Понятие возраста и поколения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие возраста и поколения



Глава I

Возраст и поколение………………………………………………………..5

1.1. Понятие возраста и поколения ……………………… ……… ………5

1.2. Возростные процессы………………………………… ……… ……….6

Глава II

Причины возникновения конфликтных взаимоотношений родителей и детей, последствия межпоколенных конфликтов…………………….9

2.1. Конфликт поколений и его причины...……………………......……9

2.2. Причины обострений межпоколенных отношений……………....10

 2.3. Факторы развития отклонений в межпоколенческих отношениях………………………………………………………….………12

2.4. Типы межпоколенческих конфликтов……………………….……..13

 2.5. Негативные и позитивные последствия конфликтов

между поколениями......................................................................................14

Глава III Урегулирование конфликтов поколений и поиски взаимопонимания…………………………………………………………..15

3.1. Трансформация конфликтного поколения…………………………15

 3.2. Методы и последствия межпоколенного конфликта……………...16

3.3. Нарастание социальной напряженности…………………….………17

3.4. Урегулирование конфликтных проблем……………………….……18

3.5. Духовное отношение в семье……………..…………………………...19

Заключение…………………………………………………………………..25

Список использованной литературы………………………………….27


Введение

Отношения между детьми и родителями является формирование личности ребёнка и его восприятием на жизнь. В каждой семье разные методы воспитания, ценности, установки, эмоциональное отношение, отношения к людям и материальным объектам - это основы культуры ребёнка. Семья может влиять как положительно, так и отрицательно на воспитание. В жизнь детей никто не сможет нанести столько вреда, сколько может нанести его самое близкое и первое окружение-семья. Ведь в жизни каждого человека возникали ситуации когда отсутствует взаимопонимание между близкими людьми старших или младших поколений, могут появляется несогласия и агрессия.

Возникновения конфликта поколений образует недостатки и недоразумение между родителями и детьми. Считается, что проблемы нужно решать по мере их поступления, но разногласия и недопонимания с детьми желательно не откладывать на потом, чтобы не пришлось желеть в будущем о упущенных пробелах в воспитании. Сейчас молодое поколение является носителем всего нового и они избавляются от старых норм и ценностей, которые привычны старому поколению, внося свои корректировки. Старшее же поколение не изменяет себе и остается по-прежнему консервативным.

Многие авторы отводят важную роль теме разногласию поколений и воспитанию ребёнка в раннем возрасте, потому что это глобальная проблема и вечный конфликт, который никогда не изжить, а стоит только глубже изучить и проконтролировать направляя в нужном направлении. Авторы, разбирающие эту проблему (И. А. Логинова, Л. Г. Матвеева, Р. В. Бортов, М. В. Быкова и другие). Им очень трудно прийти к общей точки зрения. Ведь во всех поколениях были разные образы жизни, привычки, вкусы, увлечения и развлечения. Поэтому сравнивать разные поколения бессмысленно. Каждое поколение стоит на головах предыдущего, не всегда осознавая эту последовательность.

Детско-родительские отношения описываются разными понятиями и терминами авторов. Практически у всех авторов можно увидеть сопоставление, которые создают двойственные разногласия так называемый «конфликт поколений», который является результатом быстрого развития общества. Раньше два или три поколения могли ввести схожий образ жизни в одной и той же обстановке и им не составляло это труда, потому что развития было слишком медленным, а на сегодняшний день мир усовершенствуется каждую минуту. Старшее поколение часто не знает о многих современных технологиях и прогрессах, которые используют их дети. Они не интересуется всеми новинками объясняя это тем, что у них нет в этом необходимости. Быть на ровне с молодежью - это скорее единственный способ справиться с конфликтом поколений и избежать его. У многих родителей есть ошибка сравнивать возраст детей с возрастом, когда они сами были того же возраста. Это неправильно, ведь жизнь не стоит на месте, а усовершенствуется добавляя в себя новые краски.

Сегодня понимание жизни современных детей сможет лучше оценить ситуацию и принять правильное решение идти в ногу со временем.

Цель - выявить конфликт между поколениями и научится избегать его.

Задачи:

Понятия возраст и поколение;

Выявить причины конфликтных взаимоотношений родителей и детей, последствия межпоколенных конфликтов;

Урегулирование конфликтов поколений, последствия недопониманий между поколениями и поиски взаимопонимания

 

 

Возраст и поколение

Возростные процессы

Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

• Индивидуальное развитие.

• Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.

• Возрастной символизм.

Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу.

Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне

определенной границей между юностью и зрелостью считалась женитьба. Жизнь неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда резко менялся весь уклад и быт человека.

Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся только к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст. Артур Шопенгауер в «Афоризмах житейской мудрости», формулирует одну из ключевых идей. Суть её заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. Философ фокусирует внимание именно на позитивных моментах в старости, человек более умело оберегает себя от несчастий, он способен наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем. Старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от волнений юности. Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности.

В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость — есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.

В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость («паспортная») – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении — к улучшению. Однако – это не так.

Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования».

Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет ей свою картину мира.

Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.

Старый человек — одновременно и не человек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей», которое смело можно отнести к вечным.

В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой социальных новаций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.

Между поколениями

 

Последствия конфликтов между поколениями

К основным негативным последствиям межпоколенного конфликта можно отнести следующие:

- Усиление непонимания.

- Стресс и ухудшение эмоционального состояния.

- Нарастание социальной напряженности.

- Усиление непонимания.

Одно из негативных последствий межпоколенного конфликта, как правило, связано с нежеланием представителей разных поколений понять и принять мнения (позицию) оппонента. Это характерно в большей степени для представителей современной молодежи, которые стремятся во всем быть самостоятельными и не желают прислушиваться к мнению старшего поколения, в результате чего существующее непонимание между поколениями еще более усиливается и осложняет и так не простую ситуацию взаимоотношений детей и родителей.

Стресс и ухудшение эмоционального состояния. Любое столкновение, спор, а тем более конфликт, так или иначе, влияет на эмоциональное состояние его участников, причем чаще всего это влияние отнюдь не позитивно. Изменение эмоционального состояния человека ведет не только к ухудшению его настроения, но и к возникновению стресса, который в свою очередь может перерасти в более глубокие формы, в результате чего могут произойти сбои в здоровье людей.

Кроме негативных последствий выделяют так же и некоторые позитивные последствия межпоколенных конфликтов, однако все они связаны с его удачным завершением.

Среди позитивных последствий конфликта детей и родителей можно выделить:

- Изменения в ценностно-нормативной системе его участников.

- Решение насущных проблем.

- Снятие социального напряжения и утверждение новой расстановки сил.

- Изменения в ценностно-нормативной системе участников конфликта.

В случае благоприятного завершения конфликта, если все его участникам удалось найти компромиссное решение, и они остались довольны результатами, то возможна переоценка своей ценностной системы каждым участником. Они, осмыслив все, что произошло, начинают адекватно смотреть на те идеи, которые выдвигала сторона-оппонент, находят плюсы в её предложениях и минусы в своих убеждениях, в результате чего происходит переоценка своих нормативной и ценностных систем, в которые иногда вносятся какие-либо корректировки, а иногда они (системы) могут меняться координально.

 

Духовное отношение в семье

 

Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.

Первая и главная из них - разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.

Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Возрастные особенности - это характерные для того или иного возрастного периода анатомно-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие его основных свойств и качеств.

Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия. Ведь хорошо известно, что дети не любят чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.

Важная сторона обоюдных контактов - участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.

Общие увлечения - по следам интересов и увлечений детей – предполагает и другое: привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: вещи, необходимые человеку для жизни, он должен уметь делать сам.

Инстинкт родственности, интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них.

 Урегулирование и разрешение конфликта ведет не только к изменению мнений и взглядов участников конфликта, на его причину или самих себя, но и позволяет решить целый ряд проблем. Во-первых, завершение конфликта уже само собой предполагает решение проблемы, которая лежала в основе этого столкновения. Во-вторых, в ходе конфликта оппоненты (представители разных поколений), сами того не замечая, помимо основной проблемы, явившейся причиной возникновения конфликта, решают целый ряд более мелких проблем.

Снятие социального напряжения и утверждение новой расстановки сил. Конфликт, который был улажен, всегда не только позволяет решить множество различных проблем и повлиять на взгляды его участников, но и сгладить социальную напряженность между ними, причем это возможно не только в случае полного урегулирования спора, но и тогда, когда уже намечены первые шаги к принятию обоюдно устаревающего решения.

Тем не менее, не стоит забывать о том, что конфликт никогда не будет разрешен, а, следовательно, даже снятие социального напряжения по одной проблеме не может предотвратить появления трений по другим, а, следовательно, и сам конфликт.

Подводя итог выше изложенному, нужно отметить, что конфликт поколений проявляется в разных аспектах жизни людей, то есть, определяет положение поколений в обществе, отражает различные жизненные условия различных поколений, показывает отношения между поколениями в процессе общения, повседневной жизни и прочие. В его основе лежит множество различных причин (в том числе на него оказывают влияния и процессы, происходящие в обществе), а, следовательно, и последствий, которые наиболее четко проявляются после его урегулирования.

 

Заключение

Сделаем вывод из вышеизложенного. Проблемы поколений относится к вечной - это проблема социально-культурная или культурно историческая.

Поколение – категория временная. Смена поколений – это поток в истории, который снабжён социальной информацией, культурой и накопленным опытом от одного поколения к другому. Каждая эпоха, век и общество создаёт определённые типы взаимоотношения поколений и определенные способы передачи их культуры во времени.

Сейчас всевозможные реформы и дестабилизации в странах, вынуждают человека приспосабливаться к современным условиям, что развивает в сознании младшего поколения по отношению к старшему относиться как «сидящим на шее». Молодежь зачастую не имеет четкого представления о жизни пожилых и они драматизируют их социальное положении. В их понимании они лишняя категория населения. На данный момент произошла трансформация отношения младшего поколения к старшему в направленности от традиционно почтительного к несвойственному осуждающему, отвергающему, к ним относятся как к больным, бедным, не имеющим социальной значимости и не способным принимать нововведения. Очевидно, что недостаток и воздержание контакта друг с другом воздействует отрицательно, развивая открытую неприязнь.

Поэтому особенность конфликта поколений на уровне социальных институтов проявляется в поиске семейных ценностей как духовных так и материальных. Молодёжь не принимает образ жизни своих родителей и оставляет их на социокультурной дистанции. На сегодняшний день существует несколько основных факторов, из-за которых младшее поколение не хочет перенимать опыт старшего поколения. Первый фактор – это наличие прошлого опыта советского образца, тогда как молодежь отдаёт предпочтение западному образу жизни. Второй фактор – обретение и повышение собственного статуса, и достижении социальной зрелости в критериях социального утверждения.

 По-моему мнению, необходимо помогать более старшим людям в освоении научно-технического прогресса. Это будет способствовать их социальной адаптации и более широкому пониманию несущих проблем молодёжи, которая не старается и не стремится прислушиваться к совета более мудрых людей, у которых существует жизненный опыт.

 Ведь гораздо проще, на мой взгляд учится на прошлых ошибках, чем совершать свои и впоследствии устранять их, а также пожинать плоды совершенных ошибок.

 Невозможно создавать новое улучшенное общество не оглядываясь на историю.

 Не стоит также забывать и то что люди старшего поколения прожили более трудную, необеспеченную и лишенную многих сегодняшних благ жизнь, что только укрепила и умножила их желание того, чтобы наша современная жизнь была менее ограниченной в предоставлении благ.

 Для этого нам необходимо более чётко и внимательно относиться к людям старшего поколения, которые зачастую очень нуждаются в нашей помощи не только материально но и чаще всего в моральной. 

Не стоит ставить на первое место удовлетворения своих избыточных запросов, нужно также стараться заботиться о тех людях которые в этом нуждаются.

 И вот тогда, по-моему твёрдому убеждению наше общество будет менее конфликтным и более терпимым, к своим гражданам как младшего так и старшего поколения.       

 


 

 

Глава I

Возраст и поколение………………………………………………………..5

1.1. Понятие возраста и поколения ……………………… ……… ………5

1.2. Возростные процессы………………………………… ……… ……….6

Глава II

Причины возникновения конфликтных взаимоотношений родителей и детей, последствия межпоколенных конфликтов…………………….9

2.1. Конфликт поколений и его причины...……………………......……9

2.2. Причины обострений межпоколенных отношений……………....10

 2.3. Факторы развития отклонений в межпоколенческих отношениях………………………………………………………….………12

2.4. Типы межпоколенческих конфликтов……………………….……..13

 2.5. Негативные и позитивные последствия конфликтов

между поколениями......................................................................................14

Глава III Урегулирование конфликтов поколений и поиски взаимопонимания…………………………………………………………..15

3.1. Трансформация конфликтного поколения…………………………15

 3.2. Методы и последствия межпоколенного конфликта……………...16

3.3. Нарастание социальной напряженности…………………….………17

3.4. Урегулирование конфликтных проблем……………………….……18

3.5. Духовное отношение в семье……………..…………………………...19

Заключение…………………………………………………………………..25

Список использованной литературы………………………………….27


Введение

Отношения между детьми и родителями является формирование личности ребёнка и его восприятием на жизнь. В каждой семье разные методы воспитания, ценности, установки, эмоциональное отношение, отношения к людям и материальным объектам - это основы культуры ребёнка. Семья может влиять как положительно, так и отрицательно на воспитание. В жизнь детей никто не сможет нанести столько вреда, сколько может нанести его самое близкое и первое окружение-семья. Ведь в жизни каждого человека возникали ситуации когда отсутствует взаимопонимание между близкими людьми старших или младших поколений, могут появляется несогласия и агрессия.

Возникновения конфликта поколений образует недостатки и недоразумение между родителями и детьми. Считается, что проблемы нужно решать по мере их поступления, но разногласия и недопонимания с детьми желательно не откладывать на потом, чтобы не пришлось желеть в будущем о упущенных пробелах в воспитании. Сейчас молодое поколение является носителем всего нового и они избавляются от старых норм и ценностей, которые привычны старому поколению, внося свои корректировки. Старшее же поколение не изменяет себе и остается по-прежнему консервативным.

Многие авторы отводят важную роль теме разногласию поколений и воспитанию ребёнка в раннем возрасте, потому что это глобальная проблема и вечный конфликт, который никогда не изжить, а стоит только глубже изучить и проконтролировать направляя в нужном направлении. Авторы, разбирающие эту проблему (И. А. Логинова, Л. Г. Матвеева, Р. В. Бортов, М. В. Быкова и другие). Им очень трудно прийти к общей точки зрения. Ведь во всех поколениях были разные образы жизни, привычки, вкусы, увлечения и развлечения. Поэтому сравнивать разные поколения бессмысленно. Каждое поколение стоит на головах предыдущего, не всегда осознавая эту последовательность.

Детско-родительские отношения описываются разными понятиями и терминами авторов. Практически у всех авторов можно увидеть сопоставление, которые создают двойственные разногласия так называемый «конфликт поколений», который является результатом быстрого развития общества. Раньше два или три поколения могли ввести схожий образ жизни в одной и той же обстановке и им не составляло это труда, потому что развития было слишком медленным, а на сегодняшний день мир усовершенствуется каждую минуту. Старшее поколение часто не знает о многих современных технологиях и прогрессах, которые используют их дети. Они не интересуется всеми новинками объясняя это тем, что у них нет в этом необходимости. Быть на ровне с молодежью - это скорее единственный способ справиться с конфликтом поколений и избежать его. У многих родителей есть ошибка сравнивать возраст детей с возрастом, когда они сами были того же возраста. Это неправильно, ведь жизнь не стоит на месте, а усовершенствуется добавляя в себя новые краски.

Сегодня понимание жизни современных детей сможет лучше оценить ситуацию и принять правильное решение идти в ногу со временем.

Цель - выявить конфликт между поколениями и научится избегать его.

Задачи:

Понятия возраст и поколение;

Выявить причины конфликтных взаимоотношений родителей и детей, последствия межпоколенных конфликтов;

Урегулирование конфликтов поколений, последствия недопониманий между поколениями и поиски взаимопонимания

 

 

Возраст и поколение

Понятие возраста и поколения

 

Понятие « возраст » выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение» — это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, — одновременно живущие люди близкого возраста. А.И. Афанасьева определяет поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами».

Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:

• степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);

• сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время.

• современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста.

• отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.

В общем, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

Поколение – это временная категория, в связи с этим, смена поколений — это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому.

Термин «возраст » употребляется всюду, где возникает необходимость

зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени.

 

Возростные процессы

Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

• Индивидуальное развитие.

• Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.

• Возрастной символизм.

Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу.

Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне

определенной границей между юностью и зрелостью считалась женитьба. Жизнь неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда резко менялся весь уклад и быт человека.

Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся только к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст. Артур Шопенгауер в «Афоризмах житейской мудрости», формулирует одну из ключевых идей. Суть её заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. Философ фокусирует внимание именно на позитивных моментах в старости, человек более умело оберегает себя от несчастий, он способен наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем. Старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от волнений юности. Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности.

В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость — есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.

В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость («паспортная») – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении — к улучшению. Однако – это не так.

Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования».

Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет ей свою картину мира.

Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.

Старый человек — одновременно и не человек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей», которое смело можно отнести к вечным.

В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой социальных новаций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.074 с.)