Закон переноса двигательного навыка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон переноса двигательного навыка



Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

Задачи, средства и методы первого этапа обучения. На первом этапе обучения (ознакомления и начального разучивания двигательного действия) важно определить степень готовности к обучению, которая выявляется с помощью контрольных упражнений и сведений о прошлом двигательном опыте ученика и характеризуется тремя компонентами:

· степенью развития физических качеств (физическая готовность);

· двигательным опытом (в том числе «координационная готовность»);

· психическими факторами (психическая готовность).

Целью первого этапа является формирование умения выполнять основу техники двигательного действия, т.е. воспроизводить технику в «грубой форме», акцентируя внимание на ее звеньях.

Для достижения данной цели создается общее представление о значении физического упражнения и его рациональной технике и  образце техники, которым предстоит овладеть обучаемым. Если занимающийся после создания у него умственного и зрительного представления об изучаемом двигательном действии сумеет самостоятельно воспроизвести основу его техники, на этом завершается первый этап обучения. Подобное явление обычно наблюдается при разучивании многих общеподготовительных, порядковых и других несложных упражнений.

На данном этапе обучение направлено на формирование основ умения выполнять разучиваемое упражнение и предполагает решение следующих основных задач:

· сформировать положительную учебную мотивацию и побудить к сознательному усвоению двигательного действия;

· создать смысловые, зрительные, двигательные, чувственные представления о разучиваемом действии;

· использовать положительный перенос сформированных ранее двигательных умений и навыков как элементов построения нового действия;

· формировать в облегчающих условиях новые элементы и объединяющие звенья техники движения;

· предупредить или устранить временные искажения в технике движения.

Решение поставленных задач осуществляется комплексом методов: словесными, наглядными, практического упражнения (целостным и расчлененно-конструктивным), срочной информации.

Характерными чертами методики являются: широкое применение различных подводящих и имитационных упражнений; осуществление начального разучивания в постоянных и наиболее благоприятных для занятий условиях; выполнение движения с такими усилиями и скоростями, которые позволяют обучающимся контролировать свои движения в пространстве.

К числу основных причин, порождающих ошибки в разучиваемом действии, можно отнести:

· недостаточную подготовленность обучаемых;

· невысокий уровень профессионального мастерства педагога;

· нечеткое восприятие информации о действии со стороны занимающихся;

· недостаточный самоконтроль;

· отрицательное влияние факторов утомления и наличие отрицательного переноса ранее освоенных упражнений;

· неблагоприятные внешние условия.

Контроль педагога преимущественно направлен на оценку степени готовности занимающихся к разучиванию, качество решения двигательных задач, формирование навыков самоконтроля построения действия.

Задачи, средства и методы второго этапа обучения. Целью второго этапа обучения (углубленного разучивания техники двигательного действия) является формирование умения выполнять упражнение относительно совершенно, в объеме намеченных технических требований. Некоторые элементы двигательного действия при этом частично закрепляются и автоматизируются.

Внимание занимающихся избирательно сосредоточивается педагогом на анализе отдельных деталей техники целостного двигательного действия, осознании его пространственных, временных и динамических характеристик. При этом мыслительная деятельность занимающихся направляется на понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения значительных ошибок, создаются соответствующие условия при выполнении физического упражнения, вынуждающие занимающихся последовательно сосредоточивать внимание на уточняемых деталях.

С появлением слитности в движениях и закреплением отдельных элементов действия внимание занимающихся постепенно переключается на овладение рациональным ритмом целостного действия и на более обобщенную форму сознательного контроля качества выполнения двигательного действия в целом.

Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, намеченных к изучению, и предыдущего двигательного опыта занимающихся.

На этапе углубленного разучивания действия обучение направлено на завершение формирования разучиваемого упражнения в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его в деталях и  целом. Для этого необходимо решить следующие задачи:

· углубить знания о структуре и особенностях осваиваемого упражнения;

· освоить основу и основное звено техники во времени, пространстве и по величине усилий;

· добиться их общей слаженности и ритмичности в составе целостного действия и т.д.

Основным методом на втором этапе является метод практических упражнений (практическое воспроизведение действия в целом виде). Второстепенными методами служат: словесный, наглядный, идеомоторного упражнения, сопряженных воздействий. Шире, чем на первом этапе, применяются методы вариативного упражнения, игровой и соревновательный.

Характерными чертами методики обучения на данном этапе являются:

· постепенное усложнение и выполнение контрастных и сближаемых заданий;

· выполнение действия в усложненных условиях сенсорного самоконтроля;

· увеличение частоты упражнений и числа их повторений в рамках отдельного занятия, общего объема и интенсивности нагрузки.

Причинами появления ошибок могут быть:

· рассогласование между двигательным опытом учащегося и сформированным преподавателем представлении о действии;

· нарушение меры нагрузки и преемственности эффекта занятий;

· неадекватное увеличение скорости движений и степени силовых напряжений.

Задачи, средства и методы третьего этапа обучения. Целью третьего этапа обучения (закрепления и совершенствования техники двигательного действия) является формирование навыка и способности целесообразно применять двигательное действие в реальных условиях практической деятельности.

Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного действия в относительно постоянных внешних условиях. Одновременно осуществляется дальнейшее совершенствование деталей.

Продолжительность третьего этапа обучения зависит от цели и характера изучаемых двигательных действий, подготовленности занимающихся и многих факторов.

В целом совершенствование техники выполнения физических упражнений должно приобретать на данном этапе более индивидуализированный характер, что  требует от преподавателя изучения особенностей телосложения, уровня развития физических качеств занимающихся. Для обеспечения подвижности и вариативности действия, его приспособляемости к сбивающим факторам внешней среды и изменениям в физическом и психическом состоянии занимающихся, совершенствуемое действие повторяется в условиях, воспроизводящих частично и полностью реальную обстановку его практического применения.

Содержание и последовательность решаемых на третьем этапе дидактических задач в каждом случае определяются конкретной практической деятельностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.005 с.)