ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка»



При написании работы студент обязан давать ссылки на нормативные документы и литературные источники, на идеях и выводах которых разрабатываются проблемы, задачи, вопросы, изучению которых посвящена выпускная работа. Ссылка – это словесное или цифровое указание внутри работы, адресующее читателя к другой работе (библиографическая ссылка) или фрагменту текста (внутритекстовая ссылка).

Если один и тот же источник переиздается неоднократно, то следует ссылаться на последнее издание. На более ранние издания можно ссылаться лишь в том случае, если в них есть нужный материал, не включенный в последние издания.

 Ссылки на использованный источник даются в квадратных скобках, содержат указание на порядковый номер источника и страницы, например: [23, с. 50], [23, с. 50–53], (где 23 – номер источника, 50 – номер страницы).

 Если автор выпускной квалификационной работы приводит цитату не из первоисточника, а опосредованно, т.е. из работы другого исследователя, ссылающегося на текст первоисточника, следует в ссылке указать [Цит. по] (цитирую по).

При использовании автором заимствованных из литературных источников иллюстраций, таблиц, формул в том месте работы, где дается ссылка, необходимо указать не только номер источника, но и номера страницы, иллюстраций, таблиц, формул, на которые дается ссылка в работе, например: [23, с. 67, таблица 7] (здесь 23 – номер источника в списке, 67 – номер страницы, 7 – номер таблицы).

Ссылки на иллюстрации работы указывают порядковым номером иллюстрации, например: «На рис. 2.1.1.», «согласно рис. 2.3.3.», «(рис. 3.4.5.)».

На все таблицы в тексте должны быть ссылки в тексте. При этом слово «таблица» в тексте сокращается, например: «в табл. 3.2.1.», «в соответствии с табл. 2.2.2.», «(таблица 3.5.1.)».

В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно слово «смотри», например: «см. табл. 2.3.3.».

 

Оформление иллюстраций

 

Студент может сопровождать изложение материала выпускной квалификационной работы вспомогательными иллюстрациями (чертежи, фотографии, схемы, диаграммы, графики), которые в тексте именуются рисунками (Приложение 9).

1. Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

2. Каждую иллюстрацию следует снабжать подписью, в которой необходимо привести расшифровку изображенных объектов.

3. Если на одном рисунке размещены изображения нескольких объектов, то каждый объект на рисунке обозначается строчной буквой латинского алфавита с соответствующей ссылкой в подрисуночной подписи.

4. Подпись под иллюстрацией, независимо от ее вида, обычно имеет три основных элемента:

- наименование графического сюжета, обозначаемого словом «Рисунок»;

- порядковый номер иллюстрации – нумеровать иллюстрации следует арабскими цифрами в пределах всей выпускной квалификационной работы без знака «№».

Если в работе всего одна иллюстрация, то ее обозначают – «Рисунок 1».

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. Например, «Рисунок 1.1». Иллюстрация рисунков внутри одного раздела сквозная, не допускается отдельная нумерация рисунков внутри подраздела.

- тематический заголовок иллюстрации без кавычек, характеризующий изображение в наиболее краткой форме.

1. В конце подрисуночной подписи точка не ставится.

2. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Ссылки в тексте на номер рисунка пишут сокращенно и без значка №, например рис. 1, рис. 4 и т.д.

3. Иллюстрации, представленные в приложении, нумеруются в следующей последовательности: сначала указывается буква, обозначающая приложение, далее точка и номер рисунка, например «Рисунок А.1».

 

Оформление таблиц

 

Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц, каждая из которых снабжается порядковым номером и заголовком. Оформление таблиц выполняется по ГОСТ 2.105 (Приложение 10).

1.Таблицы следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. Допускается располагать таблицу вдоль длинной стороны листа выпускной квалификационной работы.

2. Если таблица слишком громоздка, ее необходимо вынести в приложение.

3. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

4. Каждую таблицу следует нумеровать арабскими цифрами и снабжать заголовком.

5. Слово «Таблица» и ее номер без значка «№» указывается в правом верхнем углу таблицы.

6. Номер таблицы должен состоять из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: Таблица 1.2 (вторая таблица первой главы).

7. После номера таблицы и ее заголовка точка не ставится.

8. При переносе части таблицы на другой лист в правом верхнем углу помещают слова: Продолжение табл. 1.2

Нумерация таблиц приложений отдельная и состоит из буквы, обозначающей приложение, и цифры – номера таблицы. Например: «Таблица А.1».

9. Заголовок таблицы помещается ниже слова «Таблица», по центру строки.

10. Слово «Таблица» и заголовок печатаются с прописной буквы, полужирным шрифтом, размер шрифта – 14 пт., межсимвольный интервал – обычный, межстрочный интервал – одинарный.

11. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки – со строчных, если последние подчиняются заголовку.

12. В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком «-», либо писать «нет», «нет данных».

13. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

 

Требования к содержанию выпускной квалификационной работы

Раскрывая тему выпускной квалификационнойработы бакалавра, необходимо соблюдать логическую последовательность:

 

Введение

Объем введения – 3-5 страниц.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, анализируется степень изученности вопроса (современное состояние проблемы), отмечаются практически решенные задачи, существующие пробелы знаний в исследуемой предметной области, упоминаются имена ведущих ученых, специализирующихся в данной сфере. Соответственно, определяется научная новизна исследования, формулируются цель и задачи работы, объект и предмет исследования, указываются используемые методы, оговаривается теоретическая значимость и практическая ценность работы, описывается структура работы, указывается, были ли результаты исследования апробированы в докладах на научных конференциях и в публикациях.

Актуальность темы. Указывают значимость, масштабность, нерешенность важных вопросов предмета исследования. Актуальность темы может быть обусловлена: интересом современных ученых к данному вопросу, необходимостью комплексного изучения данного явления и др.

Научная новизна работы может быть обусловлена рядом факторов: новизной и малоизученностью самого материала, впервые предпринятой попыткой комплексного анализа данного процесса или явления, попыткой пересмотра существующих точек зрения на данную проблему, разработкой собственной методики исследования, проведенными впервые систематизацией и анализом лингвистических и литературных явлений и процессов.

Цель и задачи исследования. Указывается цель, достижение которой позволяет полностью раскрыть выбранную тему. Поставленная цель обусловливает необходимость выполнения ряда задач, логически связанных между собой и которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью: изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу…, разработать методику… и т.п. Число задач не превышает числа разделов (подразделов) работы. Наименование темы и комплекс поставленных задач должны соответствовать друг другу.

Объект и предмет исследования. Эти категории научного процесса соотносятся между собой как целое и часть. Объект исследования – это процесс или явление, которое избрано для изучения. Предмет исследования располагается в границах объекта. Основное внимание автора направлено на предмет исследования, который и определяет указанную на титульном листе тему работы. Объект исследования выбирают в рамках направления подготовки, а предмет ограничивают более узкими рамками конкретной проблемы.

Методика исследования. Методика исследования предполагает использование комплекса методов (общих и частных). Метод представляет определенный подход к изучаемому явлению, определенный комплекс положений, научных и сугубо технических приемов, применение которых дает возможность изучить данное явление. Каждый специальный исследовательский метод воплощается в практике научной работы в ту или иную систему логических действий и в ту или иную систему повторяющихся, более или менее стандартизированных приемов сбора, обработки и обобщения фактов; такую систему приемов тоже нередко называют методом; удобнее ее называть термином «методика». В выпускной квалификационной работе обязательно указывается методологическая основа, т.е. с каких позиций проводилось исследование, а также методологическая база, которую составляют работы известных ученых, чью точку зрения поддерживает автор работы. Затем перечисляются методы, виды анализа, подходы, частные приемы и техники. Специфика научно-исследовательского метода определяется объектом и целью исследования. Желательно указать, что именно исследует автор тем или иным методом.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость результатов исследования может характеризоваться следующими параметрами: обоснованием элементов изложения теории; выделением новых проблем, подлежащих последующему исследованию; характеристикой явлений реальной действительности, которые составляют основу практических действий в той или иной области; установлением связей данного явления с другими и др.   Свидетельством практической ценности полученных студентом результатов служат документы, подтверждающие использование научных результатов в научной, социально-культурной, экономической сфере.

Материал исследования. Материалом литературно-критического и литературоведческого исследования могут послужить литературно-художественные, публицистические, литературно-критические произведения иноязычных авторов. Материалом лингвистического исследования служат языковые единицы, отобранные и сгруппированные в соответствии с целью работы, их взаимодействие и функционирование в текстах различных жанров и регистров.

Структура и объем работы. Приводятся названия разделов работы, указывается число таблиц и диаграмм, перечень наименований в списке использованных источников.

 

Основная часть

Как правило, работа состоит из двух-трех разделов. В конце разделов обязательно формулируются выводы со сжатым изложением полученных теоретических и практических результатов, логически обосновывается переход к следующему разделу.

В первом разделе освещается теоретический аспект изучаемой проблемы, она представляет собой обобщение и обзор теоретических аспектов рассматриваемой проблемы. В этом разделе ведущее место занимает рассмотрение различных теоретических подходов, а также обоснование выбранного методологического видения решаемых задач, т.е. обоснование целесообразности и изложение содержания используемых методов и приемов исследования в рамках предметной области.

При наличии дискуссионности подходов в какой-либо предметной области необходимо показать отличающиеся точки зрения, отметив ту, которой будет придерживаться автор. Здесь же характеризуется состояние подобных проблем и накопленный опыт их решения за рубежом и в отечественной науке. Таким образом, теоретический раздел является концептуальной основой для выполнения следующих разделов. Второй раздел должен содержать анализ конкретного материала, языковых или литературных явлений. Третий раздел может продолжать освещать другие аспекты данного практического исследования.

Все разделы и подразделы должны быть логически связаны между собой. Завершать один раздел необходимо так, чтобы было понятно, о чем пойдет далее речь. 

Каждый раздел и подраздел основной части выпускной квалификационной работы должен быть озаглавлен.

Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены научных терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам художественной речи, злоупотреблять метафорами.

Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость. Иногда стремление приблизиться к научному стилю выражается в излишне громоздком изложении положений работы, что чаще всего свидетельствует о неясности мысли, усложняет понимание того, что на самом деле хотел сказать автор и из достоинства работы превращается в ее недостаток.

Как правило, при выполнении научных исследований повествование ведется от первого лица множественного числа («Мы полагаем», «По нашему мнению») или от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «По мнению автора»).

 

Заключение

Объем заключения – 3-6 страниц. В заключении приводятся конкретные выводы, подводятся итоги анализа, указывается сфера применения полученных результатов и перспективы на будущее.

Заключение как самостоятельный раздел работы должно содержать краткий обзор основных выводов проведенного исследования и описание результатов полученных в ходе работы. Представленные выводы должны полностью соответствовать решению поставленных задач, что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования. Если не удалось решить какие-то задачи, необходимо объяснить причину и предложить направление дальнейших действий, которые помогут их решить в будущем. Выводы должны отражать только основные достижения данной научной работы.

В заключении также желательно указать предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений в практике.

Заключение содержит самостоятельные выводы, оно не должно содержать ссылки на других исследователей.

3.4. Список использованных источников содержит перечень учебников, монографий и статей, художественных произведений, словарей и справочников, которыми студент пользовался при работе над темой.

В список использованных источников включаются только те источники, на которые есть ссылки в тексте, а в тексте не должно быть ссылок на источники, которые отсутствуют в списке.

Список использованных источников должен иметь сквозную нумерацию. Источники располагаются по алфавиту, сначала на кириллице, затем  на латинице или других шрифтах (минимум 35 наименований). В тексте на эти источники делают ссылки, например, [1, с. 34], где 1 – порядковый номер в списке литературы, 34 – страница, на которой расположено цитируемое высказывание.

Работы одного автора в списке располагаются по году издания в порядке возрастания.

Работы одного и того же автора, но с соавторами располагаются по алфавиту с учетом букв фамилии второго автора. Следует учитывать, что между двумя инициалами и между инициалами и фамилией автора применяется неразрывный пробел: Ctrl+⇧ Shift+Пробел.

Основой правил составления библиографического описания ВКР служит ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Список использованных источников может включать список источников иллюстративного материала (словари, газетные и журнальные статьи, художественные произведения и т.п.); нумерация в нем сквозная.

В библиографическом описании книги приводится общее количество страниц, а в статье указываются страницы, на которых она размещена в журнале или сборнике.

Пример правильного оформления списка использованных источников дан в приложении (см. Приложение 11).

 

Приложения

Для лучшего понимания и пояснения основной части выпускной квалификационной работы в нее включают приложения, которые носят вспомогательный характер и на объем выпускной квалификационной работы не влияют. Объём работы определяется количеством страниц, а последний лист со списком литературы есть последний лист выпускной квалификационной работы.

Приложения нужны, во-первых, для того, чтобы освободить основную часть выпускной квалификационной работы от большого количества вспомогательного материала, а во-вторых, для обоснования рассуждений и выводов. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной выпускной квалификационной работой, являющиеся вспомогательными / имеющие вспомогательный характер или такие, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

В приложениях приводятся таблицы, образцы документов, схемы, рекомендательные списки литературы, графики, диаграммы и другие иллюстративные материалы.

Указатели являются дополнительными текстами справочного характера. Предметный указатель содержит в себе названия конкретных предметов, терминов, символов и т.д., именной – имена собственные и личные, названия организаций, аббревиатуры, географический – перечень географических названий, приведенных в основном тексте работы.

Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение». В том случае, если в работе предусмотрено не одно приложение, необходимо ввести их буквенную нумерацию. Например: «Приложение А».

Приложение должно иметь содержательный заголовок.

 

На последнем листе выпускной квалификационной работы бакалавра в обязательном порядке выполняется запись по следующей форме:

 

Выпускная квалификационная работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

«____» ________________ 20__г.

 

 ____________________                                       ____________________

 

4. Требования к подготовке и защите выпускной квалификационной работы

Выпускные квалификационные работы подлежат размещению в электронно-библиотечной системе Университета и проверке на объём заимствования в системе «Антиплагиат - вуз». Порядок размещения выпускных квалификационных работ в электронно-библиотечной системе Университета, проверки на объём заимствования, в том числе содержательного, выявления неправомочных заимствований устанавливается Университетом. Проверка работы осуществляется руководителем/научным руководителем ВКР. Результатом проверки является процент оригинального текста, результат проверки оформляется протоколом (Приложение 12).

Отзыв научного руководителя

Научный руководитель готовит отзыв о ходе работы выпускника (Приложение 13), в котором дает:

• характеристику выпускнику с точки зрения наличия или отсутствия у него личных качеств, позволивших выполнить ВКР на определенном уровне;

• степень самостоятельности и способности выпускника к научно-исследовательской или исследовательской работе (умение и навыки искать, обобщать, анализировать материал и делать выводы);

• оценку деятельности выпускника в период выполнения ВКР (степень добросовестности, работоспособности, ответственности, аккуратности и т.п.);

• общие выводы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.142.193 (0.057 с.)