Корекционно-развивающая программа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корекционно-развивающая программа



КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

 

ДЕЙСТВИЙ»

 

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССОВ

 

Педагог-психолог: Демченко Е.В.

 

 

п. Чаканиха


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность:Коррекционно-развивающая программа формирования познавательных универсальных учебныхдействий составлена с целью развития у детей познавательных компетенций. Основной результат внедрения программы - развитие познавательных действий, составляющих базис для успешного освоения предметных результатов программы общего образования. Занятия разработаны, направлены на развитие у первоклассников способностей: производить логические действия и операции; воспринимать и анализировать сообщения (в том числе тексты); использовать знаково-символические средства и модели в учебной деятельности. Разработанный модуль программы включает 12 занятий длительностью от 30 до 40 минут.

 

 

Новизна:Составленная программа основана на принципах системно-деятельностногоподхода, включает психолого-педагогические технологии, направленные на повышение качества освоения учениками содержания программы начального общего образования. Результаты программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и относятся к области метапредметных результатов основной общеобразовательной программы.

 

Цель:Развитие у учащихся первых классов общеобразовательной школы познавательныхуниверсальных учебных действий в условиях внеурочной деятельности.

 

 

Задачи:

 

Развивать у учащихся способности:

1. самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

 

2. перерабатывать информацию для получения необходимого результата, используя логические операции сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей;

 

3. решения задач творческого и поискового характера;

 

4. использования различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) информации.

 

Требования к условиям:Необходимыми условиями для проведения занятий являются:наличие помещения, позволяющего организовать изобразительную, творческую деятельность, коммуникацию детей в подгруппах, подвижную активность, а также (для отдельных заданий) комплекта проекционной аппаратуры и персонального компьютера, подключенного к сети интернет.

 

 

Требования к содержанию: В проведении занятий применяются методы интерактивногообучения (дискуссионные, игровые, тренинговые, проектные задачи). Выбор игр и упражнений для занятий производится с учетом возрастных особенностей возраста, принципов: соответствия возрасту 6,5 – 8 лет; наличия приоритетной цели в рамках реализации ФГОС НОО, относящейся к области познавательных универсальных учебных действий; системно-деятельностного подхода в развитии у детей новых компетенций.


 

Требования к результатам: Результаты составленной программы,соответствуют частиметапредметных результатов, определенных в Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, формируемых в рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся. Успешность достижения детьми результатов программы определяется на основании данных психолого-педагогической диагностики, проводимой в декабре и мае текущего учебного года.

 

Приложение к пояснительной записке.

 

 

1) При проведении занятий очень важно, чтобы все дети правильно поняли инструкцию. Если потребуется, объяснить детям, что им необходимо делать и как выполнять задание.

 

2) Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, педагог только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы детей всей группой или в мини группах.

 

3) Данные занятия необходимо проводить в группе по 8 человек, тогда ведущим является педагог-психолог. Детей для занятий выбирает психолог после проведения психодиагностики, которая выявляет детей «группы риска», т.е. детей, находящихся в трудной ситуации.

 

4) Кроме того, данные занятия можно проводить с целым классом, для этого нужно поделить класс на 3или 4 группы. В этом случае, занятия могут проводить 2 психолога

(или психолог и учитель).

 

5) Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для детей, но и проводить подвижные (динамические) игры.

 

6) Помещение делится на зоны: спокойной работы, исследовательскую и игровую.

 


 

Примерный конспект занятий:

 

 

Занятие №1 Форма организации: занятие (игровое)  
     

Вводная часть.

 

Дети здороваются с педагогом.

 

1. Игра: вход в волшебную страну – расшифровка секретного кода, ознакомление с понятием схемы.

 

Инструкция для группы: «Мы с вами оказались перед волшебной дверью, ведущей в Волшебную страну. И сейчас поиграем в путешественников, которые стремятся туда попасть. Путешественники всегда очень наблюдательны и внимательны. Посмотрите, пожалуйста, на дверь (дверь может быть условной). Здесь зашифровано волшебное послание, которое нам нужно разгадать, чтобы дверь открылась. Так как это послание волшебное, нам необходимо успеть расшифровать его за одну минуту».

 

Приложение 1.

 

После предъявления инструкции психолог зачёркивает две фигурки - солнце и луна - на листе бумаги с несколькими рядами разных фигурок, чередующихся в случайном порядке. Далее следует продолжение инструкции для группы: «Давайте, вы будете показывать нужные фигурки, а я буду их зачёркивать. Чтобы не запутаться, показывайте нужные

 


фигурки по очереди – каждый по одной. Вы должны найти свою фигурку самостоятельно, без подсказки». Когда дети находят все фигурки, педагог спрашивает: «Какую последовательность мы зачеркнули? Правильно – фигурки солнце-луна. Это и есть ключ

 

к коду». (Задание можно усложнить: предложить детям самим найти закономерность в расположении фигур и зачеркнуть повторяющиеся элементы.)

 

2. Игра: «Подбор кода» (задание на выведение аналогии).

 

 

Далее психолог вывешивает «волшебную карту» (в виде аналогии) под «ключ», который нашли дети.

 

ДЕНЬ -?

 

 

ЗЕМЛЯ, НОЧЬ, ДОЖДЬ

 

 

Задача для группы – заполнить её недостающую часть. Детям предлагается выбрать из трёх альтернативных слов пару к слову «день», в соответствии с заданным отношением, отражённом в «ключе». А именно: солнце-луна (в виде символов), день – ночь (в форме слов). Предлагается на выбор три альтернативных слова: земля, ночь, дождь. Дети не только должны отгадать слово «ночь», но и объяснить, почему они его выбрали.

 

 

Основная часть.

 

Когда дети разгадают зашифрованное послание и код, дверь в «волшебную страну» открывается. Дети заходят в помещение и приглашаются психологом в «зону спокойной работы». Все участники садятся на коврики (один большой ковёр) на пол или на стулья в круг.

 

Динамическая пауза.

 

1)«НЕЗНАЙКА рассмеялся – НЕЗНАЙКА испугался» (2 мин). По сигналу ведущего дети быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние (чередование напряжения и расслабления).

 

2) «Огонь и лед»(2-5мин). По команде «огонь» - интенсивные движения телом: танцевать,

 

прыгать и т.д. По команде «лед» - замереть, сильно напрягая мышцы.

 

Заключительная часть.

 

1) Домашнее задание: склеить каждому участнику конверт из бумаги в виде рюкзака,

 

чтобы собирать туда символы вновь приобретённых в Волшебной стране знаний. Предложить детям сделать в рюкзаке по 3 кармашка (структурирование полученных знаний). Эти кармашки нужно назвать, по принципу свободной классификации (ребенок сам выбирает критерии).


Конверт-рюкзачок (образец).

 

2) В конце занятия дети возвращаются в «спокойную» зону и делятся своими мыслями (что нового сегодня узнал Незнайка; что нового сегодня узнал ты?).

 

Психолог говорит детям, что на следующих занятиях мы с Незнайкой продолжим путешествие по Волшебной стране и будем узнавать много нового и интересного.

 

 

 

Занятие № 2 Форма организации: занятие (игровое)  
     

Тема занятия: «Кораблик»По сказке В.Г.Сутеева.

Объем:
    35 мин
     

Цель:развитие общеучебных,логических и знаково-символических учебных действий.

 

Занятие соотносится со школьной программой по предметам: литературное чтение, Русский язык и Окружающий мир.

 

Задачи:

 

Научить:

 

1. анализировать текст и восстанавливать его из частей (осуществлять синтез как составление целого из частей);

 

2. устанавливать последовательность событий;

 

3. использовать знаково-символические средства для решения задач;

 

4. создавать простейший макет (моделирование).

 

 

 

Оборудование:песок,вода,ёмкости для песка и воды,камешки,сосуд для послания,цветная бумага, скорлупа грецкого ореха, зубочистка, пластилин, листок, верёвочка, шляпа, карточки с ролями, карточки с текстом и картинками, повязка на глаза (3штуки), стулья, верёвка.

 

Ход занятия:

 

Вводная часть.

 

1. Встреча детей психологом перед дверью в класс.

 

«Здравствуйте дети, сегодня мы с Вами продолжим наше путешествие. Незнайка нас уже ждёт. Чтобы войти нужно открыть «волшебную дверь».

 

Что за задание прислал нам Незнайка? Какой ответ откроет дверь?»

 

1. На двери четыре картинки, выстроенные по принципу «4-й лишний». Лишний предмет

 

– это и есть ключ, вводящий участников в тему занятия.

 


 

Дети заходят в класс, и Незнайка предлагает поиграть им в игру «Корабль среди скал».

 

2. Разогревающее упражнение. «Корабль среди скал» (5-10мин) (с участием Незнайки).

 

Путь прохода корабля изображается на карте. Корабль должен пройти через арки в скалах

 

В игре между детьми распределяются следующие роли: капитан Незнайка – 1 ребёнок,

 

корабль – 3 ребёнка, скалы – 4 ребёнка. Роли определяются путём жеребьевки. Дети

 

достают карточки с изображением и названием роли. Для проведения игры необходима

 

повязка на глаза. «Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Сейчас я объясню вам,

 

как играть в эту игру, и что каждый из вас должен будет делать. Все, кто образует круг,

 

будут берегом. Они должны взять друг друга за руки. В середине круга находится море.

 

Один из вас будет кораблем, а кто-то другой — капитаном корабля. "Кораблю" мы

 

завяжем глаза, и капитан будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он

 

должен будет так управлять кораблем, чтобы тот не налетел на «скалы» и добрался до

 

«гавани» (двое детей, изображающих «берег»). Ребята, изображающие «скалы» встанут в

 

круг, чтобы устроить на предполагаемом маршруте следования корабля препятствия,

 

через которые кораблю будет достаточно сложно добраться до «гавани».

 

"Скалы" остаются внутри круга, а потом расскажут нам, задел ли их "корабль". Капитан же должен вести "корабль" очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Он может давать, например, такие команды: "Сделай два маленьких шага вперед", "Сделай еще один шаг вперед", "Стоп!", "Повернись направо... Еще немного", "Сделай один шаг вперед", "Стоп!", "Сделай один шаг влево" и т.д.

 

Когда "корабль" подойдет к конечной точке своего маршрута, "гавань" должна сказать


"кораблю": "Ты достиг цели", и радостно заключить "корабль" в объятия». Основная часть

 

1. Игра «Бутылка с посланием». После «прибытия в гавань»,Незнайка подходит кстолу (в зону спокойной работы) и внизу находит сосуд. «Посмотрите ребята, я нашел какой-то волшебный сосуд, давайте посмотрим что там. Незнайка открывает сосуд, внутри которого находится послание, состоящее из двух частей: листок с текстом сказки «Кораблик» (текст разрезан на 7 частей) и 7 карточек с картинками (сказки).

 

«Нам нужно восстановить текст послания. Судя по картинкам, это сказка. Давайте восстановим текст, соединив по порядку все части, и к каждой части подберем соответствующую картинку».

 

Психолог читает текст на карточках в случайном порядке. Дети должны сначала восстановить текст, расставив части текста по порядку, и, затем, соединить части текста

 

с соответствующими картинками. При необходимости педагог оказывает помощь при восстановлении текста. См. Приложение к занятию №2.

 

После того, как определена последовательность картинок, детям предлагается придумать счастливый конец сказки.

 

В дополненном детьми варианте сказки Мышонок, Муравей и Жучок решают простить Лягушонка и забрать его с собой.

 

 

2. Задание «Кораблик». С применением исследовательской зоны (лаборатория дляестественного эксперимента). Задача детей воссоздать часть сказки «Кораблик» при помощи предметов из исследовательской зоны. Макет создается из природных материалов: песок, вода, камешки, трава, ореховая скорлупка, листок, соломинка. Работа происходит в командах по 4 человека. Одна часть команды собирает ландшафт, а другая – кораблик (моделирование).

 

Инструкция для детей:

 

«А сейчас ребята, вам нужно будет вспомнить из сказки фрагмент постройки кораблика, и каждой команде по очереди подходить в исследовательскую зону и приносить предметы для постройки макета кораблика и озера. Какой материал для постройки нужно принести, вы определите по карточкам с символами этого предмета. Карточки лежат на столе рядом с предметами и на столе, куда нужно перенести эти предметы. Одна часть команды будет собирать макет пруда и берега, другая – кораблик. Когда кораблик будет построен, опустим его на воду. И пусть каждая команда по очереди подует на свой кораблик, и он проплывет от одного берега до другого». Последовательность действий по сборке макета:


1. Ставится поддон с песком (берег).

 

2. В центре поддона устанавливается емкость с водой (пруд).

 

3. Раскладываются на песке трава и камешки.

 

4. Из скорлупы ореха, листика и соломинки строится кораблик.

 

5. Кораблик спускается на воду.

 

 

Инструкция для психолога: заранее подготовить в исследовательской зоне следующиепредметы: емкости с водой, поддоны для песка, скорлупа грецкого ореха, камешки, сделать из цветной бумаги растительность (траву и листок), зубочистку, пластилин, веревочку. Материалы готовятся для каждой команды. (В скорлупу ореха, для большей устойчивости на воде, можно поместить кусочек пробки или пенопласта.)

 

В исследовательской зоне на столе разложены предметы, к каждому предмету имеется его схематическое изображение. Ребенок должен взять один из предметов, запомнить какой символ его обозначает, и перенести предмет на стол с такими же схематическими изображениями. Задача - найти нужный символ и поставить рядом с ним предмет.

 

Символы:

 

песок вода трава

 

 

скорлупка листок камни

 

веревочка                                       соломинка


Фото макета:

 

 

Заключительная часть.

 

5. Игра: «Пополнение рюкзака». Дети пополняют рюкзак Незнайки и свой собственный.

 

Рефлексия, обратная связь.

 

Попросите детей вспомнить, что такое символы и попробовать нарисовать эти символы, по памяти, на карточках для Незнайки. Можно придумать свои символы, для того чтобы пополнить «рюкзак», тем что происходило на занятии. Например, спросить: «Что сплотило героев для постройки корабля?» Ответ: «Дружба!» «Попробуйте нарисовать символ понятия дружба» и т.п.


 

Приложение к занятию №2.

 

СутеевВ. Г. Кораблик.

 

Источник: planetaskazok.ru/vsuteevskz/korabliksuteev

 

 

Карточки текст Карточки рисунок к тексту
   
Пошли гулять Лягушонок,  
Цыпленок, Мышонок, Муравей и  
Жучок.  
   
Пришли на речку.  
- Давайте купаться! - сказал  
Лягушонок и прыгнул в воду.  
   
- Мы не умеем плавать, - сказали  
Цыпленок, Мышонок, Муравей и  
Жучок.  
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! -  
засмеялся Лягушонок. - Куда же  
Вы  
годитесь?! - И так стал хохотать -  
чуть было не захлебнулся.  
   
Обиделись Цыпленок, Мышонок,  
Муравей и Жучок.  
Стали думать. Думали-думали и  
придумали.  
   


Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А

 

Жучок - веревочку.

 

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!

 

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

 

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!


 

Текст сказки.

 

В.Г. Сутеев «Кораблик»

 

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

 

Пришли на речку.

 

- Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

 

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

 

- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь?! - И так стал хохотать - чуть было не захлебнулся. Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

 

Стали думать. Думали-думали и придумали.

 

Пошел Цыпленок и принес листочек.

 

Мышонок - ореховую скорлупку.

 

Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку.

 

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!

 

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

 

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!


Конспект № 3

Форма организации: занятие(игровое)

     
Тема занятия: «Корабль»   Объем:
    35 мин
     

Цель:знакомство с понятием«Схема»

 

Задачи:

 

Развивать:

 

1. способности выделять и формулировать познавательные цели;

2. логические операции (сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей);

3. способность составлять простейшие схемы;

4. способности контролировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности;

5. формировать навыки совместной деятельности.

 

 

Оборудование:нарисованная схема-ключ;нарезанные полоски бумаги(разные по длине

 

и разного оттенка синего цвета); лист бумаги для аппликации; клей; изображения альтернативных схем, плана, карты.

 

 

Ход занятия: Вводная часть

 

Встреча детей психологом перед дверью в аудиторию

 

(Классификация. Обобщение).

 

Инструкция 1. Психолог говорит детям: «Ребята,посмотрите,на двери для нас снова

 

приготовлен секретный шифр, отгадав который, мы сможем попасть в волшебную страну.

 

Посмотрите на эти картинки»

 

На двери прикреплена схема (части – целое): корабль и от него идут лучи. В центре – корабль, внизу изображение частей корабля и посторонних частей предметов: например колесо, крыло самолёта, часть мотоцикла. Детям нужно выбрать из этих предметов то, что является частью корабля и поместить на схему.

 


 

 

Инструкция 2

 

Психолог: « Из всех,находящихся под корабликом картинок,подберите подходящие(выделяя интонацией) к этой (центральной - корабль), и разместите вокруг корабля.

 

Мы подобрали картинки, все они подходят к центральной картинке – кораблю, являются его частями. Объединив все части в целое у нас получится общее-корабль-это и есть ключ в волшебную страну. А то, как мы расположили все эти картинки, называется «схема».


 

Основная часть

 

Объяснение схемы Незнайке

 

Инструкция

 

Психолог: « Ребята,давайте,объясним Незнайке,нашу схему.Пусть одна группарасскажет, что это такое (это схема, показывающая связи вещей), а вторая группа объяснит, зачем эти предметы объединились (содержание схемы).

 

Далее психолог демонстрирует детям альтернативные схемы. (Для иллюстрации найти схемы в Интернете.) И просит объяснить, что на них изображено.


 

Динамическая пауза

 

Участники выстраиваются в виде схемы «Транспорт». В середине – Незнайка – главное слово «Транспорт». Участники выстраиваются в круг, каждый изображает вид транспорта, и двигаются по кругу, находясь в роли этих транспортных средств, со звуком

 

и соответствующими движениями. В зависимости от состояния детей и затраченного времени, игру можно усложнить (поменять ролями, менять темп и т.д.).

 

 

Изготовление корабля и моря (задание на сериацию, работа в командах).

 

Инструкция Психолог: « Сейчас мы с вами будем делать аппликацию из бумаги. Ребята,разделимся на две команды. Для каждой команды у меня есть задание. Посмотрите, перед вами полоски бумаги (у одной команды полоски разной длины, у другой - разных оттенков синего цвета).

 

 

Одной команде нужно выложить из полосок корабль – по длине полосок.


А другая команда будет собирать из полосок море – по оттенкам синего цвета.

 

Дети распределяют части аппликации по признакам: корабль – по длине полос и море – по оттенкам синего цвета.

 

Затем Незнайка переставляет корабль снизу вверх. Психолог спрашивает: «Где оказался

 

наш корабль? Был на море, а сейчас?»

 

Дети отвечают: « На небе».

 

Психолог: «А как назвать корабль, который на небе? (летающий или летучий), ребята, а есть такая сказка «Летучий корабль», на следующем занятии мы с вами вспомним эту сказку».

 

Заключительная часть

 

Вводная часть

 

Встреча перед дверью в волшебную страну. Ведущий держит в руках шляпу Незнайки, в которой содержится вводное задание. Психолог предлагает детям достать карточки из шляпы, на которых написаны слова, составляющие пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

 

Психолог: «Ребята,прочитайте слово,которое вы достали из шляпы.Давайте попробуемотгадать, что зашифровано в этих словах». Дети пробуют самостоятельно собрать части пословицы. Если они не справляются с заданием, психолог предлагает посмотреть на номера карточек с обратной стороны и составить слова в соответствии с номером.

Вход в помещение.

 

 

Основная часть

 

Подвижная игра

 

Психолог предлагает участников вспомнить прошлое занятие, которое было посвящено кораблю, и изобразить корабль при помощи верёвки. Психолог предлагает всем объединиться, взявшись за верёвку и подвигаться по классу, держась за неё, представляя

 


плывущий корабль. В путешествие ведущий предлагает взять с собой Незнайку.

 

Динамическая пауза.

 

Игра с мячом. Дети закрепляют усвоенные способы преодоления препятствий. Незнайка бросает мяч ребёнку и спрашивает: «Что нужно, чтобы преодолеть лень, неудачи, скуку и незнание»? Дети отвечают и бросают мяч. И т.д.

 

Заключительная часть

 

Сбор рюкзака

 

Психолог: «Ребята,сегодня мы прошли интересный путь с препятствиями и помогли царюрасколдовать его царство, что нам помогало сегодня, что мы можем положить в наши рюкзачки?» Вопрос: «Что нам помогло проделать этот путь»? Ответ: «Схема маршрута на карте».

 

Психолог вводит определение алгоритма: «Прохождение пути по намеченному и обозначенному маршруту, мы можем назвать действием по алгоритму». Выход из Волшебной страны; прощание с Незнайкой до следующего раза.

 

 

 

Конспект №5

Форма организации: проектная деятельность

     

Тема проектной задачи:«Школа для Незнайки»

Объем:
    40 мин
     

 

Цель:реализация проектной задачи в совместной творческой деятельности Задачи:

 

1) развивать способность формулировать познавательные цели в заданиях творческого характера;

 

2) развивать логические операции и воображение;

 

3) познакомить с различными формами: геометрическими и природными (листок, бабочка, цветок, луна, и т.д.)

 

4) научить действиям контроля и оценки процесса и результатов деятельности;

 

5) формировать навыки совместной деятельности.

 

 

Оборудование:лист А4,разделенный на2части с изображением ключа и замка,каждаячасть разрезана по типу пазлов, дополнительные кусочки бумаги, цветная бумага, ножницы, простые карандаши, «коробка строителя», «коробка исследователя окружающего мира»

 


Ход занятия:

 

Вводная часть.

 

Психолог встречается с детьми у двери. На двери прикреплен чистый лист, на обратной стороне которого изображены контуры предметов (ключ-замок).

 

Детей делят на 2 команды. На двери прикреплены разрезанные картинки, которые нужно собрать. Это 2 половины листа А4 (прямоугольные), на одной половине нарисован - ключ, на другой – замок, они разрезаны по типу пазлов. Собрав картинки, дети должны их прикрепить на лист А. Лист А4 переворачивают. Код собран, дверь открывается.

 

 

Основная часть.

 

Появляется Незнайка. Психолог: «Ребята, что случилось с Незнайкой, он загрустил? У нас есть полцарства, но учиться Незнайке негде. Где Незнайка может учиться? Как это место называется?»

 

Дети отвечают на вопросы, они предлагают свои варианты, обосновывая их. Выбирается название места (школа, институт, университет, академия, гимназия, лицей и т. д.), где Незнайка будет учиться (общим голосованием).

 

Например, «школа». Нужно ее построить, из каких-то строительных деталей. Пусть это будут геометрические фигуры. Дети садятся в зону спокойной работы. Психолог заранее готовит цветную бумагу разных цветов, и каждый ребенок берет себе по 3 листа. На демонстрационной доске психолог рисует 4 геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг и прямоугольник.

 

Упражнение «Рисование геометрических фигур»

 

Психолог: «нарисуйте у себя на листе 4 геометрические фигуры, которые вы видите передсобой. Располагайте фигуры свободно, по всему листу, на расстоянии друг от друга». Дети начинают рисовать на своем листе, простым карандашом 4 геометрические фигуры. Потом они их вырезают, сами фигурки они складывают в исследовательскую зону, в «Коробку строителя» №1. Детали для школы готовы.

 

«Ребята, а что обычно есть рядом со школой? Школьный двор, в котором растут деревья,


кусты, трава и цветы».

 

Упражнение «Рисование природных форм»

 

Психолог: «Оглянитесь вокруг или вспомните, например, из уроков по окружающемумиру, какие-нибудь природные формы, которые Вы знаете. Нарисуйте на своем листе 2-3 такие формы, простым карандашом».

 

Дети начинают рисовать на своем листе, простым карандашом 2-3 природные формы. Потом они их вырезают и складывают в исследовательскую зону, в «Коробку исследователя окружающего мира» №2.

 

Динамическая пауза

 

« Живой пейзаж»: ведущий просит детей выбрать одну из собственных, придуманныхприродных форм, и изобразить ее пластически в движении. Затем дети выстраиваются в пейзаж из этих форм.

 

Психолог: «Представим, что Незнайка находится на природе, гуляет». Психолог начинает

 

озвучивать природные явления: жара, дождь, ветер и т.д. Дети двигаются свободно, изображая природные явления.

 

Дети возвращаются в зону спокойной работы.

 

 

Заключительная часть.

 

Сбор рюкзака. Дети складывают в рюкзачки, нарисованные на бумаге формы:

 

геометрические и природные.

 

Психолог: «Посмотрите дети, у нас остались обрезки. Незнайка сказал, что они емупригодятся в школе, но пока не знает для чего, потому что они заколдованные». Дети складывают обрезки в «Коробку Незнайки» №3. Прощаются с Незнайкой.

 

 

 

Занятие №__6_

Форма организации: занятие (игровое)

     
Тема занятия:   Объем: 40мин.

«Строим школу для Незнайки».

 
     

 

Цель:совместное творческое конструирование (продолжение реализации проектнойзадачи)

 

 

Задачи:

 


1) развивать способность формулировать познавательные цели в заданиях творческого характера;

 

2) развивать логические операции и воображение;

 

3) научить действиям контроля и оценки процесса и результатов деятельности;

 

1) формировать навыки совместной деятельности.

 

Оборудование:

 

Художественные материалы:

 

Цветные стикеры, скотч прозрачный, клей-карандаш, цветная бумага, ватман (разрезается пополам), маркеры или фломастеры, простой карандаш, ластик, ножницы.

 

 

 

Ход занятия:

 

 

Вводная часть занятия.

 

На двери прикреплен скотчем листок А4 с написанным по вертикали словом «ШКОЛА». Ведущий говорит: «Ребята мы должны разгадать анаграмму, на каждую букву нам необходимо придумать слово, относящееся к школе, к учебе, дверь откроется, когда мы запишем эти слова». Дети должны назвать слова на каждую букву, относящуюся к школе. Ш-Школьник (шпаргалка), К – класс (кабинет), о- ошибка (отличник), л-линейка (литература), а-алфавит (азбука).

 

 

Основная часть.

 

Дети проходят в зону спокойной работы.

 

Незнайка предлагает им вспомнить, что они делали в прошлый раз. Дети отвечают.

 

В исследовательской зоне находятся приготовленные на предыдущем занятии коробки с материалами (геометрические и природные формы) для строительства школы.

 

Дети делятся на две команды по 4 человека. Каждой команде раздаётся лист А-3 и выдаётся «Коробка №1, строителя» с геометрическими фигурами.

 

Инструкция ведущего: «Первой команде нужно сделать низ дома; фундамент, дверь, первый этаж (на 1 листе А-3), а второй команде – верхний этаж и крышу (на втором листе А-3)». Примечание: Если дети сделали большие фигуры, их можно размещать на листе А-

 

3. Если фигуры маленькие, можно давать для задания по листу А-4 на каждую команду. Дети выполняют задание. Два листка – верх и низ дома соединяются и наклеиваются на лист ватмана. Если половины дома по форме или размеру не подходят друг другу, ведущий предлагает детям использовать обрезки из коробки № 3, «Незнайкиной», чтобы с их помощью достроить здание школы. Каждой команде даётся по 3-5 обрезков.

 

Динамическая пауза.

 


«Скульптура школы». Дети изображают пластически части школы: двери, окна, крыльцо,

 

парту…

 

Ведущий: «Ребята! Давайте поиграем. Пусть каждый из вас изобразит какую-нибудь часть здания: окно, дверь, крыльцо и т.д.». Ведущий обозначает пространство, где будет стоять здание и предлагает ребятам расположиться там таким образом, чтобы выстроилось здание школы.

 

По окончании этого задания, к участникам обращается Незнайка. Он говорит, что ему нравится учиться в такой школе, в такое здание интересно войти, но вокруг слишком пусто. Нужен «школьный двор».

 

Оформление школьного двора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.302 с.)