Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфликтология, психология конфликтаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Конфликтология, психология конфликта Природа конфликта. Конфликт — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами. Конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Предмет К – объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Предмет конфликта — это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Ситуация, сопровождающая К. Объект К - конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта. Цели и задачи курса: -профилактика конфликта -ознакомление с различными типами конфликтов -умение продуктивно разрешать конфликты Роль конфликтов в развитии человека и общества. Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт и его последующее разрешение и является одним из путей выхода из сложившегося тупика. развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. Одна из общих функций конфликта — функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и др. объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления. Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов между старым и новым, отжившим и нарождающимся. Если общественная система или какие-то подсистемы (экономические, политические и др.) не справляются с возникающими конфликтами в процессе адаптации, они уходят в небытие.
Конфликты — движущий механизм социальных изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований. Они — гарантия прогресса, поскольку предполагают вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил. Революции — локомотивы истории; экономическая конкуренция — могучий рычаг прогресса экономики; социальные движения — факторы общественного развития; противоречия и конфликты в науке — непременное условие превращения знаний, перехода от одних систем научного мышления к другим. В стабильных социальных организмах конфликты выявляют проблемы, способствуют формированию новых потребностей и тенденций развития, играют важную роль в артикуляции интересов. Периодизация истории отечественной конфликтологии. - до 1924 конфликтология имела религиозный характер (борьба добра и зла), противоречия рассматривались через религиозную призму - 1924-1990 по идеологии в обществе не было борьбы классов, не изучались конфликты - с 1990г появилась конфликтология. Психология конфликта – её подраздел. Объект, предмет конфликта. Объект – та соц, мат, дух ценность, к обладанию или защите которой стремится чел. Предмет – ситуация, сопровождающая К. 8. Трехвекторная модель конфликта (В.Орлов) Противоречие, противоборства, острые негативные переживания Структура конфликта. - объект - предмет - личности оппонентов (активных участников К) - группа поддержки - третьи лица - стратегия – постановка цели, вектор (а цель – ожидаемый результат), направление усилий по достижению цели. - тактика – технологическая сторона, каким образом достичь желаемого - субъективная модель К - мотивы (любая деятельность полимотивированна, нужно выделитьдоминирующие мотивы, оказывающие наиболее сильное влияние на процесс) - микросреда – непосредственное окружение участников к - макросреда – явления, кот косвенно оказывают влияние на К
Есть субъективные и объективные стороны; на одни мы можем повлиять, на другие нет. В объективном событии м.б объективные факторы.
К бывает, когда силы примерно равны. Чтобы победить, над найти доп.ресурс. Сначала он ищется в себе, потом вовне. Ресурс вовне – группа поддержки. Динамика конфликта. 2 оси: степень напряженности отношений и время.
Латентный период (предконфликтный): 1. Возникновение объективной проблемной ситуации К еще нет, но ситуация уже складывается 2. осознание ей участниками К Отражение возникающих противоречий 3. попытки решить проблему неконфликтным путем Напряженность все равно возрастает, хоть и меньшим путем 4. предконфликтная ситуация Подготовка к борьбе, мобилизация ресурсов.
Открытый период 5. Инцидент – спусковой крючок Какие-то действия, случай, кот имеет смысл провокации для создания чувства враждебности, снятия психологического блока, кот мешает сделать безнравственное 6. Эскалация К Максимум энергии, сильные негативные эмоции. Реализуется весь подготовленные ресурс. 7. Сбалансированное противостояние Происходит отреагирование и эмо состояние чть снижается. Наступает небольшая разрядка 8. Завершение К Осталось чувство враждебности, нет прежнего доверия.
Латентный период (постК) 9. частичная нормализация отношений Снижение напряженности 10. полная нормализация отношений
+ остаточное недоверие Кривая до 0 не доходит Функции конфликта. 1. сигнальная – сигнал о наличии проблемы 2. стимулирует познание интересов, ценностей, позиций, сталкивающихся в противоборстве субъектов 3. интегративная. Казалось бы, мы имеем дело с парадоксом: конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе 4. Конфликт — фактор социальной дифференциации 5. функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и др. объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. 6. Конфликты — движущий механизм социальных изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований. Они — гарантия прогресса, поскольку предполагают вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил. Межличностный конфликт. Самые распространенные. Межличностные конфликты имеют свои отличительные особен-ности, которые сводятся к следующему. 1. В межличностных конфликтах противоборство людей происхо-дит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу. 2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр извест-ных причин: общих и частных, объективных и субъективных. 3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного вза-имодействия являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интел-лекта, воли и других индивидуально-психологических особен-ностей. 4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональ-ностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями. Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. Межгрупповые конфликты. Межгрупповой конфликт – это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами. при этом в числе групп можно выделить: группы интересов, группы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения. Механизмы: I. 1) Межгрупповая агрессия (Фрейд): главное средство сплочения группы, идентификация со своими и отчуждение от чужих. Чел другой культуры – непонятен, непредсказуем, опасен. 2) Объективный К интересов 3) Внутригрупповой фаворитизм: благоприятствование членам своей группы в противовес членам другой группы
II. 1) Деиндивидуализация взаимного восприятия (свой-чужой) 2) неадекватное соц и групповое сравнение (своя группа оценивется выше, достижения чужой занижаются) 3) групповая атрибуция (успехи своей группы объясняются внутренними причинами, неудачи - внешними) Межэтнические конфликты. Центральное звено этноса – ценности (святыни). Ради святыни чел жертвует всем. Межэтнические К – происходящие между отдельными представителями, соц группами разных этносом; конфронтация 2х и более этносов.
Типы этнических К: - м/л - этносоциальные - межэтнические
Причины имеют комплексный характер, возникают неожиданно.
Играют роль 3 осн фактора: - уровень нац.самосознания (адекватный, заниженный = переходит в ВЛК, завышенный = причина м/л к) - наличие критической массы проблем, оказывающих давление на все стороны жизни в этносе - наличие полит сил, способных использовать в борьбе за власть 2 предыдущих фактора
Предупреждение межэтнических К: 1. Нерушимость этнических границ 2. Нерешение проблем силовым путем 3. Непредоставление одному этносу более выгодных условий, чем другому 4. Объединение хоз.деят-ти 5. Предоставление этносу полит и хоз автономии. Семейные конфликты. Муж - жена Мать — отец
Невестка — свекровь (свекор) Зять - теша (тесть). То же самое. Супружеский конфликт. Обусловлен 3 доминирующими факторами: А Психосексуальная несовместимость супругов В Неудовлетворение потребности в значимости своего Я, неуважение чувства достоинства со стороны партнера С Неудовлетворение потребности в положит. Эмо, отсутствие заботы, ласки, внимание, понимания Их сумма не должна превышать критический уровень. Если снижается один фактор, его можно компенсировать другими. Д пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алко, нарк, финансовые расходы только на себя) Е Неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хоз, воспитания детей, отношения к старшим Ж Различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях
Если АВС находятся в зоне благополучия, то ДЕЖ не проявляются
Динамика супружеских К: 1. К адаптации друг к другу. Два Я должны стать одним МЫ. В МЫ ассимилируется все позитивное двух Я. Самое лучшее, когда в другом мы находим то, что хотели бы иметь, но не имеем (принцип дополнения). Возникает конструктивная, позитивная взаимозависимость. 2. Появление детей Ухудшается возможность профессионального роста супругов. Уменьшается возможности для увлечений. Жена-мать устает – снижается сексуальная активность. Столкновение взглядов на воспитание ребенка. 3. Средний супружеский возраст – конфликт однообразия Детям по 12-13 лет, они дистанцируются от родителей и уже не так связывают их между собой. Больше конфликтов. 4. Кризис внутреннего одиночества. Существенную роль играет разница в возрасте. Если муж и жена одногодки, то жена стареет раньше, а у мужчин возникают мысли, что они не реализовались как мужчины, они пытаются построить другую семью.
Внешние факторы супружеских кризисов: 1) ухудшение мат.положения 2) чрезмерная занятость одного из супругов 3) безработица 4) жилищная проблема Конфликт поколений. Ценностный К. Выход: принятие, ненавязывание своих ценностей. Тогда ценности младшего поколения обесцениваются и молодежь присоединяется к более старшим, проверенным, но лучшее из молодежных вливается в общечеловеческие. Ролевой конфликт. Роль имеет сценарии, которые м.б противоположны. Между надо-надо. Конфликтология, психология конфликта Природа конфликта. Конфликт — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами. Конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Предмет К – объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Предмет конфликта — это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Ситуация, сопровождающая К.
Объект К - конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта. Цели и задачи курса: -профилактика конфликта -ознакомление с различными типами конфликтов -умение продуктивно разрешать конфликты
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.042 с.) |