Охрана окружающей среды при проектировании и строительстве лесных дорог 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охрана окружающей среды при проектировании и строительстве лесных дорог



 

8.1 Проектирование, строительство и эксплуатация лесных дорог должны удовлетворять требованиям действующих нормативных документов в области природоохранного законодательства Российской Федерации.

8.2 Для оценки современного (фактического) состояния и прогноза возможных изменений компонентов окружающей среды выполняют инженерные изыскания, в том числе экологические. На основании выполненных изысканий прорабатывают проектные решения.

8.3 Все технические решения при выборе основных элементов плана трассы, продольного и поперечного профилей, конструкций дорожных одежд и водоотводных сооружений, назначения методов строительства и т.д., кроме решения своих основных задач - обеспечение надежности дороги, экономичности ее строительства и эксплуатации, а также ритмичности и эффективности работы транспортных средств - должны оказывать минимальное отрицательное воздействие на сложившиеся природные комплексы в районе строительства дороги.

8.4 Предусматриваемые в проектах природоохранные мероприятия должны обеспечивать:

- сохранение природных ландшафтов, территорий для которых установлен режим особой охраны (особо охраняемые природные территории, заповедники, национальные парки и т.д.) [11];

- максимальную экономию земельных ресурсов, отводимых для размещения лесных дорог;

- защиту атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ;

- защиту населенных мест, расположенных в районе проектирования, от шума и вибраций;

- предотвращение загрязнения бассейнов поверхностных водных объектов и подземных вод жидкими и твердыми отходами, а также попадания в поверхностные и подземные воды загрязненных стоков по СанПин 2.1.5.980;

- условия безопасного обращения с отходами по СанПин 2.1.7.1322;

- защиту растительного и животного мира [11].

8.5 Размещение трассы лесной дороги осуществляют на основе рассмотрения и сравнения вариантов, включая вариант отказа от строительства.

8.6 При наличии в зоне строительства особо охраняемых природных территорий, памятников истории или культуры, а также уникальных природных феноменов (особые геологические формы, водные источники, ценные экземпляры деревьев и т.п.) принимают меры по сохранению, а по возможности - и улучшению их состояния.

Все работы по проектированию и строительству на таких территориях проводят согласно [11] и [24].

8.7 Ширину полосы постоянного и временного отводов устанавливают по каждому характерному участку дороги при технико-экономическом сравнении вариантов с учетом стоимости земли и показателей действующих норм отвода земель для автомобильных дорог.

8.8 Расчистку дорожной полосы и площадок для дорожных сооружений от древесно-кустарниковой растительности следует выполнять в строго отведенных границах.

8.9 Опережение расчистки дорожной полосы от леса и кустарника не должно превышать возможностей поточного строительства и объема работ в предстоящем сезоне.

8.10 При вырубке деревьев трелевочные волоки и лесосечные склады следует размещать в пределах отведенной дорожной полосы, а в случае невозможности - в местах, определенных проектом.

8.11 Деловая древесина и отходы расчистки должны быть вывезены в установленные места до начала земляных работ.

8.12 Сплошная валка леса и удаление кустарника бульдозерами или кусторезами с перемещением их вместе с корнями и почвой на границу дорожной полосы запрещаются.

8.13 Плодородный слой почвы на землях, занимаемых под дорогу и сопутствующие ей сооружения, подлежит снятию, хранению и нанесению на рекультивируемые земли, а при экономической целесообразности - использованию его для объектов предприятий лесного хозяйства (питомников, лесосеменных плантаций и др.).

Допускается не снимать плодородный слой:

- при толщине плодородного слоя менее 10 см;

- на болотах, заболоченных и обводненных участках;

- на почвах с низким плодородием;

- при разработке траншей шириной по верху 1 м и менее.

8.14 Снятие и нанесение плодородного слоя следует проводить, когда грунт находится в немерзлом состоянии.

8.15 На земельных участках, предоставленных во временное пользование при строительстве дороги, по окончании строительства должны быть проведены работы по рекультивации нарушенных земель.

8.16 Если возведение земляного полотна (независимо от высоты насыпи) создает опасность подтопления поверхностными водами и заболачивания примыкающих к дороге земель, в проекте следует предусматривать водоотводящие сооружения, гарантирующие существующие до строительства (или лучшие) условия произрастания лесных насаждений.

8.17 При проектировании насыпей через болота с поперечным (по отношению к трассе дороги) движением воды в водонасыщенном горизонте в проекте необходимо предусматривать мероприятия, исключающие увеличение уровня воды и площади заболачивания в верховой части болота путем отсыпки насыпи или ее нижней части из дренирующих грунтов, устройства вдоль земляного полотна продольных канав, а в пониженных местах продольного профиля, если это необходимо, искусственных сооружений и т.п.

8.18 При прохождении трассы лесных дорог через водотоки при устройстве водопропускных труб или мостовых переходов в границах водоохранных зон все работы следует проводить с учетом [25].

8.19 При определении мест переходов через водотоки, при выборе конструкций и отверстий искусственных сооружений наряду с технико-экономической целесообразностью строительства необходимо решать вопросы:

- защиты полей от размыва и заиления, заболачивания, нарушения растительного покрова;

- наименьшего нарушения гидрологического режима водотока и природного уровня грунтовых вод;

- защиты береговых склонов от размыва, подмыва и разрушения;

- исключения загрязнения местности при строительстве.

8.20 Если водный объект имеет рыбопромысловое значение, то в проекте следует предусматривать мероприятия по защите водной фауны в соответствии с [26].

8.21 Воздействие проектируемого объекта на атмосферный воздух и на акустическую среду определяют расчетами в соответствии с действующими нормативно-методическими документами.

8.22 При проектировании лесной инфраструктуры, разрабатывают мероприятия, обеспечивающие соблюдение:

- предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

- нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по СанПин 2.1.7.1322.

8.23 Сохранение деревьев при строительстве и эксплуатации дороги является главным условием защиты сложившейся экологической системы.

При производстве работ запрещаются проезд и стоянка машин, работа механизмов ближе 1 м от границы кроны деревьев, не попавших в полосу расчистки. При невозможности выполнить эти требования для защиты корневой системы укладывают специальное защитное покрытие.

При повышении отметки поверхности земли у деревьев следует учитывать требования, приведенные в таблице 8.1.

 

Таблица 8.1

 

Вид деревьев Допустимая толщина, м
Сосна, ель, пихта Не допускается
Береза, липа, клен, дуб, лиственница До 0,5
Ольха, ясень, тополь, ива До 1,0

 

Для подсыпки поверхности у стволов деревьев пригодны крупнозернистый песок, гравелистые и щебеночные грунты.

Не допускаются укладка в пределах корневой системы недренирующих грунтов или слоев недренирующих материалов любой толщины, а также снятие грунта над корнями деревьев.

Разработку траншей, котлованов и выемок надо проводить не ближе 2 м от ствола взрослого дерева, причем откос выработки в зоне корневой системы должен быть закреплен от обрушения. Корни обрезают в 0,2-0,3 м от края откоса, и образовавшееся пространство заполняют плодородной почвой и уплотняют. Место среза ветвей и корней должно быть обработано специальным составом против заражения.

8.24 При прокладке трассы в хвойных лесах на сухих почвах следует предусматривать за границами полосы отвода противопожарные минерализованные полосы. Ширину этих полос принимают по правилам пожарной безопасности для лесов [10].

8.25 При нарушении естественной миграции животных следует предусматривать специальные проходы для животных.

8.26 На особо опасных участках дорог должны быть установлены предупредительные знаки о наличии животных и, при необходимости, ограждения. Для отпугивания животных от дороги в ночное время следует применять специальные приспособления (катафоты и т.д.)

8.27 Природоохранные мероприятия при проектировании дорог в зоне вечномерзлых грунтов осуществляют в соответствии с действующими нормативными документами.

Информация об изменениях:

 Раздел 8 дополнен пунктом 8.28 с 5 августа 2019 г. - Изменение N 1

8.28 В случае возникновения фрагментации среды обитания животных необходимо устройство биопереходов, соответствующих видовым особенностям обитающей на рассматриваемом участке фауны".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.008 с.)