Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-методические формы занятий ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Развитие и совершенствование КС может осуществляться посредством различных организационно-методических форм в любой части урока. В подготовительной и заключительной основным способом организации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведении общеразвивающих координационных упражнений без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках. В подготовительной части целесообразно проведение некоторых специально-подготовительных координационных упражнений, в частности, подводящих и развивающих КС в беге, плавании, ходьбе на лыжах, коньках, прыжках, спортивно- игровых двигательных действиях. В этой же части урока можно найти время для ритмических упражнений, заданий на равновесие [8]. Главные задачи координационного совершенствования школьников решаются все же в основной части урока. Координационные упражнения, как правило, рекомендуется проводить ближе к началу или середине основной части урока, пока у детей сохраняется оптимальная психическая и общая работоспособность. В частности, специально- подготовительные (подводящие) координационные упражнения, относящиеся к определенному виду спорта, и упражнения, требующие от исполнителя КС с одновременным проявлением скоростных выполняют сразу после подготовительной части (после комплекса обще-развивающих упражнений, в процессе или после изучения нового материала, перед закреплением ранее изученного). Ряд координационных упражнений можно проводить в середине, во второй половине или в конце основной части (соответственно упражнения, направленные на одновременное развитие КС и скоростно-силовых способностей, КС и силовых способностей, КС и выносливости). Упражнений, с помощью которых происходят одновременное развитие КС и гибкости, можно включать в любое время основной и даже заключительной части урока, где традиционно представлены задания на дыхание, внимание, восстановление и расслабление мышц. В заключительную часть может войти и ряд упражнений, вырабатывающих чувство пространства, времени, дифференцирования мышечных усилий. В основной части урока, где фронтальный способ организации сохраняет свое значение, необходимо шире применять поточный, групповой и индивидуальный способы, особенно с учащимися среднего и старшего школьного возраста.
Поточный способ организации занятий при развитии КС дает большую возможность наблюдать за индивидуальным выполнением достаточно освоенных координационных упражнений и вносить соответствующие коррективы. Этот способ хорош при выполнении циклических и ациклических локомоций; акробатических упражнений, заданий с длинной скакалкой и на равновесие; при изучении и совершенствовании технических приемов игры в баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол. Поточный метод применяется и при проведении комбинированных упражнений и эстафет, направленных на формирование одной или нескольких КС. В зависимости от конкретных условий (подготовленности школьников, их количества, сложности координационных упражнений) работу можно организовать в 2-3 потока. Например, упражнения в лазанье проводить при наличии нескольких гимнастических стенок; в равновесии – если есть 2 и более бревна. Две-три одинаковые полосы препятствий позволяют также организовать занятия в несколько потоков. При групповой форме занятий класс делится на несколько групп (примерно по 3-5 человек), которые расходятся по местам занятий (снаряды, тренажеры или специально оборудованные станции). Каждая группа выполняет определенные координационные упражнения заранее обусловленное количество раз. Закончив их, группы по часовой или против часовой стрелки переходят на следующее место занятий. По сигналу учащиеся начинают очередное задание и так до тех пор, пока не пройдут все станции. Применяемые для этой цели координационные упражнения должны быть достаточно разнообразными (рисунок 2.1, 2.2). Подобная форма организации занятий, обеспечивая широкое развитие разнообразных КС, доставляет детям много радости и удовольствия [12].
Рисунок 2.1 – Первая схема групповой формы занятий по развитию координационных способностей (В.И. Лях, 1989) Рисунок 2.2 – Вторая схема групповой формы занятий по развитию координационных способностей (В.И. Лях, 1989)
Суть индивидуального подхода состоит в обучении двигательным действиям на основе глубокого знания особенностей и возможностей учащихся. Уметь применять индивидуальный способ организации учащихся – значит владеть педагогическим мастерством. Индивидуальные задания, с помощью которых решается задача улучшения недостаточно развитых КС, особенно эффективны в работе со старшеклассниками, которые выполняют упражнения самостоятельно. Для индивидуальных заданий выделяется время в основной части урока.
Однако целесообразнее проводить их в виде дополнительных заданий на КС во время разучивания и совершенствования техники движений. Это практикуют опытные педагоги, включающие дополнительные задания для учащихся в промежутки между подходами к основному упражнению, особенно если оно связано с многоочередностью выполнения. В частности, дополнительные задания можно включать при выполнении прыжков в длину, высоту с разбега, упражнений на гимнастических скамейках, снарядах. Продолжительность дополнительных заданий должна быть такой, чтобы ученики после них были готовы к выполнению основного упражнения. Например, выполнив основное упражнение (прыжок в высоту с разбега), первые учащиеся самостоятельно приступают к дополнительным координационным упражнениям (всевозможные нетипичные прыжки, совершаемые спиной и боком вперед, с доставанием подвешенных предметов, выполняемые при имитации бросковых шагов в баскетболе; при бросках мяча в кольцо в движении или в прыжке; при отбивании мяча в прыжке от щита или стены). Желательно, чтобы дополнительные координационные упражнения были близки по смысловым и исполнительным компонентам к основным и совместно с ними обеспечивали широкую вариативность осваиваемого технического приема. Дополнительные задания на КС могут быть и другого содержания. Проводимые на специально отведенных местах, они должны быть доступны для самостоятельного выполнения и разнообразны по воздействию. В один урок рекомендуется включать от 3-4 до 5-6 дополнительных упражнений в зависимости от уровня физической и координационной подготовленности учащихся, а также от рационального использования мест занятий, оборудования и инвентаря [9]. Для среднего и старшего школьного возраста рекомендуются индивидуальные задания, дополнительные упражнения и задания на дом по развитию КС с учетом типа телосложения. В частности, учащимся астенического (слабого) телосложения, характеризующегося высоким ростом, узким и уплощенным туловищем, тонким костяком и слабой мускулатурой, необходимы в большем объеме упражнения на КС в сочетании с упражнениями по развитию силовых, скоростно-силовых способностей и выносливости (всевозможные задания в прыжках, метаниях, упражнения с гантелями и гирями; одиночные и парные общераз-вивающие координационные упражнения; бег на лыжах по пересеченной местности). Школьникам дигестивного телосложения, отличающимся избыточным весом, полезны задания по развитию КС в сочетании со скоростными упражнениями и упражнениями на выносливость (длительная ходьба на лыжах, бег на коньках, бег по пересеченной местности, лазанье по гимнастической стенке). Учащиеся торакального телосложения, для которых характерна грудная клетка цилиндрической формы, умеренно развитая мускулатура, и мышечного - с рельефно выраженной мускулатурой - получают индивидуальные задания с учетом выявленных у них недостаточно развитых отдельных КС (например, КС группы метательных упражнений).
Одним из основных методов организации занятий при развитии КС, начиная с 7-го класса, является круговая тренировка в различных вариантах: 1-й – на каждой ступени упражнения выполняют в пределах заданного количества повторений спокойно, точно, в произвольном темпе. По общему сигналу все группы переходят на следующие станции, где выполняют очередные упражнения в том же порядке, и так до тех пор, пока не будет пройден весь круг; 2-й – на каждой станции координационные упражнения делают с возможно большим числом повторений при условии правильного выполнения движений. Общее время прохождения круга от занятий к занятию не меняется, увеличивается лишь количество повторений. Между кругами дается отдых 3-5 мин; 3-й – в принципе такой же, как и первый вариант, но на каждой станции количество повторений упражнений не увеличивается, а сокращается время прохождения всего круга. Станций и упражнений на них должно быть не менее 4 и не более 10. Чем старше дети, тем более может быть станций: в 5-6-х классах - 4-6, в 7-8-х - 7-8; в 9-11-х - 9-10. Длительность выполнения упражнений на каждой станции – 30-45 с. Перерыв для отдыха и перехода от одного упражнения к другому - около 30 с. Организация занятий на уроке физической культуры, направленная на развитие КС, включает и такую форму, как контрольные упражнения (тесты). Они проводятся для того, чтобы установить: уровень развития КС детей; темпы изменения этих способностей под влиянием целенаправленных занятий (например, после серии легкоатлетических или игровых уроков); эффективность выполнения домашних заданий; результаты, показываемые учениками в тестах на КС в сравнении с имеющимися нормативными. Выполняемые, как правило, на пределе возможностей, контрольные упражнения содействуют развитию К С. В качестве организационно-методической формы, разносторонне воздействующей на координационную подготовку учащихся, можно рассматривать также подвижные и спортивные игры [3]. Таким образом, располагая знаниями о цели, задачах, основных положениях, средствах и методах развития КС, учитель физической культуры найдет много возможностей использовать материал комплексной программы физического воспитания для целенаправленного их совершенствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под координационными способностями следует понимать умение человека наиболее совершенно, быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи, особенно возникающие внезапно и достаточно сложного уровня. Соответственно, в структуре координационных способностей выделяют: – способность к овладению новыми движениями; – умение дифференцировать (степень дифференцирования) характеристики движений и управлять ими; – способность к импровизациям и комбинированию в процессе двигательной активности (оригинальность решения двигательных задач). Координационные способности спортсмена во многом определяются его двигательным опытом. Чем выше количество, сложность освоенных навыков, тем выше вероятность быстрого и эффективного решения возникшей двигательной задачи. Поэтому постоянное пополнение двигательного опыта – одно из условий совершенствования ловкости. Задания, направленные на совершенствование ловкости, следует подбирать в соответствии с указанной выше структурой. Здесь достаточно широкий простор для творческого подхода к проблеме. Основная особенность заданий – их новизна, повышенная сложность, необходимость из ряда освоенных движений создать новое сочетание, подходящее к решению поставленной двигательной задачи.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.015 с.) |