Осенний день. Сокольники. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осенний день. Сокольники. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.



ИСААК ЛЕВИТАН

(1860—1900)

Долгое время природа России каза­лась живописцам слишком невзрач­ной и невыразительной. Среди тех, кто открыл особую, щемящую пре­лесть русского пейзажа, первое ме­сто по праву принадлежит Исааку Ильичу Левитану.

Левитан родился в еврейском местечке Кибарты (Литва). В 1873 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были передвижники, вы­дающиеся мастера пейзажа — снача­ла Алексей Кондратьевич Саврасов, затем Василий Дмитриевич Поле­нов. Картины художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники», 1879 г.; «Мостик. Сав­винская слободка», 1884 г.), словно говорят зрителю: в России нет брос­ких, ослепительных видов, но очаро­вание её пейзажей в другом. Здесь всё требует неторопливого, вдумчи­вого, любовного взгляда. Зато внима­тельному зрителю откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворённая.

Русской природе несвойственны яркие цвета, резкие линии, чёткие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, всё зыбко, мягко, поч­ти неуловимо. Однако русский пей­заж открывает взору простор, за ко­торым угадывается ещё простор -и так без конца («После дождя. Плёс», 1889 г.). Художник говорил: «Только в России может быть на­стоящий пейзажист».

В картине «У омута» (1892 г.) Ле­витан обыгрывает образы народ­ной поэзии: омут — место недоброе, обиталище нечистой силы. Это мес­то отчаяния — здесь сводят счёты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец Константин Алексеевич Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но... она разлита в природе... Я бы хо­тел выразить грусть».

Подобные чувства навевает и зна­менитое полотно «Владимирка» (1892 г.). Пустынная, бескрайняя до­рога — путь осуждённых на катор­гу — рождает ощущение безысходности.

Картину «Над вечным покоем» (1894 г.) можно назвать философ­ским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как и земля. Тайна смерти («вечный по­кой» — слова из заупокойной молит­вы) и тайна жизни (небо — символ бессмертия) скрыты в этом произ­ведении.

Одна из самых лирических кар­тин Левитана — «Вечерний звон» (1892 г.). Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям от посещений Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и

392

Исаак Левитан.

У омута. 1892 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Исаак Левитан.

Владимирка. 1892 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

393

Исаак Левитан.

Над вечным покоем. 1894 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Исаак Левитан.

Вечерний звон. 1892 г Государственная Третьяковская галерея, Москва.

394

Исаак Левитан.

Март. Фрагмент. 1895 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.006 с.)