Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статейный список Ф. А. Головина. Майя в 12 день прошла река тунгуска /л
ЧАСТЬ 4 Майя в 12 день прошла река Тунгуска / л. 167/169 / и несло льды великие и на береги клала, как горы, по обеим сторонам. Майя в 14 день прислано из Енисейска для верхового ходу 20 бечев да в гребцы в работу по всем великих государей грамотам под казны, и под полковые припасы, и под дела, послом и посольским дворяном, перевотчику и подьячим 49 человек ссыльных людей. И из них многие были увечны и в работу не годны. И, чтоб не остановить дела великих государей и походу ратных людей, взято под казны великих государей на денежной казенной дощеник из Московского полку 21 человек, к великому и полномочному послу, окольничему и намеснику брянскому Феодору Алексеевичю Головину в прибавку к сыльным людем ис Павлова / л. 167/169об. / полку Грабова 30 человек да ссыльных людей 30 человек, к диаку Семену в прибавку к сыльным людем к 12 человеком Павлова полку Грабова стрельцов 11 человек. А достальные ссыльные люди 7 человек отданы были в стрелецкие полки для оберегательства, чтоб не розбежались, для того что воры были великие и у многих уши и носы были обрезаны и руки выломаны. А из старых снастей, которые взяты были из Енисейска, оставлено в Рыбном остроге и отдано приказщику енисейскому сыну боярскому Козьме Лукашевскому с росписками, которые в верховой ход не годны, 590 сажен. Ис старых же дощеников оставлено: один в Рыбном, другой на Каменке. И отданы с росписками. / л. 168/170 / А служилым людем, московским и сибирским стрельцом за недостатком хлебных запасов взято из Рыбного острогу малое число. И о том писано к великим государем и посланы сметные росписи в Сибирской приказ. Майя в 15 день, изчиня служилые люди дощеники и исконопатя их вновь, молебствовав и слушав в остроге у церкви литоргии, пошли из Рыбного острога того ж числа с великою трудностию, для того что по берегам реки Тынгуски льды были великие и бечевами, также и шестами итти было никоторыми делы невозможно. И шли все пособными ветрами парусом. [143] Майя по 19 день шли все парусом. За помощию божиею ветры были / л. 168/170об. / зело способные. И в деревню Каменку пришли майя в 19 день поутру. И стояли до вечера, для того что стали ветры противные и итти было невозможно, а по берегам реки Тунгуски еще были льды великие, и бечевами, также и шестами блиско берегу итти было опасно, потому что, обрушась, многие суды топит.
С Каменки пошли майя того ж числа. Майя в 20 день пришли на Овсяную шиверу. К Амурскому порогу пришли майя в 22 день. И дощеники подымали завозами. И переправились вскоре, для того что вода была великая и многова каменья на порогах не знать было. Того ж числа приехал из Нерчинского пятидесятник московских стрельцов Ивашко / л. 169/171 / Ляпин, которой посылай был в даурские остроги из Рыбного острошка. А что с ним стольник и воевода Иван Власов к великому и полномочному послу писал и что он в роспросе сказал, и то писано в отписке, которая послана к великим государем к Москве в Государственной Посольской приказ. А с тое отписки список слово в слово написан в сем статейном описке ниже сего. Майя в 25 день пришли х Кашине шивере. И того ж числа за помощию божиею парусным погодьем перешло 24 дощаника, а за шиверою осталось 12 дощеников стрелецкие розных полков. И стояли за погодою, что пособного ветру не было, а были все противные. А бес парусного погодья на той шивере поды / л. 169/171об. / матися никоторыми меры невозможно, потому что ворота были среди самой реки и быстрота была безмерная. И майя против 1 числа в вечеру почала быть погода пособная, и достальные дощеники чрез тое шиверу перешли парусом. Майя в 30 день писано к великим государем з гонцы Павлова полку Грабова з десятником Мишкою да з Гришкою Смольяниновыми отписки таковы:
Государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, холопи ваши Федька Головин с товарыщи челом бьют 104. В нынешнем, государи, во 195 году / л. 170/172 / майя в 9 день явился нам, холопем вашим, в Рыбенском острошке гостя Остафья Филатьева прикащик Гарасим Едомской, а в роспросе перед нами, холопи вашими, сказал: В нынешнем де во 195 году поехал он на шестой неделе Великого поста 105 из Нерчинска. И до поезду де ево незадолго приехал из Албазина нерчинской сын боярской Игнатей Милованов, которой посылай из Нерчинска в Албазин с отписками и с служилыми людьми и со скотом к осадным сидельцом. И слышал от него, Игнатья, как розспрашивал ево стольник и воевода Иван Власов при нем, Герасиме: которые ратные люди с ним, Игнатьем, посланы были из Нерчинска в Албазин 30 человек, и ис тех де служилых людей / л. 170/172об. / китайские воеводы в Албазин пропустили только 10 человек, а достальных 20 человек не пропустили; а скотина де, которая послана с ними была на прокормление албазинским осадным сидельцом, пропустили. И он де, Игнатей, в Албазине был немногое время. И сказывал, что де осадных сидельцов в Албазине много больных, и голова де Афонасей Байтон болен же; а китайские де воеводы албазинским осадным сидельцом из Албазина ходить за город никуды не велят, будто для того, чтоб с китайскими воинскими людьми не дошло до ссоры, а на реку Амур по воду пускают (Вместо слова: пускают в подлинной отписке: ходить велят (ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1685 г., д. № 2, ч. 2, л. 419)). А в китайском де обозе слышал он, Игнатей, от [144] изменников, что будто будет китайскому войску на весну / л. 171/173 / перемена, а старое войско от Албазина возьмут. Да он же, Игнатей, был у китайских воевод, и китайские де воеводы ево, Ишатья, спрашивали про послов вашего царского пресветлого величества, которые назначены чрез ваших царского пресветлого величества гонцов, которые посланы с вашею великих государей, вашего царского пресветлого величества, грамотою (Часть фразы со слов которые посланы до слов граматою в подлинной отписке отсутствуют. Вместо нее имеются следующие слова: Никифора Венюкова и Ивана Фаворова (там же)) к китайскому бугдыханову высочеству о перемирных договорах вскоре (В подлинной отписке далее: И он де, Игнатий, им сказал, что послы вашего царского пресветлого величества будут вскоре (там же)). Да они ж, воеводы, спрашивали ево, Игнатья: естьли к ним из Нерчинска от воеводы Ивана Власова письмо? И он де, Игнатей, им сказал, что де к ним, воеводам, с ним, Игнатьем, письма не послано, для того что имян их воеводцких в Нерчинску не знают. И они де у него, Игнатья, имали отписки, / л. 172/174 / которые посланы с ним были из Нерчинска в Албазин, и, держав немного у себя, нероспечатывая тех отписок, отдали ему назад. И служилых людей, которые посланы были с ним, пропустили только 10 человек по приезду ево в четвертый день, а скотину пропустили того ж числа, как ея под Албазин пригнали.
А из Албазинска де от головы от Афонасья Байтона в Нерчинск ведомости какие есть или нет, про то он, Гарасим, от него, Игнатья, и ни от кого не слыхал. Только де слышал он, что говорить ему, Игнатью, с ним, Афонасьем, изменники руские люди тайно не дали, которые изменили вам, великим государем, и посыланы были ис китайского обозу с ним, Игнатьем, в Албазин, Афонька Байгашин, Ивашко Артемьев. А хлебных де запасов, / л. 172/174 / слышал он, что в Албазине у осадных сидельцов много, а воинских припасов сколько, про то де он, Гарасим, от него, Игнатья, не слыхал. Только де слышал он от него, Игнатья, что по отпуске из Албазина селенгинских казаков Ивашка Шарапова с товарыщи, которые присланы были ис Китай от вашего царского пресветлого величества гонцов Никифора Венюкова и Ивана Фаворова, издершки никакой не бывало. А воинские де китайские люди стоят около Албазина на прежнем своем месте. А подполковник московских стрельцов Сидор Багатырев с ратными людьми пришел в Нерчинск при нем, Гарасиме. А капитана Ивана Бецальда и прапорщика Лаврентья Нетера с ратными людьми и с пороховою казною встретил он, Гарасим, от Удинского на степи / л. 172/174об. / на Карае-реке (В подлинной отписке: Курое-реке (там же, л. 420)) в четверток на Святой неделе 106, от Удинского острогу ходу в четырех днищах. А хлебные де запасы в Нерчинску покупают по 7-ми гривен пуд муки ржаные. А больши де того иных ведомостей он, Гарасим, будучи в Нерчинску и дорогою, ни от кого не слыхал. А мунгальских де приходов под ваши великих государей, вашего царского пресветлого величества, даурские и селенгинские остроги при нем, Гарасиме, не бывало.
И майя, государи, в 23 день писал к нам, холопям вашим, из Нерчинска стольник и воевода Иван Власов стольника и полковника Федорова полку Скрыпицына с стрельцом с пятидесятником Ивашкою Ляпиным, которой посылан от нас, холопей ваших, в Нерчинск с отписками к нему, Ивану, и для проведыванья вестей о неприятельских замыслех, что писал / л. 173/175 / к нему, Ивану, из Албазина голова Афонасей Байтон с селенгинскими казаки Мишкою Чаплиным да Пашкою Бушковым: Писали де к нему в Албазин ис Китай Микифор Венюков да Иван Фаворов: по приятии де вашего царского пресветлого величества [145] грамоты в Китаех говорили де им, Микифору и Ивану, хановы ближние люди — в грамоте вашего царского пресветлого величества к государю их бугдыханову высочеству писано, что вы, великие государи, с ханом их желаете быть в дружелюбии и чтоб война успокоить, и для того изволили вы, великие государи, выслати своего царского пресветлого величества великих послов. И слышав де о том мирном постановлении, хан их и ближние люди радуются, чтоб кровопролитие предстало, да для того, что у хана их ни с которым пограничным государем войны не бывало, и ныне / л. 173/175об. / с вами, великими государи, войны быти не желают. И для того мирного объявления государь их бугдыханово высочество велел воинским своим людем от города отступили и прислал под Албазин к полковым своим воеводам посыльщиков своих нарочно, чтоб осадным сидельцом дать свобода. И китайское де войско вдаль от города не отступили и живут вкруг города по своим таборам, а пушки и щиты и всякие приступные заводы от города оттаскали и пушки с роскатов сняли. И в Албазине де осадным сидельцом учинилась легкость. А на переговоре де китайские воеводы сказали: ест ли де из Нерчинска пойдут со скотом человек по 20-ти и по 30-ти, и тех де людей пропускать они учнут; а буде де простые люди в Албазин пойдут или верблюды вьюшные, и того де они, полковые воеводы / л. 174/176 /, в Албазин пропускать не хотели.
И декабря, государи, в 26 числе посылал он, Иван, от себя сына боярского Ишатья Милованова в Албазин к голове к Афанасью Байтону с отписками, а с ним служилых людей в прибавку к осадным сидельцом 26 человек, да для потешения послал албазинским осадным сидельцом ясачного збору 20 скотин. И Игнатей Милованов с служилыми людьми в Нерчинск пришол февраля в 29 числе и перед ним, Иваном, в Нерчинску допрашивая, а в допросе он, Игнатей, сказал: В нынешнем де во 195 году декабря в 26 день посылан он, Игнатей, был из Нерчинска в Албазинской острог с отписками к голове Афонасью Байтону, а с ним де послано было служилых людей 26 человек / л. 174/176об. /, да для потешения албазинским осадным сидельцом ясачного збору 20 скотин рогатых (Часть текста со слов И Игнатий Милованов до слов 20 скотин рогатых повторена дважды). И он де, Игнатей, с служилыми людьми пришел в китайские таборы и полковым воеводам говорил, чтоб ево, Игнатья, и служилых людей со скотом пропустить в Албазин велели. И китайские де воеводы ево, Игнатья, / л. 175/177 / с служилыми людьми посадили за караулы порознь и говорили ему, что они ево, Игнатья, со всеми служилыми людьми в Албазин не пропустят, а человек 5 или 6 со скотом в Албазин пропустят. И на другой де день ево, Игнатья, в Албазин пропустили, а с ним послали прежних изменников Ивашку Артемьева да Афоньку Байгашина. И в Албазине были они с четверть часа. И Афонасья Байтона видели, лежит болен. А служилых де людей видели они, Игнатей, в Албазине (В подлинной отписке далее: здоровых (там же, л. 422)) 3 человек. А говорить де с Афонасьем Байтоном ему, Игнатью, и с служилыми людьми изменники не дали. А пушки де и верховая пушка в городе в целости. А пороху де и свинцу и хлебных запасов и служилых людей сколько есть налицо, того ему, Игнатью, проведать было подлинно никоторыми / л.175/177об. / делы невозможно. И за караулом де были они у китайских воевод в таборах 10 дней. А которые служилые люди с ним; Игнатьем, и Митькою из Нерчинска посланы были, и в Албазин пропущены ли,— приехав под Албазин, они, Игнатей и Митька, не видали. А скотину де каким обычаем в Албазин пропустили, того они, Игнатей и Митька, не ведают же; только сказывал им из города нерчинской служилой человек, которой с ним в Албазин из Нерчинска был прислан, Афонька Чичагов, что де их, Афоньку с товарыщи, 9-ти человек, китайские воеводы со [146] скотом пропустили, и тот де скот роздан албазинским осадным сидельцом на десяток по 2 скотины. А иного де ничего китайские люди с ним, Афонькою ему Игнатью, говорить не дали. А как де / л. 176/178 / он, Игнатей, у китайских людей был за караулом, и в то де время китайские воеводы, а с ними человек с 30, ходили в Албазин, и город и городские крепости смотрели. А с ведома ль Афонасья Байтона китайские воеводы в Албазин ходили или самовольством, и с которых чисел в Албазин китайские люди ходить стали, и каким обычаем, того он, Игнатей, не ведает, потому что ему, Игнатью, в Албазине Афонасья Байтона и служилых людей при тех изменниках роспросить было невозможно. А сказывали им, Игнатью, изменники Ивашко Артемьев, Афонька Байгашин, что де ходят они в Албазин с торгом, продают вино горячее и рыбу. А китайские воеводы ему, Игнатью, про Албазин говорили, что тот город крепкой. И один де из них китайской воевода / л. 176/178об. / поехал в Китай, а для какова дела, того де он не ведает. И держав ево, Игнатья, за караулом 10 дней, и с служилыми [людьми] (Слово восстановлено на основании подлинной отписки (см. там же, л. 423)) всех 18 человек велели выбить ис табор нечестию и запасу из Албазина взять не дали. И з дороги де 2 человека казаков прежней албазинской казак Гришка Фомин да новоприборной казак Ивашко Тарханов у него, Игнатья, утаясь, повернулись, а в Албазин или к китайским людем в полки пристанут, того де он не ведает. А китайского де войска сколько числом под Албазиным, того он не знает, только де видели в китайских таборех небольших людей, а подростков робят немалое число, и караулов отъезжих у них нет, и стоят около Албазина безопасно. А впредь в Албазин / л. 177/179 / из Нерчинска посланных пропускать добровольно китайские люди учнут ли, того он, Игнатей, не ведает.
А которые служилые люди с ним, Игнатьем, были посыланы в Албазин, пришли в Нерчинск, Тишка Полуянов, 3 человека, а в роспросе сказали: В нынешнем де во 195 году посыланы оне были из Нерчинска с сыном боярским с-Ыгнатьем Миловановым в Албазин к Афонасью Байтону и велено было им быть в Албазину у Афонасья Байтона. И Игнатей де Милованов с служилыми людьми в 4 человеках поехал с Аргуни-реки к Албазину наперед, для того чтоб их со скотом и служилых людей китайские полковые воеводы в Албазин пропустили. А под Албазин де они пришли со скотом после Игнатьева приезду в пятой день, а ево де, Игнатья, они не видали. И китайские де люди в Албазин / л. 177/179об. / со скотом их пропустили, и тот скот Афонасью Байтону и албазинским осадным сидельцом отдали. И Афонасья Байтона видели они, Гришка, лежит болен, а служилых людей видели здоровых 3 человек. А сколько немочных, также и хлебных запасов, того де им роспрашивать было нельзя, для того что они посланы ис табор за караулом прежних изменников Ивашки Артемьева да Афоньки Байгашина. И ис того де присланного скота Афонасей Байтон посылал к китайским воеводам 2 скотины для того, чтоб они служилых людей, которые присланы со скотом, в Албазин пропустили. И китайские де воеводы скота у них не приняли. А говорить де им, Тишке с товарыщи, приказал воеводам он, Афонасей, что естли бы де они в город служилых людей / л. 178/180 / всех пропустили, и он бы де и весь скот им, китайским воеводам, отдать велел. А в Албазинском без скота сытым им быть мочно, запасу в Албазине и пороху и свинцу много. А служилых людей всех в город не пропустили. А пушки и верховая пушка в целости. А каким обычаем изменники Ивашко Артемьев и Афонька Байгашин в Албазин учали ходить, и с ведома ль Афонасья Байтона или собою, того они не ведают. А были де они, Гришка с товарыщи, в китайских таборах за караулом врозни. И сидели 5 дней. А в городе оставлены Ивашко [147] Шемелин с товарищи, 9 человек. А ис табор де их, Тишку с товарищи, выслали нечестию и запасу на дорогу из Албазина взять не дали. И в Нерчинск их ис полков пошло и с толмачем осмнатцать / л. 178/180об. / человек. И ис того числа 2 человека (прежней албазинской казак Гришка Фомин да Ивашко Тарханов) ушли з дороги тайно. А в Албазин или к китайским людем в таборы пошли, и сколько де числом китайского войска под Албазиным стоит, про то они не знают, только де видели у них небольших людей робят подросков многое число (В подлинной отписке далее: А февраля з 29 числа апреля по 5 число в Албазине что чинится, и китайские люди от Албазина отступили ль, того ему, Ивану, ведомости из Албазина не бывало (там же, л. 426)). А московской, государи, стрелец Федорова полку Скрыпицына, которой посылай от нас, холопей ваших, в Нерчинской к стольнику и воеводе Ивану Власову с отписками и для проведыванья вестей, Ивашко Ляпин перед нами, холопи вашими, в роспросе сказал: Приехал де он в Нерчинск в Великой пост на Вербной недели в пяток 107, и отписки, которые посланы были с ним от нас, холопей ваших, подал в Нерчинску Ивану Власову, / л. 179/181 / и был в Нерчинску 3 недели. И поеле де того, дав ему, Ивашку, из Нерчинска Иван Власов отписки, отпустил ево, Ивашка, к нам, холопям вашим. А будучи он, Ивашко, в Нерчинску, слышал от нерчинского сына боярского Игнатья Милованова, которой послан был из Нерчинска со скотом в Албазин, а приехал де он, Игнатей, в Нерчинск из Албазина прежде ево, Ивашкова, в Нерчинск приезду незадолго, и оказывал ему он, Игнатей, и нерчинские казаки, которые посланы с ним, Игнатьем, что в Албазин служилых людей китайские воеводы пропустили только 9 человек, а десятой прошел сам тайным обычаем, а скотину, которая послана с ними, всю пропустили, также и от казаков, которые запасы посыланы были к албазинским казакам, пропускали. А зачем досталь/ л. 179/181об. /ных служилых людей в Албазин китайские воеводы всех не пропустили, того де он, Ивашко, от него, Игнатья, и от служилых людей не слыхал. Да он же, Игнатей, сказывал ему, Ивашку, что де имали ево китайские воеводы к себе и спрашивали ево о письме от воеводы Ивана Власова к ним, полковым воеводам,— есть ли? И Игнатей им сказал, что де письма с Ним никакова к ним, полковым воеводам, из Нерчинского нет, а не писал де из Нерчинска стольник и воевода Иван Власов к ним, полковым воеводам, для того, что имян их не знают. И о тех де вестях, роспрашивая ево, Игнатья, Иван Власов писал к нам, холопям вашим, с ним, Ивашком. А подполковник де московских стрельцов Сидор Багатырев с вашими великих государей ратными людьми в Нерчинск пришел / л. 180/182 / до ево Ивашкова приезду за день. А капитана Ивана Бецальда встретил он, Ивашко, с вашими великих государей ратными людьми и с воинскими припасы в Яравинском остроге, едучи из Нерчинска, а в которых числех, того он, Ивашко, не упомнит, а олбазинского казака Якушку Мартынова, которой послан от нас, холопей ваших, в Нерчинск с отписками (с которым писали мы, холопи ваши, к-Ывану Власову по письму к нам, холопям вашим, ис Китай Микифора Венюкова и Ивана Фаворова о посылке кого пригож из Нерчинска; и о письме от себя к полковым воеводам в китайский обоз, естли на весне от Албазина китайские воеводы с войски в свои край не отступят, как о том они, полковые воеводы, объявили посланным селенгинским казаком, которые / л. 180/182об. / присланы были ис Китай от гонцов вашего царского пресветлого величества Микифора Венюкова и Ивана Фаворова по прошению его бугды-ханова высочества ближних людей и посланы были в китайский обоз к полковым воеводам с посланными ево бугдыханова высочества; и о скором нашем холопей ваших приходе в Даурскую землю по вашему [148] великих государей указу для посольских дел, о чем мы, холопи ваши, к вам, великим государем, писали наперед сего подлинно з гонцы Павлова полку Грабова с пятидесятником с-Ывашком Клепаловым да с албазинским казаком Мишкою Чаплиным), встретил он, Ивашко, на Удинской степи на реке Курое (В подлинной отписке: Курбе (там же, л. 428)). А больше того он, Ивашко, ничего, будучи в Нерчинску, не слыхал. А мунгальских де приходов к даурским острогам при нем, Ивашке, не бывало. / л. 181/183 / А хлебные запасы покупают в Нерчинску по 8-ми гривен пуд [муки ржаной] (Слова восстановлены на основании подлинной отписки (см. там же)), а мяс по 16-ти алтын [пуд] (Слово восстановлено на основании подлинной отписки (см. там же)). А отписку, государи, велели подать в Государственном Посольском приказе царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателю, ближнему боярину и наместнику новгородцкому, князю Василью Васильевичю Голицыну с товарыщи.
Майя в 28 день в 5 часу дни приехал из Нерчинска с отписками новоприборной казак Карпушка Полстовалов. И того ж числа, переписав тое отписку, послана к великим государем к Москве в Государственной Посольской приказ такова (а с сею отпискою послан был догонять к Енисейску вышеписанных гонцов, которые прежде приезду ево Карпушкова отпущены были, Мишка да Гришка Смольяниновы; / л. 181/183об. / а велено тое отписку, догнав гонцов, отдать им, а самому ехать назад к великому и полномочному послу) 108:
Государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю и великой государыне, благоверной царевне и великой княжне Софии Алексеевне, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, холопи ваши Федька Головин с товарыщи челом бьют. В нынешнем, государи, во 195 году майя в 28 день к вам, великим государем, писали мы, холопи ваши, Павлова полку Грабова с стрельцами с Мишкою, да з Гришкою Смольяниновыми по отписке из Нерчинска стольника и воеводы Ивана Власова и по роспросным речам Остафьева прикащика Филатьева Герасима Едомского да стольника и полковника Федорова полку Скрыпицына / л. 182/184 / стрельца пятидесятника Ивашка Ляпина о албазинских вестях и о замыслех китайских воинских людей. И после, государи, того майя в 29 день писал к нам, холопям вашим, из Нерчинска стольник и воевода Иван же Власов, а в отписке ево написано: Апреля де в 8 числе нынешняго 195 году писал к нему в Нерчинск из Албазина Афонасей Байтон: сидит де он, Афонасей, с казаками в осаде, и скот, которой прислан был из Нерчинска в Албазин с-Ыгнатьем Миловановым, он, Афонасей, принял и роздал на корм албазинским осадным всяких чинов людем. А сколько в осаде служилых и всяких чинов людей ныне в Албазинску, и сколько пуд пороху и свинцу, и верховая и иные пушки в целости ль, и до которых чисел в Албазинску хлеба будет, того де в отписке ево к нему, Ивану, не написано. А в роспросе в Нерчинску перед ним, Иваном, / л. 182/184об. / присланные с отпискою из Албазина служилой человек Юшко Опросимов да торговой Васька Рожицын сказали: В прошлом де во 194 году июля в 7 день китайские люди, осадя Албазин, к городу приступали и по городу ис пушек днем и ночью били ноября до 30 (В подлинной отписке: 4 (ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1685 г., д. № 2, ч. 2, л. 410)) числа. А ноября де в 30 числе присланы ис Китай от [149] подьячего Микифора Венюкова селенгинские казаки Ивашко Шарапов, Пашко Бушков. И в Албазинску де они служилым людем говорили, что китайской хан полковым своим воеводам к Албазину приступать не велел до коих мест вашего царского пресветлого величества с великими послы договор будет, также бы де из Албазина задоров никаких не чинить же, и в Албазине сидели б от китайских людей не опасаясь. И китайские де люди с роскатов пушки сняли. И полковые воеводы / л. 183/185 / говорили: будет чем в Албазине скудно, и осадныя б сидельцы о том им сказывали, и в том они хотели учинить помочь. И с того де числа к Албазину приступов не было. А на боях де на городе и за городом на выласках побито и от ран померло служилых и всяких чинов людей человек со 100, а иные в осаде перецынжали. И Афонасей де Байтон к китайским воеводам посылал служилых людей, чтоб в лес для сосны из Албазина пропустили. И китайские де воеводы, приняв служилых людей 12-ти человек, за своими караулы в лес для сосны отпустили, и, перевязав, на арканах по полю таскали, и отпустили в Албазин чють живых. И от того де мучения тех людей того дни 6 человек умре. И после отпуску из Албазина Мишки Чаплина с товарыщи всяких чинов / л. 183/185об. / людей от цынги померло немалое число. А кто имяны и сколько числом померло, того они, Юшко и Ивашко (По-видимому, здесь описка. Надо: Васька), сказать не упомнят. А как служилых людей Анцыфорку Кондратьева 109 с товарыщи (которые из Нерчинска посланы с-Ыгнатьем Миловановым в Албазин со скотом), 9 человек, китайские люди пропустили, и с того де числа албазинским осадным сидельцом стало быть легче, потому что те присланные служилые люди осадным немошным людем помочь всякую чинили, и от того де оздоровили. А ныне де в Албазинску в осаде всяких чинов людей 115 человек, баб и робят 55 человек. А Гришка де Фомин и Ивашко Тарханов, которые от Игнатья Милованова з дороги поворотились, в Албазине не бывали. А верховая де / л. 184/186 / и иные пушки все в целости. А воинских припасов — пороху пуд с 15, свинцу тож. Хлеба осадным сидельцом будет октября до первых чисел 196 году. А китайские де люди около Албазина стоят по-прежнему, а в таборах де у них людей перед прежним малое число, и то де подростков робят половина большая. И видели де они в китайских таборах изготовлено весел немалое число, а для чего, того они не ведают. Да февраля в 6 день приходил к городу ис китайских таборов прежней изменник Ивашко Артемьев и говорил, чтоб де в китайские таборы к воеводам для переговоров прислали из города служилых людей. И Афонасей де Байтон для переговоров посылал в китайской обоз служилых людей 5 человек. И тех де людей / л. 184/186об. / китайские воеводы держали у себя 4 недели за крепкими караулами в розни. Да тот же де изменник Ивашко Артемьев, приходя к городу, говорил же, что китайской хан, жалеючи албазинских осадных сидельцов, прислал в китайские таборы лекарей 2-у человек, и сколько де в Албазинску немочных людей, тому б дать им в китайской обоз имянную роспись. И Афонасей Байтон в том им отказал, а говорил, что в Албазине служилые люди милостию великого бога все здоровы, а немошных никого нет. Да марта в 14 число Афонасей же Байтон в китайские полки к воеводам посылал служилых людей, чтоб из Албазина в Нерчинск с ведомостью служилых людей 2-у человек пропустили. И полковые де воеводы в том отказали, пропустить / л. 185/187 / в Нерчинск не хотели. И марта в 27 день на неделе Святые Пасхи Афонасей же Байтон к китайским полковым воеводам посылал с служилыми людьми пирог пшеничной весом в пуд, и [150] китайские де воеводы пирог приняли с честию. А как де служилые люди в таборы с пирогом ходили, и в то де время прислан ис Китай в китайской обоз стольник. А для какова дела прислан, того те служилые люди доведатца не могли, и они де, Юшко и Васька, не ведают. Да марта в 29 день прислали де к Албазину китайские полковые воеводы 2-у человек китайских людей и говорили, чтоб из Албазина в Нерчинск служилых людей с ведомостью послали, что в Албазине, дал бог, здорово. А как де их, Юшку и Ваську, из Албазина Афонасей Байтон послал, и в таборах де китайские / л. 185/187об. / воеводы говорили им, чтоб им, Юшке и Ваське, ехать в Нерчинск наспех и ведомость из Нерчинска им, китайским воеводам, учинить, где ныне вашего царского пресветлого величества великие послы. А ис табор поехали они апреля в 2 числе. А срок китайские воеводы положили, чтоб к ним прислать из Неречинска с вестью апреля к 27 числу, а последней срок к 28 числу. А про людей китайские воеводы говорили: только де из Нерчинска в Албазин послано будет с вестью человека 2 или 3, и тех де людей пропустить в Албазин хотели, а только де послано будет человек 6 или 7, и тех людей пропустить не хотели. И апреля в 13 день он, Иван, писал в Албазин к Афонасью Байтону, что за зимным позным путем / л. 186/188 / мы, холопи ваши, зазимовали, отшед от Енисейска, на Тунгуске-реке 2 недели. А как де, даст бог, весна будет и льды на реках вскроютца, ожидают приходу нас, холопей ваших, в Даурскую землю вскоре. И буде китайские люди от Албазина не отошли, велел он, Иван, ему, Афонасью, им, полковым воеводам, говорить, чтоб они по прежним своим речам от Албазина отступили и задору б не чинили и служилых людей Гришку Фомина, Ивашка Тарханова отдали ему, Афонасью, и из города задоров никаких чинить он, Иван, не велел же, и чтоб он, Афонасей, с служилыми людьми в Албазине сидел со всяким остерегательством, а за верные б свои службы и за всякие осадные нужды ожидали б от вас, великих государей, премногой милости вскоре. / л. 186/188об. / А в Албазин к нему, Афонасью, послал служилых людей пятидесятника Ваську Денисова с товарыщи 5-ти человек и, что от китайских воевод отповеди будет, велел писать в Нерчинск незамотчав. А служилым людем, которые посланы из Нерчинска в Албазин, приказал им говорить (Начало фразы в подлинной отписке приводится по-другому: «А ис тех же служилых людей Андрюшке Вологде приказал он, Иван, говорить (там же, л. 414)): буде китайские воеводы велят им быть перед собою и о приходе нас, холопей ваших, спрашивать [станут] (Слово восстановлено на основании подлинной отписки (там же)), и им о отступлении от Албазина по прежним договором говорить велел (Вместо слов: и им о отступлении от Албазина по прежним договором говорить велел в подлинной отписке: И он им велел объявить так же, как писал о том к Офонасью Бойдону и о отступлении от Албазина по прежним договором говорить велел же (там же, лл. 414 - 415)). А капитан Иван Бецальд и прапорщик Лаврентей Нейтер, которые посланы от нас, холопей ваших, в прибавку с служилыми людьми и с пороховою и оружейною казною к прежней посылке, в Нерчинск по вестовым отпискам апреля по 17 число не бывали. А в роспросе перед нами, холопи вашими, / л. 187/189 / нерчинской казак Карпушка Петров сын Полстовалов сказал: В нынешнем де во 195 году после Святые недели 110 на четвертой неделе 111 послал ево из Нерчинска стольник и воевода Иван Власов с вестовыми отписками к нам, холопям вашим. А до посылки де ево, Карпушкиной, из Нерчинска недели за 2 приехали из Албазинска от [151] Афонасья Байтона в Нерчинск албазинской казак Юшко Абросимов да торговой Васька Рожицын. И к стольнику и воеводе к-Ывану Власову из Албазина от Афонасья Байтона отписки с ними были ль и что в Албазине чинитца, про то он, Карпушка, от них, Юшки и Васьки, и от иных ни от кого не слыхал. А под Нерчинск и иные даурские остроги приходов на весне ныне никаких не бывало. А подполковник московских стрельцов Сидор Багатырев с вашими великих государей с служилыми людьми пришол / л. 187/189об. / в Нерчинск на Святой неделе. А капитана Ивана Бецальда и прапорщика Лаврентья Нейтера он, Карпушка, дорогою нигде не встречал, а слышил он от теленбинских казаков, что они, Иван и Лаврентей, с пороховою и с оружейною казною и с служилыми людьми пошли рекою Шилкою к Нерчинску на плотах, а албазинского казака Якушку Мартынова, которой послан от нас, холопей ваших, в Нерчинск с отписками (с которым писали мы, холопи ваши, к-Ывану Власову по письму к нам, холопям вашим, ис Китай Микифора Венюкова и Ивана Фаворова о посылке кого пригож из Нерчинска, и о письме от себя к полковым воеводам в китайский обоз, естли на весне от Албазина китайские воеводы с войски своими в свой край не отступят, как о том / л. 188/190 / они, полковые воеводы, объявили посланным селенгинским казаком, которые присланы были ис Китай от гонцов вашего царского пресветлого величества Микифора Венюкова и Ивана Фаворова по прошению его бугдыханова высочества ближних людей и посланы были в китайский обоз к полковым воеводам с посланными ж его бугдыханова высочества, и о скором нашем холопей ваших приходе в Даурскую землю по вашему великих государей указу для посольских дел, о чем мы, холопи ваши, к вам, великим государем, писали наперед сего подлинно з гонцы Павлова полку Грабова с пятидесятником с-Ывашком Клепаловым да албазинским казаком Мишкою Чаплиным), встретил он от Теленбинского острогу во днище на Читинской степи. И мы, холопи ваши, / л. 188/190об. / пошлем вскоре в китайский обоз к полковым воеводам тоболенина Ивана Качанова 112. И [о] отступлении [от] Албазина их, китайских воевод, с войски их в свой край, также и о неправдах их, что после указу государя своего бугдыханова высочества они, полковые воеводы, осадным сидельцом многую тесноту чинили, писать от себя мы, холопи ваши, к ним, полковым воеводам, будем. Также и словесно говорить тому своему посланному велим, как о том к вам, великим государем, к вашему царскому пресветлому величеству, писал в грамоте своей его бугдыханово высочество, тако ж де и по статейному списку, каков нам, холопям вашим, отдали, будучи в дороге, вашего царского пресветлого величества гонцы Микифор Венюков / л. 189/191 / и Иван Фаворов, что в пребытие их в Китаех по приятии вашего царского пресветлого величества грамоты о отступлении от Албазина войск китайских объявили им, Микифору и Ивану, ближние хановы люди, докамест с обоих сторон в пребытии послов удовольствуются посольскими договоры, войскам своим хан их от Албазина в свои край отступать велел. А каков лист мы, холопи ваши, к ним, полковым воеводам, от себя пошлем и к-Ывану Власову что писать станем, о том к вам, великим государем, будем мы, холопи ваши, писать впредь с нарочными посыльщиками наскоро. А отписку, государи, велели подать в Государственном Посольском приказе царственные большие печати и государственных великих посольских дел / л. 189/191об. / сберегателю, ближнему боярину и намеснику Новгородцкому князю Василью Васильевичю Голицыну с товарыщи. Государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, и великой государыне, благоверной царевне и великой [152] княжне Софии Алексеевне, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, холопи ваши Федька Головин с товарыщи челом бьют 113. В нынешнем, государи, во 195 году майя в 27 (В подлинной отписке: 28 (там же, л. 468)) били челом вам, великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю и великой государыне, благоверной царевне и великой княжне Софии Алексеевне, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодер/ л. 190/192 /жцем, дворяня и переводчик и подьячие, которые посланы с нами, холопи вашими, на китайской посольской съезд для посольских дел, а нам, холопем вашим, подали за руками челобитную о вашем великих государей жалованье. И мы, холопи ваши, приняв тое челобитную, к вам, великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю и великой государыне благоверной царевне и великой княжне Софии Алексеевне, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, послали под сею отпискою к Москве. А отписку, государи, и челобитную велели подать в Государственном Посольском приказе царственные большие печати и государственных великих посольских дел сберегателю, ближнему боярину и намеснику нового/ л. 190/192об. /родцкому, князю Василью Васильевичю Голицыну с товарыщи.
Июня в 1 день пошли с Кашины шиверы, и шли с великою тяжестию двема бечевами, для того что река была в тех местех быстра гораздо и камениста и быков малых и шивер было много.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.034 с.) |