Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. «живой организм: строение и изучение»Стр 1 из 4Следующая ⇒
Рабочая тетрадь «Введение в биологию» учени 5 класса
Чебаково Посвящается светлой памяти моего учителя профессора Николая Николаевича Рунова
Предисловие Рабочая тетрадь по биологии подготовлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по биологии, а также рабочей программы по биологии для 5 – 9 классов к УМК под редакцией Н.В. Сонина (концентрическая модель) – М.: Дрофа, 2012г., является дополнением к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология «Введение в биологию» 5 класс – М.: Дрофа, 2012г. Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 5 класса, является дополнительным пособием и помощником в овладении курса «Введение в биологию». В тетради представлены материалы по курсу, а также дополнительные материалы для общего развития обучающихся 5 класса. Тетрадь состоит из четырех разделов: «Живой организм: строение и изучение», «Многообразие живых организмов», «Среда обитания живых организмов», «Человек на Земле». Включает в себя задания, представленные для выполнения на уроке, дома, а также задания для самостоятельного и дополнительного изучения. В конце тетради в Приложении приведены рекомендации для выполнения практических и лабораторных работ. А.А. Морозов Рабочая тетрадь «Введение в биологию» 5 класс – п. Чебаково, 2014г При составлении рабочей тетради были использованы материалы автора и материалы из следующих пособий и учебников: 1. Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология. Введение в биологию – М.: Дрофа, 2012 (+ рабочая тетрадь) 2. С.В. Суматохин, В.Н. Родионов Биология 5 класс – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2013г (+ рабочая тетрадь) 3. М.Ю. Демидова, Н.И. Павленко Практические работы по естествознанию (природоведению) 5-6 класс – М.: «Школьная пресса», 2004г
Условные обозначения в тетради
выучи и запомни
выполни лабораторную или практическую работу Ход работы 1. Ознакомьтесь с устройством рычажных весов. Найдите основные части весов: подставку, штатив, чашки, стрелку. Подпишите части весов на рисунке
1 - ………………………….. 2 - ………………………….. 3 - ………………………….. 4 - ………………………….. 5 - …………………………..
6 - …………………………..
2. Рассмотрите набор гирь. Гири, массы которых меньше грамма, сделаны в виде пластинок. Их берут пинцетом. Гири, масса которых больше грамма, имеют цилиндрическую форму 3. Убедитесь, что весы находятся в равновесии. Если весы не в равновесии, уравновесьте их с помощью полосок бумаги 4. Измерьте массу тел с помощью весов и заполните таблицу:
Выводы: ……………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. Урок 4 «Увеличительные приборы» Лабораторная работа №2 «Световой микроскоп и правила работы с ним» Цель работы: «освоить правила работы со световым микроскопом и научиться правильно им пользоваться» Ход работы 1. Рассмотрите световой микроскоп. С помощью учебника найдите и подпишите на рисунке его части 2. Заполните таблицу
3. Используя приложение или учебник с.25 выучите правила работы с микроскопом 4. Подготовьте микроскоп к работе 5. Рассмотрите под микроскопом выданные вам микропрепараты 6. Выводы: …………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… Урок 5 «Живые клетки» Задание 1. Допишите определения и термины Клетка - …………………………………………………………………………... ……………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………. Митохондрии - ……………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. Лизосомы - ………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………. Хлоропласты - ……………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………….
Задание 2. Подпишите части клетки
1 - ………………………………..
2. - ……………………………….
3. - ……………………………….
4. - ……………………………….
Задание 3. Рассмотрите рисунок и подпишите названия изображенных клеток
Лабораторная работа №3 «Строение клетки» Цель работы: «научиться готовить микропрепараты и познакомиться со строением клеток кожицы лука с помощью микроскопа» Ход работы 1. Подготовьте микроскоп к работе 2. Тщательно протрите марлей предметное стекло 3. На предметное стекло нанесите пипеткой 1-2 капли воды и каплю йода 4. С внутренней вогнутой поверхности чешуи лука пинцетом отделите кусочек прозрачной кожицы 5. Поместите его на предметное стекло в каплю воды 6. Накройте покровным стеклом 7. С помощью фильтровальной бумаги удалите лишнюю воду с микропрепарата 8. Покажите учителю 9. Приготовленный препарат поместите на предметный столик и рассмотрите 10. Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте увиденные части клетки Вывод по работе: ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………
Проектное задание С использованием средств поиска информации в Интернете познакомьтесь с биографией Р. Гука. Какой метод и какие приборы он использовал в своей работе? Подготовьте устное сообщение на эту тему. Запишите план сообщения Урок 6 «Химический состав клетки» Лабораторная работа №4 «Изучение химического состава семян» Цель работы: «Изучить химический состав семян на примере семян пшеницы, овса, арахиса, сои, гороха, кукурузы, фасоли, подсолнечника» Ход работы 1. Без указания учителя не приступайте к работе! 2. Внимательно прослушайте, как выполнять лабораторную работу, как пользоваться оборудованием. 3. Сухие семена положите на дно пробирки и поставьте ее в пробирконагреватель. В течение 3 минут семена будут нагреваться. 4. Что появляется на стенках пробирки? Почему появился неприятный запах? Сделайте вывод, какие вещества входят в состав семян?
5. Заверните в кусочек марли немного муки. Опустите его в стакан с водой, хорошо отожмите несколько раз. Что наблюдаете? 6. Капните 1 каплю раствора йода в полученный раствор. Что наблюдаете?
7.Разверните кусочек марли и попробуйте на ощупь клейкое вещество. Это растительный белок.
8. На листе бумаги разотрите с помощью чайной ложки семена арахиса и пшеницы. Что наблюдаете?
9.Возьмите предметное стекло и протрите его марлей. С помощью пипетки капните по центу каплю воды. Разрежьте набухшее семя кукурузы пополам с помощью скальпеля. Со среза иголочкой возьмите немного мякоти и внесите в каплю воды на предметном стекле, и закройте скотчем.
Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом сначала при малом увеличении, а затем при большом. Сделайте рисунок одного крахмального зерна. Урок 11 Царство Бактерии Задание 1. Используя учебник, Интернет и другие источники информации, зарисуй несколько бактерий разной формы Задание 2. Заполните таблицу «Среда обитания бактерий»
Задание 3. Подпишите части клетки бактерии
1. ………………………………….
2……………………………………
3……………………………………
4…………………………………….
Задание 4. Приготовьте микропрепарат из выданного учителем материала. Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек пленки с клубня картофеля и разотрите его в капле воды на предметном стекле. Приготовленный микропрепарат рассмотрите под микроскопом. Зарисуйте увиденное: Выводы: ……………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. Урок 12 Царство Грибы Задание 1. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия грибов
Задание 2. Охарактеризуйте особенности питания грибов ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… Задание 3. Подпишите названия частей шляпочного гриба
1. ………………………………
2. ………………………………
3. ………………………………
4. ………………………………
Задание 4. Заполните таблицу «Съедобные и ядовитые грибы»
Задание 5. Составьте инструкцию Как правильно заниматься «тихой охотой» ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………
Урок 13 Царство Растения Задание 1. Допишите определения и термины:
Фотосинтез - ………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… Хлорофилл - ……………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………. Задание 2. Заполните схему «Основные группы растений»
Лабораторная работа №5 «Хлоропласты в клетках листа» Цель работы: «Изучить строение клетки растения, обнаружение хлоропластов» Ход работы 1. Без указания учителя не приступайте к работе! 2. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом 3. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите в клетках зеленые тельца – хлоропласты 4. Задание 3. Разгадайте кроссворд «Растения»
©А.А. Морозов Биология 5 класс 16 Ход работы 1. Рассмотрите невооруженным глазом пробирку с водой, выданную вам учителем (талая вода, вода со дна аквариума и т.п.). Что вы видите? 2. 3. Рассмотрите содержимое пробирки с помощью лупы. Найдите уже знакомых вам простейших 4. Подготовьте микроскоп к работе 5. Возьмите из пробирки каплю воды, и поместив ее на предметное стекло, рассмотрите под микроскопом. Отметьте как передвигаются различные простейшие, их внешний вид, размеры, окраску. Зарисуйте увиденное
6. На основе собственных наблюдений постарайтесь назвать признаки, характерные для представителей Простейших ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… Вывод по работе: ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… Урок 19 «Беспозвоночные животные» Задание 1. Дайте определение Беспозвоночные – это …………………………………………………………... 5 1 2 4 3
Задание 3. Ответьте на вопрос: «По какому принципу животных делят на беспозвоночных и позвоночных?» ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………. Задание 4. Разгадайте кроссворд «Беспозвоночные животные», используя рисунки из 3-го задания
Темы сообщений 1. Представитель иглокожих «Морской ёж» 2. Использование пиявок в медицине 3. Кто такие медузы? 4. Использование человеком моллюсков 5. Многообразие бабочек Раздел 4 «Человек на Земле» Урок 30 «Жизнь под угрозой» Задание 1. Дайте определение Биологическое разнообразие – это ……………………………………… ……………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………. Задание 2. Подпишите названия исчезнувших животных
Задание 3. Заполните таблицу «Причины исчезновения растений и животных»
Задание 4. Подготовьте сообщение об одном из исчезнувших животных (запишите его план) Условные знаки Задание 3. В начале 70-х гг. ХХ в. В одном из районов Черных земель было 850 тыс. га пастбищ. Через 15 лет осталось 170 тыс. га. На остальных землях уже невозможно было вести хозяйство. Подсчитайте, сколько гектаров земель было утрачено за эти годы ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… Рабочая тетрадь «Введение в биологию» учени 5 класса
Чебаково Посвящается светлой памяти моего учителя профессора Николая Николаевича Рунова
Предисловие Рабочая тетрадь по биологии подготовлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по биологии, а также рабочей программы по биологии для 5 – 9 классов к УМК под редакцией Н.В. Сонина (концентрическая модель) – М.: Дрофа, 2012г., является дополнением к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология «Введение в биологию» 5 класс – М.: Дрофа, 2012г. Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 5 класса, является дополнительным пособием и помощником в овладении курса «Введение в биологию». В тетради представлены материалы по курсу, а также дополнительные материалы для общего развития обучающихся 5 класса. Тетрадь состоит из четырех разделов: «Живой организм: строение и изучение», «Многообразие живых организмов», «Среда обитания живых организмов», «Человек на Земле». Включает в себя задания, представленные для выполнения на уроке, дома, а также задания для самостоятельного и дополнительного изучения. В конце тетради в Приложении приведены рекомендации для выполнения практических и лабораторных работ. А.А. Морозов Рабочая тетрадь «Введение в биологию» 5 класс – п. Чебаково, 2014г При составлении рабочей тетради были использованы материалы автора и материалы из следующих пособий и учебников: 1. Н.И. Сонин, А.А. Плешаков Биология. Введение в биологию – М.: Дрофа, 2012 (+ рабочая тетрадь) 2. С.В. Суматохин, В.Н. Родионов Биология 5 класс – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2013г (+ рабочая тетрадь) 3. М.Ю. Демидова, Н.И. Павленко Практические работы по естествознанию (природоведению) 5-6 класс – М.: «Школьная пресса», 2004г
Условные обозначения в тетради
выучи и запомни
выполни лабораторную или практическую работу Раздел 1. «Живой организм: строение и изучение» Урок 1 « Что такое живой организм» Задание 1. Допишите определения: Природа – это ………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………… ……….……………………………………………………………………………… Живой организм – это …………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………. Обмен веществ – это ……………………………………………………………... ……………………………………………………………………………………… Раздражимость – это ……………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. Рост – это …………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. Размножение – это ……………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………….
Задание 3. Любое живое существо – это единый организм. Какие признаки свойственны живым организмам? ………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………… Задание 4. Подберите и запишите примеры, подтверждающие взаимосвязь неживой и живой природы. Например, опишите сезонные изменения, происходящие в жизни животных и растений
Урок 2 «Наука о живой природе» Задание 1. Допишите определения Биология – это ……………………………………………………………… ……………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………..... Ботаника - ………………………………………………………………………… Зоология - ………………………………………………………………………….. Микология - ……………………………………………………………………….. Микробиология - ………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………. Энтомология - ……………………………………………………………………. Орнитология - ……………………………………………………………………. Анатомия - ……………………………………………………………………….. Физиология - ……………………………………………………………………… Задание 2. Для чего человек изучает природу? ……………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………
Урок 3 «Методы изучения природы» Задание 1. Допишите определения и термины Метод – это …………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………… Наблюдение – это ………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… Эксперимент – это ………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. Измерение – это …………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………. Лабораторная работа №1 «Измерение массы тела взвешиванием» Цель работы: «научиться пользоваться рычажными весами и определить массу тел взвешиванием» Ход работы 1. Ознакомьтесь с устройством рычажных весов. Найдите основные части весов: подставку, штатив, чашки, стрелку. Подпишите части весов на рисунке
1 - ………………………….. 2 - ………………………….. 3 - ………………………….. 4 - ………………………….. 5 - ………………………….. 6 - …………………………..
2. Рассмотрите набор гирь. Гири, массы которых меньше грамма, сделаны в виде пластинок. Их берут пинцетом. Гири, масса которых больше грамма, имеют цилиндрическую форму 3. Убедитесь, что весы находятся в равновесии. Если весы не в равновесии, уравновесьте их с помощью полосок бумаги 4. Измерьте массу тел с помощью весов и заполните таблицу:
Выводы: ……………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. Урок 4 «Увеличительные приборы» Лабораторная работа №2 «Световой микроскоп и правила работы с ним» Цель работы: «освоить правила работы со световым микроскопом и научиться правильно им пользоваться» Ход работы 1. Рассмотрите световой микроскоп. С помощью учебника найдите и подпишите на рисунке его части 2. Заполните таблицу
3. Используя приложение или учебник с.25 выучите правила работы с микроскопом 4. Подготовьте микроскоп к работе 5. Рассмотрите под микроскопом выданные вам микропрепараты 6. Выводы: …………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… Урок 5 «Живые клетки» Задание 1. Допишите определения и термины Клетка - …………………………………………………………………………... ……………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………. Митохондрии - ……………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. Лизосомы - ………………………………………………………………………... ………………………………………………………………………………………. Хлоропласты - ……………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………. Задание 2. Подпишите части клетки
1 - ………………………………..
2. - ……………………………….
3. - ……………………………….
4. - ……………………………….
Задание 3. Рассмотрите рисунок и подпишите названия изображенных клеток
Лабораторная работа №3 «Строение клетки» Цель работы: «научиться готовить микропрепараты и познакомиться со строением клеток кожицы лука с помощью микроскопа» Ход работы 1. Подготовьте микроскоп к работе 2. Тщательно протрите марлей предметное стекло 3. На предметное стекло нанесите пипеткой 1-2 капли воды и каплю йода 4. С внутренней вогнутой поверхности чешуи лука пинцетом отделите кусочек прозрачной кожицы 5. Поместите его на предметное стекло в каплю воды 6. Накройте покровным стеклом 7. С помощью фильтровальной бумаги удалите лишнюю воду с микропрепарата 8. Покажите учителю 9. Приготовленный препарат поместите на предметный столик и рассмотрите 10. Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте увиденные части клетки Вывод по работе: ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………
Проектное задание С использованием средств поиска информации в Интернете познакомьтесь с биографией Р. Гука. Какой метод и какие приборы он использовал в своей работе? Подготовьте устное сообщение на эту тему. Запишите план сообщения Урок 6 «Химический состав клетки» Лабораторная работа №4 «Изучение химического состава семян» Цель работы: «Изучить химический состав семян на примере семян пшеницы, овса, арахиса, сои, гороха, кукурузы, фасоли, подсолнечника» Ход работы 1. Без указания учителя не приступайте к работе! 2. Внимательно прослушайте, как выполнять лабораторную работу, как пользоваться оборудованием. 3. Сухие семена положите на дно пробирки и поставьте ее в пробирконагреватель. В течение 3 минут семена будут нагреваться. 4. Что появляется на стенках пробирки? Почему появился неприятный запах? Сделайте вывод, какие вещества входят в состав семян?
5. Заверните в кусочек марли немного муки. Опустите его в стакан с водой, хорошо отожмите несколько раз. Что наблюдаете? 6. Капните 1 каплю раствора йода в полученный раствор. Что наблюдаете?
7.Разверните кусочек марли и попробуйте на ощупь клейкое вещество. Это растительный белок.
8. На листе бумаги разотрите с помощью чайной ложки семена арахиса и пшеницы. Что наблюдаете?
9.Возьмите предметное стекло и протрите его марлей. С помощью пипетки капните по центу каплю воды. Разрежьте набухшее семя кукурузы пополам с помощью скальпеля. Со среза иголочкой возьмите немного мякоти и внесите в каплю воды на предметном стекле, и закройте скотчем. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом сначала при малом увеличении, а затем при большом. Сделайте рисунок одного крахмального зерна.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.298 с.) |