Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие возраста и поколенияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Глава I Возраст и поколение………………………………………………………..5 1.1. Понятие возраста и поколения ……………………… ……… ………5 1.2. Возростные процессы………………………………… ……… ……….6 Глава II Причины возникновения конфликтных взаимоотношений родителей и детей, последствия межпоколенных конфликтов…………………….9 2.1. Конфликт поколений и его причины...……………………......……9 2.2. Причины обострений межпоколенных отношений……………....10 2.3. Факторы развития отклонений в межпоколенческих отношениях………………………………………………………….………12 2.4. Типы межпоколенческих конфликтов……………………….……..13 2.5. Негативные и позитивные последствия конфликтов между поколениями......................................................................................14 Глава III Урегулирование конфликтов поколений и поиски взаимопонимания…………………………………………………………..15 3.1. Трансформация конфликтного поколения…………………………15 3.2. Методы и последствия межпоколенного конфликта……………...16 3.3. Нарастание социальной напряженности…………………….………17 3.4. Урегулирование конфликтных проблем……………………….……18 3.5. Духовное отношение в семье……………..…………………………...19 Заключение…………………………………………………………………..25 Список использованной литературы………………………………….27 Введение Отношения между детьми и родителями является формирование личности ребёнка и его восприятием на жизнь. В каждой семье разные методы воспитания, ценности, установки, эмоциональное отношение, отношения к людям и материальным объектам - это основы культуры ребёнка. Семья может влиять как положительно, так и отрицательно на воспитание. В жизнь детей никто не сможет нанести столько вреда, сколько может нанести его самое близкое и первое окружение-семья. Ведь в жизни каждого человека возникали ситуации когда отсутствует взаимопонимание между близкими людьми старших или младших поколений, могут появляется несогласия и агрессия. Возникновения конфликта поколений образует недостатки и недоразумение между родителями и детьми. Считается, что проблемы нужно решать по мере их поступления, но разногласия и недопонимания с детьми желательно не откладывать на потом, чтобы не пришлось желеть в будущем о упущенных пробелах в воспитании. Сейчас молодое поколение является носителем всего нового и они избавляются от старых норм и ценностей, которые привычны старому поколению, внося свои корректировки. Старшее же поколение не изменяет себе и остается по-прежнему консервативным.
Многие авторы отводят важную роль теме разногласию поколений и воспитанию ребёнка в раннем возрасте, потому что это глобальная проблема и вечный конфликт, который никогда не изжить, а стоит только глубже изучить и проконтролировать направляя в нужном направлении. Авторы, разбирающие эту проблему (И. А. Логинова, Л. Г. Матвеева, Р. В. Бортов, М. В. Быкова и другие). Им очень трудно прийти к общей точки зрения. Ведь во всех поколениях были разные образы жизни, привычки, вкусы, увлечения и развлечения. Поэтому сравнивать разные поколения бессмысленно. Каждое поколение стоит на головах предыдущего, не всегда осознавая эту последовательность. Детско-родительские отношения описываются разными понятиями и терминами авторов. Практически у всех авторов можно увидеть сопоставление, которые создают двойственные разногласия так называемый «конфликт поколений», который является результатом быстрого развития общества. Раньше два или три поколения могли ввести схожий образ жизни в одной и той же обстановке и им не составляло это труда, потому что развития было слишком медленным, а на сегодняшний день мир усовершенствуется каждую минуту. Старшее поколение часто не знает о многих современных технологиях и прогрессах, которые используют их дети. Они не интересуется всеми новинками объясняя это тем, что у них нет в этом необходимости. Быть на ровне с молодежью - это скорее единственный способ справиться с конфликтом поколений и избежать его. У многих родителей есть ошибка сравнивать возраст детей с возрастом, когда они сами были того же возраста. Это неправильно, ведь жизнь не стоит на месте, а усовершенствуется добавляя в себя новые краски. Сегодня понимание жизни современных детей сможет лучше оценить ситуацию и принять правильное решение идти в ногу со временем. Цель - выявить конфликт между поколениями и научится избегать его.
Задачи: Понятия возраст и поколение; Выявить причины конфликтных взаимоотношений родителей и детей, последствия межпоколенных конфликтов; Урегулирование конфликтов поколений, последствия недопониманий между поколениями и поиски взаимопонимания
Возраст и поколение Возростные процессы Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций: • Индивидуальное развитие. • Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества. • Возрастной символизм. Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу. Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью считалась женитьба. Жизнь неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда резко менялся весь уклад и быт человека. Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся только к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст. Артур Шопенгауер в «Афоризмах житейской мудрости», формулирует одну из ключевых идей. Суть её заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. Философ фокусирует внимание именно на позитивных моментах в старости, человек более умело оберегает себя от несчастий, он способен наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем. Старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от волнений юности. Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности. В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость — есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке. В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость («паспортная») – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.
Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении — к улучшению. Однако – это не так. Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования». Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет ей свою картину мира. Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций. Старый человек — одновременно и не человек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными. Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей», которое смело можно отнести к вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой социальных новаций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.
Между поколениями
Последствия конфликтов между поколениями К основным негативным последствиям межпоколенного конфликта можно отнести следующие: - Усиление непонимания. - Стресс и ухудшение эмоционального состояния. - Нарастание социальной напряженности. - Усиление непонимания. Одно из негативных последствий межпоколенного конфликта, как правило, связано с нежеланием представителей разных поколений понять и принять мнения (позицию) оппонента. Это характерно в большей степени для представителей современной молодежи, которые стремятся во всем быть самостоятельными и не желают прислушиваться к мнению старшего поколения, в результате чего существующее непонимание между поколениями еще более усиливается и осложняет и так не простую ситуацию взаимоотношений детей и родителей. Стресс и ухудшение эмоционального состояния. Любое столкновение, спор, а тем более конфликт, так или иначе, влияет на эмоциональное состояние его участников, причем чаще всего это влияние отнюдь не позитивно. Изменение эмоционального состояния человека ведет не только к ухудшению его настроения, но и к возникновению стресса, который в свою очередь может перерасти в более глубокие формы, в результате чего могут произойти сбои в здоровье людей. Кроме негативных последствий выделяют так же и некоторые позитивные последствия межпоколенных конфликтов, однако все они связаны с его удачным завершением. Среди позитивных последствий конфликта детей и родителей можно выделить: - Изменения в ценностно-нормативной системе его участников. - Решение насущных проблем. - Снятие социального напряжения и утверждение новой расстановки сил. - Изменения в ценностно-нормативной системе участников конфликта. В случае благоприятного завершения конфликта, если все его участникам удалось найти компромиссное решение, и они остались довольны результатами, то возможна переоценка своей ценностной системы каждым участником. Они, осмыслив все, что произошло, начинают адекватно смотреть на те идеи, которые выдвигала сторона-оппонент, находят плюсы в её предложениях и минусы в своих убеждениях, в результате чего происходит переоценка своих нормативной и ценностных систем, в которые иногда вносятся какие-либо корректировки, а иногда они (системы) могут меняться координально.
Духовное отношение в семье
Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки. Первая и главная из них - разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.
Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Возрастные особенности - это характерные для того или иного возрастного периода анатомно-физиологические и психологические особенности. А под индивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие его основных свойств и качеств. Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия. Ведь хорошо известно, что дети не любят чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания. Важная сторона обоюдных контактов - участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия. Общие увлечения - по следам интересов и увлечений детей – предполагает и другое: привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: вещи, необходимые человеку для жизни, он должен уметь делать сам. Инстинкт родственности, интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них. Урегулирование и разрешение конфликта ведет не только к изменению мнений и взглядов участников конфликта, на его причину или самих себя, но и позволяет решить целый ряд проблем. Во-первых, завершение конфликта уже само собой предполагает решение проблемы, которая лежала в основе этого столкновения. Во-вторых, в ходе конфликта оппоненты (представители разных поколений), сами того не замечая, помимо основной проблемы, явившейся причиной возникновения конфликта, решают целый ряд более мелких проблем. Снятие социального напряжения и утверждение новой расстановки сил. Конфликт, который был улажен, всегда не только позволяет решить множество различных проблем и повлиять на взгляды его участников, но и сгладить социальную напряженность между ними, причем это возможно не только в случае полного урегулирования спора, но и тогда, когда уже намечены первые шаги к принятию обоюдно устаревающего решения. Тем не менее, не стоит забывать о том, что конфликт никогда не будет разрешен, а, следовательно, даже снятие социального напряжения по одной проблеме не может предотвратить появления трений по другим, а, следовательно, и сам конфликт. Подводя итог выше изложенному, нужно отметить, что конфликт поколений проявляется в разных аспектах жизни людей, то есть, определяет положение поколений в обществе, отражает различные жизненные условия различных поколений, показывает отношения между поколениями в процессе общения, повседневной жизни и прочие. В его основе лежит множество различных причин (в том числе на него оказывают влияния и процессы, происходящие в обществе), а, следовательно, и последствий, которые наиболее четко проявляются после его урегулирования.
Заключение Сделаем вывод из вышеизложенного. Проблемы поколений относится к вечной - это проблема социально-культурная или культурно историческая. Поколение – категория временная. Смена поколений – это поток в истории, который снабжён социальной информацией, культурой и накопленным опытом от одного поколения к другому. Каждая эпоха, век и общество создаёт определённые типы взаимоотношения поколений и определенные способы передачи их культуры во времени. Сейчас всевозможные реформы и дестабилизации в странах, вынуждают человека приспосабливаться к современным условиям, что развивает в сознании младшего поколения по отношению к старшему относиться как «сидящим на шее». Молодежь зачастую не имеет четкого представления о жизни пожилых и они драматизируют их социальное положении. В их понимании они лишняя категория населения. На данный момент произошла трансформация отношения младшего поколения к старшему в направленности от традиционно почтительного к несвойственному осуждающему, отвергающему, к ним относятся как к больным, бедным, не имеющим социальной значимости и не способным принимать нововведения. Очевидно, что недостаток и воздержание контакта друг с другом воздействует отрицательно, развивая открытую неприязнь. Поэтому особенность конфликта поколений на уровне социальных институтов проявляется в поиске семейных ценностей как духовных так и материальных. Молодёжь не принимает образ жизни своих родителей и оставляет их на социокультурной дистанции. На сегодняшний день существует несколько основных факторов, из-за которых младшее поколение не хочет перенимать опыт старшего поколения. Первый фактор – это наличие прошлого опыта советского образца, тогда как молодежь отдаёт предпочтение западному образу жизни. Второй фактор – обретение и повышение собственного статуса, и достижении социальной зрелости в критериях социального утверждения. По-моему мнению, необходимо помогать более старшим людям в освоении научно-технического прогресса. Это будет способствовать их социальной адаптации и более широкому пониманию несущих проблем молодёжи, которая не старается и не стремится прислушиваться к совета более мудрых людей, у которых существует жизненный опыт. Ведь гораздо проще, на мой взгляд учится на прошлых ошибках, чем совершать свои и впоследствии устранять их, а также пожинать плоды совершенных ошибок. Невозможно создавать новое улучшенное общество не оглядываясь на историю. Не стоит также забывать и то что люди старшего поколения прожили более трудную, необеспеченную и лишенную многих сегодняшних благ жизнь, что только укрепила и умножила их желание того, чтобы наша современная жизнь была менее ограниченной в предоставлении благ. Для этого нам необходимо более чётко и внимательно относиться к людям старшего поколения, которые зачастую очень нуждаются в нашей помощи не только материально но и чаще всего в моральной. Не стоит ставить на первое место удовлетворения своих избыточных запросов, нужно также стараться заботиться о тех людях которые в этом нуждаются. И вот тогда, по-моему твёрдому убеждению наше общество будет менее конфликтным и более терпимым, к своим гражданам как младшего так и старшего поколения.
Глава I Возраст и поколение………………………………………………………..5 1.1. Понятие возраста и поколения ……………………… ……… ………5 1.2. Возростные процессы………………………………… ……… ……….6 Глава II Причины возникновения конфликтных взаимоотношений родителей и детей, последствия межпоколенных конфликтов…………………….9 2.1. Конфликт поколений и его причины...……………………......……9 2.2. Причины обострений межпоколенных отношений……………....10 2.3. Факторы развития отклонений в межпоколенческих отношениях………………………………………………………….………12 2.4. Типы межпоколенческих конфликтов……………………….……..13 2.5. Негативные и позитивные последствия конфликтов между поколениями......................................................................................14 Глава III Урегулирование конфликтов поколений и поиски взаимопонимания…………………………………………………………..15 3.1. Трансформация конфликтного поколения…………………………15 3.2. Методы и последствия межпоколенного конфликта……………...16 3.3. Нарастание социальной напряженности…………………….………17 3.4. Урегулирование конфликтных проблем……………………….……18 3.5. Духовное отношение в семье……………..…………………………...19 Заключение…………………………………………………………………..25 Список использованной литературы………………………………….27 Введение Отношения между детьми и родителями является формирование личности ребёнка и его восприятием на жизнь. В каждой семье разные методы воспитания, ценности, установки, эмоциональное отношение, отношения к людям и материальным объектам - это основы культуры ребёнка. Семья может влиять как положительно, так и отрицательно на воспитание. В жизнь детей никто не сможет нанести столько вреда, сколько может нанести его самое близкое и первое окружение-семья. Ведь в жизни каждого человека возникали ситуации когда отсутствует взаимопонимание между близкими людьми старших или младших поколений, могут появляется несогласия и агрессия. Возникновения конфликта поколений образует недостатки и недоразумение между родителями и детьми. Считается, что проблемы нужно решать по мере их поступления, но разногласия и недопонимания с детьми желательно не откладывать на потом, чтобы не пришлось желеть в будущем о упущенных пробелах в воспитании. Сейчас молодое поколение является носителем всего нового и они избавляются от старых норм и ценностей, которые привычны старому поколению, внося свои корректировки. Старшее же поколение не изменяет себе и остается по-прежнему консервативным. Многие авторы отводят важную роль теме разногласию поколений и воспитанию ребёнка в раннем возрасте, потому что это глобальная проблема и вечный конфликт, который никогда не изжить, а стоит только глубже изучить и проконтролировать направляя в нужном направлении. Авторы, разбирающие эту проблему (И. А. Логинова, Л. Г. Матвеева, Р. В. Бортов, М. В. Быкова и другие). Им очень трудно прийти к общей точки зрения. Ведь во всех поколениях были разные образы жизни, привычки, вкусы, увлечения и развлечения. Поэтому сравнивать разные поколения бессмысленно. Каждое поколение стоит на головах предыдущего, не всегда осознавая эту последовательность. Детско-родительские отношения описываются разными понятиями и терминами авторов. Практически у всех авторов можно увидеть сопоставление, которые создают двойственные разногласия так называемый «конфликт поколений», который является результатом быстрого развития общества. Раньше два или три поколения могли ввести схожий образ жизни в одной и той же обстановке и им не составляло это труда, потому что развития было слишком медленным, а на сегодняшний день мир усовершенствуется каждую минуту. Старшее поколение часто не знает о многих современных технологиях и прогрессах, которые используют их дети. Они не интересуется всеми новинками объясняя это тем, что у них нет в этом необходимости. Быть на ровне с молодежью - это скорее единственный способ справиться с конфликтом поколений и избежать его. У многих родителей есть ошибка сравнивать возраст детей с возрастом, когда они сами были того же возраста. Это неправильно, ведь жизнь не стоит на месте, а усовершенствуется добавляя в себя новые краски. Сегодня понимание жизни современных детей сможет лучше оценить ситуацию и принять правильное решение идти в ногу со временем. Цель - выявить конфликт между поколениями и научится избегать его. Задачи: Понятия возраст и поколение; Выявить причины конфликтных взаимоотношений родителей и детей, последствия межпоколенных конфликтов; Урегулирование конфликтов поколений, последствия недопониманий между поколениями и поиски взаимопонимания
Возраст и поколение Понятие возраста и поколения
Понятие « возраст » выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение» — это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, — одновременно живущие люди близкого возраста. А.И. Афанасьева определяет поколение как «объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами». Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия: • степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение); • сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время. • современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста. • отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В общем, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен. Поколение – это временная категория, в связи с этим, смена поколений — это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Термин «возраст » употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени.
Возростные процессы Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций: • Индивидуальное развитие. • Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества. • Возрастной символизм. Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу. Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью считалась женитьба. Жизнь неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда резко менялся весь уклад и быт человека. Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся только к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст. Артур Шопенгауер в «Афоризмах житейской мудрости», формулирует одну из ключевых идей. Суть её заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. Философ фокусирует внимание именно на позитивных моментах в старости, человек более умело оберегает себя от несчастий, он способен наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем. Старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от волнений юности. Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности. В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость — есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке. В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость («паспортная») – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса. Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении — к улучшению. Однако – это не так. Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования». Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет ей свою картину мира. Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций. Старый человек — одновременно и не человек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными. Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей», которое смело можно отнести к вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой социальных новаций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.074 с.) |