Пограничное расстройство личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пограничное расстройство личности



Распространенный паттерн нестабильности межличностных отношений, самооценки и аффектов, наблюдаемая импульсивность, начиная с ранней зрелости и присутствующие в различных контекстах, как указано пятью (или более) признаками из следующих.

1. Отчаянные усилия избежать реальной или воображаемой покинутости.

2. Модель нестабильных и интенсивных межличностных отношений, характеризующихся сменой крайней идеализации и девальвации.

3. Нарушение идентичности: заметное и постоянно нестабильное самопредставление или самоощущение.

4. Импульсивность по крайней мере в двух областях, которые могут причинить вред (например, расходы, секс, токсикомания, безрассудное вождение, переедание).

5. Периодическое суицидальное поведение, жесты, угрозы или саморазрушающее поведение.

6. Аффективная нестабильность из-за выраженной реактивности настроения (например, интенсивная эпизодическая дисфория, раздражительность или беспокойство, обычно продолжающееся несколько часов и редко несколько дней).

7. Хроническое чувство пустоты.

8. Неуместный, интенсивный гнев или трудности с его контролем (например, частые проявления вспыльчивости, постоянная злость, периодические драки).

9. Преходящие, связанные со стрессом параноидальные мысли или серьезные диссоциативные симптомы.

Если бы я знал, на что я так зол, я бы не был так зол.

Миньон Маклофлин

Нарциссическое расстройство личности

Существует общий паттерн превосходства, значимости (как в воображении, так и в поведении), потребность в восхищении и отсутствие эмпатии, которые начинаются при взрослении и имеют множество контекстов. Должны быть выявлены пять или более следующих характеристик.

1. Переоценка собственной значимости, достижений и талантов, ожидание признания своего превосходства без соответствующих достижений.

2. Поглощенность фантазиями безграничного успеха, власти, блеска, красоты или идеальной любви.

3. Убежденность в своей особенности, уникальности, возможности быть понятым и принятым лишь особыми или влиятельными людьми (или общественными учреждениями).

4. Потребность в преувеличенном восхищении.

5. Необоснованное представление о своем праве на привилегированное положение или автоматическое удовлетворение желаний.

6. Эксплуатация других для достижения собственных целей.

7. Недостаток эмпатии и нежелание считаться с чувствами и нуждами окружающих.

8. Завистливость или убеждение в завистливом к себе отношении.

9. Надменное, высокомерное поведение или установки.

Неправда, будто некоторые мои подруги страдают комплексом неполноценности. Никакого комплекса у них нет – они в самом деле менее полноценны.

Янина Ипохорская

Демонстративное расстройство личности

Наличие по меньшей мере четырех признаков указывает на демонстративное (театральное, истерическое) расстройство личности.

1. Дискомфорт в ситуациях, когда человек не находится в центре внимания. Он постоянно ищет или требует поддержки, одобрения или похвалы.

2. Чрезмерная озабоченность тем, как он выглядит.

3. Театральное поведение, экзальтация. Например, он обнимает случайных знакомых с чрезмерной сердечностью, безудержно рыдает по незначительным сентиментальным поводам, устраивает истерики.

4. Неуместные проявления сексуального обаяния во внешности или поведении.

5. Поверхностные и быстро перескакивающие эмоции.

6. Самовнушаемость и внушаемость, легкое попадание под влияние своих представлений, окружающих людей или обстоятельств.

7. Чрезмерно импрессионистичная и небогатая деталями речь, например, когда человека просят описать мать, может лишь сказать: «Она была лучшей в мире».

8. Чрезмерная забота о своем, сосредоточенность на себе. Действия направлены на получение немедленного удовлетворения. Человек не выносит отсрочки вознаграждения.

Есть женщины, взбалтывающие свои чувства, как газированную воду перед употреблением.

Николай Векшин

Антисоциальное (диссоциальное) расстройство личности (социопатия)

A. Возраст на данный момент не младше 18 лет.

Б. По крайней мере три расстройства поведения из нижеследующих, проявившиеся до 15 лет:

1) подросток часто прогуливал занятия в школе;

2) не менее двух раз тайком от родителей или лиц, их заменяющих, уходил из дома на всю ночь (или один раз, но не возвратившись наутро);

3) часто затевал драки;

4) использовал оружие более чем в одной драке;

5) заставил кого-то вступить с собой в сексуальную связь;

6) проявлял жестокость к животным;

7) проявлял жестокость к людям;

8) преднамеренно разрушил чью-либо собственность (кроме поджога);

9) преднамеренно совершил поджог;

10) часто лгал (не в целях защиты от физического или сексуального насилия);

11) воровал, не нападая на жертву, более чем в одном случае (включая подлог);

12) воровал, нападая на жертву (например, грабеж с насилием, выхватывание кошелька, вымогательство, вооруженный грабеж).

B. Картина безответственного и антисоциального поведения после 15 лет, о чем свидетельствуют по крайней мере четыре из нижеследующих признаков:

1) человек не способен систематически выполнять работу, о чем свидетельствует любой из нижеследующих признаков (включая учебу, если речь идет о студенте):

а) не работает в течение шести месяцев или более за период в пять лет, когда ожидалось, что он будет работать и была возможность устроиться на работу;

б) часто не выходит на работу не по причине собственной болезни или болезни члена семьи;

в) увольняется с нескольких работ без реалистичных планов по трудоустройству;

2) не может приспособиться к социальным нормам законопослушного поведения, на что указывают неоднократные антисоциальные действия, которые являются основанием для ареста (независимо от того, имел ли место арест), например разрушение собственности, посягательство на личность, кражи, занятие незаконной деятельностью;

3) раздражителен и агрессивен, на что указывают повторяющиеся драки или нападения (не считая осуществленных ввиду выполнения служебных обязанностей или в целях защиты других или себя), включая избиение супруги или ребенка;

4) неоднократно попадает в ситуации, когда не в состоянии выполнить финансовые обязательства, на что указывает регулярная неуплата долгов или алиментов на детей или других зависимых от него людей;

5) отсутствует способность планировать свои действия или импульсивность, на что указывают один или оба из нижеследующих признаков:

а) переезжает с места на место, не найдя заранее работы и не имея ясной цели путешествия или представления относительно того, когда закончится путешествие;

б) не имеет постоянного адреса в течение месяца или более;

6) склонен говорить неправду, на что указывают неоднократная ложь, использование псевдонимов и надувательство других ради личной выгоды или удовольствия;

7) пренебрегает собственной безопасностью или безопасностью других людей, на что указывает вождение машины в состоянии опьянения или периодическое превышение скорости;

8) если это родитель или опекун – ему недостает ответственности, на что указывают один или более признаков из нижеследующих:

а) недостаточно кормит ребенка;

б) ребенок болеет из-за отсутствия минимальной гигиены;

в) не оказывает медицинской помощи серьезно больному ребенку;

г) возлагает заботу о питании и защите ребенка на соседей или живущих отдельно родственников;

д) отказывается нанять няню для маленького ребенка, когда родитель отсутствует дома;

е) неоднократно тратит на личные нужды деньги, требующихся для домашнего хозяйства;

9) отсутствуют полностью моногамные отношения, длившиеся больше года;

10) отсутствие совести (человек считает оправданными причинение вреда, плохое обращение или кражу).

Г. Наличие данных симптомов не только в остром периоде шизофрении или в случае маниакальных эпизодов.

Люди, будучи дурны, слово не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется.

Никколо Макиавелли

Импульсивное (эпилептоидное) расстройство личности

Для диагностики расстройства необходимо наличие признака под номером 2 и еще не менее двух признаков.

1. Отчетливая тенденция к неожиданным поступкам без учета их последствий.

2. Отчетливая тенденция к ссорам и конфликтам с другими.

3. Склонность к вспышкам ярости или насилия с неспособностью контролировать эксплозивное поведение; трудности в сохранении линии поведения, которое не подкрепляется непосредственным удовлетворением.

4. Лабильное непредсказуемое настроение.

5. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

6. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

7. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

8. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

9. Обида, зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

10. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

11. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

12. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

 

Пассивно-агрессивное (саботажное) расстройство личности

Для диагностики расстройства требуется наличие не менее пяти указанных черт.

1. Несоблюдение сроков, оттягивание и откладывание завершения выполняемых повседневных заданий, в особенности когда завершение стимулируется окружающими.

2. Необоснованный протест против справедливых требований и замечаний, заявления о неправомерности этих требований.

3. Упрямство, раздражительность или конфликтность при необходимости выполнять нежелательные для человека задания.

4. Необоснованная критика в адрес начальства, ответственных лиц.

5. Намеренно медленная или плохая работа при выполнении нежелательных зданий.

6. Препятствование усилиям других за счет невыполнения своей части работы.

7. Избегание выполнения обязательств со ссылкой на забывчивость.

Комплимент повышает производительность женщины вдвое.

Франсуаза Саган

Обсессивно-компульсивное (ананкастное, психастеническое, педантичное) расстройство личности

Расстройство диагностируется при наличии четырех и более нижеперечисленных признаков.

1. Постоянная озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или планами в ущерб главной цели деятельности.

2. Стремление к совершенству и связанные с этим многочисленные перепроверки, что нередко препятствует завершению выполняемых задач.

3. Неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб получению удовольствия и межличностным отношениям вплоть до отказа от этого.

4. Постоянные сомнения и чрезмерная предосторожность.

5. Неоправданная экономность и запасливость.

6. Чрезмерная педантичность и следование социальным условностям.

7. Чрезмерная добропорядочность, принципиальность и упрямство.

8. Необоснованное настаивание на точном подчинении других собственным привычкам или столь же необоснованное нежелание позволить другим что-либо делать самостоятельно.

Можно быть уверенным лишь в том, что ни в чем нельзя быть уверенным.

Плиний Старший

Тревожное (избегающее) расстройство личности

Расстройство диагностируется при наличии четырех и более черт.

1. Уклонение от занятий, связанных с интенсивными межличностными контактами, из опасений критики, неодобрения или отвержения.

2. Сдержанность в близких отношениях из-за страха стыда или насмешек.

3. Повышенная озабоченность критикой или непринятием в социальных ситуациях.

4. Убежденность в своей социальной неловкости, непривлекательности или малоценности в сравнении с другими.

5. Ограниченность стиля жизни из-за потребности в физической безопасности.

6. Стойкое глобальное чувство напряженности и озабоченности.

Главной опасностью в жизни является то, что вы предпринимаете слишком много мер предосторожности.

Альфред Адлер

Зависимое (симбиотическое) расстройство личности

Всеобъемлющая и чрезмерная потребность в заботе, приводящая к покорному и цепляющему поведению и тревоге разлуки, начиная с ранней зрелости и присутствующая в различных контекстах, на что указывают пять (или более) признаков из числа следующих.

1. Трудно принимать повседневные решения без чрезмерного количества советов и ободрений окружающих.

2. Требует, чтобы другие брали на себя ответственность за большинство основных областей жизни индивида.

3. Трудно выразить несогласие с другими из-за страха потери поддержки или одобрения. (Примечание: за исключением реалистичных страхов возмездия.)

4. Трудно начинать новые дела или делать что-то самостоятельно (из-за недостатка уверенности в своих способностях или в возможностях, а не из-за недостатка мотивации или энергии).

5. Идет на чрезмерные усилия, чтобы получить заботу и поддержку от других, вплоть до добровольного исполнения неприятных вещей.

6. Чувствует себя некомфортно или беспомощно в одиночестве из-за преувеличенного страха быть неспособным заботиться о себе.

7. Срочно ищет другие отношения в качестве источника заботы и поддержки, когда близкие отношения заканчиваются.

8. Нереально озабочен страхами быть оставленным другими людьми на произвол судьбы.

Если вы начинаете с самопожертвования ради тех, кого любите, то закончите ненавистью к тем, кому принесли себя в жертву.

Джордж Бернард Шоу

Опросник личностных адаптаций(V. Joines, I. Stewart, 2002)

Внимательно прочитайте каждый пункт и поставьте «плюс», если утверждение верно для вас, или «минус», если нет.

1. Я думаю, что большинство людей беспечны в том, чем они занимаются.

2. Люди говорят мне, что я тихий.

3. Мне более комфортно заниматься делами, чем общаться с людьми.

4. Я убегаю, когда все идет плохо.

5. Во время конфликтов, я чувствую – что бы я ни сделал, будет только хуже.

6. Если люди недовольны мной, я чувствую себя задетым и смущенным.

7. Когда я с другими людьми, мне кажется, что я должен поступаться своими желаниями,

8. Я люблю делиться своими чувствами.

9. Часто я считаю необходимым отстаивать свою правоту.

10. Когда у меня важные проекты на работе, я задерживаюсь дольше своих коллег, чтобы сделать все правильно.

11. Я хитрый, как лиса.

12. Меня злит безответственность.

13. Я склонен не делать перерывы, а сразу переходить к следующему делу.

14. Обычно я в спешке из-за кучи дел, которые мне нужно сделать одновременно.

15. Мне сложно принимать решения.

16. Мои чувства написаны у меня на лице.

17. Мне нравится рисковать.

18. Меня обвиняют в том, что я принимаю все слишком близко к сердцу.

19. Часто мне приходится делать несколько дел сразу.

20. Я думаю важно быть внимательным ко всему, что я делаю.

21. Я склонен сомневаться во всем, пока нет доказательств.

22. Мне комфортнее быть одному, чем среди людей.

23. Я люблю нарушать правила.

24. Иногда мне страшно до смерти.

25. Я устаю, если слишком долго нахожусь среди людей.

26. Я чувствую, что жизнь – это борьба.

27. Я люблю все делать быстро и ожидаю того же от других.

28. Мной движет возбуждение.

29. Люди часто разбивают мое сердце.

30. Друзья говорят мне, что я часто флиртую.

31. В общении с людьми я стараюсь все продумывать на несколько ходов вперед.

32. Мне нравится говорить людям, что я думаю.

33. Я часто завидую другим людям.

34. Я постоянно держу в голове все, что мне нужно сделать, поэтому мне сложно позволить себе просто быть рядом с кем-то.

35. Иногда мне страшно, что, если я покажу свои настоящие чувства и потребности, люди не будут знать, как с ними обращаться.

36. Мне говорят, что я перфекционист.

37. Я часто проверяю, все ли выключил.

38. Обо мне можно сказать, что я стеснительный.

39. Я бы хотел, чтобы люди сами догадывались о том, что мне нужно, без моих просьб.

40. Мне нравится уединение.

41. Мне часто кажется, что я не важен для людей, которые мне не безразличны.

42. Когда дела идут плохо, я порываюсь убежать.

43. Мне кажется, что это моя обязанность – поднимать настроение окружающим.

44. В группе людей я стараюсь сидеть тихо.

45. Я остерегаюсь быть заброшенным.

46. Многие вещи расстраивают меня.

47. Я чувствую ответственность за все происходящее вокруг.

48. Я верю, что если я хочу, чтобы что-то было сделано правильно, то я должен сделать это сам.

49. Я откладываю развлечения, пока работа не будет окончена.

50. Я чувствую, что вынужден делать правильные вещи.

51. Люблю быть в центре внимания.

52. Я вникаю во все глубже, чем другие люди.

53. Я хорошо умею решать проблемы.

54. Мне нравится развлекаться среди людей.

55. Когда другие развлекаются, я работаю.

56. Меня злит, когда люди не соответствуют своему положению.

57. Я импульсивный.

58. Когда я злюсь или мне больно, я стараюсь, чтобы никто не знал об этом.

59. Мне сложно разрешить себе быть спонтанным.

60. Я никому не доверяю.

61. Я сдерживаю свое воодушевление.

62. Я подозрительно отношусь к мотивам других людей.

63. Мне некомфортно быть в центре внимания.

64. Люди считают меня слишком эмоциональным.

65. Я не умею поддаваться.

66. Люблю, когда мне все сходит с рук.

67. Когда на меня обращают внимание, я чувствую себя любимым.

68. Ненавижу, когда мне скучно.

69. Люди часто завидуют моей непосредственности.

70. Мне трудно ничего не делать.

71. Мне нравится разгадывать хитроумные схемы.

72. Мне проще сделать то, что хочет другой человек, чем поступить по-своему и при этом расстроить его.

Ключ. Подсчитайте утверждения, отмеченные «плюс» по каждой шкале.

Ответственный работоголик (Шкала обсессивно-компульсивной адаптации):

10, 13, 19, 27, 34, 36, 37, 49, 50, 55, 59, 70. У меня 7 баллов.

Блестящий скептик (Шкала параноидной адаптации):

1, 9, 12, 20, 21, 31, 33, 48, 52, 56, 62, 65. У меня 5 баллов.

Игривый сопротивленец (Шкала пассивно-агрессивной адаптации):

5, 6, 14, 15, 18, 24, 26, 29, 39, 42, 46, 47. У меня 2 балла.

Очаровывающий манипулятор (Шкала антисоциальной адаптации):

4, 11, 17, 23, 28, 45, 53, 57, 60, 66, 68, 71. У меня 3 балла.

Творческий мечтатель (Шкала шизоидной адаптации):

2, 3, 7, 22, 25, 35, 38, 40, 44, 58, 61, 63. У меня 4 балла.

Сверхреагирующий энтузиаст (Шкала истероидной адаптации):

8, 16, 30, 32, 41, 43, 51, 54, 64, 67, 69, 72 У меня 3 балла.

Не приклеивай людей к этикеткам!

Лешек Кумор

Профиль личности консультанта(Н. Р. Битянова по: Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2005)

Оцените выраженность у вас каждого из указанных качеств соответствующей цифрой. Цифра 1 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 10 – максимальную степень проявления качеств в правом столбце. Затем соедините линией все оценки и вы получите индивидуальный профиль личности.

 


 


 

Норма выраженности качеств для профиля личности консультанта:

1: 8–10 баллов,

2: 8–10 баллов,

3: 7–10 баллов,

4: 5–8 баллов,

5: 1–5 баллов,

6: 8–10 баллов,

7: 5–8 баллов,

8: 6–8 баллов,

9: 1–5 баллов,

10: 1–5 баллов,

11: 4–8 баллов,

12: 7–9 баллов,

13: 5–10 баллов,

14: 3–7 баллов,

15: 8–10 баллов,

16: 5–8 баллов.

У меня всё в пределах нормы.

 

 

Коммуникативная толерантность(Бойко, 1998)

Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3:

0 – совсем неверно,

1 – верно в некоторой степени,

2 – верно в значительной степени,

3 – верно в высшей степени.

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

 

 


 

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей.

 

 


 

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей

 

 


 

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров

 

 


 

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров

 

 


 

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»

 

 


 

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности

 

 


 

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми

 

 


 

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других

 

 


 

Чем выше число набранных баллов, тем выше степень нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений – 31 балл, медсестры – 43, врачи – 40 баллов. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности. Я набрал 35 баллов. Усатый нянь.

Упражнения

Я и другие

Наши клиенты чаще всего обращаются на консультацию с межличностными проблемами. Чтобы помочь такому клиенту, нужно самому быть достаточно успешным в сфере общения. Иначе погружение в конфликт клиента может оживить или усилить собственные проблемы, а это чревато выгоранием специалиста, а то и депрессией. Подумайте над следующими вопросами.

 

1. Какое место в моей жизни занимает общение с другими людьми?

• Сколько времени в день я провожу в общении с людьми?

• Хотелось бы мне проводить с людьми больше времени или я предпочитаю одиночество?

• У меня много друзей или очень мало?

• Много ли времени я провожу со своими друзьями?

• Можно ли сказать, что моя жизнь переполнена людьми?

• Можно ли сказать, что в моей жизни слишком мало людей, и я очень часто испытываю чувство одиночества?

• Что для меня предпочтительнее: небольшие компании, большие группы или я предпочел бы большую часть времени проводить лишь с одним человеком?

• Планирую ли я встречи с другими или это происходит случайно?

2. Что является для меня важным, когда я общаюсь с людьми?

• Что мне нравится в людях: ум; физическая привлекательность; то, что они уценят то же, что и я; их происхождение? Может быть, я выбираю общество этих людей потому, что они обладают влиянием и властью?

• Выбираю ли я среди людей тех, кто будет делать то, что я хочу?

• Выбираю ли я среди людей тех, кто будет принимать решения за нас обоих?

• Те люди, с которыми я общаюсь, скорей похожи на меня, отличаются от меня или в чем-то они подобны мне, а в чем-то отличны? В чем?

• Чувствую ли я, что нуждаюсь в друзьях больше, чем они во мне или наоборот?

• Даю ли я другим знать, что хочу от них? Даю ли я им знать прямо, или они выясняют, что я хочу, косвенным путем?

3. Как я строю свои отношения с коллегами и друзьями?

• Нравится ли мне управлять людьми? Позволяю ли я другим управлять мной? Часто ли я уступаю другим?

• Ожидаю ли я, что со мной будут обращаться как с равным?

• О чем я прошу моих друзей? О чем мои друзья просят меня?

• Манипулирую ли я людьми? Легко ли манипулировать мной?

• Чувствую ли я ответственность за то, что происходит в моих отношениях с другими людьми или предоставляю, чтобы все шло своим ходом?

• Каковы мои отношения с начальством?

• Не мешают ли мои личные отношения с коллегами выполнять работу?

4. Каковы мои основные ценности в межличностном общении:

• Готов ли я принимать людей такими, какие они есть?

• Важно ли для меня быть самим собой в общении с другими?

• В чем я чересчур осторожен и внимателен, общаясь с людьми? С чем связаны мои страхи?

• Могу ли я общаться с людьми, чьи взгляды, мнения, поведение отличны от моих?

• Есть ли у меня предрассудки в отношении других людей?

• Обсуждаю ли я свои взгляды и представления с другими?

• Могу ли я придавать такое значение отношениям (например, дружеским), что они могут повлиять на мою работу и другие занятия?

• Готов ли я работать, рисковать, ставить себя на место другого для того, чтобы обогатить свое общение с людьми?

 

Трудный случай

Как-то мой дипломник пожаловался на отсутствие эффекта в работе со своим, как он его назвал, «подопытным кроликом». Лед тронулся после того, как студент проделал упражнение, которое может помочь в подобном случае и вам. Представьте, что вы считаете своего трудного клиента ненормальным и хотите сделать его нормальным. Почувствуйте свою ответственность за этого клиента. Обратите внимание, что этому человеку чего-то недостает, это ущербная личность. Почувствуйте, что он, в общем-то, не стоит ваших усилий.

Теперь встряхнитесь и отбросьте это. Взгляните на уникальность этого человека. Что изменится, если вы примете его таким, какой он есть? Если вы воспримете особенности этого человека не как что-то, от чего нужно избавиться, а как часть условий его бытия? Как бы вы себя чувствовали на его месте? Как бы он чувствовал себя, если бы у него было к этому такое же отношение?

 

Окончание консультирования

Перечислите различные известные вам способы окончания консультирования. Сколько способов вы перечислили? Определите, какие из них хороши, а какие – нет. Проанализируйте последние 10 расставаний с клиентами (даже с теми, которых вы видели раз или два). Что бы вы изменили? Поиграйте с возможностями, которые вы могли бы использовать в следующий раз.

Опишите свой самый первый опыт разлуки, утраты или завершения личной терапии. Как вы себя чувствовали? О чем думали? Что вы делали? Как это было проработано? Опишите решение, которое вы тогда приняли. Как это решение действует сегодня? Оно все еще вас устраивает?

Начиная с этого раннего воспоминания, проследите свои реакции на болезненные утраты вплоть до сегодняшнего дня. Или начните с последней утраты, если так легче, и проследите их вплоть до самого раннего воспоминания. Это уже стало моделью поведения? Вы ею довольны? Если нет, то как вы собираетесь улучшить ее?

Самая большая утрата – это смерть. Каковы ваши взгляды на смерть? Можете ли вы обсуждать эту тему с близким человеком или с клиентами? С кем-нибудь еще? Есть ли связь между вашим отношением к смерти и тем, как вы справляетесь с завершением работы с клиентом?

 

Самоанализ

Зачем вы занимаетесь самоанализом? Вы ищете какую-то тайну? Пытаетесь вытащить какое-то воспоминание? Надеетесь или боитесь столкнуться с чем-то неожиданным? Не смотрите ли вы на себя пристальным оком сурового родителя, чтобы удостовериться, что не делали недозволенного? Или стараетесь найти что-то, что будет соответствовать вычитанной или услышанной теории? Или, наоборот, вы хотите доказать, что таких подтверждений нет? Обратите подобные отношения на окружающих людей. Есть ли кто-нибудь, чьи «внутренности» вы хотели бы рассмотреть? Есть ли кто-нибудь, за кем вы хотели бы строго надзирать?

Как вы все это делаете? Медленно докапываетесь до сути? Или вы похожи на налетчика, который колотит в дверь и требует открыть немедленно? Или вы смотрите на себя робко, украдкой? Или уставились на себя невидящими глазами? Или вы подтасовываете события, чтобы они соответствовали вашим ожиданиям? Искажаете их путем преувеличения? Спускаете их на тормозах? Или вы выделяете только то, что соответствует вашим ближайшим целям? Короче говоря, обратите внимание, как функционирует ваше Я. Это гораздо важнее, чем частное содержание.

 

Истоки ваших убеждений

Многие из нас не отдают себе отчета в источниках, которыми пользуются для получения и проверки информации. Все мы имеем мнения, предположения и убеждения по широкому кругу вопросов, таких как природа человека, мораль, политика, национальный характер, научная истина, различия между полами и сексуальность, религия, медицина, смысл жизни, искусство, брак, воспитание детей, история, другие культуры и т. д. Но известно ли вам, каким путем вы пришли к вашим убеждениям? Или где вы получили информацию, на которой они основываются?

Для начала выберите себе любые три круга вопросов из данного перечня, например природа человека, политика и искусство. Затем возьмите ваш рабочий блокнот и запишите в нем как минимум три ваши сокровенные мысли. Это могут быть ваши мнения, ваши необоснованные предположения, убеждения или верования (все, что касается каждой из этих трех сфер человеческой жизни). В результате у вас может получиться примерно следующее.

Природа человека. Я полагаю, что люди в основе своей хорошие. Я полагаю, что поведение людей по преимуществу определяется генетикой. Сопротивляться переменам – это вполне в природе человека.

Когда в вашем списке окажется не менее трех высказываний, в которых выражаются ваши глубочайшие убеждения применительно к каждой выбранной вами сфере жизни, попробуйте задать себе следующие вопросы.

• Каким путем у меня возникла эта идея?

• Насколько твердо я в это верю?

• Почему я придерживаюсь подобного мнения?

• Какие события могли бы принудить меня переменить это мнение?

• Какое из моих убеждений порождает во мне самые сильные эмоции?

Теперь подробно рассмотрите каждое из ваших убеждений, которые вы создали применительно к каждой из трех «проверочных» областей, и выясните, какую роль в их формировании сыграли следующие источники:

• средства массовой информации: книги, Интернет, телевидение, радио, газеты и журналы;

• люди: ваша семья, учителя, врачи, религиозные проповедники, начальство, друзья и партнеры;

• ваш собственный опыт.

Какие критерии вы используете для оценки надежности той информации, которую получаете? Не заимствуете ли вы большинство ваших идей из книг? Или, быть может, основное влияние на вас оказывает семья? Во многое ли из того, о чем вы читаете в газете или слышите по телевизору, вы действительно верите? Цель состоит в том, чтобы путем дотошного рассмотрения и ответов на вопросы определить ваш главенствующий источник информации и фундамент ваших верований и мнений. Постарайтесь выяснить, не придерживаетесь ли вы каких-нибудь мнений, которые невозможно проверить эмпирическим путем. Действительно ли все ваши убеждения поддаются опытной проверке?

Представьте себе детально группы людей, с которыми вы связаны. Есть ли какой-либо предмет для разногласий в каждой группе или большинство ее членов придерживаются единой точки зрения? Могли бы ваши родители принадлежать к этим группам? Ценят в этих группах творческое мышление или подавляют? Каких общих взглядов придерживаются группы, в которые вы входите? Их члены действительно решают проблемы или только говорят о них? Они подходят к проблемам только с одной стороны или с разных сторон? Зависит ли деятельность группы от ваших решений? Советуете вы другим участникам группы, что делать? Поощряете их поиск и самостоятельность?

Отметьте в блокноте утверждение или верование, которое при выполнении предыдущего упражнения вызвало у вас самую сильную эмоцию. Вы можете увидеть свою картину наоборот, если сумеете изыскать самый мощный контраргумент, который можно выдвинуть в противовес вашему сокровенному убеждению. Спросите себя: изменились бы мои взгляды на этот вопрос, если бы я жил в другой стране; сформировался в иной религиозной, расовой, экономической или классовой среде; был на двадцать лет старше или моложе; был бы другого пола?

Наконец, разыщите в своем кругу каких-нибудь друзей или знакомых, которые, как вы подозреваете, смотрят на дело совсем иначе, нежели вы. Вдумчиво потолкуйте с этими людьми и постарайтесь увидеть спорный вопрос с иной точки зрения.

Определите своего Критика

Что он говорит вам? Возможно, он дает какие-то указания, начинающиеся со слов: «Ты должен…» и «Когда ты только научишься…». Каким тоном он это говорит? Когда? Что он требует от вас? Что вы чувствуете по отношению к нему?

Дайте ему имя, отражающее его сущность. Если вы обозначили этого персонажа существительным, добавьте одно-два прилагательных, чтобы точнее описать его свойства. Вот некоторые имена: Преследователь, Прокурор, Критик, Подрезающий Мне Крылья, Мисс Совершенство, Изобличитель и др. Как вы назовете своего Критика?

Теперь станьте Критиком. Объясните своей целостной личности, как она в вас нуждается. Расскажите ей, какой без вас будет беспорядок.

В качестве своего Я осознайте ценные стороны Критика. Обсудите с ним, как сохранить и использовать его ценные качества и уменьшить негативные, причиняющие боль. Та же техника пригодна для выявления полезных свойств других субличностей. Например, ценной стороной Преследователя может быть Покровитель.

Человеку не следует стремиться искоренить свои комплексы, а следует прийти с ними в согласие: они законно являются тем, что направляет поведение человека в мире.

Зигмунд Фрейд

Самоотчеты студентов

Для меня ваш курс очень интересен, очень полезным оказалось отвечать на тесты. Особенно мне понравилось, что занятия были практические, получилось извлечение из недр души моих психологических проблем. Мне понравилось, что какие-то процессы удалось запустить, понравилась моя работа над собой. Думаю, что опыт этого курса будет не раз востребован и проработан в моей дальнейшей личной и профессиональной жизни.

В основном я закрытый человек и мало говорю о чувствах и желаниях даже с близкими людьми, но на данный момент я стала замечать, что открываю в себе все больше потайных дверей, заглядываю туда, захожу и смотрю, что там находится, все ли в порядке или где-то надо с чем-то разобраться.

Налаживая отношения с самой собой с помощью проработки вашего материала и анализа своего поведения, мыслей, ценностей, установок, я освобождаюсь от всего лишнего, не присущего мне, а навязанного кем-то. Я успокаиваюсь и на многое уже смотрю с другой точки зрения, стараюсь понимать и принимать людей и участвовать в их переживаниях, хотя это для меня очень трудное занятие, так как я сама не доверяю людям.

* * *

На занятиях во время наших игр я, к своему удивлению, впервые «увидела», какую мощь имеет язык тела: можно передавать и положительные, и отрицательные эмоции и ощущения, взгляд, улыбку, жесты, эмоциональную заинтересованность в общении; человек отвечает на сигналы другого человека бессознательно, даже не отдавая себе в этом отчета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.202 с.)