Конспект урока открытия нового знания по морфологии (7 класс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект урока открытия нового знания по морфологии (7 класс)



Конспект урока открытия нового знания по морфологии (7 класс)

Тема урока: Частица как часть речи

Тип урока: урок  открытие нового знания

Цели урока: познавательные: дать представление о частице как части речи;

практические: формировать умение опознавать частицы в предложениях, определять смысловые оттенки частиц, интонационно выразительно произносить вслух предложения с частицами, передающими разные оттенки значения, отличать грамматические омонимы, закреплять умение определять части речи, их синтаксическую роль.

метапредметные: формировать логическое мышление, навыки выразительного чтения, интерес к художественному слову, самоконтроль, саооценивание, коммуникативное и речевое взаимодействие.

Средства обучения: учебник русского языка для 7 класса (§ 25 «Частица как часть речи. Разряды частиц», под ред. М.М. Разумовской).

 

Ход урока:

I. Мобилизационный момент (1)

II. Актуализация знаний. (8 мин.)

1) Анализ текста.

Как сол н це зимнее прекра сн о,

Когда, бродя меж серых ту ч,

На белые снега напрасно

Оно кидает слабый лу ч. (М.Лермонтов)

1. Выполните синтаксический разбор предложения, пунктуационный разбор.

2. Определите части речи слов.

3. Какие выразительные средства использовал поэт в стихотворении?

4. Объясните орфограммы и знаки препинания в тексте.

Вопрос ученикам. Какие служебные части речи вы отметили в тексте? Какое служебное слово вызвало у вас затруднение? (Слово как, оно похоже на союз).

III. Стадия вызова (10 мин.)

Создание проблемной ситуации

Прием: анализ примеров

- Позволим себе эксперимент. На доске записаны предложения. Сравните их.

Чем отличаются предложения? Что вносит в предложение слова как? неужели? вряд ли? лишь? ведь?

Солнце зимнее прекрасно.   Как солнце зимнее прекрасно!

                                                      Неужели солнце зимнее прекрасно?

                                                      Вряд ли солнце зимнее прекрасно?

                                                      Лишь солнце зимнее прекрасно.

                                                      Ведь солнце зимнее прекрасно.

-

IV. Целеполагание.

Какова проблема возникла в результате анализа?

Как называются слова, которые вносят в предложение дополнительные оттенки значения? (частицы)

С какой темой мы познакомимся сегодня?

Какие задачи предстоит решить на уроке?

V. Этап осмысления.

Метод: Самостоятельный анализ лингвистического текста

- Прочитайте определение частицы как части речи на с. 110.

Расскажите о частице как части речи.

Работа над определением

- Какой частью речи является частица? (Частица – служебная часть речи.)

- Для чего служат частицы?

- Какими морфологическими признаками обладают частицы? (Они не изменяются.)

- Какую синтаксическую роль выполняют в предложении? (Частицы не являются членами предложения).

Запоминание

Учащимся предлагается прочитать определение про себя.

Воспроизведение усвоенного

Взаимоопрос.

-Задайте вопросы по прочитанному материалу друг другу.

Обучение алгоритму применения знаний на практике

- Применяя определение, будем рассуждать так (на примерах учебника): Ну что за шейка, что за глазки! Что за - вносит дополнительное значение восклицания. Значит, это частица. То же слово, да не так бы молвил. Слово бы образует форму условного наклонения. Это частица. Слово же вносит оттенок усилия. Значит, это частица.

Вывод. Сегодня мы будем учиться находить частицы в предложениях, определять смысловые оттенки, которые они придают предложению, правильно произносить предложения с частицами.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия (2 мин.)

- С каким материалом вы сегодня познакомились? Что нового вы узнали о частицах? С какими трудностями вы столкнулись?

Выставление оценок.

VI. Задавание на дом (2 мин.) Выучить теорию на с. 111. Выпишите из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина предложения с частицами: 1 вариант – с частицами, выражающими дополнительные оттенки значений; 2 вариант – с частицами, служащими для образования наклонений глагола. (3 предложения).

 

I. Оргмомент (0,5)

Постановка целей урока. Запись темы урока.

- На прошлом уроке мы познакомились с синтаксическим разбором простого предложения, сегодня мы начинаем знакомство со сложным предложением. Вначале проверим, как вы выполнили домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания (8 мин.).

1) Проверка письменного задания

 

Упр. 366. Синтаксический разбор предложения.

Способ проверки: взаимопроверка.

Правильный вариант можно записать на доске или проверить через чтение ученика, вызванного к доске.

2) Проверка слов с непроверяемыми написаниями

- В домашнем упражнении было задание повторить написание слов, данных в ЗСП - 7, 8, 9. Я диктую слова из заданий, вы записываете их на листочках. Затем передаете листочки мне, я проверю после урока.

 

Дидактический материал диктанта составлен на материале ЗСП -7, 8, 9

Словарный диктант

Гв о здика, р о машка, ми лл ион, ф а нтазия, профе сс ия, те рр итория, а лл ея, арт илл ерия, ко лл ектив.

- Переходим к объяснению нового материала.

Самостоятельный анализ лингвистического текста (с. 140).

- Прочитайте определение сложного предложения.

- Какие признаки определяют сложное предложение? (Наличие 2 и более предложений).

- Как связываются простые предложения в составе сложного предложения? (При помощи союзов и интонации).

- Каким знаком препинания разделяются части сложного предложения?

Работа над определением

- Из каких частей состоит определение сложного предложения?

Запоминание

-Прочитайте про себя определение.

Воспроизведение усвоенного

- Приведите примеры сложных предложений.

VI. Задавание на дом (2 м.)

Выучите теорию на с. 140, выполните упр. 370.

Индивид. задание.

Работа по карточке. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложные предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите, при помощи чего связаны части сложного предложения.

 

Что может быть тише падающего снега! Вчера весь день падал снег и как будто это он с неба принес тишину… И всякий звук только усиливал ее: заорал петух ворона звала дятел барабанил но тишина от всего росла. Какая тишина, какая благодать! (М. Пришвин)

 

Конспект урока открытия нового знания по морфологии (7 класс)

Тема урока: Частица как часть речи

Тип урока: урок  открытие нового знания

Цели урока: познавательные: дать представление о частице как части речи;

практические: формировать умение опознавать частицы в предложениях, определять смысловые оттенки частиц, интонационно выразительно произносить вслух предложения с частицами, передающими разные оттенки значения, отличать грамматические омонимы, закреплять умение определять части речи, их синтаксическую роль.

метапредметные: формировать логическое мышление, навыки выразительного чтения, интерес к художественному слову, самоконтроль, саооценивание, коммуникативное и речевое взаимодействие.

Средства обучения: учебник русского языка для 7 класса (§ 25 «Частица как часть речи. Разряды частиц», под ред. М.М. Разумовской).

 

Ход урока:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.017 с.)