Омской епархии рпц (московский патриархат) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Омской епархии рпц (московский патриархат)



ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ

ОМСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

ОМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «РОССИЙСКИЙ КОМИТЕТ ЗАЩИТЫ МИРА»

БДОУ Г. ОМСКА «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №87»

Сборник загадок, рассказов, сказок, ребусов и кроссвордов

По мастер-классу «Кулинария словесности»  

По лексической теме «Продукты»

Методическое пособие разработано

педагогами-воспитателями города Омска

 в ходе проведения постоянно действующего семинара

 «Духовно-нравственное воспитание в контексте ФГОС»

 

г. Омск 2020

Сборник загадок, ребусов, пословиц и поговорок по лексической теме «Хлеб. Продукты питания» / составитель: Сафонова Ольга Васильевна

Омск: Отдел религиозного образования и катехизации Омской епархии РПЦ,

 Омское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира»,

 БДОУ г. Омска «Детский сад комбинированного вида № 87» старший воспитатель Сафонова Ольга Васильевна, учитель-логопед Васильченко Татьяна Сергеевна, воспитатель Сопова Ольга Владимировна, 2020г.

 

 

Рецензенты:

протоиерей Димитрий Олихов, кандидат богословия, кандидат исторических наук; руководитель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии;

Баранцева Светлана Петровна, отличник образования РФ, заведующий сектором по работе с дошкольными образовательными организациями отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии.

Данное учебно-методическое пособие является результатом мастер-класса «Кулинария словесности» по теме «Продукты», проведенного в рамках постоянно действующего семинара для воспитателей ДОУ, организованного отделом религиозного образования и катехизации Омской епархии РПЦ. Представляет собой подборку загадок, рассказов, сказок, пословиц и поговорок по теме «Хлеб», «Продукты питания», к которой могут обратиться воспитатели, музыкальные руководители, специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста. Данный материал может быть использован в режимных моментах, развлечениях, на занятиях и т. д.

Автор пособия благодарит всех коллег за представленные материалы, включенные в данный сборник.

 

Пояснительная записка.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Формирование связной речи – одна из главных задач речевого воспитания дошкольника. Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.

Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется.

Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.

Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д.

Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.

Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.

Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет». Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в основном предназначены для увеличения словарного запаса детей; дидактические игры и упражнения, конспекты занятий, разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

   Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме игровых занятий, как со всеми детьми, так и  на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Группу детей с ОНР объединяют различные формы речевых нарушений, характеризующиеся единством патологических проявлений. Однако у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженные аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования,

Дети очень любят отгадывать загадки и решать головоломки. Вот такие загадки и ребусы, пословицы и поговорки на тему «Хлеб и хлебобулочные изделия» подобрали педагоги:

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом. (Хлеб)

Тарелка супа меж локтями,
А он в руках у всех ломтями.
Без него, как видно,
Не вкусно и не сытно! (Хлеб)

Белый хлеб продолговатый,
И воздушный, словно вата.
Сверху в рубчиках весь он.
Это — нарезной… (Батон.)
С открытою начинкою лепешка,
Посередине — творога немножко.
Всех пирожков известная подружка
Питательная, вкусная… (Ватрушка.)


На подбор все эти братцы,
Жалко с ними расставаться,
Все с начинкою дружки —
Ароматны… (Пирожки.)

 

Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут! (Мука)

Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят. (Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)

 

Пословицы и поговорки:

Хлеб всему голова. (русская)

Будет хлеб - будет и песня!

Будет хлеб - будет и обед.

Хлеб да вода - здоровая еда.

Хлеб и вода богатырская еда.
Хлебушко — калачу дедушка.
Хлеба ни куска — и в горнице тоска.

Хлеб - батюшка, водица - матушка.
Хлеб с солью не бранятся.

Хлеб да капуста лихого не допустят

Без отрубей хлеба не бывает. (чувашская)
Без соли, без хлеба - половина обеда. (русская)
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. (русская)
Без хлеба не обедают.

Без хлеба куска, везде тоска.

Без каши обед не в обед.

Без хлеба не сытно, а без соли несладко.

Без хлеба — смерть, без соли — смех.

Без блина не маслена; без пирога не именинник.
Без ложки и добрый едок станет.
Без соли и хлеб не естся. Без соли стол кривой.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Без ужина подушка в головах вертится.

Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет.
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.

Без ножа хлеба не отрежешь.

Без закваски хлеба не месят.

Как хлеб на стол, так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска. (русская)

Не в пору обед, как хлеба дома нет. (русская)
Не хлебом единым жив человек. (русская)
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска

Щи да каша - пища наша.

Щи да каша — кормилицы наши.

Каша - матушка наша, хлебец ржаной - отец родной.

Каша - мать наша, а хлеб - кормилец. (русская)

Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Корова рогата, да молоком богата.
Хороша кашка, да мала чашка.

Когда я ем, то глух и нем.
Что испек, то и кушай.
Есть калачи - не сидеть на печи.
Стряпает день до вечера, а поесть нечего.
Ешь хлеб, коли, пирога нет.

 

Есть калачи, не сидеть на печи.
Ешь, пока хлеб свеж.
Ешь чеснок и лук - не возьмет недуг.
Ел бы пирог, да в печи сжег.
Не поешь толком - будешь волком.
Кто как жуёт, тот так и живёт.

Что испек, то и кушай.
Мельница сильна водой, а человек едой.
Что в рот полезло, то и полезно.
У горькой беды нет сладкой еды.
Сам себе настряпал блюдо: кушай, хорошо иль худо.
В поле серпом да вилой, так и в доме ножом да вилкой.
Горько добудешь, да сладко съешь.
Поработаешь до поту, так и поешь в oxoтy.
Пот по спине — так и хлеб на столе.
В родной семье и каша гуще.

В редьке пять еств: редечка триха, редечка ломтиха, редечка с маслом, редечка с квасом да редечка так.
Где кисель, тут и сел; где пирог, тут и лег.
Пей перед ухою, за ухою, после ухи и поминаючи уху.

Масло коровье кушай на здоровье.
Добра снедь и редька, коли нет рыбки.
И дурак кашу съест - было бы масло.

Дома ешь что хочешь, а в гостях что дают.
Без блина не маслена; без пирога не именинник.
У нашего батьки не как у мужика: пряники ломай, да со щами хлебай, а сядешь есть - и хлеба в честь.
Ржаной хлеб - всему голова.
Чеснок да редька, так и на животе крепко.

Зимой без шубы не стыдно, а холодно; а в шубе без хлеба и тепло, да голодно.
Карасева ушица — гостиная еда.
Сайки, что свайки; калачи, что рогачи.
Скорое кушанье толокно: замеси, да и в рот понеси.
Щи капустою пригожи, а солью вкусны.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Август без тепла - хлеб втридорога. (немецкая)
Плох обед, коли хлеба нет. (русская)
Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь. (русская)
Что пожуешь, то и поживешь.
Сладок мёд, да не по две ложки в рот.
Сам заварил кашу, сам и расхлебывай.
Без капусты Щи не густы.
С рыбки глаза прытки.
Чеснок да редька, так и на животе крепко.
Где кисель тут и сел, где пирог тут и лёг.
Яблоньку за яблоки любят, пчелку - за мед.
Не держи деньги в узелке, держи хлеб в уголке

Репу есть - не велика честь.
Не красна изба углами, а красна пирогами!

В поле - по хлеб, в лес - по дрова.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

В долгах- не деньги, в снопах- не хлеб.
Бел снег, да по нему собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
Берет хлеб для еды, а деньги для беды.
Не лежи на печи коли любишь калачи.

Чем больше ешь, тем больше хочется.

 

Ребусы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомя детей с художественной литературой, мы всегда обращаем внимание на образность и яркость русского языка. Многие писатели обладали талантом, так описывать блюда и продукты питания, что, читая, ощущаешь их запах и вкус. Вашему вниманию представляем несколько отрывков из литературных произведений, которые вы можете использовать для работы с детьми:

ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ

ОМСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.054 с.)