Раздел 1. Выявление актуальных тем и направлений прикладных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Выявление актуальных тем и направлений прикладных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве



Выявление актуальных тем и направлений прикладных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве и обоснование важности и своевременности их разработки выступает основополагающим разделом диссертации магистра по направлению 35.04.01. Лесное дело. В полной мере и качественно эта часть работы может быть выполнена на основе глубокого и всестороннего анализа литературных источников, раскрывающих состояние изученности вопроса, имеющиеся проблемы и сохранившиеся задачи, решение которых необходимо в самые короткие сроки. При написании данного раздела диссертации магистра полезно предусмотреть выделение в нем двух подразделов:

-   Подраздел 1.1. Состояние вопроса (аналитический обзор литературы по теме научного исследования по заданию кафедры «Лесные культуры»;

-   Подраздел 1.2. Обоснование актуальности научных исследований в лесном и лесопарковом хозяйстве.

Рекомендуемый порядок их написания, основное содержание частей и логические связи между ними представлены ниже.

Подраздел 1.1. Состояние вопроса (аналитический обзор литературы по теме научного исследования по заданию кафедры «Лесные культуры»)

Осветить состояние изученности вопроса можно, подготовив достаточный по объему обзор литературных источников и выполнив детальный анализ публикаций отечественных и зарубежных авторов.

Аналитический обзор истории вопроса и состояние его изученности на современном этапе в конечном итоге определяет цели исследования, разработку задач исследования, последовательность решения которых осуществляется в соответствии с разработанной программой исследования.

Вышесказанное обусловливает необходимость на первом этапе научного исследования подготовить развернутый аналитический обзор всех доступных источников опубликованных сведений, касающихся выбранного научного направления в России и за рубежом. Это позволит высветить неоднозначность существующих оценок, глубину и детальность проработки отдельных положений по выбранному направлению исследований.

Источниками информации могут служить классические учебники, монографии, статьи в научных журналах, опубликованные материалы научных, научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, совещаний (тезисы докладов, статьи), реферируемые отчеты о выполнении научной работы, диссертации, их авторефераты и т.п. Перечисленные источники могут быть представлены бумажными носителями или электронными ресурсами.

Иногда рекомендуется поставить цель исследования, выдвинуть гипотезу, а затем приступить к разработке состояния вопроса. Нам представляется такой подход неэффективным хотя бы с той точки зрения, что у начинающего исследователя недостаточно знаний, или, по крайней мере, они весьма фрагментарны. Для получения научной новизны необходима достаточная компетентность в рассматриваемом вопросе. Иначе трудоемкие и длительные во временном аспекте исследования могут стать всего лишь «изобретением велосипеда». Другим вариантом решения может быть получение готовой цели, разработанной научным руководителем или поставлены перед исследователем иным способом, например, программой научно-исследовательской организации и пр. Однако, целью программы настоящей научно-исследовательской работы является формирование у магистранта способности самому устанавливать проблематику, цели и задачи исследования. Поэтому разработка состояния вопроса – это первое задание, которое предусмотрено программой данной научной работы.

Сбор теоретической информации необходимо вести ретроспективно – от современных источников к изданным раньше, вплоть до первоисточников. Целесообразно начинать библиографическое исследование с фундаментальных работ. Они формируют возможность исследователя правильно ориентироваться в привлечении к анализу публикаций детализирующих сведения о предмете исследования.

Технически поиск необходимых источников целесообразно начать с определения ключевых слов, которые содержатся в самом вопросе.

Например, направление исследования по заданию кафедры звучит так: « Рост и продуктивность дуба черешчатого в первые годы жизни в условиях Арзамасского района Нижегородской области». Ключевыми словами в контексте вопроса исследований (темы исследований) могут выступать: оценки продуктивности деревьев, продуктивность лесных пород, продуктивность дуба черешчатого, продуктивность сеянцев дуба черешчатого, оценки продуктивности растений (деревьев), рост дерева, рост сеянца пр.

Аналитический обзор литературных источников может быть структурирован по основным рубрикам. Их рекомендуемый перечень представлен ниже.

- Общая характеристика объекта (объектов) исследования. Для какой-либо древесной породы или некоторого набора древесных видов в эту часть обзора могут быть включены сведения о систематическом положении (вид, род, семейство), распространении (ареал или ареалы), дендрологическая или ботаническая характеристика, описания экологических реакций и пр.

- Хозяйственное значение и формы использования объекта исследования.

- Технологические аспекты и применяемые технологии, при освещении вопросов, связанных с созданием искусственных насаждений различного целевого назначения и конструкций (лесные культур, защитные полосы, объекты озеленения и пр.).

 

Заключение по аналитическому обзору. В процессе освещения в аналитическом обзоре литературных источников достигнутых результатов работы своих предшественников следует обозначить те вопросы, ответы на которые пока не удалось найти, те задачи, которые остались нерешенными на текущий момент, не имеют однозначной трактовки или являются дискуссионными. Подобную работу полезно оформить в «Заключении по аналитическому обзору литературы». На его основе следует определить цель исследования, выдвинуть и сформулировать его задачи, определить свое место, как исследователя, в решении проблемы или научных задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.006 с.)