Социология как наука, ее предмет, структура и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология как наука, ее предмет, структура и функции



Отечественная социология и этапы ее развития. Основные школы и их представители.

Первый этап: 1869-1890гг.

1. Социологические теории народников

Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса.

Конец 1860х - начало 1880х годов: революционное направление народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.

Середина 1880х - середина 1890х годов: либеральное направление народничества.

С середины 1890х годов народническая социология под напором марксистской критики приходит в упадок, ее заменяет созданная в 1902 году партия социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что они критиковали царизм, требовали уничтожения феодально - крепостнических пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России, идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом социализма.

М.А.Бакунин (1814-1876). Основные социологические работы:

"Кнуто-Германская империя и социальная революция", "Государственность и анархия",

Был теоретиком бунтарско - анархического направления, родоначальником отечественного анархизма. Считал, что социология - наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества, а общество - естественный способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.

Центральная проблема социологии: проблема уничтожения государства как силы, которая подавляет абсолютную свободу личности. Всякое государство таит в себе опасность развития деспотизма управляющих и рабства управляемых и является главным препятствием на пути социального освобождения человека. Основная сила, способная уничтожить государство - революция, которая возможна при любом экономическом строе общества. Верил, что народный взрыв разрушит до основания старый строй, а вместо государства будут созданы независимые общины. Бакунин отвергал не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет "сверху вниз".

Считал, что религия - социальное зло, освобождение от которого возможно только благодаря социальной революции.

2. Субъективная школа

П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: "Социологи-позитивисты", "Введение в историю мысли"

Считал, что социология - это наука о солидарности, практические задачи которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство и общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью ее интересов. Движущая сила истории - "критически мыслящая личность", элитарное меньшинство, а большинство служит и трудится, создавая меньшинству возможность служить народу для искупления его жертв, возврата народу его морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это приведет к застою и гибели.

3. Натуралистическое направление.

Его представители выдвигали на первый план географический фактор.

Л.И.Мечников (1838-1888). Основная социологическая работа: "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества".

Две основные проблемы: социальный прогресс и его критерий, механизм социального прогресса. Мерилом прогресса выступает солидарность. Главный показатель социального прогресса - степень свободы при образовании кооперации. Считал, что социальный прогресс проходит те же ступени солидарности, что и в органическом мире.

Пытался рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство общества. Выделял 3 периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский, океанический. С этой периодизацией связывает основной закон развития культуры.

По мнению Мечникова, социологические законы не сводимы с законами природы, выступал против социал-дарвинизма.

Пытался связать проблему географического фактора с условиями материальной жизни общества.

4. Органицизм.

Исходный путь органицизма - гипотетическое отождествление общества с организмом.

А.И.Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: "История и метод", "Политика как наука", "История и общественность".

По мнению Стронина, общество - это организм, а социальные институты - отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково.

Структуру общества представлял в виде пирамиды. Вершина - привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты. Основание- большинство общества(земледельцы и ремесленники)..

5. Психологическое направление.

Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

Е.В.Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: "Социология", "Прошедшее философии", "Новая постановка основных вопросов социологи".

Положение о социальной эволюции как об основном факторе социологии.

Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд, состоящий из семи категорий: психологическое взаимодействие - общественные группы - личность - наука - философия - искусство - практическая деятельность.

6. Плюралистическая школа Ковалевского

М.М.Ковалевский (1851-1916). Основные социологические работы:

" Очерк развития социологических учений", "Очерк происхождения и развития семьи и собственности", "Современные социологи", "Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии".

Считал, что социология - синтез результатов, полученных конкретными общественными науками, наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Считал, что на исторический процесс параллельно влияет множество факторов, но в различные эпохи на первое место выдвигались разные факторы.

Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической закономерностью. Отрицательно относился к революции, как к источнику социального прогресса. Считая, что только система продуманных реформ является необходимым благом для общества.

В центре соц. теории Ковалевского - учение о солидарности.

Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий общественного развития.

7. Ортодоксальный марксизм.

Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: "Социализм и политическая борьба", "Очерки по истории материализма", "Основные вопросы марксизма", "Искусство и общественная жизнь", "К вопросу о роли личности в истории".

Глубокая и основательная критика методологических основ буржуазной социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию предвидящую).

Критика буржуазной философии.

Разрабатывал основные проблемы социологии на основе материализма, рассматривал методологию научного предвидения в социальном познании.

Критиковал теорию фактов в социологии, плюралистические взгляды Ковалевского, субъективную социологию народничества.

Он подчеркивал определяющее значение исторической необходимости в действиях личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на определенном этапе развития общества.

П.И.Новгородцев (1866-1924)

Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта, части социальной среды. Общество - сознание отдельных лиц.

Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их концепции права о том, что социальному прогрессу всегда предшествует поворот к идеализму. Эту идею он положил в основу "системы нравственного идеализма". Поворот к идеализму возможен только в результате разрыва с позитивизмом.

Л.И.Петражицкий (1867 - 1931)

Социология - наука, призванная изучать человеческое участие в процессах социальной жизни. Основной метод изучения и познания предметов: наблюдение.

Центральным научным термином социологии считал социальное поведение и мотивы (эмоции), а не общество и ценности, как принято.

Историю человечества рассматривал как постоянный рост разумности норм и учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения социального действия.

2. Легальный марксизм

С.Н.Булгаков (1871-1944)

Н.А.Бердяев (1874-1948)

М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Основные социологические работы: "Значение экономического фактора в истории", "Экономический фактор и идеи", "Русская фабрика".

П.Б.Струве (1870-1944). Основные социологические работы: "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России", "Моим критикам".

Выступали против народничества, против положения том, что развитие капитализма есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Отрицали наличие антагонистических противоречий, выступали против необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата. Либерально - буржуазная политическая программа с заимствованными марксистскими экономическими идеями.

Философия на базе идеализма. "Легальные марксисты" считали, что капитализм в России является исторической необходимостью, и для обоснования "прогрессивной и культурной миссии" капитализма в будущем пытались применить идеи марксистской социологии.

3. Ортодоксальный марксизм (развитие)

Развитием идей Плеханова занимался В.И.Ленин.

Социология 7-9

Эмпирическая социология

В наиболее явном выражении эмпирическая социология формировалась как естественнонаучная ориентация в структуре социологического знания. Именно поэтому она адаптировала следующие ценные для социологии постулаты позитивистского типа:

- социальные явления подчиняются законам, в конечном счете, общим для природной и социально - исторической действительности;

- методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания;

- социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа.

Кроме того, эмпирическая школа в социологии сформулировала довольно жесткие принципы, которые можно свести к следующему:

- истинность научных познаний социальных явлений должна устанавливаться лишь на основе эмпирических процедур, то есть на основе социального эксперимента или практики;

- все социальные явления должны быть квантифицированы, то есть должны быть выражены через эмпирически полученные статистические распределения, каждое явление должно иметь свою “долю”, свой “вес” среди многообразия социальных явлений; “субъективные аспекты” поведения можно исследовать только через открытое, наблюдаемое поведение.

Наиболее яркое выражение эмпирическое направление в западной социологии проявилось в американской социологии 1920 -1950 гг. Начало этому процессу положили представители чикагской школы (Р. Парк, У. Томас, А.Смолл, Э.Беджесс, У.Ф. Огборн, Ф. Знанецкий и др.). Базой для формирования эмпирической социологии стал первый в мире социологический факультет Чикагского университета (с 1892 г.), основатель и руководитель которого А.В.Смолл одновременно возглавил Американское социологическое общество.

Роберт Парк (1864-1944 гг.) известен как один из основателей разработки качественных методов в американской социологии. Его профессиональное становление во многом определили идеи Г.Спенсера и Ч.Кули; на их основании он предложил оригинальный подход к исследованию социальной системы, в границах которого, с одной стороны, учитывалась специфика объекта анализа - общества, с другой - общество рассматривалась в качестве элемента единого экокомплекса.

Р.Парк в полной мере восприняв идею всеобъемлющего единства природы и общества, заявил об актуальности построения особой дисциплины - социальной экологии. По его мнению этимология термина “экология” (от греч. - жилище, убежище) адекватна объекту науки, а именно рассмотрению животных, растительных и человеческих сообществ в природной среде обитания. Экосистема обрела в своем развитии важный элемент - человеческую популяцию, организованную в саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся подсистему - общество. Общество как элемент экосистемы повело ее к кризису. Логика развития экологии неизбежно должна привести к появлению особой отрасли знания, обращенной к исследованию общества в среде. И можно было заранее предположить ее наименование: социальная экология.

Социология 26-28

Критерии стратификации

  • доход;
  • образование;
  • власть;
  • престиж

К ритерии, по которым можно делить любое общество:

1) По разделению труда и престижу положения (организаторский, исполнительский, умственный, физический, квалифицированный, творческий и др.). Существует несколько категорий работников:

  • а) высший класс профессионалов;
  • б) технические специалисты среднего уровня;
  • в) рабочие, осуществляющие руководящие функции;
  • г) квалифицированные рабочие;
  • д) рядовые рабочие.

2) По уровню доходов. Доход — это денежная сумма, которую получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени (месяц, год);

3) По доступу к ресурсам собственности и власти.

Управление.

Общественное мнение — это состояние общественного сознания, заключающее явное или скрытое отношение социальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес.

Субъект общественного мнения — народное большинство — обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований.

Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.

Объект общественного мнения — то, по поводу чего складывается общественное мнение.

Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение.

Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.

Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.

Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивная функция — выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества. Данная функция позволяет общественному мнению, а следовательно, и гражданскому обществу осуществлять контроль над органами государственной власти, оценивать их деятельность.

В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем.Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.

Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна. Примером может служить волеизъявление народа во время проведения референдумов и плебисцитов.

Управление общественным мнением предполагает воздействие в первую очередь на его оценочную функцию, а также зачастую имеет целью мобилизацию общественности для совершения какого-либо действия.

В качестве субъектов управления общественным мнением наиболее часто выступают компании-производители продукции или услуг, органы государственной власти, политические партии, общественные организации, правительства зарубежных государств.

Основным инструментом УОМ в современном мире являются средства массовой коммуникации (далее - СМК).

Важнейшей тенденцией в эволюции современных технологий УОМ является их глобализация.

37. Понятие личности в социологии: сущность, структура и типология.

В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются, прежде всего, социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых, формируется поведение личности.

Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. Отсюда следует, что личность- это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений. Сам же индивид- это конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности. Сущность личности проявляется через ряд общепризнанных исходных положений:

1) личность присуща каждому человеку;

2) личность есть то, что отличает человека от животных;

3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

4) личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

Структура личности:

1)Существует концепция 3.Фрейда, по которой структура личности в социологии складывается из трех основных элементов - это Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно представляет собой подсознательное, в котором, господствуют инстинкты. В нем выделяются две потребности: агрессия и либидо. Я – это элемент сознания, которое связано в бессознательным, поскольку «оно» периодически прорывается наружу. Сверх-Эго представляет собой внутреннего цензора, который включает совокупность моральных принципов и норм.

2) Структура личности по Рубинштейну С. Л. (выдающийся российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии). Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности. В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.

3) Современными российскими авторами структура личности в социологии видится как сочетание трех компонентов: памяти, культуры, деятельности. Память включает в себя оперативную информацию и знания, культура – ценности и социальные нормы, деятельности – реализацию потребностей, желаний, интересов человека.

Типология личности:

1) Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.

а)теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

б) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

в) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

г) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

д) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

е) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

2) Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий. Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.

3) Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом. Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению. В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.

4) Американский социолог Д. Рисмэн предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную». Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой. Внешне ориентированная личность лишена такой возможности. Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе.

 

38. Ролевая теория личности. Социальные статусы и социальные роли личности в обществе.

Понятия «статус», «Социальная позиция» и «социальная роль» впервые ввел в научный оборот в 30е гг. ХХ в. американский антрополог Р. Линтон. Наиболее полно статусно ролевая структура личности была писана в ролевой теории (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон) и функционализме. Ролевая теория личности является результатом синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Статус – это определенное место индивида в социальной структуре общества, связанное с его правами и обязанностями. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называют главным или интегральным. Часто бывает так, что главный интегральный статус человека обусловлен его должностью (директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении, облике (одежде, жаргоне и т.д.), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях и т.д.). Существует иерархия статусов: более престижные статусы занимают более высокие позиции (напр., физики, математики в СССР), а малопрестижные – более низкие.

Статусы делятся по вида на:

· индивидуальные и групповые

· по происхождению: предписанный – определенный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека. Он имеет значение в современном открытом обществе. Также выделяют смешанный статус (можно получить от рождения либо приобрести).

Согласно статусно-ролевой теории социальное поведение индивида есть исполнение им определенной социальной роли.

Социальная роль – это социально ожидаемая модель поведения, соответствующая определенному статусу. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса называется ролевым набором. Одна из первых попыток систематизации ролей была принята Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается 5 основными характеристиками: 1. эмоциональной –одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности; 2. способом получения – одни предписываются, другие - завоевываются; 3. масштабом – часть ролей строго сформулирована, другая размыта; 4. формализацией – действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5. мотивацией – на личную прибыль, на общее благо и т.д. Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Ролевые требования воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса. Исполнение социальной роли конкретным определенным индивидом называется социальным поведением. Ролевому поведению предшествуют процессы обучения и принятия ролей Успешность исполнения социальной роли зависит от различных личностных качеств. Сильная личность – та, которая успешно справляется с разными соц. ролями и быстро осваивает новые роли. Поскольку человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций может возникнуть ролевой конфликт. Внутриролевой конфликт – конфликт, возникающий вследствие неисполнения из-за недостатка личностных качеств. Межролевой конфликт – возникает между ролями, перенос элементов одной соц. роли на другую.

 

39. Социальные действия и взаимодействия. Формирование социальных отношений

Впервые в социологию понятие «социальное действие» было введено и научно обосновано М. Вебером. Он определял социальное действие как осознанное действие человека, ориентированное на поведение других и воздействующее на них.

Любое социальное действие должно включать в себя:
1. действующее лицо;
2. потребность в активизации поведения;
3. цель действия;
4. метод действия;
5. другое действующее лицо, на которое направлено действие;
6. результат действия;

Виды социального действия:
1. Разумные или целерациональные - когда просматривается определённая цель;
2. Ценностные - просматриваются эстетические, моральные, либо другие идеалы;
3. Эмоциональные или аффективные - вызванные психическим состоянием человека (любовь, радость, злость, гнев и т.д.);
4. Традиционные - основанные на традициях, обычаях или привычках;

Социальные действия бывают межличностными и совместными.

Впоследствии социальные действия перерастают в социальные отношения. Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Социальное взаимодействие — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность и, наконец, обратную реакцию индивидов.

Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновляемость, регулярность отличают социальное взаимодействие от единичных социальных контактов, делают его основой социальной жизни.

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П. А. Сорокин разграничивал их следующим образом:

· по количеству субъектов взаимодействия – на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;

· по продолжительности – на кратковременные и долговременные;

· по характеру – на односторонние и многосторонние;

· по организованности – на организованные и неорганизованные;

· по сознательности – на сознательные и стихийные;

· по «материи» обмена – на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые.

Как и все виды социальной связи, социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения, вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).

Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движения солидарности и т. д.) и строится на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управленческими и др.).

Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т. д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция – это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качественный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, участие в творческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т. д.). Даже если соперник известен, то главное – добиться лучших результатов на данном поприще. Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.

Социология права в России

Представители отечественной социологии права значительное внимание в своих трудах уделяли следующим важным аспектам: связи правовых отношений с нормами и принципами российского права, соотношению правового и нравственного сознания в жизни страны на рубеже ХIХ-ХХ веков, вскрытию социальной роли различных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) в процессе сложного и противоречивого развития страны.

· Интересные идеи в области социологии права высказал Б.А. Кистяковский, философ права и социолог либерального направления, профессор Киевского университета. В своих трудах он уделил большое внимание таким актуальным методологическим проблемам, как детерминизм социальных отношений, значение и роль правовых норм, вопросы образования категорий социологии и права. Б.А. Кистяковский предстает в своих трудах сторонником формального юридического метода в правоведении. Вместе с тем он стремился обосновать системный подход к пониманию права, который включал бы в себя также и идеи социологической и психологической школ права.

·  Русский профессор Н.М. Капустин связывал с действием права в обществе создание благоприятных обстоятельств для жизнедеятельности людей. Формирование таких условий он видел через достижение примирения принципов равенства и свободы. Развивая его такой взгляд, А.М. Горовцев доказывал, что право осуществляет в основном функцию соединения интересов всех представителей общества, независимо от их сословного положения. Тем самым потенциал права им связывался с защитой принципов гуманизма.

·  Оригинальные идеи в области социологии права высказал известный русский исследователь В.С. Соловьев (1853-1900). Он обратил внимание в дискуссии со славянофилами на то обстоятельство, что право необходимо для успешного функционирования общества. Это положение В.С. Соловьев противопоставил славянофильской идее о ненужности права для некоторых благословенных Богом народов. Наряду с этим, В.С. Соловьев обратил внимание на связь права и нравственности в обществе. Роль права в человеческой жизни, по его взгляду, предстает прежде всего в свете его высшего идеального предназначения. Согласно позиции В.С. Соловьева, высшая задача права в государстве сводится к служению нравственному прогрессу в обществе, необходимости помогать распространению среди людей морали.

·  Отечественные исследователи в области социологии права пристальное внимание уделяли роли государственной власти. При этом такие ученые, как, например, Ильин И.А. Соловьев В.С. Бердяев Н.А. подчеркивали, как внутренние, так и внешние функции государства, вскрывая их правовой и нравственный аспекты. Замечательный русский ученый Ильин И.А., подчеркивая насущную потребность концепции сильного государства в развитии всех сторон жизни российского общества, видел одновременно и реальные сложности реализации такой проблемы. Их он связывал с конкретно-историческими условиями развития России: ее культурой, психологией людей, уровнем развития правосознания в стране, традициями и обычаями Ильин И.А. обращает внимание на следующее: “Однако идея “сильной власти” совсем не так проста и глубоко продумана. Она окружена соблазнами. Она может неверно истолковываться, противоправно строиться и дурно применяться в жизни. Здесь необходима, - подчеркивает он, - большая предусмотрительность и ясность в определениях”.

Социология права в Европе

Зарубежная социология права имеет свои исторические корни. Она неразрывно связана с развитием социологической мысли XIX и начала XX веков. Постепенно на этом этапе исторического развития сама теория права утрачивает свой целостный характер. Она дифференцируется на “общую теорию права”, “философию права” и “социологию права”. Однако процесс подобного эволюционного развития в науке нельзя представлять упрощенно и однолинейно.

Французский ученый О. Конт рассматривал социологию как науку об обществе, акцентируя внимание на действующих и способных действовать индивидов в отношениях между собой. Вся социологическая концепция его характеризуется идеалом “порядка и прогресса”. Саму социологию он подразделил на две основополагающие составляющие - социальную статистику и социальную динамику. Первая призвана изучать условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая - законы их развития и изменения.

Социальная статистика, по Конту, - это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества. Разделяя общество на отдельные структурные институты, он выделяет семью, государство и религию, играющих важнейшую роль в обеспечении органического единства всех людей. Социологический аспект права обнаруживается во взглядах О. Конта на государство. По его мнению, государств - это блюститель общественного порядка, стоящий н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.072 с.)