международной безопасности;
- сформировать понятие региональной безопасности на примере Средиземноморско-Черноморского региона;
- раскрыть особенности историко-геополитической характеристики региона;
- показать зарождение и развитие постбиполярной парадигмы безопасности Средиземноморско-Черноморского региона и ее базовые характеристики на рубеже ХХ - ХХI веков;
- изучить направления политики великих держав, международных организаций и союзов их влияние на безопасность в регионе;
- проанализировать связь изучаемой дисциплины с другими смежными дисциплинами учебной программы.
В результате освоения дисциплины «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав» обучающийся должен овладеть следующей общепрофессиональной компетенцией (ОПК):
ü способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы приведен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и уровень формируемой компетенции по ООП ВО | Знания | Умения | Владения |
ОПК-1 |
В рамках осваиваемых компетенций обучающийся по итогам изучения дисциплины «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав» должен:
Знать:
Уметь:
Владеть:
1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав» (Б1.В.ДВ.09.01) относится к вариативной части Блока 1 ООП по направлению подготовки 46.03.01 История и изучается в 7 семестре.
Логически и содержательно-методически дисциплина «Черноморско-Средиземноморский регион во внешнеполитической стратегии великих держав» продолжает обучение студента-бакалавра по профилю «Общий» и тесно связана со следующими дисциплинами:
Пререквизиты: «Источниковедение», «История стран ближнего зарубежья», «Российско-украинские отношения: история и современность», «Основы музееведения», «Глобальные и региональные проблемы международных отношений».
Кореквизиты: «Эволюция системы международных отношений в XV-XXI в.в.», «Процессы глобализации мира», «Большое Причерноморье в истории международных отношений».
Постреквизиты: «История исторической науки», «Подготовка и сдача государственного экзамена».
Форма промежуточной аттестации: зачет.
1.3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.
Таблица 1.2 – Распределение объема дисциплины по видам работ
Курс | Семестр | Общий объем, | Контактная работа, ч | Самостоятельная работа, ч | Реферат, РГЗ, контр. работа, коллоквиум | Курсовой проект (работа) | Зачет (семестр) | Экзамен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.143 с.) |