Консервация, реставрация и реконструкция музейных предметов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консервация, реставрация и реконструкция музейных предметов.



Билет гос. экзамен

Консервация, реставрация и реконструкция музейных предметов.

Консервация – от латинского «conservation» - сохранение, сбережение памятника в дошедшем до нас виде с позднейшими наслоениями и напластованиями.

Реставрация - процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

Реконструкция – от латинского «rekonstructio» - восстановление и воссоздание утраченных частей памятника. Примером реконструкции может служить восстановление из руин в послевоенное время некоторых дворцов и парковых комплексов

Музейный предмет -

Для организации работ по консервации и реставрации музейных предметов образуется Реставрационный совет (является коллегиальным совещательным органом при дирекции музея)

Основные функции:

- Утверждение годовых и перспективных планов работ реставрационных отделов или отдельных штатных реставраторов;

- Обсуждение и утверждение способов и методов консервации и реставрации музейных предметов;

- Составление заключений о выполнении и качестве проведенных работ.

    Председателем совета может быть главный хранитель или заместитель директора по научной работе.

    Решения Реставрационного совета обязательна для реставраторов

    Реставраторы осуществляют:

1. Проведение консервации, реставрации;

2. Разработка и внедрение в практику методик консервации;

3. Исследование и внедрение в практику новейших реставрационных материалов

4. Экспертизу музейных предметов и иных культурных ценностей;

5. Участвуют совместно с ответственными хранителями музейных предметов в оперативных и плановых проверках состояния сохранности музейных предметов;

6. Производят осмотр музейных предметов, предназначенных для использования в музейных экспозициях и выставках;

Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов.

Музейная выставка - временно действующая экспозиция музейная, создаваемая с целью актуализации наследия, удовлетворения запросов различных целевых аудиторий музея, расширения коммуникативных возможностей музея.

7. Принимают участие в упаковке экспонатов.

Реставратор -  специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия.

Методы реставрации зависят от того, что перед нами за объект. Животные, рыбы и т.п. объекты животного мира реконструируются посредством таксидермии. Таксидермия - вид работ, включающий консервацию и реконструкцию объектов животного мира. В результате изготовляется объемное чучело, воссоздающее живую натуру, или целые биогруппы. При реставрации различных высокохудожественных, старинных изделий основной задачей реставратора становится сохранение их подлинности и исторической ценности в качестве документа своей эпохи. В подобных случаях специалисты нередко ограничиваются только консервацией предмета - дезинфекцией, очисткой от загрязнений, укреплением и защитой его от последующего воздействия внешней среды. Однако, к сожалению, чаще всего деревянные изделия до нас доходят в сильно разрушенном, искаженном предыдущей реставрацией виде, что вынуждает прибегать к более радикальным реставрационным мерам - а именно к реставрационной реконструкции. При проведении реставрационной реконструкции отдельные детали предмета и его отделочное покрытие воссоздается частично либо полностью заново. Необходимо сохранять при проведении реставрации в изделии максимум старых, подлинных элементов реставрируемого предмета.

Началом реставрационной деятельности в России считается 1743 г. В Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны были приглашены Георг Христофор Грот и Лукас Конрад Пфандцельт (Фанцельдт). В их обязанности вменялось «смотрение за картинами», т. е. собирание и реставрация. Основную работу проводил Л. Пфандцельт. Первая его работа – перевод с дерева на медь картины Лукаса Кранаха «Христос и блудница». Первым русским художником, освоившим реставрацию станковой живописи, был Семен Федорович Щедрин (провел реставрацию 167 картин).

Консервация и реставрация музейных предметов может производиться только на основе методов, технологий и реставрационных материалов, прошедших опытную проверку в течение длительного времени в специализированных реставрационных учреждениях или в реставрационных отделах ведущих музеев и рекомендованных ими для практического применения.

Основным документом при проведении реставрационных работ является реставрационный паспорт музейного предмета, в котором фиксируются результаты проведенных научных исследований, реставрационных работ, фотоснимки до, в процессе и после реставрации.

Реставрационный паспорт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр паспорта со всеми приложениями хранится в реставрационном отделе или у реставратора, второй – передается ответственному хранителю.

    Реставрационные материалы

Классификация реставрационных материалов:

1) Основные – материалы, с помощью которых осуществляется реставрационный процесс и которые находятся в постоянном контакте с авторским материалом (адгезивы, консолиданты, композиции для восполнения утрат и защитных покрытий);                   

2) Вспомогательные - материалы, с помощью которых осуществляются реставрационные мероприятия и которые находятся в контакте с авторским материалом лишь временно (фильтровальная, микалентная, папиросная, крафт-бумага, картон, различные пленки(полиэтиленовая, тефлоновая), растворители, составы для очистки и т.д.)

Выбор реставрационного материала зависит от следующих факторов:

•    какие авторские материалы использовались  

при изготовлении предмета;

•   от вида повреждений; 

• степени сохранности памятника

Например, Растительные клеи.

• Используются в реставрации книг, тканей, бумаги. Из разных видовкрахмала и муки (пшеничный, рисовый, картофельный и т.д.) чаще всего используют пшеничный, который довольно прочен, не отслаивается в течение многих лет, при смачивании водой легко снимается.

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Современный музей насыщен средствами отображения информации. Число персональных компьютеров может превосходить количество музейных сотрудников, ибо значительная часть техники предназначена для посетителей, используются как вспомогательные средства:

· Облегчающие работу по учету и хранению (музейные АИС);

· Поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации);

· Зачастую непосредственно предъявляющие хранимый музеем материал (например, показ кинофрагментов в Музее кино) и т.п.

Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна не только в художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:

· Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена)

· Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва)

· Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден)

· Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто)

· Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей "Натуралис", Лейден)

· Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)

Наиболее интересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции, и мультимедиа принимает на себя его функции (демонстрация работы доменной печи, молекулярных процессов, извержения вулкана, геологической структуры Земли и др.). Понятно, что все это может быть показано и с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современные средства отображения информации оказываются в данном случае куда более зрелищными, а главное более подлинными, чем что-либо иное.

Электронные экспозиции могут по-разному соотноситься с экспозициями реальными, в которые они встроены:

· Пояснять представленные материалы;

· Облегчать посетителю ориентацию в пространстве;

· Привносить элементы игры и развлечения.

В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС адаптируемые к конкретным музеям.

ОАО "Альт-Софт" с 1991 года занимается разработкой, внедрением и сопровождением комплексной автоматизированной музейной информационной системы КАМИС.

КАМИС - современная музейная информационная система, обеспечивающая решение широкого круга музейных задач: учет и хранение, каталогизация, подготовка выставок и экспозиций и т. п.

С помощью КАМИС:

· Ведется сквозной учет приема, выдачи и движения музейных предметов, оформляется вся учетно‑хранительская документация.

· Ведутся книги - поступления, временного хранения, инвентарные.

· Обеспечивается поиск и получение справок по учетной информации.

· Проводятся сверки музейных коллекций.

· Создается база данных музейных коллекций, включающая текст и изображения (картотеки произведений, авторов, выставок, литературы; терминологические и тематические тезаурусы).

· Обеспечивается быстрый поиск и выборка данных по различным атрибутам и их сочетаниям.

· Подготавливаются инвентарные карточки, научные паспорта, различные виды списков и каталогов.

· Все выходные документы системы КАМИС могут быть сформированы как в виде текста, так и Word-документов.

· Подготавливаются электронные интерактивные публикации в формате HTML (см. стр. 15).

· Формируются сводные музейные базы данных с открытым доступом из Интернет, сопряженные с Интернет-каталогами.

Открытие на юге арх музеев.

Билет гос. экзамен

Консервация, реставрация и реконструкция музейных предметов.

Консервация – от латинского «conservation» - сохранение, сбережение памятника в дошедшем до нас виде с позднейшими наслоениями и напластованиями.

Реставрация - процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

Реконструкция – от латинского «rekonstructio» - восстановление и воссоздание утраченных частей памятника. Примером реконструкции может служить восстановление из руин в послевоенное время некоторых дворцов и парковых комплексов

Музейный предмет -

Для организации работ по консервации и реставрации музейных предметов образуется Реставрационный совет (является коллегиальным совещательным органом при дирекции музея)

Основные функции:

- Утверждение годовых и перспективных планов работ реставрационных отделов или отдельных штатных реставраторов;

- Обсуждение и утверждение способов и методов консервации и реставрации музейных предметов;

- Составление заключений о выполнении и качестве проведенных работ.

    Председателем совета может быть главный хранитель или заместитель директора по научной работе.

    Решения Реставрационного совета обязательна для реставраторов

    Реставраторы осуществляют:

1. Проведение консервации, реставрации;

2. Разработка и внедрение в практику методик консервации;

3. Исследование и внедрение в практику новейших реставрационных материалов

4. Экспертизу музейных предметов и иных культурных ценностей;

5. Участвуют совместно с ответственными хранителями музейных предметов в оперативных и плановых проверках состояния сохранности музейных предметов;

6. Производят осмотр музейных предметов, предназначенных для использования в музейных экспозициях и выставках;

Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов.

Музейная выставка - временно действующая экспозиция музейная, создаваемая с целью актуализации наследия, удовлетворения запросов различных целевых аудиторий музея, расширения коммуникативных возможностей музея.

7. Принимают участие в упаковке экспонатов.

Реставратор -  специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия.

Методы реставрации зависят от того, что перед нами за объект. Животные, рыбы и т.п. объекты животного мира реконструируются посредством таксидермии. Таксидермия - вид работ, включающий консервацию и реконструкцию объектов животного мира. В результате изготовляется объемное чучело, воссоздающее живую натуру, или целые биогруппы. При реставрации различных высокохудожественных, старинных изделий основной задачей реставратора становится сохранение их подлинности и исторической ценности в качестве документа своей эпохи. В подобных случаях специалисты нередко ограничиваются только консервацией предмета - дезинфекцией, очисткой от загрязнений, укреплением и защитой его от последующего воздействия внешней среды. Однако, к сожалению, чаще всего деревянные изделия до нас доходят в сильно разрушенном, искаженном предыдущей реставрацией виде, что вынуждает прибегать к более радикальным реставрационным мерам - а именно к реставрационной реконструкции. При проведении реставрационной реконструкции отдельные детали предмета и его отделочное покрытие воссоздается частично либо полностью заново. Необходимо сохранять при проведении реставрации в изделии максимум старых, подлинных элементов реставрируемого предмета.

Началом реставрационной деятельности в России считается 1743 г. В Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны были приглашены Георг Христофор Грот и Лукас Конрад Пфандцельт (Фанцельдт). В их обязанности вменялось «смотрение за картинами», т. е. собирание и реставрация. Основную работу проводил Л. Пфандцельт. Первая его работа – перевод с дерева на медь картины Лукаса Кранаха «Христос и блудница». Первым русским художником, освоившим реставрацию станковой живописи, был Семен Федорович Щедрин (провел реставрацию 167 картин).

Консервация и реставрация музейных предметов может производиться только на основе методов, технологий и реставрационных материалов, прошедших опытную проверку в течение длительного времени в специализированных реставрационных учреждениях или в реставрационных отделах ведущих музеев и рекомендованных ими для практического применения.

Основным документом при проведении реставрационных работ является реставрационный паспорт музейного предмета, в котором фиксируются результаты проведенных научных исследований, реставрационных работ, фотоснимки до, в процессе и после реставрации.

Реставрационный паспорт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр паспорта со всеми приложениями хранится в реставрационном отделе или у реставратора, второй – передается ответственному хранителю.

    Реставрационные материалы

Классификация реставрационных материалов:

1) Основные – материалы, с помощью которых осуществляется реставрационный процесс и которые находятся в постоянном контакте с авторским материалом (адгезивы, консолиданты, композиции для восполнения утрат и защитных покрытий);                   

2) Вспомогательные - материалы, с помощью которых осуществляются реставрационные мероприятия и которые находятся в контакте с авторским материалом лишь временно (фильтровальная, микалентная, папиросная, крафт-бумага, картон, различные пленки(полиэтиленовая, тефлоновая), растворители, составы для очистки и т.д.)

Выбор реставрационного материала зависит от следующих факторов:

•    какие авторские материалы использовались  

при изготовлении предмета;

•   от вида повреждений; 

• степени сохранности памятника

Например, Растительные клеи.

• Используются в реставрации книг, тканей, бумаги. Из разных видовкрахмала и муки (пшеничный, рисовый, картофельный и т.д.) чаще всего используют пшеничный, который довольно прочен, не отслаивается в течение многих лет, при смачивании водой легко снимается.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.187.116 (0.052 с.)