Противодействие существа импульсивного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Противодействие существа импульсивного



 

Не надо думать, что всякое действие, предположенное нашей волей, было одинаково легко исполнимо в любой области. Каждое утверждение могущества воли предшествуется и сопровождается противодействием со стороны существа инстинктивного, такого подчас энергичного, что личность, расположенная действовать, подпадает унынию и слабости, заставляющих отложить исполнение до другого дня, в ущерб могуществу воли. в действительности умственный труд может быть осуществлен при условии полного подчинения существа импульсивного человеку воли, хотя бы на короткое время. Но для этого требуется особое развитие.

Такое утверждение покажется смешно и невероятно. Но нет ни одного артиста или писателя, который не испытал бы его на себе. Предположим, что после долгих сборов и откладываний вы принимаетесь за умственный труд. Вы воображаете, что усилие воли, употребленное вами для того, чтобы засесть за работу, достаточно, и что теперь все пойдет как по маслу, но, едва вы сели за дело, является необходимость куда‑нибудь сходить. Вам кажется, что на воздухе ваша идея прояснится и определится, и эта мысль так сильна, что вы встаете и оставляете свою работу. в этом случае вы подпали влиянию существа импульсивного, так как ваши идеи нисколько не сделались яснее и центр инстинктивный, для которого движение является характерным действием, обманул вашу бдительность.

Но предположим, что вы поняли ловушку и, вместо того чтобы уступить, делаете над собой усилие. Тогда импульсивное существо действует иначе – необходимость моциона исчезает, как по волшебству, и взамен его является всевозрастающая жажда, делающая мозговую работу все более затруднительной.

Это другая западня инстинктивного существа, так как каждый глоток жидкости всасывает в себя частицу нервной силы мозга и тем задерживает осуществление вашего предприятия.

Но вот вы одолели это ощущение, и перо ваше работает, тогда начинается действие других импульсивных центров.

Физические надобности молчат или утихают, но их заменяют возбуждения чувственные. Образы прошедшей борьбы, прежние привязанности, честолюбивые помыслы представляются одно за другим, и невидимая сила заставляет вас бросить перо, откинуться на спинку кресла и предаться мечтам.

Теперь остается описать самую опасную западню, которая предстоит тому, кто сумел избежать других. Когда исследователь имеет силу противодействовать соблазнам пищи, возбудительным порывам гнева и чувственным соблазнам и идет твердо по своему пути, он вдруг останавливается, озаренный чудной идеей, до сих пор не приходившей ему в голову и которая ему открывает широкий, еще не исследованный горизонт. За ней следует другая идея и, наконец, целая серия, и все это так неожиданно и так восхитительно, что он быстро бросается к бумаге или холсту и лихорадочно набрасывает отметки, постепенно удаляющиеся от занимающего его предмета. Когда он приходит в себя, мозг его устал и не может ему служить далее. Тогда он тщательно собирает сделанные им драгоценные отметки, что повторяется ежедневно, и дело на этом останавливается. Это и есть уловка противодействия умственной сферы, которая, не желая подчиняться деспотизму сдерживающей ее воли, для минутного бездействия, соблазняет ум автора красотой идей сбросить ярмо той силы, которая только что властвовала над ней.

Знакомство с уловками импульсивного существа – одно из самых полезных как наилучшее средство для борьбы с ним. Действительно, терпение и устойчивость, противопоставленные импульсивному существу, быстро и верно достигают цели, и маг не должен ни на одну минуту упускать из виду цель, к которой он стремится, помня легенду о сиренах древности.

 

 

Глава VII

Развитие воли [14]

 

Сила воли

 

Классические философы рассматривают человеческую душу как состоящую из трех разделов, в чем совершенно согласны с учением Оккультизма.

То, что чувствует, – или чувствительность.

То, что мыслит, – или ум.

То, что хочет, – или воля.

Мы уже видели, как специальное развитие дозволяет усовершенствование того, что чувствует, и того, что мыслит; теперь остается рассмотреть последнюю часть – развитие воли.

Это развитие, начатое различными физиологическими и психическими упражнениями, о которых мы говорили, дополняется усовершенствованием четырех органов проявлений воли: взгляда, речи, жеста и походки или вообще действий.

Итак, Магия, рассматривая главным образом внешние проявления тайных соотношений, приписывает каждому из этих органов различные символические способы проявления, знакомство с которыми необходимо изучающему эту науку. Таким образом, Магические Зеркала служат для развития взгляда. Магическая Палочка и Шпага способствуют воспитанию жеста, равно как и Пантакли, называемые Талисманами, наконец, начертание Кругов и надписей соответствует развитию последнего из органов проявления – походки и самообладания.

 

Воспитание взгляда

 

 

Магическое зеркало.

Магнетизм [15]

 

Магические зеркала – суть приборы, сосредоточивающие астральный свет, поэтому уголь, хрусталь, стекло и металлы могут употребляться соответственно тому, что желают предпринять. Не вдаваясь в подробности производства опытов с магическими зеркалами, мы займемся устройством и действием этого прибора.

Самое простое из Магических зеркал – хрустальный стакан, наполненный чистой водой. Его ставят на белую скатерть, помещая за ним прибор освещения. При таком простом устройстве мы получали очень интересные результаты.

Таким образом, желая убедить неверующего, мы предложили его дочери, молодой девушке, смотреть пристально в центр стакана, держа над ее головой свою правую руку. Молодая ясновидящая немедленно начала описывать сцену, происходившую на довольно отдаленном расстоянии. Проверка подтвердила сообщение.

Мы также производили опыт, разъясненный Калиостро, над женщинами, не поддававшимися гипнотизму, и получали немедленно замечательные результаты. в этом случае надлежит произвести наскоро освящение зеркала и сделать призыв Анаеля, согласно правилу, описанному в третьей части.

Есть еще категория зеркал, употребляемых арабскими Магами и притом очень легко изготовляемых.

Достаточно вычернить воском ноготь большого пальца нервного ребенка и сделать предписанное вызывание, сжигая подходящие благовония во время действия.

Можно также зачернить углем или итальянским карандашом четвертушку рисовальной бумаги. Таким способом получаются зеркала, отражающие впечатления нервных лиц.

Путешественники описывают различные Магические зеркала, употребляемые на Востоке. См. Un Badaud. Coup d’oeil sur la Magie. Dentu, 1892.

Мы лично делали опыты с магическим зеркалом, привезенным из Индии. Оно имело форму хрустального шара, отражающего свет.

Под этим шаром было устроено маленькое помещение, служившее для того, чтобы класть туда предметы, принадлежавшие лицу, о котором спрашивали ясновидящего.

Опыты, произведенные с загипнотизированными лицами, давали замечательные результаты.

В общем, все эти зеркала служат единственно для сосредоточения в одном пункте части астрального света и установления связи нашей личной жизни с жизнью всеобщей, с хранителем форм.

Не следует воображать, что, взглянув от нечего делать в магическое зеркало, увидишь тотчас отражение вызываемых форм. Магические операции, даже самые незначительные, требуют большого напряжения ума, полного спокойствия и в особенности глубокого сознания трудности предпринимаемой задачи.

Следовательно, только прогрессивным развитием достигаются видения в зеркале, и здесь мы дадим еще несколько необходимых советов.

Положим, что опыт производится с должным спокойствием и сосредоточенностью. Тем не менее этого еще мало; есть еще препятствие, которое необходимо преодолеть.

Смотря некоторое время пристально в центр зеркала, чувствуешь своеобразное покалывание глаз, вынуждающее иногда опускать веки, моргнуть, чем разрушается результат предшествовавших усилий.

Мигание производится импульсивным существом человека и представляет действие чисто рефлекторное, его следует преодолеть волей, на что достаточно нескольких дней при двадцатиминутном ежедневном упражнении.

В тот момент, когда чувствуешь покалывание глаз, надо напрячь свою волю, чтобы воспрепятствовать векам опуститься, и, как мы сказали, этого нетрудно достичь.

Когда желание моргать будет побеждено, смотрящий увидит, что цвет зеркала изменяется, он увидит исходящие из зеркала флюиды, сперва красные, потом голубоватые, напоминающие цвет электрических истечений, и тогда только начнут появляться в зеркале определенные формы.

В третьей части читатели найдут все подробности, касающиеся освящения зеркала и благовоний. Драгоценные указания находятся также у Катанье, в той главе его Мистической Магии, которая посвящена Магическим Зеркалам[16].

То, что мы сказали о воспитании взгляда и его пристальности, применимо и к опытам магического очарования.

В этом случае глаз очарованного действует как зеркало и получает флюидические токи из глаз очарователя.

Настоящий магнетизм требует иного способа, чем выделение флюида: нужно его сосредоточение и накопление вокруг магнетизера. в этом единственный секрет исцелений, достигаемых с помощью человеколюбия. Чтобы это понять, надо припомнить, что есть два способа действовать: первый – испуская большое количество флюида с наморщенным лбом и строгим видом, – это способ отталкивающий, как бы для защиты себя от существ психических, и второй, наоборот, с сосредоточенным желанием достигнуть результата. в этом случае явится притяжение флюида к магнетизеру, которому достаточно динамизировать его и направить по назначению.

По‑испански слово «Querer» значит одновременно и любить, и хотеть; вот ключ целительного магнетизма. Магнетизировать следует более сердцем, чем головой.

Определение, может быть, несколько грубоватое, но точно отвечающее действительности.

Мы еще будем говорить о желании и его могуществе еще более сильном, чем побуждение грубого хотения.

 

Слово [17]

 

Мы знаем, какое место в современной науке занимает теория вибраций, но учение это было всецело отнесено к области фактов физических, и едва ли пленительные доводы Фламариона привлекли в достаточной степени внимание на результаты, касающиеся психической области, которые можно извлечь из этого ученья. Оккультизм доказывает, что каждое колебание физического плана определяет изменения особого состояния в планах астральном и психическом. Отдавая себе отчет в этом определении и о его результатах, можно понять значительное влияние человеческой речи на все планы Природы.

Речь состоит одновременно из трех актов действия:

звуковой – приводящий в движение план физический;

выделение известного рода жизненного флюида – приводящего в движение план астральный;

освобождение и творчество некоторого психического существа или идеи, которой звук дает тело, а произношение – жизнь.

Каждая идея, таким образом осуществленная и проявленная в материальном мире, как бы реальное существо, а затем постепенно исчезает, по крайней мере в плане физическом.

Продолжительность существования идеи зависит от силы напряжения ума, которому она обязана своим происхождением, то есть от количества жизненной силы, на нее затраченной. в некоторых случаях человек посвящает всю свою частную жизнь какой‑нибудь благотворительной цели в астрале, и в особенности в божественном плане создаются течения замечательной силы. Там‑то и надо искать истинные причины преследований и попыток будущих последователей философских и религиозных учений.

Речь есть орудие производительности ума, что было доказано в 1839 году Мальфати де Монтереджио и детально выяснено благодаря современным трудам Вюржея в его «Анатомической философии».

Старинная христианская легенда говорит, что дьявол не может схватить мысль, пока она не материализовалась в речи.

Есть наука о речи, имеющая несколько названий и старательно охраняемая двумя посвящениями: южным в мантрах (стихах), на санскритском языке, и восточным – в каббалистических правилах, на еврейском языке. Вторая, более доступная уму современного европейца, послужила основой настоящего раздела. Лица, более или менее знакомые с Оккультизмом, знают, что такое Каббала, поэтому достаточно напомнить, опытные в Магии каббалисты приписывают особенное влияние еврейским словам при воздействии на астрал; отсюда ясно происхождение фраз, отчасти искаженных в гримуарах и употребляемых во время заклинаний. Мы только перечислим необходимые названия для исполнения установленных правил в опытах.

Эти слова служат как бы оболочкой высших идей и большей частью составляют синтетические формулы, напоминающие астральным существам науку человека. Сверх того, маг динамизирует эти формулы увлеченностью, которую ему придает удача прежних опытов, как его личных, так и его наставников. Успеху способствует выделение флюида, особенно сильное у невежд – деревенских колдунов, слепо верящих в эти формулы, которых они не понимают.

Таким образом, колдун, зная банальные еврейские фразы, добивается часто замечательных результатов не потому, что произнес еврейские слова, но благодаря жизненной силе воображения, выраженной этими словами. Следовательно, развитие речи – условие самое необходимое для успеха мага, и правила этого развития заключаются в молитвенных обрядах, о которых будет сказано в третьей части.

Что следует запомнить в настоящее время, это единственное затруднение, могущее встретиться при вызывании, внезапный перерыв речи; ввиду чего весьма важно, чтобы маг вполне владел своим импульсивным существом, дабы избегнуть случайности, могущей иметь пагубные последствия.

 

Жест

 

Взгляд и речь, рассматриваемые как способы выражения мысли, заключают большой недостаток в том, что они непродолжительны, вот почему жест имеет преимущество, рассматриваемое как сосредоточение идеи. То или другое применение жеста составляет: рисование, письмо, живопись, скульптура и все искусства, переходящие будущим поколениям, отпечаток осуществления идеи.

Письмо представляет, в сущности, материализованную идею, так же как и рисунок; таким образом, все, изучавшие хоть немного оккультные науки, знают, что эти формы бывают осуществлены в астрале ранее появления их в плане физическом: они представляют как бы отражение физических существ в астральном плане.

Вот почему синтетический образ, проявляющий физическое могущество, сообщаясь непосредственно астральному плану, будет иметь сильное влияние на населяющие этот план существа. Например, человеческое существо, воля которого достаточно развита, производит меньшее впечатление на астральных существ, чем на физического человека.

Человек, каков он есть на земле, заметен для других людей посредством глаз, органов чисто физических: видят его одежду, цвет волос и прочее, но о его внутреннем существе можно судить только по его привычкам и наклонностям. Наоборот, в астральном плане заметно только это нравственное существо: человек кажется более или менее светящимся соответственно своему психическому совершенству. Это свечение состоит из флюидических разноцветных линий, совокупность которых представляет довольно точно фигуру магической пентаграммы.

Итак, когда представляют пентаграмму астральной силы, которая вследствие земных жизненных флюидов может видеть эту фигуру, то эта астральная сила бывает подавлена этим настолько, как если бы перед ней находился человек с большой волей, так как восприятие одинаково, вследствие того, что в астральном плане видны лишь синтетические схемы.

Таково происхождение этих странных фигур, называемых планетными или ангельскими знаками и находящимися почти на всех талисманах, представляющих синтетическое резюме нравственных законов высшего значения. Это покажется парадоксальным, но опыты, производимые в течение трех лет над существами гипнотическими, и результаты, от них полученные, служат достаточным тому подтверждением. Лет через пятьдесят будут понимать силы астральные так же, как теперь понимают тепло, и тогда увидят, что тайные поучения Каббалы не обман, а, напротив, истина.

Но жест, чтобы влиять на астрал, не требует сосредоточения на физическом веществе, например: знак креста, изображенный простым движением руки, как учит христианство, – есть талисман замечательной силы, если он произведен с волей и сильной верой, служа знаком союза Бога с человеком, для борьбы с побуждениями вещественными.

Итак, Магия дает в распоряжение ученика целую серию орудий для поддержки жестов – орудий, о которых мы будем говорить во второй части.

 

Походка

 

Взгляд, слова и жест нами просмотрены. Остается упомянуть о походке, благодаря которой человек целиком переносится в разные места.

Передвижение тела в материальном плане сопровождается перемещением флюидических слоев в астрал.

С каждым шагом человек притягивает или отталкивает флюиды, непрестанно скрещивающиеся в формирующем плане природы. Большинство людей являются совершенно беспомощными в руках Судьбы, не имея об этом ни малейшего представления.

Черные предчувствия или таинственный голос Бесконечного волнуют большей частью только поэтов или женщин, подвластных деспотическому богу любви.

Итак, после известного напряжения воли человек, проходя, оставляет за собой флюидический и динамический след. Таким образом, очерчивающий круг и этим утверждающий свою волю, два раза проходя тем же путем, получает пространство, которое доступно для зрения ясновидящих, но недоступно существам астрального плана. Припомните тройной круг, описанный колдуньями около котла, в «Макбете», и вы еще раз увидите, как хорошо Шекспир знал Оккультизм.

Прежде чем сорвать растение или приступить к ограждению себя от злых духов, маг утвердит свою волю тройным рядом флюидов, окружающих место производства операций. Такого рода перемещения в отношении влияния на астрале равносильно жесту, которым что‑либо нарисовали или изобразили в материальном плане. Опыт, предлагаемый Эл. Леви и имеющий большое значение, заключается в преодолении усталости, являющейся от продолжительной ходьбы, для осуществления своей воли на каком‑либо предмете.

Так, например, возвращаясь вечером после продолжительной прогулки, при сильном желании отдохнуть, сделайте напряжение воли и отправьтесь в место, находящееся на расстоянии получасовой ходьбы; поднимите первый попавшийся вам камень или другой предмет и тогда уже вернитесь домой. Эта вещь, символ произведенного усилия, будет для вас талисманом более действенным, чем все амулеты и четки.

Весь секрет психического действия паломничества заключается именно в этом.

Маленький камень, поднятый в два часа ночи на высотах Монмартра, при возвращении сильно усталым, дал мне возможность выполнить очень интересные магические действия.

 

Гипнотизм

 

Мы уже знаем на основании ранее изложенной теории, что всякое ненормальное возбуждение одного из импульсивных центров вызывает нарушение связи между импульсивным существом и человеком воли.

Отсюда вытекает существование некоторых психических состояний в человеке и животных, состояний, которые обозначаются общим названием гипнотизма и магнетизма.

Магнетизм, пользующийся флюидическими силами человеческого существа, есть одна из экспериментальных ветвей Магии, как это доказал Дюпоте; но это не вся Магия, как он утверждал после слишком поверхностного изучения, ибо напрасно искать в «Разоблаченной Магии» сколько‑нибудь серьезного описания звезд и практического определения их влияния.

Гипнотизм, как это показал де Роша, есть переходное состояние между бодрственным состоянием и теми магическими состояниями, которые упомянутый исследователь называет «глубокими состояниями гипноза».

Оставляя в стороне теоретические рассуждения, мы посмотрим, каковы различные практические методы для вызывания в человеке гипнотического состояния.

Классификация этих методов такова.

1. Определение гипнотической восприимчивости субъекта.

2. Гипнотизация субъекта.

3. Фазы и глубокие состояния гипноза.

4. Различные способы пробуждения.

 

1

Состояние восприимчивости

 

Несмотря на утверждения некоторых медицинских школ, можно сказать, что не всякий восприимчив к гипнозу.

Около 40 % мужчин и 60–70 % женщин считаются безусловно восприимчивыми.

Некоторые приемы позволяют сразу судить о степени влияния гипноза на субъект.

Между этими приемами можно отметить:

1. Притяжение назад (способ Мутена).

2. Притягивание мизинца.

3. Внушение в бодрствующем состоянии.

4. Действие блестящего предмета.

5. Действие вращающегося зеркала.

6. Действие магического зеркала.

Опишем вкратце каждый из этих приемов.

Притяжение назад. Поставьте субъекта так, чтобы его ноги были соединены. Наложите ладони на его лопатки, держась позади него, и через некоторое время тихонько отнимите руки. Если вы имеете дело с чувствительным субъектом, то его плечи последуют за движением ваших рук, и он будет притянут назад против своей воли.

Притяжение мизинца. Попросите субъекта дать вам правую руку, сняв с нее перчатку. Положите руку ладонью вниз и слегка надавите вашей левой рукой на пальцы субъекта, оставляя мизинец свободным, сделав это, притягивайте к себе при помощи горизонтальных медленных пассов этот мизинец, продолжая до тех пор, пока он не последует за движением притяжения.

Тогда можно сделать словесное внушение субъекту и мизинцу, чтобы он оставался вдали от других пальцев, несмотря ни на что, пока вы не прекратите этого явления. После опыта необходимо освободить (degager) мизинец, кисть руки и предплечье при помощи холодного дуновения.

Внушение в бодрствующем состоянии. Это внушение достигается так: пристально смотрят в глаза субъекта и приказывают ему твердо и авторитетно сделать то или другое (закрыть глаза и не быть в состоянии их открыть, не быть в состоянии открыть рот и т. д.). Субъекты, восприимчивые к этому приему, являются наиболее сенситивными.

Действие блестящего предмета и вращающегося зеркала. Заставляют субъекта фиксировать взгляд на блестящей точке (подвижной или неподвижной), и, если через несколько минут субъект чувствует тяжесть в веках и неодолимое желание спать, можно без боязни довести такого субъекта до гипнотических фаз.

Влияние магического зеркала. Лица, восприимчивые к гипнозу, видят цвета и формы, если их поместить перед магическим зеркалом, они способны стать превосходными сенситивами.

Оставив невосприимчивых субъектов, пользуются более восприимчивыми для дальнейших опытов.

 

2

Гипнотизация субъекта

 

Субъект, оказавшийся восприимчивым, может быть загипнотизирован.

Есть несколько приемов гипнотизации. Из них мы опишем следующие:

1. Простое внушение.

2. Блестящая точка.

3. Вращающееся зеркало.

4. Взгляд.

5. Пассы.

Простое внушение. Фиксируют, с мягкостью взгляда, глаза пациента и приказывают ему их закрыть; затем ему предлагают (по‑прежнему очень мягко) потерять чувствительность кожи и в этот момент утверждают (без резкости), что он заснул, что он чувствует, как сон овладевает им все более и более. Это действительно случится, если пациент хоть немного восприимчив.

Блестящая точка. Это наиболее известный прием. Заставляют субъекта фиксировать блестящую точку (например, никелевую пуговицу, лезвие ножа, маленькое зеркало и т. д.), помещенную на уровне лба, напротив переносицы. Это положение принуждает субъекта сводить глазные оси в одну точку; гипнотизация наступает быстро.

Вращающееся зеркало. Пользование вращающимся зеркалом д‑ра Люиса имеет преимущество над другими способами ввиду своей надежности и быстроты действия. Мы рекомендуем особенно зеркало с одной головкой и покрытое никелированной медью. Ставят это зеркало на уровне глаз пациента на расстоянии 50 см, проверив, попадает ли в глаза мерцание света. Субъект сидит в кресле, причем его голова опирается на что‑нибудь. Сон наступает через 20–30 минут.

Взгляд. Применение при гипнотизации взгляда является утомительным, но очень энергичным приемом и дает результаты тогда, когда другие приемы не удались. Субъекта сажают перед собой, спиной к свету. Берут обе его руки и захватывают большие пальцы всей рукой. Затем начинают пристально смотреть по правилам, указанным при развитии взгляда, в зрачок правого глаза субъекта. Результат наступает еще быстрее, если при этом применяется внушение.

Пассы. Начинают так же, как в предыдущем случае, но оба больших пальца субъекта находятся в левой руке магнетизера; в течение 5–6 минут последний производит пассы правой рукой сверху вниз, начиная с головы и кончая областью желудка. Затем он опускает руки субъекта вдоль его туловища и продолжает пассы обеими руками. Сон, полученный этим приемом, отличается от сна, вызванного гипнотическими приемами.

 

3

Определение фаз

 

I

В первой из гипнотической фаз все члены субъекта расслаблены: если у него берут руку и отпускают – она падает без сопротивления со стороны субъекта, который спит глубоким сном и походит на мертвецки пьяного человека. Дыхание глубоко и правильно. Это – фаза летаргии.

II

Если вы насильно откроете глаза субъекту, находящемуся в летаргической фазе, или подействуете на него иным способом, возникает вторая фаза.

Члены коченеют и сохраняют положение, которое им придают, каковы бы ни были эти положения. Глаза субъекта неподвижны (заметьте это) и смотрят прямо перед собой или в то место, куда вы направите его взгляд. Субъект не слышит вас, как бы громко вы ни говорили. Он совершенно закрыт для внешнего мира. Это – фаза каталепсии.

В этом состоянии можно положить голову субъекта на один стул и ноги – на другой; туловище остается на весу. в этом состоянии вызывается экстаз.

III

Если вы теперь подуете в глаза субъекта, или станете делать пассы, или слегка потрете ему лоб, состояние совершенно меняется.

Субъект говорит и действует, как в бодрственном состоянии, но не осознает окружающей среды и не дает себе отчета в том, где он находится.

Это – третья фаза: сомнамбулизм. в этом состоянии субъект обнаруживает характерные особенности, знание которых очень важно.

Прежде всего он поддается внушению. Можно приказать ему видеть и делать что‑либо не только во время сна, но и по пробуждении, это видение сохранится, это действие будет выполнено через несколько дней, месяцев и даже через год.

В момент выполнения внушения субъект становится бессознательным и подчиняется побуждению, не рассуждая, и, что очень важно, он внезапно теряет чувствительность, которая возвращается по выполнении внушения. Субъект увидит, что ему прикажут, и сделает приказанное, исключая некоторые случаи, которые мы здесь не будем излагать.

В сомнамбулическом состоянии обнаруживается еще способность изменения личности.

Вы говорите субъекту: ты такой‑то депутат, говорящий речи в палате. Субъект тотчас входит в роль лица, которое вы ему указали, и выполняет все его особенности, ему указанные. Можно, по желанию, менять личность несколько раз.

В этом же состоянии у некоторых загипнотизированных субъектов является видение на расстоянии.

Резюмируя все сказанное, мы видим, что характеристика трех состояний следующая:

1. Летаргия. – Глубокий сон.

2. Каталепсия. – Неподвижные глаза, окаменевшие члены.

3. Сомнамбулизм. – Восприимчивость к внушению. Изменение личности. Видение на расстоянии.

Мы описали главные фазы. Существует, без сомнения, большое число промежуточных состояний и комбинаций этих фаз между собой. Но бесполезно запутывать вопрос.

В заключение отметим, что, согласно указаниям гипнотизеров, фазы следуют в таком порядке:

1. Пробуждение. 2. Летаргия. 3. Каталепсия. 4. Сомнамбулизм.

5. Пробуждение. 6. Летаргия. 7. Каталепсия. 8. Сомнамбулизм.

9. Пробуждение и т. д.

Эти фазы представляют из себя круговой процесс.

 

Пробуждение субъекта

 

Никогда не следует усыплять, не будучи опытным в практике различных способов пробуждения. На этой почве может быть много неожиданностей, и это сбивает с пути начинающих операторов, легко теряющих хладнокровие.

Можно разбудить субъекта следующими приемами:

1. Пробуждение простым внушением или по приказанию.

2. Пробуждение дуновением.

3. Пробуждение пассами.

4. Пробуждение взглядом, без внушения.

5. Пробуждение при помощи комбинации первых способов.

Пробуждение по приказанию. Когда субъект находится в фазе сомнамбулизма, ему приказывают проснуться тотчас, без всяких вредных последствий. Можно приказать ему проснуться при троекратном хлопанье в ладоши или как‑нибудь иначе. Этот прием предпочитается в фазе сомнамбулизма; часто он удается, когда объект находится в состоянии летаргии, но только не так быстро действует.

Пробуждение дуновением. Сильно дуют между глаз субъекта, что и пробуждает его, и устраняет вредные последствия гипноза[18].

Пробуждение пассами. Один из лучших способов, особенно при состоянии глубокого гипноза. Делают несколько раз горизонтальные пассы обеими руками, сначала на уровне груди, затем на уровне головы субъекта. Пробуждение получается медленное, но зато нет никаких вредных последствий, субъект вполне освободится от излишка флюида.

Пробуждение взглядом. Употребляется тогда, когда субъект почему‑либо сопротивляется внушению. В этом случае надо пристально смотреть субъекту между глаз, на высоте середины лба. Пробуждение наступает скоро, причем не бывает сказано ни одного слова.

Сложный способ. Наилучшие результаты получаются, если будят субъекта способом, являющимся комбинацией из вышеприведенных.

1. В фазе сомнамбулизма внушение делается тогда, когда дуют между глаз. Полное пробуждение наступает немедленно.

2. Сделав это, дуют в указанное выше место, делая пассы над лбом субъекта.

3. В заключение дуют последний раз, когда субъект совершенно пробужден.

Когда имеют дело с трудным случаем, например с субъектом, находящимся в состоянии глубокой летаргии и отказывающимся повиноваться внушению, нужно постараться вызвать гипнотическую фазу каталепсии или сомнамбулизма и тогда внушить субъекту, что он должен проснуться в определенный срок (через полчаса или час), сопровождая это внушение дуновениями и пассами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.124 с.)