Встреча с Платоном Каратаевым в плену. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Встреча с Платоном Каратаевым в плену.



Он простой солдат, в армии оказался вместо своего брата, у которого большая семья. И рад этому. В этом он видит Божественный Промысел, который устраивает все в жизни человека лучшим образом.

Толстой подчеркивает, что Платон Каратаев кажется Пьеру «круглым», «что-то приятное, успокоительное и круглое в этих спорых движениях» его рук видит он. В голосе его выражение ласки и простоты. Каждого он называет «соколик», даже французов, которые держат их в плену, не воспринимает как врагов. Все для него люди, и худые, и добрые есть. Вечером он молится немудреной короткой молитвой Христу, Николе-угоднику, Фролу и Лавру, которые в народе воспринимаются как покровители скота, потому что «и скота жалеть надо».

Он любит всех людей вокруг, все живое, со всеми, с кем сводила его судьба, живет любовно: «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом…». Жизнь его не имела смысла вне связи с остальной жизнью. Она имела смысл только как частица целого.

В нем Пьер увидел «вечное олицетворение духа простоты и правды», и разрушенный, рассыпавшийся мир «теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался» в душе Пьера.

Пьер в плену, г де претерпевал физические страдания и лишения, обретает впервые спокойствие довольство, согласие с собой, то, что он видел в простых солдатах на батарее Раевского. Счастье для него теперь очень просто: это отсутствие страданий, удовлетворение потребностей, свобода выбора занятий, счастье – сама жизнь, а несчастье происходит не от недостатака, а от излишка.

Сон Пьера – своеобразное осмысление того, что открылось ему в Каратаеве (Каратаева, больного лихорадкой, застрелили). Ему видится колеблющийся шар, состоящий из капель, плотно сжатых между собой. Они перемещались, разделялись и сливались. В середине шара-Бог, и каждая капля стремилась расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать Его. Но для этого нужно слиться с другими каплями, соединиться с ними. Пьер понимает, что «жизнь есть Бог…Любить жизнь – любить Бога». А любить Бога можно только тогда, когда ты любишь ближнего, как любил Платон Каратаев. Земную жизнь нужно не отрицать, так как она неидеальна(так поступал князь Андрей), а высветлить, ОДУХОТВОРИТЬ. Идеал жизни- ОБЩАЯ, «соборная» жизнь, а не жизнь индивидуалистов-одиночек.

Возвращение из плена. Пьер вернулся «попростевшим». Вопрос, что делать решен, для него: «Буду жить». Он научился видеть вечное и бесконечное во всем. Для него нет смысла, а есть ВЕРА. Жить надо затем, что есть Бог, «без воли которого не спадет волос с головы человека». Он стал добрым, и люди, даже старая сухая княжна, стали тянуться к нему, так как он докапывался до самых задушевных струн человека, и он открывал перед ним все самые добрые стороны характера. 

Христианская любовь к жизни Пьера отличается от христианского всепрощения князя Андрея, потому что князь Андрей отрешается, отчуждается от земной жизни, возвышается над ней. Любить всех (а это открывается умирающему князю) – это не любить конкретно никого, так как любовь к конкретному человеку (к Наташе) привязывает к жизни. Он отчуждается от всего мирского(в этом тот нравственный перелом в болезни, который случился с ним, когда физический кризис миновал). Все обычные человеческие чувства кажутся ему ненужными, так как ему открывается нечто иное, более высокое, Божественное.»…Умереть,- думает он,- значит, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику(Богу)».

 

 

«Диалектика души» (особенности психологизма Толстого)

 

«Диалектика души» – постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии (по Чернышевскому). Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить автор [1] скую нравственную оценку изображаемого.

Средства психологической изобразительности у Толстого:

а) Психологический анализ от лица автора-повествователя.

б) Раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправдания (напр. размышления Пьера о том, ехать или нет к Анатолю Курагину, после того, как он дает Болконскому слово этого не делать).

в) Внутренний монолог, создающий впечатление «подслушанных мыслей» (напр. поток сознания Николая Ростова во время охоты и погони за французом; князь Андрей под небом Аустерлица).

г) Сны, раскрытие подсознательных процессов (напр. сны Пьера).

д) Впечатления героев от внешнего мира. Внимание сосредоточивается не на самом предмете и явлений, а на том, как воспринимает их персонаж (напр. первый бал Наташи).

е) Внешние детали (напр. дуб по дороге в Отрадное, небо Аустерлица).

ж) Расхождение между тем временем, в котором реально происходило действие, и временем рассказа о нем (напр. внутренний монолог Марьи Болконской о том, за что она полюбила Николая Ростова).

 

По мысли Н. Г. Чернышевского, Толстого интересовали «всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы вы [1] разительным, определительным термином» непосредственно изображать психический процесс. Чернышевский отмечал, что художественным открытием Толстого стало изображение внутреннего монолога в форме потока сознания. Чернышевский выделяет общие принципы «диалектики души»:

а) Изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречии и развитии (Толстой: «человек – текучее вещество»);

б) Интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в жизни человека;

в) Событийность (влияние событий внешнего мира на внутренний мир героя).

 

«Мысль семейная»

 

Ростовы

На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху (напр. организация Ростовым-старшим приема москвичей в честь Багратиона). Всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность (именины Наташи, поведение Николая на войне, святки). Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, под раненых, что означает фактическое разорение. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.

 

Болконские

Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах размеренную, осмысленную жизнь. Он весь в прошлом, но зорко следит за настоящим. Его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына Андрея. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого, – расплата за его деспотизм. Болконский живет «жизнью ума», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Перед смертью к нему снова возвращаются чувства жалости и любви, его последние мысли о дочери и России, он преисполнен гордости за сына.

 

Курагины

Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак;Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в период «дележа» наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера. Животное, безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадемуазель Бурьен). Анатоль на редкость ординарен и неумен, что, впрочем, не заставляет его отказываться от своих претензий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.01 с.)