Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропологический переворот в античной философии. Софисты и Сократ: проблема человека и познания. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни, возникает субъективно–антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками ее являются–софисты и Сократ. В 5 в до н.э. новые мыслители учили не только политической и юридической мудрости, но связывали ее с общими вопросами философии и мировоззрения. Их стали называть "софистами" т.е. мудрецами. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказательству ложной точки зрения. Такая характеристика опиралась на то, что нов. учителя философии стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания. Их не интересовал поиск первоначала. Они сводили её к мнению (истина - это доказанное мнение), делая акцент на способах доказательства. Говорили, что у каждого человека своя истина, но кто-то умеет её доказывать, а кто-то нет. Критерием оценки любого явления выступают чувства человека. Заслуга софистов - сделали философию практичной наукой. Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор и Продик. Протагор учил, что всякое познание субъективно и потому имеет значение только для того человека, который его принимает. Каждый о вещах судит в меру своего разума и считает это суждение правильным до тех пор, пока его противник логическими аргументами не докажет ему противоположное. Что кажется человеку правильным, то и на самом деле правильно. "Человек - мера всех вещей". В несколько изменённом виде мысль Протагора повторяет другой видный софист - Горгий. Он проводит мысль, что бытия самого по себе не существует. Задача философии состоит не в стремлении отыскать истину, а в побуждении людей к целесообразности, полезной и приятной деятельности. Продик проявлял интерес к языку, правильному употреблению слов. Он большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях. В отношении религии софисты высказывали взгляды, подрывающие старую веру в богов. В сочинении "Истины" Протагор отрицал возможность рационального знания о богах. Относительно богов он не мог сказать, существуют они или нет. Многое препятствовало познанию этого:
Не меньшей новизной отличились высказывания софистов в отношении рабства. Рабство, как и рабовладельческое государство (полис) объявлялись категориями не логического, а исторического порядка, то есть невечными. Софисты утверждали, что бог создал всех равными, природа никого не сделала рабом. В отношении государства софисты выдвигали идею исторического происхождения государства и естественного права. Государство и законы рассматривались как результат договора, а демократия - как организованная защита бедных и слабых против покушений на их права со стороны сильных и богатых. Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа. Сократ ничего не писал, так как считал, что любой текст может быть неправильно интерпретирован, также позже мнение автора может поменяться. Сократ был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Сократ в отличие от софистов считал, что истина не зависит от мнения человека. Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Выделил 2 условия протекания продуктивного диалога:
Диалог, как метод Сократа, делится на 2 части:
Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Главная цель его философии –восстановить авторитет знания, поколебленный софистами: -Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной.
-Софисты не считались с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности. -Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: "Я знаю только то, что я ничего не знаю, но остальные не знают и этого, именно этой малостью я умнее всех остальных." В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми. То есть если человек и совершает ошибки, то делает это по не незнанию. Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Сократ оставил интеллектуальное наследие - 4 сократические школы:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.005 с.) |