Помогают ли программы для тренировки мозга стать хитрее. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помогают ли программы для тренировки мозга стать хитрее.



 

Программы для тренировки мозга очень популярны в наше время. Преимущественно они адресованы пожилым людям, но с помощью хорошо с точки зрения дизайна оформленных маленьких компьютеров промышленность держит и молодой мозг школьников на мушке. Занимательные и умные упражнения обещают помочь улучшить концентрацию, расширить объем памяти, улучшить ее и даже стимулировать творческую деятельность. Многообещающая реклама позволяет родителям надеяться, что умная игрушка поможет их детям и в улучшении школьных оценок. В конце концов, умственная гимнастика с помощью техники обещает умную голову в противоположность просмотру телевизора.

Хотя исследования в этой области находятся еще в самом начале, уже есть некоторые положительные результаты. В принципе мозг рад, когда им пользуются. Если он правильно ответил на поставленный вопрос, выплеск гормона дофамина вызывает ощущение счастья. Так происходит и во время игры в судоку, при разгадывании загадок, решении кроссвордов и современных играх для гимнастики ума.

Однако интерес для исследований представляет тот факт, в какой мере специальные программы могут расширить мощность рабочей памяти. Рабочая память обрабатывает входящие сведения. Она используется постоянно для обработки повседневных событий. Если ученик должен решить комплексное задание по математике, его задача состоит в том, чтобы по возможности удержать множество отдельных элементов в своем рабочем накопителе и обработать их. Так как деятельность рабочей памяти очень коротка, он должен сильно сконцентрироваться, чтобы цепочка мыслей не распалась и ему не пришлось начинать все сначала. Имеется много исследований, доказывающих, что благодаря научным программам тренировки мозга рабочую память можно расширять. Разумеется, при тренировке мозга такие упражнения нужно проводить часто и регулярно, и они должны становиться все сложнее со временем для достижения лучшего результата. Тот, кто только один раз в неделю посещает тренировки по фитнесу не добьется хорошей мускулатуры.

Имеется много причин, почему мы что‑то запоминаем и снова забываем. Однако некоторые принципы являются несомненным фактом, если речь идет о том, чтобы укрепить память и надолго запомнить какую‑либо информацию.

Память как мускул, который увеличивается, если его тренировать, и атрофируется, если с ним не работать. Недостаточная нагрузка вредит памяти, так же как и перенапряжение.

Системы памяти не работают отдельно от органов чувств. Они обязательно придают новой информации какое‑либо значение.

Память плохо работает в состоянии стресса.

Перевозбуждение препятствует оптимальному запоминанию учебного материала.

Чем более сконцентрированно, долго по времени и глубоко память обрабатывает новую информацию, тем легче ее потом вспомнить.

Память плохо сохраняет подробности и намного лучше – правила и связи между объектами.

Память всегда работает на ассоциациях.

Каждый новый учебный материал изменяет наш мозг и нашу память. Поэтому память каждого человека индивидуальна, и новая информация всегда присоединяется к его личным знаниям.

Чем больше мы учимся, тем легче нашей памяти сохранять новую информацию.

Новый учебный материал во время сна переходит в долговременную память.

Памяти нужен отдых.

 

 

Важность концентрации

 

Если человек хочет что‑то понять, он концентрируется на поиске решения. В своем сознании он выключает все, что могло бы отвлечь его от поставленного вопроса, и работает целенаправленно. Тот, кто умеет хорошо концентрироваться, быстрее добивается своей цели, чем тот, кто постоянно отвлекается на внешние раздражители. Во время занятий ученик должен все свое внимание направлять на новую информацию, сопоставлять ее с уже имеющимися знаниями и вникать в ее суть. Новая информация откладывается в промежуточной памяти, прежде чем благодаря многократной обработке отложится в долговременной памяти. Концентрация имеет огромное значение в самом начале путешествия новых знаний в память.

У 40% детей есть проблемы с концентрацией внимания. Они легко отвлекаются от заданий, теряют мысли. Это приносит существенный вред их успеваемости в школе. Современные дети и подростки привыкли к постоянному воздействию новых раздражителей, а также к быстрому получению чувства удовлетворения, поэтому им тяжело фокусироваться на занятиях, быстро и внимательно выполнять домашние задания. Однако без концентрации невозможно достичь успехов в учебе. Что происходит в голове во время этого процесса, как распознать проблемы с концентрацией и как помочь ребенку научиться концентрироваться – мы расскажем в следующих главах.

В каждом классе есть дети, которые мешают другим заниматься на уроках, в большинстве случаев причина их поведения проста: они не умеют концентрироваться. Им тяжело сосредоточиться на том, что не вызывает у них ярких эмоций и не обещает немедленного удовлетворения. Если мыслительный процесс идет трудно, например, не удается сразу понять задание к тексту, они просто откладывают учебник в сторону и меняют тему размышлений. Они словно переключают каналы телевизора. Даже высокий уровень интеллекта в этом случае не помогает, и самые удачные идеи по организации учебного процесса терпят неудачу.

Еще больше такие дети теряются, если им приходится работать самостоятельно. Вместо того чтобы решать задачи по математике, они будут болтать с друзьями по телефону или решат вдруг навести порядок в рабочем столе. Они часто путаются в мыслях, забывают дома учебники и тетради, не следят за временем и вечно опаздывают. Учеба дается им с большим трудом, так как им не хватает стимула. Ведь они ни разу не испытали чувство восторга, когда после долгих размышлений, наконец, в голове вырисовывается правильное решение. Они не погружаются в размышления настолько глубоко, чтобы перестать замечать, что творится вокруг. Им неведомо ощущение глубокого удовлетворения, когда после упорной и долгой подготовки экзамен по трудному предмету сдан успешно.

Школьник может полностью раскрыть свои творческие способности и воспользоваться потенциалом своего интеллекта, только если научится фокусировать внимание и игнорировать отвлекающие факторы.

Способность к концентрации не передается по наследству и не является вопросом интеллекта – ей можно научиться. В начальной школе дети могут сосредоточиваться только на несколько минут, и им часто нужны перерывы. С одиннадцатого года жизни ребенок учится лучше фокусировать свое внимание и уже может отделять настоящую информацию от вымысла. Учащиеся старших классов на одной теме могут концентрироваться уже 90 минут.

Все мы иногда попадаем в ситуации, когда нам трудно с обраться с мыслями, мы теряем нить рассуждений, отвлекаемся от поставленной задачи. Каждый может испытать что‑то подобное, например во время собеседования или за рулем автомобиля, когда возвращается поздно вечером домой, совершенно выбившись из сил на работе. Чаще всего проблема с концентрацией внимания возникает тогда, когда у человека нет желания выполнять стоящую перед ним задачу. В человеческом мозге внимание, как прожектор, направляется на конкретное дело, и тогда остальные впечатления, воспоминания и чувства на время приглушаются. Однако если мозг не получает точного сигнала о том, что это дело в данный момент является важнейшим и ему должен быть дан приоритет, внимание рассеивается.

Можно научиться концентрироваться даже на задачах, которые не доставляют удовольствия. Есть счастливые люди, которые с детства обладают этой способностью, однако можно приобрести этот навык и путем тренировки.

Родители всегда могут назвать много причин, мешающих их ребенку сконцентрироваться. Недостаток сна – очень частая причина, перевозбуждение слишком длительным просмотром телевизионных программ, отсутствие времени для завтрака, нервозность или шум в классе также часто мешают детям сосредотачиваться на учебе.

Рабочая обстановка при выполнении домашних заданий очень важна для эффективного обучения. Если рядом работает телевизор или кто‑то разговаривает, ребенок отвлекается и не может обработать новую информацию достаточно тщательно, чтобы понять ее и выучить. Даже если ребенок утверждает, что прослушивание любимой группы не мешает ему делать уроки, и вообще это «высоко интеллектуальный рок», помните, что в сознании в определенный промежуток времени может производиться только одно действие.

Хотя мы можем концентрировать фокус нашего внимания на одном и следить на заднем плане сознания со скользящим вниманием за чем‑то другим, как при вождении автомобиля, равная концентрация на двух вещах невозможна. В процессе учебы мозг ребенка должен находить связи нового материала с уже изученным и обрабатывать новую информацию глубоко и длительное время. При наличии внешних раздражителей это попросту невозможно. Человеческий мозг консервативнее, чем могли бы предположить «современные родители».

Мозг только на три секунды может концентрировать свое внимание на какой‑то информации, затем он хочет знать: «Что еще есть новенького?» В таком же трехсекундном такте работает и память. Ей нужна высшая степень концентрации, чтобы усваивать что‑то новое и творчески решать проблемы. Мозг обрабатывает новую информацию, как пластилин. При этом он берет дополнительные материалы из долговременной памяти. Затем смотрит, гармонирует ли старый материал со свежим. Если да, оба материала чудесным образом сливаются и затем определяются в долговременную память. Если нет, новый материал необходимо обработать еще раз.

 

Что такое концентрация?

 

Внимание не контролируется в какой‑либо определенной части мозга, эту функцию выполняет вся нейронная сеть, связывающая мозг воедино. Различные части головного мозга находятся в иерархических отношениях друг с другом и взаимодействуют по принципу разделения труда. Чем пластичнее участок мозга, тем легче он включается в процесс обучения, восприятия и хранения информации. Определенные вещества, вырабатывающиеся, когда человек пытается сосредоточить на чем‑либо внимание, «включают» нужные для данной работы области мозга, заостряют восприятие и координируют работу нейронных сетей, отвечающих за передачу сигналов. Эти вещества образуются в стволе головного мозга, и без них концентрация невозможна.

Общее внимание, обозначаемое научным термином «вигильность», приводится в действие норадреналином. Это вещество вырабатывается «синим ядром», крохотной областью мозга, состоящей всего из несколько тысяч нервных клеток, но связанной с большими частями всего головного мозга. Норадреналин активирует все процессы сознания. Он повышает кровяное давление и пульс, бодрит и заостряет восприятие.

Серотонин, производимый также «синим ядром», контролирует энергетический баланс в организме и подавляет возбуждение. Он оказывает влияние на многие миллионы нервных клеток головного мозга.

Ацетилхолин и дофамин, который часто называют одним из «гормонов счастья», служат для передачи сигналов от органов чувств и контролируют селективное внимание, при котором внимание фокусируется на определенной теме. Именно эти вещества активируют нервные клетки в гиппокампе, части лимбической системы, отвечающей за обработку чувств и порывов.

Если человек старается не упустить что‑либо из вида, в гиппокампе активируются области визуальной обработки; если он сосредоточенно слушает, например старается запомнить историю, чтобы позднее рассказать ее самому, то у него прежде всего пробуждаются области слуха и образного мышления. Чтобы заставить какой‑либо участок мозга эффективно обрабатывать информацию, человеку приходится целенаправленно фокусировать мысли на определенной цели.

Эволюция оптимизировала работу человеческого мозга, чтобы мы, вопреки ограниченной способности к обработке информации, смогли решать максимально большое количество проблем – за определенную цену: мы должны направлять внимание только на отдельные задачи. Нельзя в ходе беседы одновременно сконцентрироваться на двух людях, но можно быстро переключать свое внимание с одного на другого.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.230.164 (0.012 с.)