История развития метрополитена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития метрополитена



Устройство метрополитена

Отличительные черты метрополитена

Обеспечение безопасности движения на метрополитенах

Виды габаритов

 

Глоссарий

 

Автоматическая блокировка (АБ) - техническое средство интервального регулирования движения поездов на межстанционных перегонах по сигналам проходных и локомотивных светофоров
   
Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) - система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по сигналам локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются обозначенные границы блок-участков
   
Акведук  - искусственное сооружение в виде моста с лотками под водоток, строят в местах пересечения водовода с оврагом, ущельем, рекой, дорогой
   
Балластный слой - слой сыпучих материалов (щебня, гравия, песка) в виде трапеции на основной площадке земляного полотна, распределяет нагрузки на основную площадку земляного полотна, оказывает сопротивление боковым и продольным смещениям шпал, смягчает удары подвижного состава, отводит воду от колеи, создает возможность выправки пути
   
Берма - площадка между подошвой откоса насыпи и ближайшим водоотводом
   
Бровка - линия сопряжения основной площадки с откосом
   
Вагон - единица ПС железных дорог, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов
   
Вагонное хозяйство - обеспечивает содержание всего парка грузовых и пассажирских вагонов, а также контейнеров в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения поездов
   
Верхнее строение пути - единая комплексная конструкция, предназначенная для восприятия нагрузок от ПС, передачи их на земляное полотно и искусственные сооружения, а также для направления движения ПС
   
Виадук - искусственное сооружение, которое сооружают вместо высокой насыпи при пересечении дорогой глубоких долин, оврагов и ущелий
   
Вредное пространство - расстояние от горла крестовины до сечения сердечника шириной 40 мм
   
Выемка - инженерное сооружение, основная площадка которого расположена ниже поверхности земли
   
Вытяжной путь - путь который служит для выполнения на них маневров
   
Выходной светофор - светофор, который разрешает или запрещает поезду отправиться со станции на перегон
   
Входной светофор - светофор, предназначенный для ограждения станции со стороны прилегающих перегонов, разрешает или запрещает вход поезда на станцию
   
Габарит погрузки - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава на прямом горизонтальном пути
   
Габарит подвижного состава - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути подвижной состав в порожнем и груженом состоянии
   
Габарит приближения строений - предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств
   
Газотурбовоз - локомотив, имеющий в качестве силовой установки газовую турбину
   
Галерея - искусственное сооружение, которое строят на косогорах, в местах, угрожающих обвалами горных пород
   
Главные пути - пути перегонов и их непосредственное продолжение в пределах станций
   
Горло крестовины - самое узкое пространство между усовиками в их изгибе
   
Горловина (станционная) - зона, на которой последовательно уложена группа стрелочных переводов, соединяющие пути и парки между собой
   
Горочная автоматическая централизация - система, которая позволяет управлять стрелками и горочными сигналами и регулировать скоростями надвига и роспуска состава
   
Горочный светофор - светофор, разрешающий или запрещающий роспуск вагонов с горки
   
Грузовая станция - станция, предназначенная, в основном, для приёма и выдачи грузов, погрузки и выгрузки грузов из вагонов, сортировки перевозимых грузов, приёма и отправления грузовых поездов
   
Грузооборот - сумма произведений количества перевезенных грузов на соответствующее расстояние их перевозки, выражается в тонно-километрах
   
Групповая отправка - партия груза, перевозимая по одному документу,  для которой требуется более одного вагона, но менее маршрута
Думпкар - вагон, предназначенный для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, рудных грузов, грунта, песка и т.п
   
Дюкер - искусственное сооружение, которое устраивают при необходимости пропуска трубопровода или малого водотока под путем
   
Забанкетная канава - элемент земляного полотна для сбора и отвода воды с площади обреза
   
Заградительные светофоры - светофоры, требующие остановиться при опасности движения на переездах, в местах обвалов, ограждающие составы для осмотра и ремонта
   
Земляное полотно - служит основанием для укладки верхнего строения пути и представляет собой полосу земли, спланированную в соответствии с продольным и поперечным профилями линий. К земляному полотну относятся связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства.
   
Зона обслуживания - два или более направлений с примыкающими к ним железнодорожными ответвлениями, обслуживаемыми локомотивами одного или нескольких депо и включающими в себя несколько участков смены бригад
   
Изотермический вагон - вагон, который служит летом для перевозки скоропортящихся грузов (мяса, рыбы, молока, фруктов и т.п.), а зимой – грузов, боящихся замерзания (овощей, фруктов, молока, минеральных вод)
   
Искусственные сооружения - собирательное название всех строений, заменяющих земляное полотно на пересечении с различными преградами или дополняющих его с целью защиты от неблагоприятных воздействий
   
Кавальер - вспомогательная насыпь из удаленного при сооружении выемки грунта
   
Колея - железнодорожный путь из двух параллельных рельсов
   
Контактная сеть - комплекс устройств, предназначенных для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к электроподвижному составу через токоприемники
   
Контррельс - элемент стрелочного перевода, который направляет гребни колес в соответствующий желоб крестовины и средней своей частью перекрывает вредное пространство
   
Крестовина - элемент стрелочного перевода, который обеспечивает проход колес ПС в местах пересечения рельсовой нити одного пути рельсовой нитью другого пути
Крытые вагоны - вагоны, предназначенные для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий и механических повреждений
   
Кювет - продольные канавы, для отвода воды с каждой стороны основной площадки
   
Локомотив - (от лат. Lokus место и motio движение) – основная тяговая машина для передвижения вагонов
   
Локомотивное депо - основное линейное предприятие локомотивного хозяйства, предназначенное для технического обслуживания и ремонта локомотивов
   
Локомотивное хозяйство - отрасль железнодорожного транспорт – осуществляет мероприятия по совершенствованию содержания локомотивного парка в исправном состоянии для выполнения плана перевозок, его обновлению и насыщению локомотивами нового поколения, отвечающими по важнейшим технико-экономическим показателями передовым достижениям науки и техники
   
Локомотивный светофор - светофор, устанавливаемый в будке машиниста и повторяющий показания проходных светофоров
   
Лотки - искусственные сооружения, которые применяют при низких насыпях (до 2 м) на малых водотоках
   
Малодеятельные участки - участки с размерами движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику не более 8 пар в сутки
   
Малотоннажная отправка - партия груза, перевозимая по одному документу, массой свыше 10 до 20 т, и занимающая не более половины объема четырехосного вагона
   
Маневровая работа - внепоездные передвижения подвижного состава в пределах станции, а в отдельных случаях, и с выездом на перегон
   
Маневровый полурейс - перемещение вагонов с локомотивом или одного локомотива без изменения направления движения
   
Маневровый рейс - перемещение вагонов с локомотивами или одного локомотива по станционным путям с изменением направления
   
Маневровый светофор - светофор, разрешающий или запрещающий производство маневров
   
Маневровый состав - вагоны, с которыми совершается рабочий полурейс или рейс
   
Марка крестовины - тангенс угла крестовины (tg α) или отношение ширины сердечника в хвосте крестовины К к длине сердечника до математического центра l
Маршрутная отправка - когда груз предъявляют к перевозке по одному документу в количестве, достаточном для формирования целого состава
   
Маршрутный светофор - светофор, разрешающий или запрещающий поезду проследовать из одного района станции в другой
   
Математический центр крестовины - точка пересечения рабочих граней сердечника
   
Междупутье - расстояние между осями двух смежных путей
   
Мелкая отправка - партия груза, перевозимая по одному документу, масса которой не превышает 10т, а объем – одной трети вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площади четырехосной платформы
   
Метрополитен - городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров
   
Мосты - устраивают в местах пересечения железной дорогой рек, оврагов, каналов, ручьев
   
Мотовоз - локомотив малой мощности, в качестве источника энергии имеющий двигатель внутреннего сгорания — карбюраторный или дизельный
   
Насыпь - сооружение из насыпного грунта. Основная площадка насыпи расположена выше поверхности земли.
   
Негабаритный груз - груз, размеры которого выходят за пределы габарита погрузки, но не превышают определенной величины, позволяющей перевозить его при соблюдении специальных условий
   
Нерабочий парк вагонов - вагоны, оставленные в резерве МТК, неисправные, находящиеся в различных видах ремонта, проходящие испытания, и вагоны, находящиеся в других специальных формированиях
   
Обгон поездов - состоит в приеме с остановкой первого поезда на приемоотправочный путь и пропуске второго поезда того же направления по главному пути
   
Обгонный пункт - раздельный пункт на двухпутной линии с путевым развитием для обгона одних поездов другими и перевода их с одного пути на другой
   
Обочина - площадка между бровкой земляного полотна и нижней гранью откоса балластного слоя
   
Обрез - элемент земляного полотна, представляющая собой полосу земли между полевой бровкой выемки и кавальером
Основная площадка - верхняя площадка земляного полотна, на которую уложено верхнее строение пути
   
Откос насыпи (выемки) - боковая наклонная поверхность насыпи (выемки)
   
Отправка - количество груза, принятое к перевозке по одному перевозочному документу
   
Отцеп - один или несколько вагонов в составе, подлежащем расформированию, которые в процессе сортировки должны быть поставлены на один путь
   
Парк - группы станционных путей одинакового назначения, объединенные общими горловинами
  -
Паровоз - локомотив, который в качестве силовой установки имеет паровой котел и паровую машину, сообщающую движение колесным парам
   
Пассажирооборот - сумму произведений числа пассажиров на соответствующее расстояние их перевозки, измеряется в пассажиро-километрах
   
Пассажирская станция - станция, предназначенная для приёма и отправления пассажирских поездов, подачи и уборки пассажирских составов, ремонта и экипировки пассажирских вагонов, продажи билетов, посадки пассажиров на поезда и высадки из поездов, приёма и выдачи багажа, почты и грузобагажа, а также выполнения ряда других операций, связанных с обслуживанием пассажиров
   
Пассажирский остановочный пункт - пункт, расположенный на перегонах и предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров
Перегон - часть железнодорожной линии, ограниченная смежными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами
   
Переезд железнодорожный - пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями в одном уровне
   
Переносные сигналы - щиты, фонари, флаги, факел-свечи, временно устанавливаемые для ограждения всякого рода препятствий на пути, мест производства работ
   
План пути - графическое изображение оси пути на горизонтальной плоскости - проекция трассы на горизонтальную плоскость
   
Платформа - вагоны, предназначенный для перевозки длинномерных, штабельных, громоздких грузов, колесно-гусеничной техники, не требующих защиты от атмосферных воздействий
   
Площадка - горизонтальный участок пути без подъемов и спусков
   
Повагонная отправка - количество груза, для перевозки которого требуется отдельный вагон
   
Повторительный светофор - светофор, оповещающий о показании основного светофора, когда из-за местных условий его видимость не обеспечивается
   
Подвижной состав - перевозочные средства железнодорожного транспорта, подразделяется на самоходный (локомотивы, моторный вагон, дрезины) и несамоходный (прицепной)
   
Подпорные стены - искусственные сооружения, которые строят на крутых косогорах, на берегах рек и морей для удержания грунта от обрушения
   
Подъездной путь - путь, который соединяет станцию общего пользования с промышленным предприятием
   
Полезная длина пути - это та часть полной его длины, в пределах которой можно устанавливать подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям
   
Полная длина пути - расстояние между остряками стрелочных переводов, ведущих на этот путь
   
Полоса отода - полоса земли вдоль трассы, отведенная для размещения железнодорожного пути, других устройств железной дороги, а также железнодорожных поселков и лесонасаждений
   
Полуавтоматическая блокировка - система интервального регулирования движения поездов, при которой функции по отправлению и приему поездов выполняются как вручную, так и автоматически
   
Полувагоны - вагоны, предназначенные для перевозки навалочных, штабельных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий
   
Полувыемка - инженерное сооружение основная площадка которого расположена ниже уровня земли, но откос у выемки – один
   
Полунасыпь - инженерное сооружение основная площадка которого находится выше уровня земли, но откос насыпи – один
   
Полунасыпь-полувыемка - основная площадка частично находится выше уровня земли и в этой части земляного полотна закладывается откос насыпи; другая часть основной площадки находится ниже уровня земли с откосом выемки
   
Поперечный профиль - сечение земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси
Постоянные сигналы - сигналы, устанавливаемые в определенных местах железнодорожного пути
   
Пошерстное движение - движение поезда или маневровой единицы по стрелочному переводу в направлении от крестовины к остряку стрелки
   
Предельный столбик - деревянный или железобетонный путевой знак, устанавливаемый после стрелочных переводов посередине междупутья в том месте, где расстояние между осями сходящихся или расходящихся путей будет 4100 мм. Он указывает границу, в пределах которой может находиться подвижной состав не нарушая безопасности движения по соседнему пути.
   
Предохранительный тупик - предназначен для предупреждения выхода подвижного состава на марш­руты следования поездов
   
Предупредительные светофоры - светофоры, заблаговременно предупреждающие о показаниях входного, проходного, заградительного сигнала
   
Приемо-отправочный путь - путь, предназначенный для приема и отправления поездов
   
Провозная способность - возможный объем грузовых перевозок, млн т, на данной линии в течение года
   
Промежуточная станция - станция, предназначенная, главным образом, для приема, отправления и пропуска поездов
   
Пропускная способность - наибольшее число поездов или пар поездов установленной массы, которое может быть пропущено в единицу времени (сутки, час) в зависимости от имеющихся постоянных технических средств, типа и мощности подвижного состава и принятых методов организации движения поездов
   
Противошерстное движение - движение поезда или маневровой единицы по стрелочному переводу по направлению от остряка стрелки к ее крестовине.
   
Профиль пути - графическое изображение оси пути на вертикальной плоскости - вертикальный разрез по трассе
   
Проходной светофор - светофор, разрешающий или запрещающий поезду проследовать с одного блок-участка на другой
   
Путепроводы - искусственные сооружения, которые строят в местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линий. Они обеспечивают безопасный и независимый пропуск транспорта на разных уровнях
   
Рабочая отметка - разность между отметками земли и отметками бровки земляного полотна; - представляют собой глубину выемок или высоту насыпей
   
Рабочий парк вагонов - исправные вагоны, находящиеся в поездах, на станциях, под погрузкой и выгрузкой и т.д., т.е. участвующий непосредственно в перевозочном процессе
   
Рабочий рейс (полурейс) - передвижение локомотивов с вагонами
   
Раздельные пункты - пункты, которые делят железнодорожные линии на перегоны
   
Разъезд - это раздельный пункт на однопутном участке, имеющий путевое развитие для скрещения и обгона поездов
   
Рамные рельсы - часть рельсовых нитей, расходящихся на стрелочном переводе, к которым прижимаются стрелочные остряки
   
Расформирование поездов - сортировка вагонов в соответствии с их назначением
   
Регулируемый переезд - переезд, оборудованный устройствами переездной сигнализации, которые извещают водителей транспортных средств о подходе к переезду поезда или обслуживаются дежурным по переезду
Резервы - служат для сбора и отвода от насыпей поверхностных вод.
   
Рельсовые скрепления - предназначены для соединения рельсов между собой и прикрепления рельсов к подрельсовому основанию
   
Рельсы - элемент верхнего строения пути; непосредственно воспринимают нагрузку от подвижного состава, передают ее на лежащие ниже элементы и направляют движение колес
   
Ручные сигналы - фонари, флаги, диски, устанавливаемые на поездах для обозначения головы и хвоста поезда, а также для обозначения снегоочистителей и дрезин
   
Светофоры прикрытия - светофоры, ограждающие места пересечения на одном уровне железной дороги с другой железной дорогой, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводные мосты и участки, проходимые с проводником
   
Селеспуски - искусственные сооружения, которые устраиваются в гористой местности для пропуска грязекаменных потоков (селей) с гор
   
Сигнал - видимый или звуковой знак, при помощи которого передаются приказы машинистам локомотивов о запрещении или разрешении движения и ограничении скорости
   
Скрещение поездов - заключается в приеме первого поезда на один из приемоотправочных путей с остановкой. Поезд противоположного направления пропускают через разъезд по главному пути без остановки, после чего отправляется ранее прибывший поезд; - пропуск встречных поездов на однопутной линии
   
Соединительный путь - два отрезка колеи, которые соединяют стрелку с крестовиной: один прямой, а другой криволинейный, называемый переводной кривой.
   
Сортировочная станция - станция, основной работой которой является расформирование составов поездов, сортировка вагонов по назначениям следования и формирование из этих вагонов новых поездов
   
Сортировочный путь - путь, предназначенный для сортировки вагонов по назначению следования и для накопления их на составы
   
Специальные вагоны - вагоны, предназначенные для перевозки грузов, требующих особых условий при перевозке
   
Станционная площадка - горизонтальный участок продольного профиля главных путей в пределах станции
   
Станционные пути - все пути в границах станции
   
Станция - раздельные пункты, имеющие путевое развитие и позволяющие производить прием, отправление, скрещение и обгон, формирование и расформирование поездов
   
Стрелка - элемент стрелочного перевода, который направляет движущийся ПС на боковой путь и обратно
   
Стрелочный перевод - предназначен для перевода подвижного состава с прямого пути на ответвленный боковой
   
Стыки - места соединений рельсов между собой
   
Тепловоз - локомотив, который источником энергии имеет двигатель внутреннего сгорания (дизель), который через специальную передачу (электрическая, гидравлическая или механическая) сообщает движение колесным парам
   
Технические пассажирские станции - предназначены для комплексной подготовки пассажирских составов к рейсу (осмотр, текущий ремонт, санитарная обработка и экипировка вагонов). Они находятся на крупных пунктах приписки и формирования пассажирских поездов
   
Техническо-распорядительный акт станции - основной документ станции, который содержит основные данные о всех технических средствах станции (путевом развитии, стрелочном хозяйстве, устройстве сигнализации и связи, грузовых устройствах и др.) и их специализации, определяет порядок использования технических средств, предусматривая при этом полное обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы
   
Технологический процесс работы станции - рациональная система выполнения операций с грузами, обслуживания пассажиров, обработки вагонов и поездов, основанная на применении передовых методов труда и наилучшем использовании технических средств
   
Тоннель - искусственное сооружение для прокладки пути под землей
   
Тормоз - устройство, которым создается искусственное сопротивление движению, необходимое для остановки поезда или регулирования его скорости
   
Транспортер - разновидность вагона, предназначенный для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые не могут быть перевезены в других вагонах
   
Трасса - линия, характеризующая положение продольной оси пути в пространстве
   
Трассирование - процесс прокладки трассы
   
Трубы - укладывают в тело насыпи, когда под ней необходимо пропустить сравнительно небольшое количество воды
   
Угон пути - продольное перемещение рельсов относительно шпал или вместе со шпалами. Он разрушает балластную призму, вызывает поломку рельсов, скреплений, износ шпал, искажение колеи
   
Улавливающий тупик - для остановки потерявшего управление поезда или его части при движении по крутому затяжному спуску или подъему
   
Универсальные вагоны - вагоны, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры грузов
   
Участковая станция - станция, предназначенная для формирования участковых и сборных поездов, смены в поездах локомотивов и локомотивных бригад, технического обслуживания подвижного состава в проходящих поездах
   
Участок обращения - направление, обслуживаемое локомотивами одного или нескольких депо и состоящее из нескольких участков работы бригад
   
Холостой рейс (полурейс) - перемедвижение локомотивов без вагонов
   
Хоппер - вагон, предназначенный для перевозки массовых сыпучих грузов (от английского hop – прыгать)
   
Цистерна - вагон, предназначенный для перевозки жидких, газообразных и пылевидных грузов
   
Ширина колеи - расстояние между внутренними гранями головок рельсов
   
Шпалы - служат опорами для рельсов. - передают давление от рельсов на балласт, обеспечивая постоянство ширины колеи и устойчивость рельсового пути
   
Электровоз - локомотив, который своего источника энергии не имеет: он получает электрическую энергию через контактную сеть от стационарных источников — электростанций и преобразует ее в механическую работу с помощью тяговых электродвигателей
   
Эстакада - искусственной сооружение, которое создают вместо высокой насыпи в городах, где они меньше стесняют улицы и обеспечивают проезд и проход под ними

 

Список использованной литературы

 

  1. Хушит Л.И. Общий курс железных дорог. – М.: Маршрут, 2005. – 256 с.
  2. Под редакцией Соколова В.Н. Общий курс железных дорог. – М.: УМК МПС России, 2002. – 296 с.
  3. Под редакцией Ефименко Ю.И. Общий курс железных дорог. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
  4. Калинин В.К. Общий курс железных дорог. – М.: Высшая школа, 1986. – 304 с.
  5. Уздин М.М. Железные дороги. Общий курс. – М.: Транспорт, 1991. – 295 с..
  6. Майданов А.Д. Экономия. Организация и планирование материально-технического снабжения железнодорожного транспорта. – М.: Транспорт, 1988. – 287 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.009 с.)