Революционная идеология в России (революционные демократы, анархисты, народники) в 1840-90е гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Революционная идеология в России (революционные демократы, анархисты, народники) в 1840-90е гг.



Демократы

С 1861 года начинается новый, разночинский период освободительного движения. Виднейшими идеологами этого движения были В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Во многом их взгляды развивались под воздействием западноевропейских мыслителей.

Они мечтали избавить крестьянство от крепостничества революционным путем. Демократы были идеологами крестьянской революции. Чернышевский и его сторонники свое главное внимание сосредоточивали на идейно-политической подготовке передовых людей России к революции.

Борясь за освобождение угнетенного народа, революционные демократы стремились создать в России социалистическое общество. Они полагали, что от феодальных порядков через крестьянскую революцию можно прийти к социализму, минуя капитализм. Это была утопическая сторона воззрения революционных демократов, состоявшая в переоценке русской сельской общины. Идеализируя ее, они видели в ней готовую ячейку социализма. На самом же деле ни по организации хозяйства, ни по уровню производительности труда она не соответствовала социализму. К тому же община уже тогда начинала распадаться под воздействием капиталистических отношений.

Утопизм — это слабая сторона революционных демократов. Главное в их учении — идея крестьянской революции. Выступая в качестве народных заступников, они ориентировались на народные массы, которые должны были освободить себя сами.

Русская революционная мысль отличалась обостренным чувством социальной справедливости. В течение многих десятилетий она искала путь к освобождению России и установлению справедливого общества.

Народники

Взгляды революционных демократов 60-х годов восприняли народники. Идейной основой революционного народничества явилась теория общинного социализма. Идеология народничества развивалась в тот период, когда капитализм еще не утвердился и отчетливо не проявилось «разложение» деревни, расслоение крестьянства. Народники пытались помешать развитию капитализма в России, подняв народ на восстание. Подобно демократам, они идеализировали крестьянскую общину, артели, крестьянские промыслы как виды единого народного производства. Народники считали, что капитализм в России не имеет почвы для своего развития, что он искусственно «насаждается царским правительством», в чем они отчасти были правы. Народники были идеологами крестьянства, которое имело двойную природу, что естественным образом сказывалось на мировоззрении народничества и определяло его противоречивость.

Основы идеологии революционного народничества сформулировали АИ. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые пытались найти для России сокращенный путь развития, соответствующий интересам народных масс.

Наиболее крупными теоретиками революционного народничества 70-х годов были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, которые в своих взглядах отражали разные направления народнической мысли. Общим, связующим звеном в теории и деятельности революционных народников была идея социальной революции в России.

В начале 70-х годов XIX века народники неоднократно пытались поднять крестьянство на восстание. В этих целях весной 1874 года революционная молодежь предприняла попытку «хождения в народ». В движении участвовали представители всех течений революционного народничества.

К осени 1874 года движение было разгромлено, власти арестовали около тысячи человек. Следствие закончилось процессом «193-х». Уцелевшие от ареста народники предпринимают попытку создать всероссийскую организацию. В Москве возникает «кружок москвичей», в который входят В. Фигнер, С. Бардина, А. Лукашевич и др. Свою задачу они видели в продолжении пропаганды среди народа, в подготовке его к всероссийскому бунту. В апреле 1875 года организация была раскрыта, а к осени разгромлена.

В 1876 году в Петербурге возникло крупное тайное революционное общество народников 70-х годов «Земля и воля». Членами-учредителями общества были А. Михайлов, Д. Лизогуб, Г. Плеханов и др. Название «Земля и воля» организация получила в конце 1878 года, когда под тем же названием стал издаваться ее печатный орган.

Деятели «Земли и воли» много внимания уделяли разработке программы и тактики. Первоначально их программные требования заключались в передаче всей земли крестьянским общинам, в разделении России на части, соответственно местным желаниям, в развитии самоуправления общинами. Осуществление этих мер они считали возможным только путем насильственного переворота. Позднее их программа уточнялась, конкретизировалась, и последний вариант был датирован 1878 годом. Программа исходила из идей М.А. Бакунина, в ней подчеркивалось: «Конечный политический и экономический наш идеал — анархия и коллективизм».

В организацию «Черный передел» вошли Г. Плеханов, П. Аксельрод, О. Аптекман, Л. Дейч, В. Засулич. Они выступали против индивидуального террора и стремились расширить агитацию в деревне. Однако в условиях массовых правительственных репрессий их попытки не увенчались успехом. Аресты 1880—1881 годов ослабили «Черный предел». Некоторые из них перешли на народовольческую позицию, а другие (Плеханов, Дейч, Засулич) уехали за границу и перешли на позиции марксизма. К концу 1881 года «Черный предел» перестал существовать.

Вторая организация «Народная воля» оставила глубокий след в освободительном движении в России. Народовольцы сразу же активно включились в политическую борьбу против самодержавия. Партия была хорошо организованна и дисциплинированна. Во главе «Народной воли» стоял Исполнительный комитет, в состав которого входили А. Михайлов, А. Желябов, Н. Морозов, С. Перовская. народовольцы заявляли, что по своим убеждениям они социалисты и народники, и ставят ближайшей задачей «снять» с народа подавляющий его гнет современного государства, произвести политический переворот с целью передачи власти народу».

«Народная воля» проводила революционную агитацию и пропаганду во всех слоях населения. Народовольцы отчаянно боролись против царского режима. Ими было подготовлено семь покушений на царя Александра II.

Анархисты

В середине 70-х годов наибольшим влиянием в народничестве пользовалось анархистское, или бунтарское, направление, идеологом которого был М.А. Бакунин.

Дворянин и офицер, он порвал со своей средой, вступил на путь борьбы с самодержавием. Бакунин принимал активное участие в революции 1848 года в Германии, в освободительной борьбе славянских народов. Арестованный и выданный царским властям, он несколько лет провел в крепости, затем был сослан в Сибирь. Бежав из ссылки, Бакунин в начале 60-х годов становится активным деятелем европейского революционного движения. Теоретические взгляды Бакунина формировались на основе опыта революционной борьбы в Европе и в острой полемике с К. Марксом.

Наиболее завершенный вид анархистская доктрина Бакунина получила в «Прибавлении А» к книге «Государственность и анархия», изданной в 1873 году в Цюрихе. Здесь он изложил основные принципы анархизма: отрицание государства, аполитизм, федерализм, отрицание парламентаризма и др. Марксистской теории М.А. Бакунин противопоставлял естественно развивающийся в народе идеал освобождения, инстинкт свободы. Свободу отдельной личности он рассматривал как производное от свободы всего общества. Главным препятствием на пути к достижению такой свободы Бакунин считал государство.

Всякая власть, называется ли она «церковью, монархией, конституционным государством, буржуазной республикой или даже революционной диктатурой», признавалась им одинаково как «источник эксплуатации и деспотизма». Поэтому Бакунин был непримиримым противником марксистской идеи диктатуры пролетариата. Он отождествлял государство диктатуры пролетариата с государством буржуазной диктатуры, отмечая, что диктатура пролетариата является господством одной части пролетариата над другой, а также над крестьянством.

Считая всякое политическое движение буржуазным, Бакунин мечтал осуществить идеал свободы человека с помощью социальной революции. Никакой революции, кроме «стихийной или народно-социальной», он не признавал. Движущей силой такой революции должна стать «бунтующая народная стихия», которая в корне разрушит эксплуатацию. «Государство — с одной стороны, социальная революция — с другой,— писал Бакунин,— вот два полюса жизни в целой Европе».

Организация революционных сил страны должна быть осуществлена путем объединения крестьян всей России и слияния их в единый союз с рабочим классам. Задача революционеров, по мнению Бакунина,— убедить лучших людей из народа в том, что в массах живет несокрушимая сила, против которой никто и ничто не может устоять. Бакунин не отрицал правомерности деятельности революционной организации, объединяющей самых умных, страстно преданных людей, отрешившихся от всех личных интересов. Он полагал, что не обязательно создавать армию революционеров, достаточно было организовать штаб революции из 50—60 человек, спаянных общей идеей и стремлением.

 

21. Формирование социалистических партий в России (ПСР, РСДРП), их программные требования.

Неонароднические революционные организации в России были представлены партией социалистов-революционеров (эсеров), анархистов и национальными неонародническими партиями. Народнические кружки в 1902 г. объединились в партию социалистов-революционеров (далее - ПСР), I съезд которой состоялся в конце декабря 1905 г. — начале января 1906 г. (рис. 15.6). На этом съезде были приняты программные документы. Лидером и идеологом ПСР являлся В. М. Чернов. Своей основной целью эсеры считали подготовку к социальной революции, которая должна была привести к народовластию. Право провозглашения последнего предполагалось предоставить Учредительному собранию. В социально-экономическом плане эсеровская программа предусматривала будущее переустройство общества на коллективистских, социалистических началах. Центральное место в ней занимал аграрный вопрос, который эсеры хотели решить при помощи социализации земли, т.е. ее изъятия из товарного оборота и превращения в общенародное достояние. Право наделения крестьян землей по трудовой или потребительской норме предоставлялось органам местного самоуправления — крестьянским общинам.

Эсеры возродили террор, пытаясь использовать его в качестве одного из важных средств политической борьбы с целью разжигания революции и ослабления царских властей. С 1902 по 1911 г. специально созданная в ПСР боевая организация осуществила террористические акции против двух министров внутренних дел.

Как и другие политические партии, ПСР не избежала размежевания: в 1906 г. из нее выделились эсеры-максималисты, сделавшие террор главной своей деятельностью (именно они организовали 12 августа 1906 г. покушение на П. А. Столыпина), и народные социалисты, не принимавшие террора и отстаивавшие мирные способы политической борьбы. В отличие от основной эсеровской партии, эти организации не имели серьезного влияния на общество и оставались карликовыми политическими объединениями. В ноябре 1917 г. из эсеровской партии вышло оппозиционное течение (М. Спиридонова, Б. Камков, С. Мстиславский и др.) левых социалистов-революционеров, которые в декабре 1917 г. заключили блок с большевиками и вошли в советское правительство до марта 1918 г., когда в связи с неприятием Брестского мира с Германией они разорвали отношения с большевиками, попытались поднять в июле 1918 г. мятеж против большевистской власти, но потерпели поражение и вскоре прекратили свое политическое существование.

Еще одно течение — анархизм — представляло собой учение, сторонники которого отрицали государство и всякую власть, считая, что ее можно уничтожить революционным путем. Идеальным общественным строем они считали федерацию самоуправляющихся общин и ассоциаций, где человеческая личность свободна от всех форм зависимости. Первые анархические группы в России и за рубежом появились в начале XX в., их организационная структура была весьма аморфна и неустойчива, поэтому к 1905—1907 гг. в анархизме складываются три течения: анархо-коммунизм, ставивший своей целью построение после революции нового строя в форме анархического коммунизма (сторонники П. Кропоткина, группа "Хлеб и воля" и др.); анархо-синдикализм, провозгласивший основной целью своей деятельности полное освобождение труда от всех форм эксплуатации и власти, создание свободных профессиональных объединений трудящихся (Я. И. Кирилловский, В. Л. Гюссе и др.); анархо-индивидуализм, пропагандирующий абсолютную свободу личности (представители гуманитарной интеллигенции.

Первые социал-демократические партии возникли в Западной Европе во второй половине XIX в. для защиты политических и социально- экономических интересов рабочего класса. Идеологией социал-демократии в начале своего развития стал марксизм, ориентированный на ниспровержение капитализма и создания, как тогда считалось, нового социалистического общества. В Российской империи социал-демократические организации сначала появились на национальных окраинах: в 1887 г. образовалась армянская социал-демократическая партия, в 1896 г. — литовская социал- демократическая партия, в 1900 г. — революционная украинская партия

Российская социал-демократическая партия (далее — РСДРП) была учреждена в 1898 г., а окончательно оформилась в 1903 г. па своем втором съезде, где были приняты программа, устав и избраны руководящие органы.

Программа партии была нацелена как на решение задач буржуазно-демократической революции (программа "минимум": свержение самодержавия, установление демократической республики, восьмичасовой рабочий день, ликвидация остатков крепостничества в деревне), так и на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (программа "максимум"). При обсуждении уставных и программных вопросов, а также во время выборов руководящих органов РСДРП наметились расхождения, вылившиеся в раскол и образование двух течений: большевиков, во главе с В. И. Лениным и меньшевиков во главе с Л. Мартовым (К). О. Цедербаумом) и Г. В. Плехановым.

Две фракции в российской социал-демократии существовали вплоть до 1912 г., когда большевики на VI (Пражской) конференции РСДРП окончательно размежевались с меньшевиками.

Причины раскола партии РСДРП (социал-демократической партии)

Причины

Течения

большевики меньшевики
Опора на разные "пласты" марксизма Опирались на ранний марксизм ("Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса) Опирались на поздний марксизм (документы Второго Интернационала). Ориентировались на западноевропейские социал-демократические ценности
Различия в оценке политической и социально-экономической обстановки в России Считали, что Россия готова нс только к буржуазно-демократической, но и к социалистической революции Считали, что на повестке дня стоят только задачи буржуазно- демократической революции, а для социалистической революции Россия еще не готова
Разногласия по стратегическим и тактическим вопросам политического поведения партии Делали ставку на нелегальные формы деятельности и отдавали приоритет вооруженным методам борьбы Отрицали любые формы политического экстремизма и отдавали приоритет мирным методам борьбы, компромиссам и соглашениям
Различные подходы к вопросам партийного строительства Выступали за создание жестко централизованной структуры партии с обязательным членством в низовых парторганизациях Выступали против обязательного участия членов партии в низовых парторганизациях, предлагая взамен личное содействие членов партии под руководством одной из ее организаций
Личное соперничество лидеров за власть в партии В. И. Ленин Г. В. Плеханов, Л. Мартов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.021 с.)