Хронокарта практического занятия. . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хронокарта практического занятия. .



п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
1. Организация занятия. 2 Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся.
2. Формулировка темы и целей занятия. 3 Озвучивание преподавателем темы ее актуальности, целей занятия.
3. Контроль исходного уровня знаний и умений. 15 Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
4. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия. 10 Инструктаж обучающихся преподавателем.
5. Самостоятельная работа обучающихся: а) решение ситуационных задач под руководством преподавателя; б) разбор ситуационных задач; в) выявление типичных ошибок. 103 Работа: а) ознакомление с нормативной документацией по теме занятия; б) решение ситуационных задач, запись результатов в тетрадь; в) разбор ситуационных задач. Г) обсуждение типичных ошибок
6. Итоговый контроль знаний (письменно или устно). 15 Письменный опрос.
7. Задание на дом (на следующее занятие). 5 Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме занятия.

Всего:

2,55  

Аннотация

До последнего времени в нашей стране практически единственным в подавляющем большинстве случаев способом регулирования качества различных объектов окружающей среды оставались гигиенические нормативы, разработанные с учетом того, что при их соблюдении не должны наблюдаться изменения в состоянии здоровья не только настоящего, но и будущего поколений. За последние годы возникло понимание того, что традиционно сложившийся и законодательно закрепленный акцент на установление и использование гигиенических нормативов для управления качеством окружающей среды не может гарантировать полную безопасность в отношении последствий для здоровья населения и правильное определение приоритетов в действиях, направленных на улучшение среды обитания как в масштабах всей страны, так и в конкретном регионе.

Решение этого вопроса сопряжено со значительными трудностями, так как, во-первых, попытки определить этиологически обусловленное заболевание или специфическую реакцию организма человека в ответ на каждое воздействие с любой степенью достоверности оказываются чрезвычайно сложными, во-вторых, уровни и состав воздействующих факторов в условиях населенных мест варьируют в значительной степени.

Известны три основных методических подходов к установлению связи между факторами среды обитания и здоровьем: санитарно-статистические, эпидемиологические исследования и оценки рисков.

Санитарно-статистическийметод применяется во всех массовых наблюдениях для обоснования достоверности результатов исследований. Он нужен для изучения связи заболеваний, смертности, физического развития детей, которые являются показателями состояния здоровья, с различными факторами (химическими, физическими, биологическими, социальными и др.) среды обитания.

Статистические исследования включают этапы:

подготовка статистического наблюдения (составление программ и плана исследования)

организация и осуществление сбора материала и оценка полученных данных,

анализ материала и составление выводов и предложений для внедрения результатов исследований в практику.

Санитарная статистика широко использует разнообразные методы математического анализа: корреляционный, регрессионный, факторный, кластерный и др.

Сбор данных. Оцениваемые качественные и количественные показатели могут быть получены при санитарно-гигиенических обследованиях в ходе проведения мероприятий по контролю, при рейдовых обследованиях, при лабораторных и инструментальных исследованиях факторов окружающей среды.

За основу должны быть взяты пункты действующих санитарных правил, СанПиН, гигиенических нормативов, технических регламентов характеризующие тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и безвредности для человека, а также официальные медико-профилактические регламенты.

Корреляционный анализ. Одна из наиболее распространенных задач статистического исследования состоит в изучении связи между выборками. Обычно связь между выборками носит не функциональный, а вероятностный (или стохастический) характер. В этом случае нет строгой, однозначной зависимости между величинами. При изучении стохастических зависимостей различают корреляцию и регрессию.

Корреляционный анализ состоит в определении степени связи между двумя случайными величинами X и Y. В качестве меры такой связи используется коэффициент корреляции. Коэффициент корреляции оценивается по выборке объема n связанных пар наблюдений (xi, yi) из совместной генеральной совокупности X и Y. Существует несколько типов коэффициентов корреляции, применение которых зависит от измерения (способа шкалирования) величин X и Y.

Для оценки степени взаимосвязи величин X и Y, измеренных в количественных шкалах, используется коэффициент линейной корреляции (коэффициент Пирсона), предполагающий, что выборки X и Y распределены по нормальному закону.

Коэффициент корреляции – параметр, который характеризует степень линейной взаимосвязи между двумя выборками, рассчитывается по формуле: ,

 

где rxy – коэффициент корреляции, x – результаты наблюдения 1-го признака, у – результаты наблюдений 2-го признака.

Коэффициент корреляции изменяется от -1 (полная обратная линейная зависимость) до 1 (строгая прямая пропорциональная зависимость). При значении 0 линейной зависимости между двумя выборками нет. Значения коэффициента корреляции всегда расположены в диапазоне от -1 до 1 и интерпретируются следующим образом:

если коэффициент корреляции близок к 1, то между переменными наблюдается положительная корреляция. Иными словами, отмечается высокая степень связи между переменными. В данном случае, если значения x будут возрастать, то и переменная у также будет увеличиваться;

если коэффициент корреляции близок к -1, это означает, что между переменными наблюдается отрицательная корреляция. Иными словами, поведение величины у будет противоположным поведению х. Если значение x будет возрастать, то y будет уменьшаться, и наоборот;

промежуточные значения, близкие к 0, будут указывать на слабую корреляцию между переменными и, соответственно, низкую зависимость. Иными словами, поведение входной переменной x не будет совсем (или почти совсем) влиять на поведение y;

если rxy < 0,3 – связь между величинами Х и У слабая, 0,3 < rxy < 0,7 – связь – средняя, rxy > 0,7 – связь сильная или тесная.

Программа MS EXEL легко позволяет провести корреляционный анализ с помощью параметрического критерия Пирсона.

Для установления силы (тесноты) связи рассчитывается коэффициент детеминации. Коэффициент детерминации рассчитывается по формуле:

Проще, коэффициент детерминации (R2) это rxy2. Коэффициент детерминации показывает долю вариации результативного признака под действием факторного признака и может быть выражен в процентах. Коэффициент детерминации принимает значения в диапазоне 0 – 1. Чем ближе значение коэффициента по модулю к 1, тем теснее связь результативного признака Y с исследуемыми факторами X.

Например, если получают коэффициент детерминации R2 = 0,9, значит уравнением регрессии объясняется 90 % дисперсии результативного признака, а на долю прочих факторов приходится 10 % ее дисперсии (т. е. остаточная дисперсия). Величина коэффициента детерминации служит важным критерием оценки качества линейных и нелинейных моделей. Чем значительнее доля объясненной вариации, тем меньше роль прочих факторов, и значит, модель регрессии хорошо аппроксимирует исходные данные и такой регрессионной моделью можно воспользоваться для прогноза значений результативного показателя.

Эпидемиологические методы – это совокупность методических приемов, основанная на анализе причин и особенностей распределения заболеваний в пространстве и времени и предназначенная для выявления проблем профилактики, причин, условий (факторов риска) и механизмов формирования заболеваемости с целью обоснования мероприятий по профилактике заболеваний и оценке их эффективности. Эти исследования выполняются по специальным программам на выборочных группах населения (возрастных, социальных и др.). В связи с тем, что исследования проводятся на выборочных группах населения (детей), часто используются специальные методы оценки экспозиции и эффекта (персональные мониторы, биомаркеры и т. п.). Это позволяет выявлять количественные зависимости «доза – эффект». Однако эти исследования очень дорогие для массового использования.

Метод оценки рисков. Риск для здоровья – это вероятность развития у населения неблагоприятных для здоровья эффектов в результате реального или потенциального загрязнения окружающей среды. Причем сам риск обуславливается воздействиями вредных факторов на среду обитания человека и выражается в различном виде:

в виде математической вероятности того, что определенный неблагоприятный эффект все же может развиться, так называемый индивидуальный риск;

в виде ожидаемого числа случайного развития соответствующего эффекта среди населения, так называемый популяционный риск;

в виде степени превышения допустимого уровня воздействия факторов вредности, установленных нормами, или безопасных уровней, определенных экспертными методами.

Анализ риска – аналитический процесс для получения информации, необходимой для предупреждения негативных последствий для здоровья и жизни человека, состоящий из трех компонентов: оценки риска, управления риском и распространения информации о риске.

Факторы риска – факторы, провоцирующие или увеличивающие риск развития определенных заболеваний; некоторые факторы могут являться наследственными или приобретенными, но в любом случае их влияние проявляется при определенном воздействии.

Методология оценки риска осуществляется в 4-ре этапа:

- идентификация опасности. На этом этапе доказывается присутствие и определяется степень опасности загрязняющих веществ.

- оценка «доза – эффект». На этом этапе оценивают зависимости между дозой вредного вещества и степенью его воздействия на здоровье. В ходе проведения оценки обобщаются и анализируются данные о допустимых санитарных нормативах и степень их применимости к проекту оценки риска.

- оценка экспозиции, т. е. количество вредных веществ, попадающих в организм человека, маршруты их проникновения, результат воздействия, а также количество людей, подверженных экспозиции.

- характеристика риска, объединяет данные трех предыдущих этапов исследований. Проводится сравнительный анализ полученных рисков с допустимыми нормами, установление приоритетов и предоставление информации органам, принимающим окончательное решение о том, насколько экологически целесообразно согласиться на определенные риски.

Приемлемый риск – вероятность наступления события, негативные последствия которого настолько незначительны, что ради получаемой выгоды от фактора риска человек, или группа людей, или общество в целом готовы пойти на этот риск. Уровень приемлемого риска устанавливается путем его сопоставления с риском, который существует в повседневной деятельности или жизни людей. Эта концепция связана с допущением определенной вероятности болезней или повреждений, которую приемлет человек, группа людей или общество. В качестве приемлемых уровней риска для населения чаще всего используются величины от 1 х 10-4 (1Е-4) до 1 х 10-6 (1Е-6), однако целевой уровень риска, т. е. риск, к которому следует стремиться, который должен быть достигнут в результате проведения оздоровительных мероприятий, как правило, принимается равным 1Е-6. В нашей стране в нормах радиационной безопасности (НРБ-99/2009) предусмотрен предел индивидуального пожизненного риска для населения, равный 5Е-5 (для персонала – 1Е-3), в то время как уровень пренебрежимого риска, который разделяет область оптимизации риска равна 1Е-6.

Для оценки риска чаще используется не оценка интенсивности загрязнения среды (ПДК, ОБУВ, ПДУ и т. п.) а референтные дозы и концентрации. Референтная доза (RfD) – допустимое суточное поступление химического вещества в течение всей жизни (выражаемое в мг/кг-день), которое, вероятно, не сопровождается ощутимым риском для здоровья.

Доза – основная мера экспозиции, характеризующая количество химического вещества, воздействующее на организм.

Референтная доза – суточное воздействие химического вещества в течение всей жизни, которое устанавливается с учетом всех имеющихся современных научных данных и, вероятно, не приводит к возникновению неприемлемого риска для здоровья чувствительных групп населения. Синонимы: допустимое суточное поступление (ADI), переносимое суточное поступление (TDI), руководящий уровень (GV), рекомендуемые показатели допустимого воздействия на здоровье (HA), прогнозируемый неэффективный уровень для человека (PNEL), уровень минимального риска (MRL), рекомендуемый уровень воздействия (REL).

Референтная концентрация (RfС) – концентрация, которая при непрерывном воздействия на человеческую популяцию (включая чувствительные подгруппы), не сопровождается заметным риском вредных неканцерогенных эффектов на протяжении всей жизни.

Расчет рисков и их характеристика проводятся раздельно для канцерогенов и неканцерогенных эффектов. Канцерогенный риск – возрастание вероятности развития рака у индивидуума на протяжении всей его жизни как результат воздействия потенциального канцерогена.

Среднесуточная пожизненная доза/концентрация (LADD/LARC) – потенциальная суточная доза/концентрация, усредненная за весь период жизни человека. Период усреднения экспозиции для канцерогенов обычно принимается равным 70 годам.

Среднесуточная доза/концентрация (ADD/ADC) – потенциальная суточная доза/концентрация, усредненная за период воздействия химического вещества. Период усреднения для хронических воздействий обычно принимается равным: для взрослых – 30 лет, для детей в возрасте до 6 лет – 6 лет.

Индивидуальный канцерогенный р иск – оценка вероятности развития рака у экспонируемого индивидуума при воздействии потенциального канцерогена в течение всей жизни (средняя продолжительность жизни принимается равной 70 годам).

Популяционный канцерогенный риск – агрегированная мера ожидаемой частоты эффектов (случаев рака) среди всех подвергшихся воздействию людей. Обычно устанавливается для годовой экспозиции.

Для большинства веществ, не обладающих канцерогенным действием, оценка риска проводится на основе расчета коэффициента опасности (HQ), представляющего собой соотношение между величиной экспозиции (например, суточной дозой/концентрацией) и безопасным уровнем воздействия (референтная доза/референтная концентрация), при этом приемлемый уровень риска не должен превышать 1.

Индекс опасности – сумма коэффициентов опасности для веществ с однородным механизмом действия или сумма коэффициентов опасности для разных путей поступления химического вещества, при этом приемлемый уровень риска не должен превышать 1.

Метод оценки риском можно использовать там, где данные об уровне воздействия собираются нерегулярно, а о здоровье граждан – отсутствуют вообще. После проведения оценки риска получается простой и однозначный результат, поэтому метод оценки риска для здоровья населения перспективен.

Вопросы по теме занятия.

1. Какие методы оценки используются для выявления связи состояния здоровья и среды обитания?

2. Какие санитарно-статистические методы позволяют связать утрату здоровья с факторами среды обитания?

3. Что позволяет определить корреляционный анализ?

4. Что позволяет определить эпидемиологический метод оценки связи между факторами среды обитания и здоровьем?

5. Дайте определение методу оценки рисков?

6. Какие риски для здоровья оценивает метод оценки рисков?

7. Какие количественные характеристики оценки риска воздействия на население химических факторов Вы знаете?

8. Какие этапы оценки риска здоровью факторов среды обитания Вы знаете?

9. Что доказывается при исследовании методом оценки риска на этапе «идентификации опасности»?

10. При исследовании методом оценки риска дайте характеристику этапа «доза – эффект»?

11. Что определяется при исследовании методом оценки риска на этапе «оценка экспозиции»?

12. Дайте определение референтной концентрации?

13. Дайте определение референтной дозы?

14. Дайте определение индивидуального риска?

15. Дайте определение популяционному риску?

8. Тестовые задания по теме с эталонами ответов

1. ОПРЕДЕЛИТЕ МЕТОД, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СВЯЗИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ

1) санитарно-математические

2) санитарно-статистические

3) санитарно-гигиенические

4) санитарно-токсикологические

Правильный ответ: 2

 

2. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ СВЯЗИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ

1) контрольно-измерительные

2) описательные

3) эпидемиологические

4) экспериментальные

Правильный ответ: 3

 

3. ОПРЕДЕЛИТЕ МЕТОД, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СВЯЗИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ

1) оценки рисков

2) интеграционный

3) клинических исследований

4) контент-анализа

Правильный ответ: 1

 

4. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ – ЭТО

1) упорядочивание данных о среде обитания и здоровье человека в сравнительно однородные группы

2) изучение вероятной связи между данными о среде обитания и здоровье человека

3) изучение динами рядов данных о среде обитания и здоровье человека представленных в хронологическом порядке

4) изучение и сопоставление индексов здоровья и среды обитания

Правильный ответ: 2

 

5. ОДИН ИЗ ЭТАПОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1) осуществление учета полученных данных

2) материально-техническое обеспечение

3) определение статуса наблюдения

4) подготовка статистического наблюдения

Правильный ответ: 4

 

6.  ОДИН ИЗ ЭТАПОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1) организация и осуществление сбора материала и оценка полученных данных

2) идентификация цели и объекта наблюдения

3) проверка итогов сбора информации

4) организационные вопросы сбора наблюдений

Правильный ответ: 1

 

7. ОДИН ИЗ ЭТАПОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1) формирование информационной базы

2) анализ инструментов статистических исследований

3) анализ материала и составление выводов и предложений для внедрения результатов исследований в практику

4) подготовка заключения статистического исследования

Правильный ответ: 3

 

8. ДИАПАЗОН ИЗМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ РАВЕН

1) 0 – 1

2) 0 – 0,1

3) -1 – 1

4) -0,1 – 0,1

Правильный ответ: 3

 

9. ОТСУТСТВУЕТ ЛИНЕЙНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ДВУМЯ ВЫБОРКАМИ ПРИ КОЭФФИЦИЕНТЕ КОРРЕЛЯЦИИ

1) 0,

2) 1,

3) -1

4) 0,7

Правильный ответ: 1

 

10. ПРЯМАЯ СИЛЬНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ВЫБОРКАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПРИ КОЭФФИЦИЕНТЕ КОРРЕЛЯЦИИ

1) более 1

2) менее -1

3) с -1 до -0,7

4) более 0,7

Правильный ответ: 4

 

11. ОБРАТНАЯ СЛАБАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ВЫБОРКАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПРИ КОЭФФИЦИЕНТЕ КОРРЕЛЯЦИИ В ДИАПАЗОНЕ

1) -0,1 – -0,2

2) -0,3 – -0,6

3) -0,7 – -1

4) 0,2 – 0,3

Правильный ответ: 1

 

12. СЛАБАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ВЫБОРКАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПРИ КОЭФФИЦИЕНТЕ КОРРЕЛЯЦИИ В ДИАПАЗОНЕ

1) 0,1 – 0,2

2) 0,1 – 0,3

3) 0,1 – 0,4

4) 0,1 – 0,5

Правильный ответ: 1

 

13. СРЕДНЯЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ВЫБОРКАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПРИ КОЭФФИЦИЕНТЕ КОРРЕЛЯЦИИ В ДИАПАЗОНЕ

1) 0 – 0,7

2) 0,1 – 0,7

3) 0,2 – 0,7

4) 0,3 – 0,7

Правильный ответ: 4

 

14. СРЕДНЯЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ВЫБОРКАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПРИ КОЭФФИЦИЕНТЕ КОРРЕЛЯЦИИ В ДИАПАЗОНЕ

1) 0,3 – 0,7

2) 0,3 – 0,8

3) 0,3 – 0,9

4) 0,3 – 1

Правильный ответ: 1

 

15. СИЛЬНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ВЫБОРКАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПРИ КОЭФФИЦИЕНТЕ КОРРЕЛЯЦИИ В ДИАПАЗОНЕ

1) 0,3 – 0,7

2) -0,7 – -1

3) -0,2 – -0,6

4) 0,1 – 0,5

Правильный ответ: 2

 

16. КОЭФФИЦИЕНТ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПОКАЗЫВАЕТ

1) долю вариации результативного признака

2) степень связи между двумя результативными признаками

3) индексы здоровья и среды обитания

4) динамику рядов данных в хронологическом порядке

Правильный ответ: 1

 

17. ДИАПАЗОН ИЗМЕНЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ДЕТЕРМИНАЦИИ РАВЕН

1) 0 – 1

2) 0 – 0,1

3) -1 – 1

4) -0,1 – 0,1

Правильный ответ: 1

 

18. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ – ЭТО

1) совокупность методических приемов по оценке заболеваний в экспериментальных условиях

2) совокупность методических приемов, основанных на анализе эпидемий

3) совокупность методических приемов, основанных на анализе причин и особенности распространения заболеваний во времени и пространстве

4) совокупность методических приемов, основанных на анализе особенности состава воздуха, воды, пищевых продуктов, почвы и других объектов внешней среды

5) совокупность методических приемов, основанных на изучении структуры загрязнения природной среды и состояния здоровья населения

Правильный ответ: 3

 

19. МЕТОД ОЦЕНКИ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ – ЭТО

1) вероятность развития у населения неблагоприятных для здоровья эффектов в результате реального или потенциального загрязнения окружающей среды

2) метод оценивающий риски для здоровья населения на основе анализа демографических, санитарно-гигиенических показателей и заболеваемости

3) вероятность рисков для здоровья возникающих в процессе производства и реализации продукции и услуг, научно- исследовательских и конструкторских разработок

4) вероятность развития у населения неблагоприятных для здоровья эффектов связанные с формой организации хозяйственной деятельности

5) идентификация всех возможных рисков для здоровья населения, возникающих в процессе инвестировании, кредитовании, производства и реализации продукции и услуг

Правильный ответ: 1

 

20. ЭТАПОМ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА ЯВЛЯЕТСЯ

1) индикация опасности

2) идентификация опасности

3) определение цели исследования

4) подведение результатов риска

5) выбор метода управления риском

Правильный ответ: 2

 

21. ЭТАПОМ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА ЯВЛЯЕТСЯ

1) оценка зависимости «доза – эффект»

2) осуществление управления рисками

3) оценка размеров совокупных рисков

4) количество личинок, куколок синантропных мух

5) оценка оборотных рисков

Правильный ответ: 1

 

22. ЭТАПОМ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА ЯВЛЯЕТСЯ

1) выбор метода управления риском

2) оценка экспозиции

3) оценка рисков кредитов здоровья

4) оценка дислокации

5) риски ликвидности заболеваний населения

Правильный ответ: 2

 

23. ЭТАПОМ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА ЯВЛЯЕТСЯ

1) оценка вероятности риска

2) создание экспертных моделей риска

3) оценка пороговых значений риска

4) оценка экономических убытков от риска здоровью

5) характеристика риска

Правильный ответ: 5

 

24. ВЕЛИЧИНА ДИАПАЗОНА ПРИЕМЛЕМОГО КАНЦЕРОГЕННОГО РИСКА ОТ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ЯВЛЯЕТСЯ

1) 1 х 10-1 – 1 х 10-2

2) 1 х 10-2 – 1 х 10-3

3) 1 х 10-3 – 1 х 10-4

4) 1 х 10-1 – 1 х 10-5

5) 1 х 10-4 – 1 х 10-6

Правильный ответ: 5

 

25. ВЕЛИЧИНА ДИАПАЗОНА ПРИЕМЛЕМОГО КАНЦЕРОГЕННОГО РИСКА ОТ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ЯВЛЯЕТСЯ

1) < 1 х 10-4

2) > 1 х 10-4

3) < 1 х 10-5

4) > 1 х 10-5

5) < 1 х 10-6

Правильный ответ: 1

 

26. ПРЕДЕЛ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЖИЗНЕННОГО РИСКА ОТ РАДИАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ – ЭТО ВЕЛИЧИНА РАВНАЯ

1) 5 х 10-1

2) 5 х 10-2

3) 5 х 10-3

4) 1 х 10-5

5) 1 х 10-6

Правильный ответ: 4

 

27. УРОВЕНЬ ПРЕНЕБРЕЖИМО МАЛОГО РИСКА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ОТ РАДИАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ – ЭТО ВЕЛИЧИНА РАВНАЯ

1) 5 х 10-1

2) 5 х 10-2

3) 5 х 10-3

4) 1 х 10-5

5) 1 х 10-6

Правильный ответ: 5

 

28. РЕФЕРЕНТНОЙ ДОЗОЙ ЯВЛЯЕТСЯ

1) концентрация вещества равная ПДК (ПДУ), которая при непрерывном воздействия на человеческую популяцию (включая чувствительные подгруппы), не сопровождается заметным риском вредных неканцерогенных эффектов на протяжении всей жизни

2) суточное воздействие химического вещества в течение всей жизни, которое не приводит к возникновению неприемлемого риска для здоровья чувствительных групп населения

3) часовое воздействие химического вещества в течение всей жизни, которое не приводит к возникновению неприемлемого риска для здоровья чувствительных групп населения

4) дневное воздействие химического вещества в течение всей жизни, которое не приводит к возникновению неприемлемого риска для здоровья чувствительных групп населения

5) ночное воздействие химического вещества в течение всей жизни, которое не приводит к возникновению неприемлемого риска для здоровья чувствительных групп населения

Правильный ответ: 2

 

29. РЕФЕРЕНТНОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ

1) концентрация вещества равная ПДК (ПДУ), которая при непрерывном воздействия на человеческую популяцию (включая чувствительные подгруппы), не сопровождается заметным риском вредных неканцерогенных эффектов на протяжении всей жизни

2) суточное воздействие химического вещества в течение всей жизни, которое не приводит к возникновению неприемлемого риска для здоровья чувствительных групп населения

3) концентрация, которая при суточном воздействия на человеческую популяцию (включая чувствительные подгруппы), не сопровождается заметным риском вредных неканцерогенных эффектов

4) концентрация, которая при непрерывном воздействия на человеческую популяцию, не сопровождается заметным риском вредных неканцерогенных эффектов на протяжении всей жизни

5) концентрация, которая при непрерывном воздействия на человеческую популяцию (включая чувствительные подгруппы), не сопровождается заметным риском вредных неканцерогенных эффектов на протяжении всей жизни

Правильный ответ: 5

 

30. ИНДИВИДУАЛЬНЫМ КАНЦЕРОГЕННЫМ РИСКОМ ЯВЛЯЕТСЯ

1) вероятность развития рака у экспонируемого индивидуума при воздействии вещества на уровне референтной концентрации в течение всей жизни

2) вероятность развития рака у экспонируемого индивидуума при воздействии потенциального канцерогена в течение всей жизни

3) вероятность развития рака у экспонируемого индивидуума при воздействии фактора в течение всей жизни

4) риск развития рака при воздействии вредного фактора на протяжении всей жизни

5) риск развития рака у индивидуума при воздействии вредного фактора интенсивность выше референтной концентрации в течение всей жизни

Правильный ответ: 2

 

31. ПОПУЛЯЦИОННЫМ КАНЦЕРОГЕННЫМ РИСКОМ ЯВЛЯЕТСЯ

1) число случаев канцерогенных заболеваний регистрируемых в течении года

2) агрегированная мера ожидаемой частоты эффектов (случаев рака) среди популяции

3) агрегированная мера ожидаемой частоты эффектов (случаев рака) среди всех подвергшихся воздействию людей

4) число случаев канцерогенных заболеваний выявленных и зарегистрированных на наблюдаемой территории за 70 лет

5) агрегированная мера ожидаемого эффекта (случаев рака) среди чувствительных групп населения подвергшихся экспозиции

Правильный ответ: 3

 

32. КОЭФФИЦИЕНТ ОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ

1) химической опасности

2) не канцерогенной опасности

3) канцерогенной опасности

4) радиационной опасности

5) класса опасности

Правильный ответ: 2

 

33. УРОВЕНЬ ПРИЕМЛЕМОГО НЕ КАНЦЕРОГЕННОГО РИСКА ЯВЛЯЕТСЯ ДИАПАЗОН

1) 0 – 1

2) 1 – 2

3) 1 – 3

4) 3 – 4

5) 5 – 6

Правильный ответ: 1

 

34. ИНДЕКСОМ ОПАСНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ

1) сумма коэффициентов опасности для веществ с однородным механизмом действия или сумма коэффициентов опасности для разных путей поступления химического вещества в организм человека

2) величина опасности, выраженная в %, для веществ с однородным механизмом действия или для разных путей поступления химического вещества в организм человека

3) средне взвешенная величина коэффициентов опасности для веществ с однородным механизмом действия или средне взвешенная величина коэффициентов опасности для разных путей поступления химического вещества в организм человека

4) удвоенная величина коэффициентов опасности для веществ с однородным механизмом действия или для разных путей поступления химического вещества в организм человека

5) величина опасности, для веществ с однородным механизмом действия или для разных путей поступления химического вещества в организм человека

Правильный ответ: 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.206 с.)