Особенности протокольно-этического выступления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности протокольно-этического выступления.



В Древней Греции и Древнем Риме обучение ораторскому искусству начинали именно с протокольно-этикетных (эпидейктических) речей

Цель – соблюсти традиции общения в той или иной официальной ситуации, выполнить соответствующие требования этикета и ритуала.

К таким выступлениям относятся: речь на официальном приеме, официальное поздравление юбиляра; траурная речь; приветственная речь при встрече кого-либо, открытии чего-либо; речь с оценкой заслуг кого-либо; представление собравшимся какого-либо лица с краткой его характеристикой; похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо; официальный тост на банкете или юбилее; воодушевляющая речь на торжественном собрании; приветственное слово старшего руководителя в адрес младших, подчиненных; заключительное слово при подведении итогов, закрытии чего-либо.

5. Виды протокольно-этического выступления, основные требования к ним.

Наиболее распространенные виды протокольно-этикетных выступлений таковы:

Речь при встрече официальных гостей.

Официальное поздравление юбиляра

Траурная речь.

Приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия, учреждения, памятника, мемориальной доски.

Речь с оценкой заслуг какого-либо известного человека (например, писателя, ученого, основателя какого-либо учреждения, научного направления и др. - в годовщину его рождения или смерти).

Представление собравшимся какого-либо лица с краткой его характеристикой.

Похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо (человека, организации, какого-либо явления, похвала в адрес науки, искусства, общего дела и т.д.).

Официальный тост на банкете или юбилее в честь какого-нибудь лица или события.

Воодушевляющая речь на торжественном собрании, юбилее коллектива (организации, учреждения, фирмы и т.д.), встрече единомышленников.

Вступительное слово при открытии какого-либо мероприятия (встречи, собрания, конференции, съезда, торжественной линейки в начале учебного года).

Приветственное слово в адрес какого-либо собрания, съезда или другого мероприятия, произносимое от имени родственной организации или учреждения и др.

Приветственное слово старшего, руководителя в адрес младших, подчиненных в связи с каким-либо событием в их жизни (началом учебы в школе, поступлением в вуз и др.).

Заключительное слово при подведении итогов, закрытии какого-либо мероприятия (конференции, собрания, торжественного заседания).

Протокольно-этикетные выступления должны придерживаться следующих правил:

• быть краткими;

• воодушевлять слушателей;

• быть в меру энергичными и эмоциональными;

• не содержать ничего спорного, вызывающего несогласие;

• произноситься по памяти, а не читаться;

• пробуждать благородные чувства (восторг, благодарность, преданность, привязанность, восхищение и т. п.).

Протокольно-этикетное выступление основывается на похвале.

Перечислите виды споров.

Под спором понимают всякое столкновение мнений, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту.

В русском языке существуют слова, которые служат наименованиями разновидности спора:

1. Дискуссия (от лат. discussio – исследование, обсуждение) – публичный спор, целью которого является сопоставление разных точек зрения с целью правильного нахождения решения спорного вопроса. Дискуссия осуществляется под руководством опытного ведущего.

2. Диспут – это заранее подготовленный устный спор на заданную тему (научную, морально-этическую, общественно важную). В процессе диспута сопоставляются различные точки зрения под руководством компетентного ведущего.

3. Полемика (от греч. πολεμικοσ – воинственный, враждебный) – это острый спор, борьба принципиально противоположных точек зрения. Цель – одержать победу над противником, отстоять собственную позицию. Наличие ведущего не обязательно.

4. Словами дебаты, прения именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений на заседаниях, конференциях.

1.1. Виды споров

Обычно споры дифференцируются по цели, по количеству участников или по форме проведения.

По цели различают следующие виды споров:

из-за истины Спор ради выяснения истины называют высшей формой спора, самой благородной и прекрасной. Кроме несомненной пользы, такой спор доставляет настоящее наслаждение его участникам. Это и понятно: расширяются знания о предмете спора, укрепляется вера в собственные интеллектуальные возможности.
для убеждения Задачей спора может быть убеждение оппонента. Здесь возможны два варианта: спорящий искренне убеждает в том, о чем говорит; сам спорящий вовсе не верит в истинность того, что защищает. Такой участник спора предпочитает оппонента слабее себя и выбирает только удобные для себя аргументы.
для победы Целью спора бывает победа, причем полемисты не ставят своей задачей приблизиться к истине или убедить противника. Их цель – убедить оппонента любыми методами. Главный принцип участников такого спора – «победителей не судят», поэтому спорящие прибегают к эффектным, но недостойным способом воздействия на противника.
ради спора Часто встречаются и спор ради спора. Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить. Им важно блеснуть красноречием.

По количеству участников выделяют:

спор-монолог – человек спорит сам с собой

спор-диалог – участвуют два лица

спор-полилог – ведется несколькими лицами

По форме проведения споры бывают:

устные Если спор ведется при слушателях, важную роль играют психологические моменты. Большое значение имеют быстрота реакции, остроумие. Участники пытаются не только переубедить друг друга, сколько произвести впечатление на публику.
письменные Считается более приемлемой формой выяснения истины, поэтому представляет особую ценность. Недостатки: проследить за ними сложнее, так как он более продолжителен по времени, зависит от периодичности изданий. Если спор тянется слишком долго, читатели успевают забыть отдельные выводы.

7. Этапы подготовки дебатов.

Дебаты требуют серьезной организационной и информационной подготовки, которая включает в себя следующие этапы.

· 1. Собрание участников предстоящих дебатов, формирование команд, способов подготовки к дебатам.

· 2. Формулировка темы дебатов, которая должна быть наиболее значимой для участников.

· 3. Самостоятельная работа членов команды по формированию системы аргументов, определению способов поддержки со стороны команды спикеру, которая нужна для обоснования правильности избранной позиции; поиск и отбор необходимых для обсуждения материалов (таблиц, карт, схем); подготовка мультимедийного проектора и др.

· 4. Представление подготовленных материалов, их обсуждение, распределение ролей между участниками.

· 5. Проведение дебатов.

· 6. Подведение итогов состоявшихся дебатов.

Важным моментом в подготовке дебатов является определение их темы. Она должна быть актуальной и вместе с тем спорной, интересной. Важно, чтобы у оппонентов имелись существенные разногласия в понимании этой темы. Часто тема формулируется в форме вопроса. Вот несколько примеров: "Всегда ли благородная миссия, провозглашаемая бизнесом, является обманом?", "Следует ли ввести в России смертную казнь?", "Нужно ли поставить СМИ под жесткий контроль государственной власти?".

Во всяком случае формулировка темы должна привлекать внимание аудитории.

Организаторы также должны заблаговременно определить место и время проведения дискуссии, ее регламент, пригласить судейскую команду, представителей СМИ. Желательно, чтобы место проведения дебатов было удобным как для участников, так и для гостей.

Результат дебатов, их уровень во многом определяются информационной подготовкой участников. Нет смысла вступать в спор, будучи неподготовленным. Нужно внимательно изучить имеющуюся информацию по теме, составить хотя бы краткий план своего выступления, подобрать наиболее весомые аргументы, при необходимости использовать проверенные цифровые данные. Полезно также изучить программные документы оппонентов, выявить слабые и сильные места в их позиции. Целесообразно также посмотреть несколько телепередач с дебатами, понаблюдать за поведением ведущего, оппонентов, участников. Эти наблюдения помогут выработать линию своего поведения в дебатах. Возможен и такой вид подготовки, как проведение пробных дебатов в своей организации.

Проведение дебатов

Дебаты проходят по заранее продуманному сценарию, в котором должны быть следующие элементы.

· 1. Вступительное слово ведущего, в котором указывается тема дебатов, имена оппонентов, регламент встречи.

· 2. Выступление участников с изложением своих позиций по теме дебатов.

· 3. Перекрестные вопросы оппонентов, т.е. вопросы, обращенные друг другу.

· 4. Вопросы к оппонентам со стороны слушателей.

· 5. Обсуждение приведенных аргументов с участием оппонентов и слушателей.

· 6. Краткое заключительное слово оппонентов.

· 7. Объявление решения судей.

· 8. Заключительное слово ведущего.

Центральным пунктом всего содержания дебатов являются речи оппонентов. Для того чтобы быть успешной, любая речь должна опираться не только на совокупность проверенных фактов, но и на их анализ, логическое осмысление. Известный французский математик и философ Блез Паскаль отмечал по этому поводу: "Не пространство и не время, которых мы нс можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить".

Оппоненты готовят для дебатов утверждающие и опровергающие речи. Первой с изложением своей позиции выступает утверждающая сторона. Отрицающая сторона представляет противоположную позицию. В этих двух речах должны быть представлены все основные аргументы.

На следующем этапе дебатов участники стремятся опровергнуть аргументы противоположной стороны и защитить свои собственные от "атак" оппонентов. При этом важно ответить на все критические замечания, не исключая отдельных деталей. Однако на данном этапе обсуждения уже не следует приводить новых аргументов.

Столкновение противоположных позиций в ходе дебатов часто ведет к возникновению негативных эмоций, накалу страстей. Чтобы эти страсти не вышли за грань допустимого, чтобы дебаты не переросли в склоку, всем участникам рекомендуется соблюдать определенные правила поведения.

· • Строго придерживаться темы обсуждения, обсуждать только то, что относится к данному вопросу; помнить, что цель каждой из сторон дебатов – заявить свою позицию по обсуждаемому вопросу и привлечь новых сторонников; обязанность ведущего – пресекать любые попытки со стороны участников уйти в сторону от намеченной темы.

· • Относиться с уважением к мнению оппонента. Учитывать, что любое мнение имеет право на существование и принадлежит человеку, который имеет такое же право иметь свое мнение, как и выступающий.

· • Любое мнение должно быть обосновано, аргументировано. Ссылки на личное мнение или индивидуальный опыт аргументами не являются.

· • Придерживаться дружелюбного тона, избегать чрезмерного повышения голоса. Обращаться к человеку по имени и отчеству или другим уважительным способом, используя, например, такие выражения, как: "Мой дорогой коллега",

"Уважаемый оппонент" и т.п. Не допускать проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности. Вот как по этому поводу сказал известный французский поэт и философ Поля Валери: "Если не могут атаковать мысль, атакуют мыслителя".

• Моральное право участвовать в дебатах имеют только те, кто терпим к иному мнению. Надо учиться распознавать так называемых упертых людей, которым доказать что-либо невозможно. Хотя относиться и к этим людям нужно терпимо, но следует помнить, что тратить силы, убеждая их в чем- либо, – пустая затея. Однако из этого не следует, что от применения оружия критики в дебатах следует отказаться.

Самостоятельно выполните следующие задания:

Задания 1.

   Какие утверждения правильные?

1.Объявление — это публичная информация о каком-либо событии, происшествии.

2.Объявление — это публичная информация о том, что про­изойдет или произошло.

3.Аннотация — это краткое изложение содержания книги или фильма,

4.Лекция — это выступление специалиста по какой-либо теме.

5.Лекция — это развернутое выступление специалиста.

6.Доклады могут иметь любую продолжительность.

7.Доклады могут быть от 20 мин до 1 ч и более.

8.Автобиография — это письменный жанр.

9. В устном ответе не надо делать вывод.

10. В устном ответе надо делать вывод.

11.Информационное выступление должно обязательно содержать новую для слушателей информацию.

12.Информационное выступление надо постараться сделать для слушателей эмоциональным.

13.Информационное выступление не должно содержать несколько пунктов.

14.Информационное выступление должно дать исчерпывающую информацию по вопросу.

15.Информационное выступление не предполагает ответов на вопросы слушателей.

16.При информационном выступлении цифры и даты лучше записать на доске.

17.В информационном выступлении цифры и даты надо повторять.

18.Важнейшее требование к информационному выступлению — понятность содержания.

19.Темп речи в информационных выступлениях не должен быть высоким.9

20.В кратком информационном выступлении особенно важна мимика и жестикуляция оратора.

Правильные ответы: 1, 3, 4, 6, 8, 10, 11,12, 14, 16, 18,19,20

Задание 2.

Представьте, что к вам приехал иностранец и просит объяснить ему, как играют в футбол: он видел игру, она ему нравится, но он не понимает правил игры. В его стране в футбол не играют.

Задание 3.

Объясните малышу, как надо играть в «классики».

Задание 4.

Объясните, что такое игра «Поле чудес» человеку, который ничего о ней не знает.

Задание 5.

Объясните сокурсникам кратко и понятно, как играют в прятки. Ваши товарищи будут задавать вам вопросы, если им что-то непонятно: они сейчас малыши, сумейте им понятно объяснить.

Задание 6.

Сделайте устную аннотацию книги, которую вы только что прочитали.

Воспользуйтесь следующей моделью:

§ Книгу (название) написал писатель     

§ В книге рассказывается о событиях, которые происходят:…..(где, когда).

§ Главными героями книги являются……    

§ С героями книги происходит много событий: они (перечисление наиболее интересных событий).

§ Читать эту книгу (очень интересно, увлекательно, приятно и т.д.).

 

Всемирно известный роман Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” - литературный шедевр двадцатого века, мрачный роман о мрачном будущем, ужасающе пророческий в своих предостережениях.

В романе описан мир будущего, в котором книги безжалостно сжигаются отрядом пожарных, их запрещено читать в тоталитарном обществе. В центре романа - история пожарного Гая Монтага. Ряд трагических событий приводит его к пониманию того, что в жизни человека существуют истинные ценности, и он становится изгоем общества.

Задание 7.

Придумайте шуточные объявления по данным ниже случаям.

1. О потере совести на трамвайной остановке. 2. О наборе на годичные курсы водителей самокатов и трехколесных велосипедов. 3. О том, что вы нашли чье-то собственное мнение на дороге. 4. О том, что вы покупаете использованные тюбики от зубной пасты (придумайте, зачем они вам нужны) и т.д.

Ваше мнение

Лекция, объяснение учителя на уроке — это жанры информацион­ные. Специалисты — преподаватели вузов, учителя — обычно хорошо владеют информацией, которую они сообщают. Почему же одних слу­шать легко, других — трудно, а третьих — вообще невозможно?

Задания 8.

Какие утверждения правильные?

1. Протокольно-этикетное выступление имеет целью соблюсти общественный ритуал.

2. Протокольно-этикетное выступление должно быть кратким.

3. Протокольно-этикетное выступление должно носить в своей основе эмоционально-развлекательный характер.

4. Протокольно-этикетное выступление должно содержать юмор.

5. Протокольно-этикетное выступление должно произноситься без конспекта.

6. Протокольно-этикетное выступление основывается на похвале.

7. Протокольно-этикетное выступление адресуется отдельному лицу.

8. Протокольно-этикетное выступление адресуется лицу или организации.

9. В протокольно-этикетном выступлении должны быть отмечены заслуги лица или организации.

10. Протокольно-этикетное выступление должно завершаться эмоциональным пожеланием.

Правильные ответы: 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10

Задание 9. Вас пригласили первого сентября выступить перед первоклассниками. Поздравьте их с началом школьной жизни. Что бы вы могли им пожелать, посоветовать?

Уважаемые первоклассники, именно для Вас сегодня звучит первый школьный звонок. А это означает, что у Вас начинается новая познавательная жизнь, Вы становитесь самостоятельными учениками. А для того, чтобы Вами гордились родители, родственники, учителя необходимо быть послушными, прилежными учениками. 

Школа для Вас станет вторым родным домом, так как именно здесь Вас ожидает очень много всего интересного, познавательного, удивительного. Именно здесь Вы научитесь писать, читать, считать, рисовать, лепить и многое другое.

Задание 10. Составьте поздравительную речь в адрес своей любимой вещи (сумки, бейсболки, телевизора, любимого кресла, подоконника, на котором вы любите сидеть в перерыве, своей любимой ручки, футболки и т.д.). Поздравьте их с каким-нибудь юбилеем, праздником.

Дорогая, любимая кровать! Я сплю на тебе 5 лет и за всю свою жизнь у меня никогда не было такой как ты. Ты была со мной и в радости, и в горе. Когда у меня было хорошее настроение я садилась на тебя и читала книжку, я веселилась на тебе с друзьями. Когда я болела и мне было плохо, ты принёс мне пользу, лежа на тебе я ощущала покой и теплоту. Когда я приходила уставшая домой, я сразу же засыпала в твоих объятьях, а когда вставала, то ощущала прилив сил и бодрость, что помогало мне в течении дня. В моей жизни ты играешь немаловажную роль и я желаю тебе, чтобы ты прослужил мне ещё много много лет, будь всегда такой красивой, мягкой и комфортной! С годовщиной тебя!

Задание 11. Вам поручили сказать приветственное слово на встрече американской делегации преподавателей и студентов из штата Канзас, которая приехала в ваш институт. Вам надо за 2 мин: поприветствовать гостей от имени студентов; сказать, что у вас замечательный институт и гостям будет очень интересно с ним познакомиться; рассказать об институте, его основных достижениях, факультетах, о том, чем ваш институт отличается от других учебных заведений; пригласить гостей осмотреть институт, сказав, на что они в первую очередь должны обратить внимание.

Задание 12. Проводится фестиваль риторики. Студенты разных факультетов будут соревноваться в искусстве публичного выступления. Вы должны произнести минутную приветственную речь перед открытием этого фестиваля. Расскажите о важности фестиваля, риторики, пожелайте всем успеха.

Ваше мнение

Протокольно-этикетные выступления по своему содержанию неискренни. Почему, тем не менее, они очень распространены и во многих ситуациях необходимы?

Задание 13.

Какие утверждения правильны?

1. Дебаты – это форма полемики.

2. Дебаты помогли американцам сократить число курящих.

3. Дебаты помогли американцам решить расовые проблемы.

4. Дебаты помогли американцам решить проблему неравенства оплаты труда мужчин и женщин.

5. Дебаты — это вид спора.

6. Русские люди часто прибегают к дебатам для решения сложных социальных проблем общества.

7. Соблюдение регламента при обсуждении вопросов не составляет труда для русского человека.

8. Дебаты развивают в обществе навыки публичного обсуждения важных проблем.

9. Дебаты должны проводиться в парламентах, а не на уровне рядовых граждан.

10. Дебаты — это вид публичного обсуждения проблемы.

11. Дебаты — это вид дискуссии.

12. Дебаты призваны решить проблему.

13. Дебаты призваны дать общественности материал для принятия решения.

14. Дебаты формируют гражданское сознание рядовых граждан.

15. Дебаты учат людей умению принимать во внимание другую точку зрения.

16. Дебаты противоречат принципу толерантности в отношениях людей.

17. Дебаты способствуют формированию толерантных установок в сознании людей.

18. Дебаты предполагают спор сторон.

19. Дебаты исключают прямой спор сторон.

20. Важность дебатов возрастает в эпоху демократизации общества.

Правильные ответы: 1, 3, 4 5,6, 8, 10, 11, 13, 14,15, 18, 20

Задание 14. Подберите несколько аргументов к данным тезисам.

1. Курение вредит здоровью. Курение вредит не только курящему, но и тем, кто стоит рядом. Курение может вызвать некоторые болезни, например, туберкулез.

2. Школьная форма не нужна. Разнообразие гардероба. Есть право выбора. Самоутверждение через внешний вид.

З. Все должны заниматься спортом. Не будет проблем с лишним весом, организм будет в хорошом состоянии.

4.Родители должны учитывать мнение детей при совершении больших покупок. Большая покупка- это то, чем будут пользоваться всче, в том числе и дети, поэтому очень важно, чтобы они согласовали то, что будут покупать.

5. Дети должны использовать опыт и знания родителей. Родители хотят только лучшего для своих детей. Поэтому и передают им свои знания, чтобы они знали как можно поступить в определенной ситуации.

6. Хорошо учиться необходимо для будущего. Если ты будешь хорошо учится, то получишь высшее образование, благодаря, которому сможешь устроить свою жизнь в дальнейшем.

       

Задание 15. Закончите следующие фразы.

1. Я считаю, что зарядку делать необходимо, потому что, по первых, это помогает взбодриться утром, а во-вторых полездно для здоровья

2. Я считаю, что зарядку делать бесполезно, потому что, во-первых,приходится раньше вставать, а во-вторых ты будешь невыспавшимся

3. Я думаю, что я имею право приходить домой после И часов вечера, потому что, во-первых, я уже взрослая, а во-вторых могу сама нести за себя ответственность

4. Я думаю, что не стоит приходил, домой после 11 часов вечера, потому что, во-первых,это позднее время, а во вторых может быть много опасностей

       

Задание 16. Прочитайте материалы для дебатов. Обсудите их и используйте эти материалы при подготовке дебатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.071 с.)