Как учат музыке за рубежом /сост. , авт. Предисл. Д. Дж. Харгривз, А. К. Норт. – M. : издательский дом «классика-ххі», 2009. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как учат музыке за рубежом /сост. , авт. Предисл. Д. Дж. Харгривз, А. К. Норт. – M. : издательский дом «классика-ххі», 2009.



 

Современные музыкально-педагоги­ческие концепции

Цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы в совокупности образуют ту или иную концепцию музыкального образования. У каждой концепции (от лат. conceptio (восприятие), система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимания чего-либо) есть автор или авторы. Концепция является результатом научно-исследовательской работы в названной области; разрабатывая ее, педагоги­музыканты базируются на методологии, о чем мы упоминали в процессе изучения предыдущей темы. ­

Композитор, педагог и общественный деятель Д.Б. Кабалевский создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания, которая органично связывает музыку как искусство с музыкой-учебным предметом.

Целью музыкального образования Д.Б. Кабалевский провозгласил воспитание музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.

Задачи:

· увлечь детей музыкой, вызвать у них любовь к музыке, научить их ценить красоту музыки;

· развитие личности учащегося, обогащение его духовного мира; развитие способности видеть, слышать, чувствовать, думать;

· формирование навыков и специфических знаний о музыке в процессе

· работы над музыкальными образами, их духовным содержанием;

· выработка самостоятельного творческого мышления;

· формирование способности учащихся схватывать связи и отношения

· отдельных явлений музыкального искусства;

· установление критериев требований к учащимся в области эстетического воспитания.

· Принципы:

· связи музыкальных занятий с жизнью;

· тематического построения программы по музыке;

· доступности учащимся высочайших образцов серьезной музыки и воспитания на этих образцах духовного мира школьника;

· обращения к народному музыкально-поэтическому творчеству;

· импровизационности (реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки);

· образно-игрового вхождения в музыку;

· художественности, увлекательности и педагогической целесообразности

· при отборе музыкальных произведений для музыкальных занятий в школе;

· целостности урока музыки.

В концепции Людмилы Александровны Безбородовой и Юлия Багировича Алиева подчеркивается, что искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире.

Проект новой концепции для двенадцатилетнего обучения предполагает преподавание музыки в школе с 1 по Х класс. Учитель музыки по своему усмотрению может выбирать учебную программу или работать по авторской программе.

Важнейшим принципом структурирования музыкального образования должно стать единство двух начал: познание природы музыки через импровизационный личный опыт и активное восприятие ее через разнообразные формы лучших образцов музыкального искусства. Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности.

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Задачами музыкального воспитания и образования на уроках музыки в современной школе являются:

· формирование музыкальной культуры учащихся;

· приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности;

· развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной грамоты;

· обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;

· совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса;

· становление «национальной широты» музыкального вкуса;

· приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни;

· развитие умения общаться с образцами современной музыки;

· активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий;

· приобретение детьми знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств.

Принципы: воспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью, единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в музыкальном образовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие этих принципов на практике занятий на уроках в школе требует несколько иного, чем прежде, подхода:

· постоянной реализации задач всестороннего музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания музыкального образования от одной возрастной категории детей к другой;

· понимания музыкальным руководителем, учителем того, чем обогатит воспитанника даже самая элементарная попевка, не говоря об основном репертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах;

· осуществления на практике требований к музыкальному репертуару, с которым взрослый приходит к детям: художественной ценности (или антихудожественности, если возникает необходимость рассмотреть и это явление), содержательности, отражения в музыке тех явлений, которые не только близки и понятны детям, но и «продвигают» их музыкальное развитие, обогащают общий кругозор, формируя художественные интересы, вкусы и потребности.

Особенностью данной концепции музыкального воспитания детей является ее нацеленность на реализацию основополагающих принципов музыкальной педагогики. Вот почему ее методологическая и методическая основа может быть использована в каждом регионе России, а также за ее пределами.

Вместе с тем основные положения и установки концепции, являясь примерными, типовыми, позволяют многое учитывать при организации музыкальной работы в конкретных региональных условиях.

При этом рекомендуется опираться на специфические черты:

· национальные музыкальные традиции малых и больших народов, в среде которых реализуется данная концепция;

· традиции конкретного региона России;

· работу русскоязычных школ в суверенных государствах - бывших союзных и автономных республиках СССР.

Концепция обучения музыке Нины Александровны Бергер. Автор именует свою концепцию «Музыка для всех» и подчеркивает ее направленность на то, чтобы дать возможность каждому человеку почувствовать на себе благотворное воздействие музыки, найти для себя смысл занятий музыкой, прежде всего, в приобретении личной гармонии.

Цель работы Н.А. Бергер – «развеять миф о тех трудностях, которые поджидают человека на пути к музицированию и музыкальному образованию».

Задачи (в рамках общего музыкального образования):

1. Свободная ориентация в нотном тексте (читать ноты, как читают книгу),его быстрое выучивание и длительное хранение в памяти;

2. Умение записать несложный музыкальный материал нотами;

3. Владение всеми тональностями - звуковыми красками – как равноправными;

4. Возможность раскрытия собственного «Я» через непосредственное высказывание в процессе творческого музицирования.

5. Специальное музыкальное образование предполагает еще профессиональное (виртуозное) владение инструментом или голосом. При этом необходимо сохранить здоровье ребенка и его право на детство.

Принципы освоения музыкального языка и музыкальной письменности:

1) развитие индивидуально-групповых форм занятий;

2) рационализация процесса изучения нотной грамоты;

3) совершенствование музыкальной письменности;

преобладание творческих форм работы;

4) разработка и применение сравнительно дешевых средств ТСО.

Концепция музыкального воспитания Н.А. Ветлугиной. Профессор Наталья Алексеевна Ветлугина разработала концепцию музыкального воспитания школьников шестилетнего возраста для созданной ею учебной программы по музыке.

Цель школьных занятий музыкой – формирование музыкальной культуры как части духовной культуры молодого поколения.

Задача уроков музыки для учащихся-шестилеток – накопление и систематизация жизненного и музыкального опыта детей – опора для дальнейших занятий музыкой.

В основе программы лежит принцип тематизма (выдвинутый Д.Б. Кабалевским), это служит реальной основой для установления преемственности в содержании программы для учащихся шестилетнего возраста и программ последующих классов, достижения единства программ подготовительных групп детского сада и подготовительных классов школы.

Общее, что объединяет учебные программы для первого и подготовительного классов, заключается в нравственно-эстетической направленности тематизма, опоры на развитие восприятия музыки как основы всех видов деятельности на уроке. Различие же состоит в том, что шестилетние дети лишь накапливают музыкальный опыт. Сведения о музыке, которые им сообщают, связаны в основном с практической деятельностью.

Темы программы усваиваются в общей формуле; не следует активизировать процесс овладения, специальными понятиями и терминами: главная задача - различать произведения по характеру и настроению.

Урок музыки проводится один раз в неделю по 35 минут. Он строится по-разному. Обычно на уроке дети слушают 2-3 произведения, поют попевки, разучивают 1-2 песни, исполняют танец, музыкальную игру. В начале занятия чаще даются небольшие музыкально-ритмические задания. Затем дети слушают музыку, поют, играют на детских музыкальных инструментах. Урок для шести леток включает игры, пляски, хороводы. Надо, чтобы дети выражали характер музыки в своих движениях.

 

Литература

1. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 1990.

2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002.

3. Бергер H.A. Современная концепция и методика обучения музыке. – СПб., 2004.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. Под руководством Д.Б. Кабалевского. – М., 2006.

 

Глоссарий

 

Абсолютная сольмизация – метод пения с названием звуков, отвечающих их абсолютной высоте.

Авлос – древнегреческий духовой инструмент. При сольной игре исполнитель обычно использовал одновременно два авлоса: на одном воспроизводилась мелодия, на другом – сопровождающий ее выдержанный звук.

Агон – различные состязания, в том числе и музыкальные в Древней Греции, составляющие часть торжественных игр (Олимпийских, Пифийских и др.). Греки выделяли типа агонов: 1) спортивные; 2) гонки квадриг и скачки; 3) музыкальные и художественные соревнования.

Азбуковники – древнерусские рукописные сборники XIII-XVI веков статей энциклопедического характера.

Академия – название многих музыкальных учреждений, обществ и учебных заведений. Происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где в IV веке до н. э. читал свои лекции Платон.

Аллилуйя – хвалебный припев в христианском богослужении, а также самостоятельный гимн в оратории и др.

Анимализм – жанр изобразительного искусства, отражающий животный мир.

Антифонарий – собрание антифонов, псалмов, предназначенных для исполнения вне мессы.

Антифон (антифонное пение) (в переводе с греческого означает «звучащий в ответ», «вторящий») – песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами или солистом с хором. По происхождению связан с древнегреческой трагедией, в которой хор делился на два полухория.

Арфа – многострунный щипковый инструмент, который в простейшем виде встречается почти у всех народов мира. Известны египетские, финикийские, палестинские, греческие, турецкие и др. В Шотландии была излюбленным инструментов бардов, в средние века – трубадуров и миннезингеров.

Аэд – древнегреческий профессиональный поэт и певец, исполнитель эпических песен, аккомпанирующий себе на струнном щипковом инструменте форминксе. Позднее их искусство было утрачено, их место в эллинистическом обществе заняли рапсоды.

Ars nova (в переводе с латинского означает «новое искусство») – прогрессивное направление в музыкальном искусстве, возникшее во Франции и Италии в XIV веке. Одно из самых ранних профессиональных искусств, представленное светскими вокальными жанрами трубадуров, труверов, миннезингеров.

Баллада – одноголосная танцевальная песня у романских народов, ведущая происхождение от народных хороводных песен в Италии. В XII-XIII веках представляет собой один из важнейших жанров трубадуров и труверов.

Баллата – поэтическая и музыкальная форма в Италии XIII – начала XV веков, характерный жанр Ars nova лирического и шуточного содержания.

Бансури (бансри) – индийский духовой инструмент, который делается из полого стебля бамбука с 6-7 отверстиями. Существует две разновидности поперечной флейты: поперечная и продольная. Продольная флейта используется в народной музыке.

Барбитон (или барбитос) – древнегреческий семиструнный плекторный инструмент, схожий с лирой. От лиры отличался тем, что его струны были вдвое длиннее, и он звучал на октаву ниже. Широко использовался в Древней Греции, Малой Азии, Италии.

Бард – народный певец-сказитель, в средние века – профессиональный поэт при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии.

Барокко – художественный стиль, господствующий в искусстве и архитектуре конца XVI – первой половины XVIII века.

Брахман – представитель высшего сословия духовенства во всех штатах Индии. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писари, священнослужители, ученые, учителя, чиновники.

Бубен – ударный музыкальный инструмент, используется в профессиональной музыке, обрядах как ритмический инструмент для сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Имеет национальные названия: даф, дойра, тамбурин и др.

Бурдон (в переводе с французского «густой бас») – непрерывный и не изменяющийся по высоте звук открытых басовых трубок волынки, обычно нижний голос музыкального произведения (род органного пункта).

Вариация – видоизменение музыкальной темы, ее мелодии, сопровождения или того и другого одновременно.

Вариации – музыкальная форма, в которой тема излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии.

Веды – сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите

Виела – одно из общих названий средневековых струнных смычковых инструментов. См. Виола.

Вилланелла (в переводе с итальянского означает «деревенская песня») жанр итальянской бытовой музыки XV–XVI веков, в основе которой лежит итальянская (неаполитанская) народная песня, которая исполнялась во время полевых работ.

Вина индийскийструнный щипковый (плекторный) инструмент. Существует свыше двадцати разновидностей вины (бин, махати вина, рудра вина, шрути вина и др.).

Вильянсико (в переводе с испанского означает «сельская, деревенская песня») – испанский музыкально-поэтический жанр, который сложился в эпоху Возрождения. Одноголосные и двухголосные вильянсико исполнялись в сопровождении виуэлы, трехголосные– a capella.

Виола общее название струнных смычковых инструментов, распространенных в средние века в романских странах. В странах германских языков термину «виола» соответствует термин «фидель». Со временем этот термин также выходит из употребления, а соответствующие инструменты (скрипка, альт, виолончель) стали называться скрипичными.

Виуэла – испанское старинное название ряда струнных инструментов. Выдающимся исполнителем и композитором, писавшим для виуэлы, был испанский композитор Луис де Милан. В конце XVI века в связи с распространением клавишных и смычковых инструментов виуэла утратила прежнее значение, однако бытовала вплоть до конца XVII века.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в развитии стран Западной и Центральной Европы с XIV до XV–XVI веков, в течение которой произошел переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Определяющим для развития искусства имело новое мировоззрение эпохи Возрождения – гуманизм, выдвигающий на первый план ценность человеческой жизни, индивидуальность, интерес к познанию мира и реалистическое отражение действительности. Существенной особенностью явилось обращение к художественным античным идеалам, использование античных поэтических текстов (преимущественно в опере).

Волынка – народный духовой язычковый инструмент, представляет собой мех (воздушный резервуар) из кожи, в который вделаны маленькая трубочка для нагнетания воздуха и несколько игровых трубок для исполнения мелодии, басов, сопровождающие игру непрерывным бурдоном.

Гамма – звукоряд всех ступеней лада, расположенных от основного тона в восходящем и нисходящем порядке в объеме октавы.

Гармоника – наука и учение о звуковысотной структуре музыки, т.е. о гармонии, в период античности, Средние века и эпоху Возрождения. Античная гармоника – прообраз современной учебной дисциплины гармонии.

Гексахорд – диатонический шестиструнный звукоряд, который применялся в музыкальной практике средневековья. Он состоял из последовательности: тон, тон, полутон, тон, тон. Гвидо д,Ареццо в начале XI века дал слоговые названия ступеням: ut, re, mi, fa, sol, la.

Гимн – торжественная песнь, которая отличается образностью литературного языка, запоминающейся мелодией, размеренным (чаще маршевым) ритмом и торжественным, возвышенным характером. Древнейшие гимны были созданы в Древней Греции и Древнем Египте. Они исполнялись хором, под аккомпанемент кифары, нередко исполнение гимна сопровождалось танцами. Существуют государственные, военные, религиозные гимны, созданные в честь какого-либо исторического события или героя, школьные и др.

Гимназия – средние общеобразовательные учебные заведения. Термин заимствован из Древней Греции. В гимнасии, специальном богато украшенном помещении, изучалась грамматика, философия и риторика.

Гипорхема – хоровая песня в Древней Греции, сопровождаемая пляской и мимической игрой, струнными инструментами, флейтой, обычно носила радостный, оживленный характер. Изначально военный танец на о. Крит. Зарождение гипорхемы связывают с именем Фадема (около VII века до н. э.). Благодаря Талету из Гортины после 665 г. до н. э. распространился в Спарте. Вначале развивалась как самостоятельный жанр, позднее вошла как составная часть античной трагедии.

Глас – диатонические попевки в древнерусском церковном пении, связанных с церковным звукорядом. Восемь гласов составили систему осьмогласия, охватывающую весь фонд церковного пения.

Гомофония (гомофонно-гармонический склад) – тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на один главный и несколько второстепенных. Понятие «гомофония» возникло в Древней Греции, где оно означало унисонное исполнение мелодии и сопровождение ее хором или ансамблем в октавном удвоении.

Госюэ – столичные учебные заведения в Древнем Китае.

Григорианское пение (григорианский хорал) – общее название церковных песнопений католической церкви. Название связано с именем Григория I, который по преданию составил антифонарий.

Грихастха (в переводе с санскрита «слуга», «дом», «жилище, «семья») – вторая ступень в законе четырех стадий жизни – стадия домохозяина, которая рассматривалась в Древней Индии как центр всей социальной жизни.

Гу – китайский двусторонний барабан различных размеров.

Гудок – старинный русский струнный смычковый инструмент, на котором исполняли танцы и песни, аккомпанировали пению, нередко играли в ансамбле с гуслями и домрой.

Гуманизм (в переводе с латинского означает «человечный») – система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы, права на счастье. Истоки гуманизма восходят к эпохе Возрождения.

Гуру - шишья – прямая, не­посредственная передача знаний от учителя в Древней Индии.

Гусли – русский струнный щипковый инструмент разной формы (крыловидной, шлемовидной и прямоугольной). Гусли имеют громкое, звонкое звучание. Техника исполнения достаточна сложна, поэтому они находили распространение главным образом среди профессиональных народных музыкантов – скоморохов, сказителей.

Демественник – церковный певчий для старинного русского напева.

Демественный распев (демественное пение) – один из основных распевов русской церкви, певческая традиция, возникшая в Древней Руси в последней четверти XV века одновременно с путевым распевом. Иногда его называют демественным пением. Самое раннее упоминание относится к 1441 году в Воскресенской летописи. Хор и отдельные певцы исполняли его при праздничных богослужениях.

Ди – китайский старинный духовой музыкальный инструмент, род поперечной флейты из тростника с шестью отверстиями. Был завезен из Средней Азии примерно с 140 до 87 гг. до н. э.

Дифирамб – хоровая песня в честь бога Диониса (или Вакха) в Древней Греции. Согласно Аристотелю, из дифирамба возникла греческая трагедия.

Догмат (или догма) – положение вероучения, утвержденное церковью, объявленное обязательным и неизменным, не подлежащее критике.

Дорийский лад – один из натуральных минорных ладов, широко распространенный в античности и средневековье. Название происходит от одного из племен Древней Греции – дорийцев. Отличается наличием повышенной шестой ступени.

Дудка – общее название народных музыкальных инструментов семейства флейт (сопели, свирели, иногда так называли и волынку) в России, Белоруссии и на Украине.

Духовная музыка – вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы и в быту.

Даюэшу – специальные канцелярии в Древнем Китае, курирующие церковные и народные виды музыки.

Жэнь – одно из главных понятий конфуцианства, означает «гуманность», «человечность», «человеколюбие». Понятие было введено Конфуцием, который понимал его как главное человеческое качество.

Жонглер – средневековый странствующий сказитель, певец, фокусник, часто инструменталист, которого в средние века также называли шпильманом, вагантом или скоморохом.

Знамена (крюки) – безлинейные знаки, применявшиеся для записи древнерусских распевов. См. Крюк.

Знаменное пение (знаменный распев) – основной вид древнерусского церковного пения. Знаменный распев представлял собой монодию, исполнявшуюся в унисон. Время возникновения знаменного распева точно не установлено.

Имитация (в переводе с латинского означает «подражание») – точное или неточное повторение мелодии в каком-либо голосе мелодии, прозвучавшей непосредственно перед ней в другом голосе.

Калокагатия – понятие, которым Платон обозначил идеал воспитания в древнегреческом государстве, гармоническое сочетание физических и нравственных способностей, совершенство человеческой личности. Человек, воспитанный в духе калокагатии, должен был приносить пользу обществу. Слово возникло в повседневном языке, но использовался как термин в философии Платона и Аристотеля.

Канон – один из приемов полифонического письма, основанного на имитации, а также один из самых распространенных жанров вокального многоголосия в средние века.

Кант (в переводе с латинского означает «пение», «песня») – бытовая многоголосная песня, распространенная в России, на Украине и в Белоруссии в XVII–XVII вв.

Канцона (в переводе с итальянского «пение, песнь») – первоначально название лирических стихотворений, получивших распространение в Италии XIII-XVII вв. В эпоху Возрождения многоголосная вокальная пьеса, близкая по характеру народной песне. С конца XVI в. появились инструментальные канцоны имитационно-полифонического склада, предназначенные для клавира, органа или инструментального ансамбля.

Качча – поэтическая и музыкальная форма в Италии XIV – начала XV вв., один из характерных жанров светской музыки период Ara nova.

Квадривиум – общее название системы точных наук в Средние века, который включал изучение точных математических наук – арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Учебный предмет «Музыка» изучался как наука гармоника, а не искусство звуков.

Кимвал – древний ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух полых медных тарелок или чаш, издававший при ударе друг о друга громкий звенящий звук.

Кин – один из самых древних китайских струнных щипковых инструмент. Корпус выполнен в форме плоского короба, по всей длине которого натянуты семь струн одинаковой длины. У кина нет ладов, а звук зависит от веса и степени натяжения струн.

Кифара – древнегреческий струнный щипковый инструмент, который применялся как сольный или аккомпанирующий голосу музыкальный инструмент. В изобразительном искусстве кифара – один из атрибутов бога Аполлона.

Кифаристские школы – учебные заведения в Древней Греции, где обучали свободнорожденных граждан музыке, пению и декламации.

Клавесин – щипковый клавишный музыкальный инструмент, известен с XVI века. Струны клавесина приводились в колебание щипком при помощи птичьего пера. Звук клавесина блестящий, но мало певучий, не поддающийся динамическим изменениям.

Кларнет – деревянный духовой музыкальный инструмент, происходит от старинной свирели.

Клавир – общее наименование струнных клавишных музыкальных инструментов в XVII-XVIII веках. Первые упоминания относятся к XV в. К ним относятся чембало, клавикорд, клавесин, фортепиано. Сначала для игры на клавире использовали лютневую и органную музыку. В настоящее время существует другое значение слова «клавир». Так называют переложение для фортепиано партитуры оперы, балета, симфонии или концерта.

Клавирное творчество – первые произведения, написанные специально для клавира, стали появляться во второй половине XVI в. На протяжении XVI-XVIII вв. клавирное творчество обогащается произведениями таких выдающихся композиторов как Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти, И. С. Бах, Г.Ф. Гендель, которые все без исключения были также выдающимися исполнителями-клавиристами.

Клавикорд – старинный клавишно-струнный инструмент, широко распространенный в XV–XVIII вв. Первые упоминания о клавикорде относятся к концу XIV – XV вв. Наиболее древний из дошедших до нас инструментов был изготовлен в Италии в 1547 году. В начале XIX века был вытеснен фортепиано.

Классицизм (в переводе с латинского «образцовый») – художественная теория и стиль в искусстве XVII-XVIII вв. В основе лежит эстетический идеал образцов античного искусства и положения «Поэтики» Аристотеля. Главные правила, которым должно соответствовать художественное произведение – красота и истина, ясность замысла, стройность и законченность композиции.

Колокола оркестровые – ударный инструмент симфонического оркестра. Представляет собой 12-18 цилиндрических металлических трубок, подвешенных к раме-стойке. Ударяют по ним колотушкой, головка которой обтянута кожей.

Кондак – жанр византийской церковной поэзии и музыки. Основоположником жанра является Роман Сладкопевец. В VIII веке стал вытесняться каноном. В современных богослужебных книгах православной церкви сохранились две строфы: 1 – с надписью кондак, 2 – икос.

Кондакарь – древнерусская певческая книга, в которой содержатся разные кондаки.

Кондакарное пение (кондакарный распев) – стиль византийского виртуозного пения, культивирующийся в Киевской Руси. Применялся при исполнении кондаков, стихов из псалмов.

Консерватория – приют для сирот и беспризорных детей в Италии с начала XVI в. Первое из известных заведений учреждений такого рода было открыто в Неаполе в 1537 году. В приютах, создававшихся в основном при церквях, детей обучали разных ремеслам. С XVII в. обязательными предметами становятся пение (с целью подготовки певчих для церковного хора), игра на музыкальных инструментах, теория композиции и др.

Контрапункт – одновременное сочетание двух или нескольких голосов, которые различаются по характеру и ритмическому строению. В широком смысле термин «контрапункт» означает то же, что полифония. Искусство контрапункта как многоголосного письма явилось основой большинства музыкальных жанров эпохи Средневековья и Возрождения.

Кокизник – собрание попевок в древнерусских певческих рукописях.

Крюк (знамя) – знаки древнерусской безлинейной нотации, один из видов невменного письма. Происходят византийской невменной нотации. Древнейшие памятники русского крюкового письма относятся к концу XI – началу XII вв. См. Невмы.

Кунхоу – древнекитайский музыкальный инструмент рода арфы.

Кучуэйюэшу – специальная канцелярия, курирующая ударно-духовую, т. е. военную музыку.

Ли – общее название ритуала в китайской философии.

Лидийская гамма – мажорный лад с повышенной 4 ступенью.

Лин – один из разновидностей древнекитайских колоколов, подвесной колокольчик (с языком).

Лира – древнегреческий струнный щипковый инструмент. Первоначально делался из панциря черепахи, позднее – из дерева. По бокам корпуса – две стойки с перекладиной, к которой крепились 7-11 струн.

Лица – сочетание знамен, изображающих сложный и продолжительный напев.

Люй-люй (полутон-полутон) – двенадцатиступенный хроматический звукоряд в древнекитайской музыке. Каждый из 12 звуков имел свое иероглифическое значение и философский, космологический, эстетический и этический смысл. Вместе они выражали 12 месяцев в году, 12 знаков зодиака и часы в сутках.

Лютня – струнный щипковый музыкальный инструмент, широко распространенный в Европе в XV-XVII вв. Происхождение лютни относится к глубокой древности. Она была известна за 2000 лет до н. э. Ею пользовались египтяне, персы, ассирийцы, греки, римляне. В средние века стала популярна в Испании, Италии, Франции, Германии, Польше и др. В эпоху Возрождения приобрела господствующее положение как в профессиональном, так и в любительском музицировании.

Мадригал – лирическая песня на родном языке (в отличие от церковных песнопений на латинском), светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Первые образцы появились в XIII в., а с середине XVII в. после возникновения оперы, оратории и кантаты, мадригал начинает исчезать. В XX в. мадригал вновь входит в композиторскую и концертно-исполнительскую практику.

Манджира – индийский традиционный ударный инструмент. Представляет собой пару маленьких (4-5 см в диаметре) металлических пальцевых тарелок, сделанных из бронзы или латуни. На них играют в паре, причем каждая из тарелочек настроена на собственную ноту. Звучит во время религиозных и общественных праздников, сопровождая пение и танцы, часто в составе ансамбля, наряду с барабанами и другими ударными инструментами.

Мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыкального языка; звуковысотное выражение музыкальной мысли посредством интонации (Б. В. Асафьев).

Месса – многочастное вокальное или вокально-инструментальное произведение культовой музыки, предназначенное для хора (иногда с привлечением солистов и инструментального сопровождения).

Метриза – музыкальная школа во Франции и Нидерландах, готовившая церковных певчих. Наибольшее распространение получили в XV-XVI вв. В них преподавали пение, игру на органе, теорию музыки, давали общее образование.

Метод обучения – система последовательных действий педагога и учащихся, обеспечивающих содержание образования.

Миннезингер – немецкий средневековый поэт и певец, автор и исполнитель рыцарской лирики XII-XIV вв. Искусство миннезингеров зародилось под влиянием песен трубадуров и народной культуры. В песнях господствовало одноголосие, ритм определялся в первую очередь ритмом стиха, музыкальные инструменты играли роль сопровождения.

Миф – древнее повествование, рассказ о богах, духах или легендарных героях, возникшее в первобытном обществе. Мифам разных народов присущи сходные темы и мотивы о происхождении мира, Вселенной, природы, человека и животных.

Мриданга – двусторонний барабан, на котором играют при помощи пальцев, распространен в Южной и Восточной Индии. При обучении на этом инструменте ученики повторяют разнообразные учебные мантры.

Монодия – 1) сольное пение в сопровождении авлоса, лиры в Древней Греции; 2) вид сольного пения с инструментальным сопровождением, возникший в XVI веке в Италии во Флорентийской камерате, стремящейся возродить античную трагедию на основе монодии. Представители Флорентийской камераты считали, что музыка должна подчиняться поэзии, усиливать ее эмоциональное воздействие.

Мотет – жанр многоголосной вокальной музыки, возник первоначально во Франции в XII в. С середины XIII до середины XVI вв. оставался важнейшим жанром западноевропейской и духовной и светской музыки. В мотете чаще всего соединялись несколько (чаще всего 3) самостоятельных голоса.

Музицирование – исполнение музыки в домашней обстановке, в камерных залах или на воздухе, занятие музыкой, в более широком понимании – вообще игра на музыкальных инструментах. Единственное существительное, образуемое от глагола «музицировать».

Музы – дочери бога Зевса в древнегреческой мифологии, живущие на Парнасе, покровительницы искусств и наук.

Музыка – вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством особым образом организованных по высоте и времени звуков.

Музыкальная азбука – певческое пособие, включающее годовой круг церковных песнопений. Появились в Древней Руси в XV в.

Музыкальное воспитание – процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, цель которого передавать опыт музыкальной деятельности новому поколению, часть эстетического и художественного воспитания.

Музыкальная культура – многоуровневая система, включающая различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, музыкально-образовательные учреждения, музыкальные общества, бытовое и домашнее музицирование.

Музыкальное образование – процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также система организации музыкального обучения.

Мусикийская грамматика – сборник основных правил партесного пения, созданный Н.П. Дилецким в XVII в.

Мусическая школа – учебное заведение в Древней Греции, которая давала преимущественно литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.09 с.)