Критерии исторического сочинения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии исторического сочинения



Задание 25 (историческое сочинение) на ЕГЭ по истории

В 2021 г. в ЕГЭ по истории обновлено задание 25 по написанию исторического сочинения, за которое можно получить целых 12 первичных баллов из 56, т.е. более 20% всех баллов. Следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл, необходимо научиться писать историческое сочинение.

В варианте ЕГЭ может попасться одна из двух моделей: сочинение по историческому процессу или по исторической личности. Но всегда будет выбор из 3 вариантов (три процесса ИЛИ три исторических личности).

Подгруппы исторических периодов:

1. Древность и средневековье (IX век — конец XVII века);

2. Новое время (конец XVII — начало XX века);

3. Новейшее время (1917-2012 годы).

 

Что же требуется в модели по историческим процессам?

· указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;

· назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

· указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;

· используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного процесса для истории России;

· в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному процессу;

· стараться не допускать фактических ошибок;

· написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

 

Что же требуется в модели по историческим личностям?

· указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель;

· назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений);

· указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной выпускником);

· используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти;

· в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия;

· стараться не допускать фактических ошибок;

· написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

1. Написать текст исторического сочинения на основе черновика с учетом критериев оценивания задания 25 ЕГЭ по истории.

2. Следует подстраховаться и перевыполнить требуемое количество, т.е. упомянуть не два события (явления, процесса), а три. Написать суммарно не две причины, а не меньше трех (также рекомендуется выделить последствия).

Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).

Говоря об особенностях исторического сочинения, стоит упомянуть про два ключевых элемента — это критерии оценивания и алгоритм написания сочинения.

Петр I

В период правления Петра I, разумеется, следует отметить Северную войну между Россией и Швецией. Причиной войны была необходимость получения Россией выхода к Балтийскому морю, ведь именно от него во многом зависело экономическое развитие России, а также ее статус на мировой арене. Для достижения данной задачи Пётр I инициировал ряд военных реформ. Готовясь к войне со Швецией, он велел произвести рекрутский набор, которые впоследствии стали постоянными. Также Пётр с целью подготовки собственных офицерских кадров учредил Навигационную, Артиллерийскую и Инженерную школы, а также Морскую академию. В 1716 г. им был издан Воинский устав, определявший службу, права и обязанности военных. Все это позволило создать регулярную армию и победить в Северной войне. По итогам Северной войны Россия получила выход к Балтике, была провозглашена империей, а Пётр I стал императором. Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (Северная война) и названа его причина) Выполнен критерий К2 (назван Петр I и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)
Также важным событием стало основание в 1703 г. Санкт-Петербурга. Причинами его строительства стали необходимость закрепиться в балтийском регионе, а также иметь порт на Балтийском море для торговли со странами Западной Европы. Застройкой города по европейского формату занялся архитектор Доменико Трезини. Именно по его проекту была построена Петропавловская крепость с одноименным собором, также он построил здание Двенадцати коллегий. Также важно, что им были созданы «образцовые» проекты жилых домов и проект планировки по застройке города. В результате застраивался Санкт-Петербург по регулярной планировке, были заложены основы петровского барокко. Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (строительство Санкт-Петербурга) и названа его причина) Выполнен критерий К2 (назван Доменико Трезини и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)
Благодаря победе в Северной войне вырос международный авторитет страны (Россия стала одной из ведущих морских держав), активно развивалась экономика (благодаря активизации морской торговли через Санкт-Петербург и построенным мануфактурам по инициативе Петра I), была заложена новая система управления (созданные Сенат, Синод, губернии, «Табель о рангах» и пр. во многом просуществуют до 1917 г.) Однако указ Петра I о престолонаследии нарушил сложившийся порядок наследования власти, что привело впоследствии к дворцовым переворотам из-за отсутствия распоряжения императора о наследнике престола. Выполнен критерий К4 (дана оценка влияния указанных в сочинении событий на дальнейшую историю России) Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

 

Задание 25 (историческое сочинение) на ЕГЭ по истории

В 2021 г. в ЕГЭ по истории обновлено задание 25 по написанию исторического сочинения, за которое можно получить целых 12 первичных баллов из 56, т.е. более 20% всех баллов. Следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл, необходимо научиться писать историческое сочинение.

В варианте ЕГЭ может попасться одна из двух моделей: сочинение по историческому процессу или по исторической личности. Но всегда будет выбор из 3 вариантов (три процесса ИЛИ три исторических личности).

Подгруппы исторических периодов:

1. Древность и средневековье (IX век — конец XVII века);

2. Новое время (конец XVII — начало XX века);

3. Новейшее время (1917-2012 годы).

 

Что же требуется в модели по историческим процессам?

· указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;

· назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

· указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;

· используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного процесса для истории России;

· в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному процессу;

· стараться не допускать фактических ошибок;

· написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

 

Что же требуется в модели по историческим личностям?

· указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель;

· назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений);

· указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной выпускником);

· используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти;

· в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия;

· стараться не допускать фактических ошибок;

· написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

1. Написать текст исторического сочинения на основе черновика с учетом критериев оценивания задания 25 ЕГЭ по истории.

2. Следует подстраховаться и перевыполнить требуемое количество, т.е. упомянуть не два события (явления, процесса), а три. Написать суммарно не две причины, а не меньше трех (также рекомендуется выделить последствия).

Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).

Говоря об особенностях исторического сочинения, стоит упомянуть про два ключевых элемента — это критерии оценивания и алгоритм написания сочинения.

Критерии исторического сочинения

Самое важное в сочинении на ЕГЭ по истории — критерии. Именно по ним оценивается сочинение и выставляются соответствующие баллы.

Историческое сочинение включается в себя 7 критериев (Далее К1-К7) за которые в сумме можно получить 12 первичных баллов:

  • К1 — Указание не менее двух исторических событий (явлений, процессов) — 2 балла;
  • К2 — Указание не менее двух исторических личностей и их роли в указанных событиях (процессах, явлениях) — 2 балла;
  • К3 — Указание причинно-следственных связей в названных в сочинении событиях (явлениях, процессах) — 2 балла;
  • К4 — Указание оценки влияния событий (явлений, процессов) периода на дальнейшую историю России — 1 балл;
  • К5 — Использование исторической терминологии — 1 балл;
  • К6 — Наличие/отсутствие фактических ошибок — 3 балла;
  • К7 — Форма изложения исторического сочинение — 1 балл.

ВНИМАНИЕ! По критериям К6 и К7 баллы могут выставлены только в том случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов.

Самыми проблемными критериями, где выпускники допускают наибольшее число ошибок — это К2,К3,К4 и К6. Это связанно прежде всего с тем, что у выпускников недостаточно знаний, связанных с детальным и углубленным изучением истории.

 

Примеры верного раскрытия роли исторической личности:

· Чтобы взять неприступную турецкую крепость Измаил, Суворов начал готовиться к наступлению. Он приказал построить укрепления, похожие на крепость Измаил. На них солдаты обучались штурмовать неприступные стены. Были заготовлены длинные лестницы и веревки, чтобы быстро взбираться вверх по вертикальным стенам крепости. Когда приготовления были закончены, то Суворов выдвинул ультиматум защитникам крепости: «24 часа на размышление — воля. Первый мой выстрел — неволя. Штурм — смерть». Комендант крепости был удивлен таким смелым вызовом. Он не мог и предположить, что Измаил будет захвачен. Поэтому он ответил русскому полководцу: «Скорее небо упадет на землю, чем сдастся Измаил…» На следующий день Суворов приказал начать штурм крепости. Сначала по ней был открыт артиллерийский огонь. Затем, дождавшись тумана, русские войска начали штурмовать стены Измаила одновременно со всех сторон. Тренировки солдат не прошли даром. Они быстро взбирались на стены крепости и вступали с турками в рукопашный бой. Наконец, остатки турецкого гарнизона собрались в центре крепости. Они не имели более сил обороняться и сдались на милость победителя.

· Кутузов принял решение оставить Москву после военного совета в деревне Фили, что спасло русскую армию от разгрома.

· Павлом Пестелем был написан конституционный проект «Русская правда», принятый Южным обществом в качестве программы действий.

· В августе 1946 г. Жданов выступил с докладом, осуждающим Ахматову и Зощенко; этот доклад лёг в основу постановления «О журналах „Звезда” и „Ленинград”», что положило начало идеологической кампании против интеллигенции после войны.

· Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности Сталина, тем самым начав процесс десталинизации.

Разберем выполнение критериев на примерах исторических сочинений

Мы предлагаем вам следующую форму написания сочинения, которая свободно принимается уже не первый год. Рассмотрим на примере сочинения по периоду: 1325-1340 гг. — Правление Ивана Калиты. Форма заключается в делении сочинения на абзацы:

— 1 абзац: Введение и краткая характеристика периода. В этом абзаце вы указывает период, о котором пишете, к какому историческому периоду или правлению какого человека он относится, и далее даете краткую характеристику (можно указать ключевые события, процессы или явления, которые протекали в выбранные вами период)

ПРИМЕР: «Данный период относится к правлению Ивана Калиты. Период характеризуется повышением авторитета и укреплением Московского княжества».

— 2 абзац и 3 абзацы: Указание событий (явлений, процессов), причинно-следственных связей, личностей и других критериев. Данные абзацы должны содержать самую главную информацию сочинения. В каждом из них нужно указывать по 1 событию (явлению, процессу); 1 причине события; 1 личности и ее роли в указанном событии; 1 последствию. Кроме того, в одном из указанных абзацев или сразу в обоих можно указать исторический термин.

ПРИМЕР: «Ключевым событием данного периода является восстание в Твери 1327 года. Причиной восстания послужили карательные походы баскаков Золотой Орды, погромы и грабительские поборы. Ключевую роль в данном событии сыграл Московский князь Иван Калита, который предложил свою помощь хану Узбеку, так как Тверь являлась главным противником Москвы за объединение русских земель, после чего князь с войском хана лично отправился в Тверь и принял участие в жестоких погромах».

Данный пример иллюстрирует формат написания одного из абзацев. В нем содержится информация сразу по нескольким критериям: К1 — указание события восстания в Твери 1327 года; К3 — указание причины события; К2 — указание исторической личности Ивана Калиты и характеристика его роли, то есть конкретных действий в указанном событии. Кроме того, в данном абзаце присутствует исторический термин «баскак», за который мы получаем балл и по критерию К5.

Таким образом, мы получаем по 1 баллу за критерии К1, К2, К3 и К5. Далее в 3 абзаце мы пишем по такому же образцу, но уже с другим историческим событием (процессом, явлением) и подходящими к ним личностью, причиной, и последствием. За них также выставляется по 1 баллу.

— Последний 4 абзац: Указание краткого итога, а также оценки влияния событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России (критерий К4). Данный абзац лучше писать именно в том порядке, который указан выше. То есть сначала мы кратко подытоживаем исторический период, а после прописываем его влияние на дальнейшую историю России.

ПРИМЕР: "Именно правление Ивана Калиты способствовало небывалому росту и укреплению Московского княжества, которое позволит русским землям впервые встать на борьбу с Золотой Ордой, так внук именно Ивана Калиты — Дмитрий Иванович (Донской) в 1380 году разобьет основные силы Золотой Орды в Куликовской битве.".

Критерий К1 — Указание событий (явлений, процессов)

Данный критерий предусматривает использование в историческом сочинении два исторических события, явления или процесса. Достаточно их просто указать для того, чтобы данный критерий был засчитан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.123 (0.03 с.)