Психология общения. Коммуникативные и интерактивные стороны общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология общения. Коммуникативные и интерактивные стороны общения.



ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. КОММУНИКАТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ.

План лекции.

1. Коммуникативная сторона общения

1.1. Понятие коммуникации

1.2. Вербальная коммуникация и ее характеристики

1.3. Невербальная коммуникация. Знаковые системы и их характеристика

1.4. Коммуникативные барьеры

2. Интерактивная сторона общения

2.1. Сущность интеракции. Структура взаимодействия. Психологически эффекты взаимодействия людей

2.2. Стили и типы взаимодействия

2.3. Конфликтное взаимодействие

2.4. Теории взаимодействия.

ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ (коммуникативная сторона общения)

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Выделяют 3 основные коммуникативные формы:

n монологическая – высказывания без ориентации на собеседника;

n диалогическая – субъекты взаимно активны;

n полилогическая – многостороннее общение, нередко имеющее характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой.

Специфика процессе обмена информацией при коммуникации между двумя людьми:

- интерсубъектный процесс (индивиды являются активными субъектами, взаимное информирование, совместная деятельность)

-  коммуникативное влияние

- единство или сходство системы кодификации и декодификации информации (единство тезауруса)

- коммуникативные барьеры (социальные и психологические)

Понятия из теории информации

Направленность сигнала:

- аксиальный коммуникативный процесс

- ретиальный коммуникативный процесс

Фильтр «доверия» - «недоверия»

совокупность средств, помогающих принятию информации и ослабляющие действия фильтров называется фасцинацией

Типы информации:

- Побудительная (активизация, интердикция, дестабилизация) в форме приказа, совета, просьбы, др.

- Констатирующая (не предполагает непосредственного изменения поведения) сообщение

Средства коммуникации

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем.

Классификация коммуникативных процессов: вербальная коммуникация и невербальная коммуникация

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Вербальная коммуникация.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации:

коммуникатор в процессе говорения кодирует

реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию (И.А. Зимняя)

передача и восприятие смысла сообщения: схема К — С — Р (коммуникатор (интенция) — сообщение (смысл, кодирование, текст) — реципиент (декодирование, раскрытие смысла))

Характерно:

- асимметричность

- диалогичность (смена коммуникативных ролей)

Успешность диалога – тематическая направленность, активность, двусторонний характер, взаимодействие личностей

Характеристики речевого высказывания:

n Денотация значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, так называемой лексическое значение слова.

n Коннотация вторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими членами данного сообщества, в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе.

n Полисемия – наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом сообществе значения.

n Синонимия – использование разных слов и фраз для сообщения сходной информации.

Посредством речи участники коммуникации воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения.

Задачи в ориентации партнера по общению (А.А. Леонтьев):

- личностно-речевая ориентация (ЛРО)

 - и социально-речевая ориентация (СРО)

Действенность

4) Эстетические нормы речевого общения

 – Фонетика – красота звучания речи.

- Лексика – разнообразный набор слов.

- Синтаксис- разнообразие в построении предложений (деепричастный и причастный обороты)

Убеждающая коммуникация

К. Ховланд - матрица убеждающей коммуникации

Модель коммуникативного процесса (Г. Лассуэлл)

n Кто? (передает сообщение)   — Коммуникатор

n Что? (передается) — Сообщение (текст)

n Как? (осуществляется передача) — Канал

n Кому? (направлено сообщение) — Аудитория

n С каким эффектом?    — Эффективность

Изучение каждой из позиций: например, позиция коммуникатора (открытая, отстраненная, закрытая) и т.п.

Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация -   это взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации.

знаковые системы (Лабунская В.А.):

n Оптико-кинетическая

n Пара- и экстралингвистическая

n Тактильная

n Пространственно-временная

n Визуальный контакт

Оптико-кинетическая система

позы, жесты, мимика, походка и т.д.

семиотическое учение о кинемах (движениях, имеющих смысл) - кинесика (исследования М. Аргайла).

Термин ввел американский учёный К. Бёрдвистл.

Кинесика – область исследования, изучающая движения, отражающиеся с помощью оптической системы субъекта.

Тактильная система

различные прикосновения (рукопожатие, поцелуй, похлопывания и т.п.)

  Такесика это невербальная коммуникация, вязанная с тактильной системой восприятия, включающая самые разнообразные прикосновения – рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т.д.

Коммуникативные барьеры

Коммуникативные барьеры – это психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации.

барьеры непонимания, барьеры социокультурных различий

барьеры отношений.

Барьеры непонимания.

 Б.Ф. Поршнев выделяет 4 уровня непонимания – фонетический, семантический, стилистический и логический.

Фонетический барьер возникает в связи с различными знаковыми средствами передачи информации.

Семантический барьер возникает, когда люди по каким-то причинам не понимают смысла сказанного, чаще всего, когда люди являются носителями различных субкультур внутри господствующей культуры.

Стилистический барьер определяется разностью стиля подачи информации, то есть разными приемами использования средств языка для выражения мыслей.

Стили – экспрессивный и логический.

Экспрессивный стиль характеризуется эмоциональностью, экзальтированностью, жестикуляцией, богатыми голосовыми вариациями и восторженными оценками.

Логический стиль проявляется в последовательности, доказательности, подборе фактов, обстоятельности выражений и точной терминологии.

Приёмы структурирования информации

- Правило рамки

- Правило цепи

Логический барьервозникает при несогласии коммуникаторов по поводу приводимых доводов.

Структура взаимодействия

Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов или действий.

Действие – состоит из 4 фаз:

- фаза возбуждения или импульс включает в себя первые стимулы к общению;

 - фаза уточнения ситуации связанас восприятием другого человека, ситуации и информации,;

- фаза непосредственного действия – уточнив и оценив ситуацию, человек совершает необходимое действие;

- фаза завершения связана со сворачиванием действия и восстановлением равновесия индивида с окружающей средой.

Стили взаимодействияю

стиль взаимодействия (С.Л. Братченко) - индивидуальную модель межличностного общения, предпочитаемая конкретным человеком.

Критерии выделения стилей:

- соотношение позиций собеседника (свобода, власть, подчинение);

- степень взаимопонимания;

- результаты, последствия и возможности взаимодействия.

Таблица. Стили взаимодействия, описанные С.Л. Братченко

Стиль Соотношение позиций Степень взаимопонимания Возможности
1. Диалогический Полное равноправие, обоюдная свобода, доверие, уважение Высокий уровень взаимопонимания Максимальные возможности для самораскрытия, саморазвития обоих партнеров
2. Авторитарный Неравноправие в отношениях, власть одного над другим Нежелание понимать и сопереживать, требование быть понятым Отсутствие возможностей для одного при максимальных возможностях для другого
3. Манипулятивный Неравноправие в отношениях, власть одного над другим Стремление скрыть свою позицию и желание раскрыть уязвимые стороны партнера Развитие за счет другого
4. Альтруистический Неравноправие в ущерб себе Стремление к пониманию, сопереживанию; игнорирование своих проблем Возможности развития собеседника за свой счет
5. Конформный Отсутствие собственной позиции, присоединение к мнению партнера или группы Стремление к некритическому согласию Отсутствие возможностей для саморазвития
6. Индифферентный Прагматическая позиция Игнорирование психологических проблем взаимодействия Отсутствие возможностей для развития другого

 

Типы взаимодействий

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил).

Выделяют три вида кооперативного взаимодействия:

n объединение индивидуальных усилий

n последовательная совместная деятельность

n собственно совместная деятельность

Конкуренция заключается в соперничестве.

Наиболее яркой формой конкуренции является конфликт.

Конфликт – это – противоречие, возникающие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающее их нормальное взаимодействие, а потому вызывающее со стороны участников конфликта определённые действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.

Конфликт

Основные характеристиками конфликтов:

1) Конфликт –одна из форм нормального человеческого взаимодействия.

2) Конфликт не всегда и необязательно приводит к разрушениям. Наоборот, это один из основных процессов, служащих сохранению целого.

3) Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности.

Конфликт ------- изменение ------- адаптация -------- выживание

4) Конфликт может быть управляем, причём деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные - усилены.

Основные характеристики конфликта (Л.А. Петровская): структура, динамика, функции и типология конфликта

Структура конфликта:

- конфликтная ситуация,

- позиции участников (оппонентов)

- объект

- «инцидент» (пусковой механизм)

- развитие

- разрешение конфликта.

Типы конфликта.

М. Дойч выделяет две разновидности конфликтов:

-продуктивные

- деструктивные

Конструктивные функции конфликта:

развивающая функция – он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия;

познавательная функция – обнаруживает возникшее противоречие;

инструментальная функция – призвана разрешить противоречие;

перестроечная функция – имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств.

Теории взаимодействия

Теория действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс).

Задача - поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Социолог Т. Парсонс предложил описание структуры социального действия, которое включает в себя:

а) деятель;

б) «другой» (объект, на который направлено действие);

в) нормы (по которым организуется взаимодействие;

г) ценности (которые принимает каждый участник);

Теория социального обмена (необихевиоризм) Дж. Хоманса.

4 принципа взаимодействия:

n Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

n Если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия.

n Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. КОММУНИКАТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ.

План лекции.

1. Коммуникативная сторона общения

1.1. Понятие коммуникации

1.2. Вербальная коммуникация и ее характеристики

1.3. Невербальная коммуникация. Знаковые системы и их характеристика

1.4. Коммуникативные барьеры

2. Интерактивная сторона общения

2.1. Сущность интеракции. Структура взаимодействия. Психологически эффекты взаимодействия людей

2.2. Стили и типы взаимодействия

2.3. Конфликтное взаимодействие

2.4. Теории взаимодействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.059 с.)