Международное регулирование внешней торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное регулирование внешней торговли



На вершине системы международного регулирования торговли стоит Всемирная Торговая Организация (ВТО), являющаяся центром международной торговой дипломатии.

Система международного регулирования торговли берет свое начало с 1947 года, когда было заключено Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговли (ГАТТ – 1947). В основу деятельности ГАТТ были положены следующие принципы:

· Тарифные меры были признаны в качестве единственного приемлемого средства внешнеторгового регулирования;

· Фиксация тарифов на уровне, определенном договаривающими сторонами;

· Прогрессивное снижение тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их «закрепление» на согласованном уровне (к 1995 году было проведено 8 раундов многосторонних торговых переговоров, в т.ч. последний – Уругвайский раунд);

· Взаимность предоставления торгово-политических уступок;

· Принцип наибольшего благоприятствования.

С 01.01.1995 года на смену ГАТТ пришла ВТО, которая функционирует во многом, также как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет место гораздо большее полномочий, благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений. Её правовую основу составляют следующие международные договоры:

1.Многостороннее соглашение по торговле товарами включающее в себя 13 соглашений, основным из которых является Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-1994). Также есть соглашения: соглашения по с/х, применению санитанрых и фитосанитарных мер, текстилю и одежде, техническим барьерам в торговле, процедурам лицензирования импорта, субсидиям и компенсационным мерам, защитным мерам, соглашение по связанным с торговлей мерам в области капиталовложений (ТРИМС) и т.д.;

2.Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

3.Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС);

4.Договоренность в отношении правил и процедур урегулирования споров;

5.Механизм обзора торговой политики;

6.Многосторонние торговые соглашения с ограниченным числом участников, касающиеся проведения государственных закупок и торговли гражданскими воздушными судами.

В целом ВТО выступает за либерализацию международной торговли, однако переговорный процесс часто сталкивается с многочисленными противоречиями, в основном, между развитыми и развивающимися странами, о чем свидетельствует безуспешный Дахийский раунд переговоров ВТО, начавшийся ещё в 2001 году.

Многие страны стремятся сохранить протекционистские режимы, добиться отсрочек в либерализации и, что во многом является естественным, воспользоваться ситуацией именно в собственных интересах – защитить внутренний рынок и поддержать отечественных производителей в их стремлении выйти на внешние рынки. Не является исключением в этих процессах и наша страна, на протяжении длительного периода времени, ведущая переговоры о присоединении к ВТО на более благоприятных для нас условиях.

По мнению экспертов ЮНКТАД, тенденция к увеличению числа двусторонних и региональных торговых соглашений, иногда именуемая «новым регионализмом», представляет собой опасное отклонение от многосторонности. В эти соглашения часто включаются положения, выходящие за рамки действующих правил ВИТО в таких областях, как инвестиции, права интеллектуальной собственности, политика в области конкуренции и правительственные закупки. В результате многие из этих положений ограничивают свободу действий правительственных органов развивающихся стран, мешая им проводить активную политику индустриализации и структурных преобразований.

Либерализация внешней торговли. Роль ГАТТ\ВТО

Регулирование внешней торговли осуществляется: 1)экономической политикой страны; 2)по двусторонним договоренностям государств; 3)в рамках региональных союзов; 4)на многосторонней основе.

Примером многостороннего межправительственного соглашения является Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ (General Agreement on Tariff's and Trade – GATT) и его преемница Всемирная торговая организация – ВТО (World Trade Organization – WTO). ГАТТ/ВТО занимает ключевое положение в системе международных экономических связей. ГАТТ 1947 г. – это 23 страны, связанные временным соглашением о взаимном снижении импортных пошлин по ограниченному кругу промышленных товаров. ВТО, окончательно пришедшая на смену ГАТТ с 1996 г., имеет более стройную и жесткую структуру. Ее полноправными членами являются 134 государства, на которые приходится более 90% оборота международной торговли. Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, статус наблюдателя в ВТО имеют около 60 международных организаций, в том числе МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений. Все страны – члены ВТО принимают обязательство по выполнению около 30 основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений). Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет около 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему многосторонние торговые соглашения

Вопрос

Внешняя торговля России

Внешняя торговля — торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и другие нетарифные ограничения, прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства.

Одной из главных форм связи между производителями продукции разных стран мира является внешнеторговая деятельность. Внешняя торговля России включает межстрановый обмен товарами, услугами и капиталом (получение кредитов).

В структуру внешней торговли России входят следующие ее виды: экспорт, импорт, транзитная торговля (покупка товара за рубежом с одновременной продажей в третью страну), реэкспорт или реимпорт товаров, лицензионные торговые соглашения и др.

На развитие внешнеторговых отношений России со странами мира основное воздействие оказывают:

· либерализация мировой торговли;

· регулирование мировой торговли по правилам ВТО;

· углубление международного разделения труда, интернационализация производства под влиянием научно-технического прогресса.

Россия в мировой экономике занимает промежуточные позиции между промышленно развитыми и развивающимися странами. Удельный вес страны в совокупном валовом продукте мира снизился с 3,4% в 1991 г. до 2,8% в 2005 г. Доля в мировом промышленном производстве не превышает 4% (5-е место в мире). По уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) - 64-е место, а в сельском хозяйстве - 77-е место в мире.

Условиями расширения участия России в мировой торговле являются:

1) конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке;

2) развитие структуры внешней торговли;

3) динамичное развитие национальной экономики.

В январе-октябре 2008 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 659,6 млрд. долларов США (144,7% к январю-октябрю 2007 г.), в том числе экспорт - 413,4 млрд. долларов (147,8%), импорт - 246,2 млрд. долларов (139,8%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 167,2 млрд. доларов США (в январе-октябре 2007 г. - 103,6 млрд. долларов).

Географическая структура торговли России характеризуется двумя основными направлениями: страны СНГ и дальнее зарубежье.

В десятку основных торговых партнеров России входят Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Турция, Польша, Швейцария, Великобритания, США и Финляндия. На ЕС приходится 52,1% российского товарооборота, на страны СНГ - 15,3%, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона - 16,1%.

Основным торговым партнером России является Германия. Ее доля во внешней торговле России превышает 10%. Россия во внешнеторговом обороте Германии занимает 14-е место (2%).

В десятку основных торговых партнеров России входят также Италия, Китай, Турция, Польша, Великобритания, США, Нидерланды, Финляндия и Швейцария.

В 2007 г. в общем объеме экспорта России на долю Нидерландов приходилось 12,1%, Италии - 7,8, Германии - 7,5, Турции - 5,2, Китая - 4,5, Швейцарии - 4,0, Польши -3,8, Соединенного Королевства (Великобритании) - 3,1, Финляндии - 3,0, Франции - 2,5, США - 2,3%.В импорте преобладали поставки из Германии - 13,3%, Китая - 12,2, Японии - 6,4, США - 4,7, Италии - 4,3, Франции - 3,9,

Соединенного Королевства (Великобритании) - 2,8, Финляндии - 2,5, Польши - 2,3, Нидерландов - 1,9%. [10]

Основными торговыми партнерами России из стран СНГ остаются Республика Беларусь, Украина и Казахстан, формирующие вместе с Россией единое экономическое пространство.

В 2007 г. в общем объеме экспорта России на долю Беларуси приходилось 4,9%, Украины - 4,6%, Казахстана - 3,4%. В импорте преобладали поставки из Украины - 6,7% от всего объема российского импорта, Беларуси - 4,4%, Казахстана - 2,3%.

Экспорт России традиционно имеет сырьевую направленность. По стоимости в структуре экспорта доля минеральных продуктов составляла от 42,5% до 64,7%, доля металлов - 16,1%, машин, оборудования, транспортных средств - 5,6%.

В импорте России основными статьями являются изделия машиностроения (51,0%), продовольствие и сырье для его производства (13,8%), продукты химии (13,8%).

Последнее десятилетие характеризуется негативными тенденциями в развитии внешней торговли - сокращением российского присутствия на многих региональных и мировых товарных рынках, в странах - бывших членах СЭВ и в регионе СНГ. Отечественные товары на внутреннем рынке России потеснены иностранными конкурентами.

Основные причины таких явлений - снижение объемов производства, низкая конкурентоспособность российских товаров, проблемы кредитования производства и поставок продукции, отсталость производственной базы, длительные сроки освоения современных видов оборудования, проблема неплатежей, отсутствие системы страхования и банковских гарантий.

Цель внешнеторгового государственного регулирования - обеспечение оптимальной структуры платежного баланса за счет переориентации внешнеторгового оборота России с сырьевого экспорта и импорта потребительских товаров на наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, развитие торговли с ведущими государствами мира, особенно со странами ЕС. Это обусловливается объективной потребностью национальной экономики России в расширении хозяйственных связей с промышленно развитыми странами.

Показателями открытости национальной экономики являются:

1) экспортная квота в ВВП и производстве отдельных видов продукции;

2) доля импорта в потреблении;

3) удельный вес иностранных инвестиций в их общем объеме. Величина экспортной квоты (отношение объема экспорта товаров и услуг к объему ВВП) России составляет 10% при стоимостной оценке ВВП, равной 1 трлн. долл. Экспортная квота по ряду важнейших товаров российского экспорта за последние годы составила: сырой нефти - 43%, нефтепродуктов - 33, природного газа - 36,5, минеральных удобрений - 75, целлюлозы - 83%. Высокие уровни экспортных квот данных видов продукции представляют собой предел возможностей по их вывозу.

Вопрос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.021 с.)