Организационно-методические формы занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-методические формы занятий



 

Развитие и совершенствование КС может осуществляться посредством различных ор­ганизационно-методических форм в любой части урока. В подготовительной и заключитель­ной основным способом организации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведении общеразвивающих координационных упражнений без предметов, с предме­тами, в ходьбе, беге, прыжках. В подготовительной части целесообразно проведение неко­торых специально-подготовительных координационных упражнений, в частности, подводя­щих и развивающих КС в беге, плавании, ходьбе на лыжах, коньках, прыжках, спортивно- игровых двигательных действиях. В этой же части урока можно найти время для ритми­ческих упражнений, заданий на равновесие [8].

Главные задачи координационного совершенствования школьников решаются все же в основной части урока. Координационные упражнения, как правило, рекомендуется прово­дить ближе к началу или середине основной части урока, пока у детей сохраняется опти­мальная психическая и общая работоспособность. В частности, специально- подготовительные (подводящие) координационные упражнения, относящиеся к определен­ному виду спорта, и упражнения, требующие от исполнителя КС с одновременным проявле­нием скоростных выполняют сразу после подготовительной части (после комплекса обще-развивающих упражнений, в процессе или после изучения нового материала, перед закреп­лением ранее изученного).

Ряд координационных упражнений можно проводить в середине, во второй половине или в конце основной части (соответственно упражнения, направленные на одновременное развитие КС и скоростно-силовых способностей, КС и силовых способно­стей, КС и выносливости). Упражнений, с помощью которых происходят одновременное развитие КС и гибкости, можно включать в любое время основной и даже заключительной части урока, где традиционно представлены задания на дыхание, внимание, восстановление и расслабление мышц. В заключительную часть может войти и ряд упражнений, выраба­тывающих чувство пространства, времени, дифференцирования мышечных усилий.

В основной части урока, где фронтальный способ организации сохраняет свое значе­ние, необходимо шире применять поточный, групповой и индивидуальный способы, особен­но с учащимися среднего и старшего школьного возраста.

Поточный способ организации занятий при развитии КС дает большую возможность наблюдать за индивидуальным выполнением достаточно освоенных координационных уп­ражнений и вносить соответствующие коррективы. Этот способ хорош при выполнении цик­лических и ациклических локомоций; акробатических упражнений, заданий с длинной ска­калкой и на равновесие; при изучении и совершенствовании технических приемов игры в баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол. Поточный метод применяется и при проведении комбинированных упражнений и эстафет, направленных на формирование одной или не­скольких КС. В зависимости от конкретных условий (подготовленности школьников, их ко­личества, сложности координационных упражнений) работу можно организовать в 2-3 потока. Например, упражнения в лазанье проводить при наличии нескольких гимнастиче­ских стенок; в равновесии – если есть 2 и более бревна. Две-три одинаковые полосы препят­ствий позволяют также организовать занятия в несколько потоков.

При групповой форме занятий класс делится на несколько групп (примерно по 3-5 че­ловек), которые расходятся по местам занятий (снаряды, тренажеры или специально обо­рудованные станции). Каждая группа выполняет определенные координационные упражне­ния заранее обусловленное количество раз. Закончив их, группы по часовой или против ча­совой стрелки переходят на следующее место занятий. По сигналу учащиеся начинают оче­редное задание и так до тех пор, пока не пройдут все станции. Применяемые для этой цели координационные упражнения должны быть достаточно разнообразными (рисунок 2.1, 2.2). Подобная форма организации занятий, обеспечивая широкое развитие разнообразных КС, доставляет детям много радости и удовольствия [12].

 

 

Рисунок 2.1 – Первая схема групповой формы занятий по развитию координационных способностей (В.И. Лях, 1989)

Рисунок 2.2 – Вторая схема групповой формы занятий по развитию координационных способностей (В.И. Лях, 1989)

 

Суть индивидуального подхода состоит в обучении двигательным действиям на осно­ве глубокого знания особенностей и возможностей учащихся. Уметь применять ин­дивидуальный способ организации учащихся – значит владеть педагогическим мастерством. Индивидуальные задания, с помощью которых решается задача улучшения недостаточно развитых КС, особенно эффективны в работе со старшеклассниками, которые выполняют упражнения самостоятельно. Для индивидуальных заданий выделяется время в основной части урока.

Однако целесообразнее проводить их в виде дополнительных заданий на КС во время разучивания и совершенствования техники движений. Это практикуют опытные педа­гоги, включающие дополнительные задания для учащихся в промежутки между подходами к основному упражнению, особенно если оно связано с многоочередностью выполнения. В ча­стности, дополнительные задания можно включать при выполнении прыжков в длину, высо­ту с разбега, упражнений на гимнастических скамейках, снарядах. Продолжительность до­полнительных заданий должна быть такой, чтобы ученики после них были готовы к выпол­нению основного упражнения.

Например, выполнив основное упражнение (прыжок в высоту с разбега), первые учащиеся самостоятельно приступают к дополнительным координацион­ным упражнениям (всевозможные нетипичные прыжки, совершаемые спиной и боком впе­ред, с доставанием подвешенных предметов, выполняемые при имитации бросковых шагов в баскетболе; при бросках мяча в кольцо в движении или в прыжке; при отбивании мяча в прыжке от щита или стены). Желательно, чтобы дополнительные координационные уп­ражнения были близки по смысловым и исполнительным компонентам к основным и совме­стно с ними обеспечивали широкую вариативность осваиваемого технического приема. До­полнительные задания на КС могут быть и другого содержания. Проводимые на специально отведенных местах, они должны быть доступны для самостоятельного выполнения и разно­образны по воздействию. В один урок рекомендуется включать от 3-4 до 5-6 дополнитель­ных упражнений в зависимости от уровня физической и координационной подготовленности учащихся, а также от рационального использования мест занятий, оборудования и инвентаря [9].

Для среднего и старшего школьного возраста рекомендуются индивидуальные зада­ния, дополнительные упражнения и задания на дом по развитию КС с учетом типа те­лосложения. В частности, учащимся астенического (слабого) телосложения, характеризую­щегося высоким ростом, узким и уплощенным туловищем, тонким костяком и слабой муску­латурой, необходимы в большем объеме упражнения на КС в сочетании с упражнениями по развитию силовых, скоростно-силовых способностей и выносливости (всевозможные зада­ния в прыжках, метаниях, упражнения с гантелями и гирями; одиночные и парные общераз-вивающие координационные упражнения; бег на лыжах по пересеченной местности). Школьникам дигестивного телосложения, отличающимся избыточным весом, полезны зада­ния по развитию КС в сочетании со скоростными упражнениями и упражнениями на вынос­ливость (длительная ходьба на лыжах, бег на коньках, бег по пересеченной местности, лаза­нье по гимнастической стенке).

Учащиеся торакального телосложения, для которых характерна грудная клетка ци­линдрической формы, умеренно развитая мускулатура, и мышечного - с рельефно вы­раженной мускулатурой - получают индивидуальные задания с учетом выявленных у них недостаточно развитых отдельных КС (например, КС группы метательных упражнений).

Одним из основных методов организации занятий при развитии КС, начиная с 7-го класса, является круговая тренировка в различных вариантах: 1-й – на каждой ступени уп­ражнения выполняют в пределах заданного количества повторений спокойно, точно, в про­извольном темпе. По общему сигналу все группы переходят на следующие станции, где вы­полняют очередные упражнения в том же порядке, и так до тех пор, пока не будет пройден весь круг; 2-й – на каждой станции координационные упражнения делают с возможно боль­шим числом повторений при условии правильного выполнения движений. Общее время про­хождения круга от занятий к занятию не меняется, увеличивается лишь количество повторе­ний. Между кругами дается отдых 3-5 мин; 3-й – в принципе такой же, как и первый вариант, но на каждой станции количество повторений упражнений не увеличивается, а сокращается время прохождения всего круга.

Станций и упражнений на них должно быть не менее 4 и не более 10. Чем старше де­ти, тем более может быть станций: в 5-6-х классах - 4-6, в 7-8-х - 7-8; в 9-11-х - 9-10. Дли­тельность выполнения упражнений на каждой станции – 30-45 с. Перерыв для отдыха и пере­хода от одного упражнения к другому - около 30 с.

Организация занятий на уроке физической культуры, направленная на развитие КС, включает и такую форму, как контрольные упражнения (тесты). Они проводятся для того, чтобы установить: уровень развития КС детей; темпы изменения этих способностей под влиянием целенаправленных занятий (например, после серии легкоатлетических или игро­вых уроков); эффективность выполнения домашних заданий; результаты, показываемые учениками в тестах на КС в сравнении с имеющимися нормативными. Выполняемые, как правило, на пределе возможностей, контрольные упражнения содействуют развитию К С.

В качестве организационно-методической формы, разносторонне воздействующей на координационную подготовку учащихся, можно рассматривать также подвижные и спортив­ные игры [3].

Таким образом, располагая знаниями о цели, задачах, основных положениях, средст­вах и методах развития КС, учитель физической культуры найдет много возможностей ис­пользовать материал комплексной программы физического воспитания для целенаправлен­ного их совершенствования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Под координационными способностями следует понимать умение человека наиболее совершенно, быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи, особенно возникающие внезапно и достаточно сложного уровня.

Соответственно, в структуре координационных способностей выделяют:

– способность к овладению новыми движениями;

– умение дифференцировать (степень дифференцирования) характеристики движений и управлять ими;

– способность к импровизациям и комбинированию в процессе двигательной активности (оригинальность решения двигательных задач).

Координационные способности спортсмена во многом определяются его двигательным опытом. Чем выше количество, сложность освоенных навыков, тем выше вероятность быстрого и эффективного решения возникшей двигательной задачи. Поэтому постоянное пополнение двигательного опыта – одно из условий совершенствования ловкости.

Задания, направленные на совершенствование ловкости, следует подбирать в соответствии с указанной выше структурой. Здесь достаточно широкий простор для творческого подхода к проблеме. Основная особенность заданий – их новизна, повышенная сложность, необходимость из ряда освоенных движений создать новое сочетание, подходящее к решению поставленной двигательной задачи.                                              

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.015 с.)