Общие меха низмы развития природного и социального мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие меха низмы развития природного и социального мира.



 

Представление современной естественнонаучной картины мира следует начинать с выделения открытий в естествознании, которые привели к научным революциям в 20 веке:

· астрономия (модель «Большого взрыва» и «расширяющейся Вселенной»;

· геология (тектоника литосферных плит);

· физика (смещение точки отсчета от материи к энергии и от вещества к полю);

· теория относительности (относительность пространства и времени);

· квантовая механика (корпускулярно-волновой дуализм);

· синергетика (становление новых структур в неживой природе);

· биология (модели происхождения жизни);

· генетика (механизм воспроизводства жизни);

· экология (взаимодействие живого со средой);

· этология (формы поведения организмов);

· социобиология (соотношение естественного и социального); 

· кибернетика (управление в неживой и живой природе);

· психоанализ (роль бессознательного в человеческой психике).

 

Эти научные революции позволили сформулировать следующие общие закономерности развития мира:

- эволюция природы (от Вселенной до кварков);

- самоорганизация (от неживых систем до биосферы);

- системность связи неживой природы, живой природы и человека (в экологии);

- имманентность (имманентный – внутренне присущий какому-либо предмету, явлению) природных систем пространству и времени (в теории относительности);

- относительность разделения на субъект и объект (в квантовой механике и синергетике).

 

--------------------------------------------------------------------------

Одной из главных идей третьей, или эйнштейновской научной картины мира является утверждение о том, что все ныне существующее есть результат длительной эволюции, грандиозного мирового развития — от физического вакуума и хаоса элементарных частиц до высокоразвитых форм жизни, включая человека разумного (homo sapiens). Раньше Вселенная была совсем не такой, как сейчас, считает современная наука. Вспомним, первую научную картину мира мы сравнивали с живописным полотном (все очень красиво, но сходство с реальностью минимальное), вторую — с черно-белой фотографией (сходство с действительностью достаточно большое, но неудобство причиняет статичность и безжизненность). Третью научную картину мира можно уподобить цветной киноленте, каждый кадр которой соответствует определенному этапу в эволюции Вселенной. Кроме того, если вторая научная картина мира считалась завершенной (и поэтому классической), описавшей и объяснившей, в основном, всю природу, то современное естествознание вынуждено признать, что вслед за вечным изменением мира будут меняться и наши представления о нем. А это значит, что нынешняя научная картина мира в недалеком или отдаленном будущем уступит место иным научным представлениям. Единственно верную, абсолютно точную, полностью завершенную картину мира не удастся нарисовать никогда, говорит современная наука.

 

 

Если, согласно идее глобального эволюционизма, Вселенная представляет собой грандиозную эволюцию протяженностью в миллиарды лет, от хаоса элементарных частиц до сложных форм жизни и разумного человека, то это означает, что мировое развитие шло по восходящей линии — от более простого к более оформленному и структурированному. Эволюция Вселенной представляет собой постепенное нарастание сложности материальных структур, их саморазвитие и самоорганизацию. Теория самоорганизации материальных объектов и систем называется синергетикой (от греч. synergos — совместно действующий), которая и является одним из «спутников» глобального эволюционизма. Согласно синергетическим идеям, в развитии любой материальной системы (под материальной системой подразумевается любая, простая или сложная, структура, от атома до человеческого общества) есть так называемые точки бифуркации (от лат. bifurcus — раздвоенный) — такие моменты или состояния, в которых система становится неустойчивой, и любые случайные факторы, называемые флуктуациями (от лат. fluctuatio — колебание), могут «столкнуть» систему на какой-либо один из возможных, альтернативных путей дальнейшего развития. Таким образом, в точке бифуркации поведение системы становится непредсказуемым, а ее будущее — неопределенным. Вне точек бифуркации (или между ними) система является устойчивой, и случайные факторы не могут как-либо существенно повлиять на нее. В этих случаях поведение системы предсказуемо, а ее будущее является определенным. Например, раскачивающийся маятник представляет собой устойчивую систему: можно точно сказать, чем закончатся его колебания — они со временем затухнут, и маятник будет неподвижен в отвесном, «серединном» своем состоянии. Однако если повернуть его на 180°, поднять вертикально вверх и отпустить, то принципиально неизвестно, в какую сторону он свалится (направо или налево); в таком положении он находится в точке бифуркации, и его падение в ту или другую сторону зависит от случайных факторов. Классическое естествознание сосредоточивало свое внимание на устойчивых материальных системах, подобных «нижнему» положению маятника, а современное естествознание проявляет большой интерес к неустойчивым системам, подобным «верхнему» положению маятника, чем во многом и объясняются такие его черты, как глобальный эволюционизм и синергетическое видение мира.

--------------------------------------------------------------

Появились новые общенаучные концепции и подходы:

· системный (исследование предметов как систем);

· структурный (исследование уровней организации);

· вероятностный (применение вероятностных методов)        

· синергетический (в развитии можно выделить два этапа – эволюционный и революционный) и др.

 

 

Среди процессов, с которыми чаще всего имеет дело человек, отдельное место занимают происходящие в социуме и касающиеся существующих в нем образовательных, культурных и социальных сфер, т.е. социокультурные процессы.

Современное развитие науки ведет к дальнейшему преобразованию всей системы жизнедеятельности людей. Особо впечатляет ее воздействие на развитие техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь общества. В настоящее время наука и техника все более активно и масштабно воздействуют на социальные процессы и самого человека, формируя его сознание и поведение, ценности и традиции общества.

Сегодня, – подчеркивают С. Л. Блюмин и И. А. Шуйкова, – «… большинство методов, используемых … для анализа гуманистических систем, т.е. систем, в которых участвует человек, представляют собой модификации методов, которые в течение длительного времени создавались для механистических систем. Замечательные успехи, достигнутые с помощью этих методов, позволили объяснить многие природные явления и создавать все более и более совершенные устройства. Но эти же успехи вселили широко распространенное убеждение в том, что теми же методами или подобными им можно сравнительно эффективно исследовать и гуманистические системы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.005 с.)