Практические занятия по риторике 3 и 4 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические занятия по риторике 3 и 4



Практические занятия по риторике 3 и 4

РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН

 

Авторами античных риторик был разработан особый механизм, облекающий мысли в слова, подробный и тщательно продуманный путь перевода внутренней речи во «внешнюю». Такой механизм получил название риторического канона.

Риторический канон – алгоритм построения речевого произведения.

1. Inventio – invenire quid dicere – буквально «изобрести, что сказать» или «поиск аргумента». В отечественных риториках – нахождение (изобретение).

2. Dispositio – inventa disponere – букв, «расположить сказанное» или «порядок аргумента». Расположение.

3. Elocutioornare verbis – букв, «украсить словами» или «словесная аргументация». Украшение, выражение.

4. Memoria – «запоминание».

5. Actio hypcrisis – agere – «произнесение», «инсценировка речи».

Инвенция: что сказать? (изобретение речи)

Инвенция (изобретение) – первый этап риторического канона.

- разработка темы, ее осмысление, подразделение на ряд подтем

- при обдумывании выбирается стратегия речи, аргументация, учитывается ситуация

- античная риторика предлагает ряд приемов, способов, моделей развития мысли

- топы – «общие места», смысловые модели, «способы размножения идей» (у Аристотеля в «Риторике» их около 40; у Ломоносова – 16; у Кошанского – 24).

Топика – совокупность топов, смысловых моделей, и способы их применения на этапе инвенции. Отражает общие законы человеческого мышления. Является надежной основой для создания любой речи, т. к. позволяет достаточно быстро разработать идею, развить мысль, подобрать аргументы.

 

Имя

- обращение к происхождению или смыслу слова (ключевого слова), подбор однокоренных слов (Петербург – град Петра)

 

Корень слова «ответственность» объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать… Воина можно назвать ответственным не тогда, когда он взваливает на свои плечи всю тяжесть мира; ответственный воин – это тот, кто научился отвечать на сиюминутный вызов (Пауло Коэльо. «Книга воина света»).

Отчаяние.

Вглядимся в главную часть этого слова. Чаяние – упование, надежда, вера во что-то хорошее. «Я чаю» значит «я ожидаю от будущего чего-то светлого, каких-то хороших перемен».

Приставка от- означает отход, удаление, отплытие, отбытие. И получается, что отчаяние – это буквально удаление от чаяния. Это утрата веры, это ощущение беспросветности!

Потеря чаянья – это страшно. Не случайно в православии отчаяние оценивается как один из смертных грехов. Человек, потерявший веру и упование, теряет смысл жизни. Отсюда самоубийства, наркомания, алкоголизм (Любовь Замахова).

ВАШ ПРИМЕР:

По любой из предложенных тем напишите фрагмент связного текста, используя топ «имя».

Как воспитать самостоятельность? Что такое воспитание? Честолюбие. Тщеславие. Слово «спасибо». Сочувствие. Сопереживание.

Например: Что такое «благодарность»? Обратимся к составу слова. В слове выделяется 2 корня – благо и дар. «Благо» - это добро, что-то светлое и хорошее, что делает мир вокруг лучше. «Дар» - это часть слова «дарить», т.е. отдавать что-то кому-то от всего сердца. Если мы соединимзначения этих частей, то получится, что благодарность – это дарение добра, передача другому человеку чего-то светлого и хорошего.

Определение

Через ближайший род и видовое отличие. Определение может быть строго научным, охватывающим все стороны понятия. А может быть образным, когда предмет сравнивается с чем-то, рисуется его картинка, образно передаются ключевые характеристики, ощущения.

Напр., образные определения:

Человек – «двуногое без перьев» (Аристотель). Человек «есть животное, одаренное разумом, словом и бессмертной душой» (Кошанский). Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Шевчук), Разговор – это здание, возводимое сообща (Андре Моруа); Учение – изучение правил; опыт – изучение исключений.

ВАШ ПРИМЕР:

Прочитайте высказывания известных людей о культуре. Дайте свое определение понятию культура

Род и вид (Общее и частное)

(индукция) ← растение – цветок розаалая / белая / голубая… → (дедукция)

Разновидности

Изба – деревянный крестьянский дом.

Пельмени – род маленьких пирожков из пресного теста с мясной начинкой.

Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем.

Город – крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.

Соучастник – человек, который участвует вместе с кем-нибудь в совершении чего-нибудь (обычно неблаговидного)

Живопись – изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок.

Раздражение – вызванное чем-н. состояние досады, недовольства.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Целое – части

- рассмотреть предмет как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом (если вы говорить о Москве, то нужно упомянуть и о России, если говорите о беседке, то нужно сказать и о саде) – синтез

- выделить части, составляющие предмет, и говорить о каждой из них по отдельности – анализ

Аналогично образцу, данному Теффи, раскройте тему «Моя жизнь», «Мой день», «Университет», «Я», «Моя собака», «Город Киров», «Лето», «Моя семья», «Моя комната» и т. д. Необходимо выделить в вашем предмете составляющие части (не научно, а образно, художественно; и дать характеристику каждой части).

5. Свойства

(признаки, качества, функции и характерные действия предмета речи)

- простое перечисление свойств – неинтересно, нужно найти изюминку, уметь ее подать

- передавать только существенные признаки

- привносить собственные оценки

 

Блестящий оратор и теоретик судебной риторики Пороховщиков (1910 г.): «Исходная точка искусства заключается в умении уловить частное, особенное, характерное, то, что выделяет известный предмет или явление из ряда других ему подобных. Пока нет обособления, нет художественной обработки. Мещанин Иванов украл пару сапог. Сколько ни думать, из этого ничего иного нельзя выдумать, кроме того, что Иванова надо посадить в тюрьму. Отметьте одну характерную черту, скажите: …мальчишка, пьяница, вор Иванов украл пару сапог… и вы уже на пути к художественному творчеству…»

Сопоставление

 - поиски общего, сходного (сравнение (метафора) – аналогия) и отличного (противопоставление (антитеза)) между предметами

Рим я могу сравнить с Москвой, как Париж с Санкт-Петербургом. По образу, по темпераменту. Москва разная: большая, хлебосольная, очень домашняя и в то же время много повидавшая и не всегда правильно жившая баба. А Рим я представляю себе в образе огромной тетки, сидящей на обочине. Босая, с истертыми, сбитыми ногами, она всегда готова любого приютить и любому дать тепло. В роскошном Париже или Санкт-Петербурге – в лакированных туфлях, с тростью, в цилиндре, с начищенными ногтями – преклонить голову и пожаловаться хочется меньше, чем в Москве или Риме (Никита Михалков).

ВАШ ПРИМЕР:

Причина и следствие

- при аргументации

- веерный тип:

а) утверждение рассматривается как следствие из многих причин   Напр.: Чтобы быть здоровым (следствие), нужно чаще бывать на свежем воздухе, правильно питаться, больше ходить и двигаться, радоваться и любить жизнь (ряд причин).   б) утверждение рассматривается как причина для многих следствий     Напр.: Если вы будете чаще бывать на свежем воздухе, правильно питаться, больше ходить и двигаться, радоваться и любить жизнь (ряд причин), то вы будете здоровы (следствие).

 

- цепной тип:

в) причина1 →  следствие 1 (= причина 2)  →  следствие 2 (= причина 3) →  следствие 3…     

Если вы здоровы (причина 1), то вы полны сил (следствие 1), если у вас есть силы (причина 2), то вы сможете сделать много дел (следствие 2), если вы сделаете много дел (причина 2), то вы будете успешны и вас заметят (следствие 3)…..

 

ВАШ ПРИМЕР:

Сформулируйте некое утверждение и распространите его по примеру схемы а, или б, или в.

 

Обстоятельства

(место, время, условия)

Схема повествования: Ястреб, преследовавший голубя, был пойман крестьянином. Пойманный стал оправдываться, но крестьянин не принял оправданий.

Голодный ястреб яростно преследовал голубя на глазах крестьянина, занимавшегося у себя на дворе домашними работами. Дерзость хищника, который проносился за своей жертвой по двору и залетел под навес, обратила на себя внимание человека, пробудила в нем сострадание к птице, исстари принимаемой за символ любви и кротости. Крестьянин захотел поймать и наказать преследователя и т.д.

 

Пример, свидетельства (обращения к авторитетам, народной мудрости)

- примеры из жизни, цитаты, афоризмы

 

ИТОГОВЫЙ ТЕКСТ:

Напишите небольшое сочинение на любую тему из предложенных или свою. Используйте, по возможности, все топы.

Любовь, счастье, учёба, наука, бумага, книга, сериал, деньги, работа, начальник, учитель…

Примеры каждого метода смотрите в интернете.

Ассоциативный подход

- Ментальные карты, интеллект-, концепт-карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы

Практические занятия по риторике 3 и 4

РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН

 

Авторами античных риторик был разработан особый механизм, облекающий мысли в слова, подробный и тщательно продуманный путь перевода внутренней речи во «внешнюю». Такой механизм получил название риторического канона.

Риторический канон – алгоритм построения речевого произведения.

1. Inventio – invenire quid dicere – буквально «изобрести, что сказать» или «поиск аргумента». В отечественных риториках – нахождение (изобретение).

2. Dispositio – inventa disponere – букв, «расположить сказанное» или «порядок аргумента». Расположение.

3. Elocutioornare verbis – букв, «украсить словами» или «словесная аргументация». Украшение, выражение.

4. Memoria – «запоминание».

5. Actio hypcrisis – agere – «произнесение», «инсценировка речи».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.21.109 (0.017 с.)