Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальное воспитание в 20-30-х годов
В первой главе курсовой работы обратимся к историческому анализу отечественных педагогических аспектов музыкально-творческого воспитания учащихся середины XX века. После Великой октябрьской революции началась новая эпоха в развитии музыкального воспитания в нашей стране. На смену немногочисленных и различных по характеру учебных заведений, разделенных по гендерному признаку (мужские и женские школы и гимназии, кадетские корпуса и Институты благородных девиц) пришла двухступенная единая трудовая школа: первая ступень – 5 лет, вторая ступень – 4 года. Под руководством А. В. Луночарского был образован специальный музыкальный отдел (МУЗО), разработавший требования к преподаванию музыки в школе. Занятия музыкой в школе преследовали следующие цели: 1. Развитие музыкальных способностей и умений детей; 2. Развитие эстетического чувства. Уже в данной первой прогграмме по музыке были намечены основные пути осуществления музыкального воспитания: а) развитие способности воспринимать музыку (слушание); б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений способностей и умений (пение); в) усвоение нужных знаний (грамотность). Таким образом, проблема живой реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача музыкального воспитания. И особое место отводилось внешкольным занятиям, цель которых заключалась в обогащении музыкальных впечатлений в детской среде [26, с. 23]. В 1918 г. Были национализированы Петроградская и Московская консерватории, обучение в них стало бесплатным. Стали складываться новые принципы подготовки профессиональных кадров. В 1922 г. произошла реформа музыкального образования. Консерватории разделились на три типа учебных заведений (школы, техникумы и консерватории). В связи с этим Б. Л. Яворским и его коллегами стали разрабатываться новые учебные планы. В консерватории были организованы три отдела: творческий (композиторский и научный), исполнительский и инструкторско-педагогический, который готовил преподавателей школ и руководителей художественной самодеятельности. В 1923 г. начал функционировать Музыкальный рабфак, на который приходили учиться бойцы Красной Армии и рабочая молодежь. В становлении системы массового музыкального воспитания, в поисках новых форм и методов музыкального просвещения активно участвовали выдающиеся деятели музыкальной педагогики, непосредственно занимающиеся с детьми и утверждавшие новые принципы работы. Среди них особое место принадлежит супругам Шацким – Станиславу Теофиловичу и Валентине Николаевне.
В 20-тые годы ХХ века С. Т. Шацкий (1878-1934) указывал на приоритетность труда, игры и искусства при организации видов деятельности в процессе воспитания детей. [22] В. Н. Шацкая (1882-1978) – советский педагог, пианистка и деятель в области музыкально-эстетического воспитания – заложила основы советской системы музыкально-эстетического воспитания, включающей дошкольное, школьное, внешкольное воспитание. Она определяла понятие эстетического воспитания как часть гармоничного воспитания личности, а музыкального воспитания как средство духовного и нравственного формирования учащихся. Главную задачу общего музыкального воспитания В. Н. Шацкая видела в том, что с помощью самого искусства вырастить людей творческих, понимающих музыку, получающих истинную радость и духовно-нравственное развитие от общения с ней. Она одной из первых поставила вопрос о комплексном использовании различных видов искусства в воспитании детей и юношества. Советский музыковед и пианист Б. Л. Яворский, исследовавший данную проблему, считал, что для достижения всестороннего развития детей посредством музыки необходимой является разнообразная музыкальная деятельность: хоровое пение, слушание музыки, ритмика (движение под музыку), игра на несложных музыкальных инструментах и детское музыкальное сочинительство. Причём, элементы творчества рассматривались как неотъемлемая часть любой музыкальной деятельности, в том числе и на уроках в школе. Наиболее действенным способом приобщения школьников к музыкальному искусству Б.Л. Яворский считал их непосредственное включение в процесс музыкального творчества. Поэтому главной проблемой всей его педагогической деятельности являлся поиск путей формирования и развития творческих способностей школьников. Наиболее полное воплощение эти идеи нашли в работе московской детской школы общего музыкального образования, организованной педагогом Н. Я. Брюсовой, ученицей Б. Л. Яворского [25].
В связи с развитием детского музыкального творчества в этот период возникли значительные разногласия по вопросу детского музыкального творчества. Выделились три основных позиции в оценке его значения: 1) детское творчество, не опирающееся на основательные теоретические знания – это дилетантизм и профанация искусства; 2) детское творчество полезное и нужное, но только для одарённых детей; 3) музыкальное детское творчество – путь, метод образования. Сторонником третьей позиции выступил крупный деятель в области музыкального искусства Б. В. Асафьев [4; 5; 6]. Его исходным тезисом было утверждение, что искусство в школе, прежде всего, объект наблюдения, а не «заучивания». Поэтому в качестве главной задачи выступает формирование слушательской культуры учащихся. Особая роль отводилась своеобразным методам «наведения» и «наблюдения», которые «способствовали накоплению у учащихся необходимых музыкальных знаний, приводящему к качественному изменению информации о музыке, формировали способность к аналитико-синтетической деятельности, оценочным суждениям» [4, с.28-29]. Методические установки Б. В. Асафьева стали теоретической основой для дальнейшей разработки проблемы формирования ценностно-ориентационной деятельности в процессе приобщения школьников к музыкально-исполнительскому творчеству. Следует отметить, что в советских школах 1918-1923 гг. занятия музыкой не ограничивались только пением, вводились занятия по музыкальному творчеству, расширился объем материала по музыкальной грамоте и слушанию музыки. Несмотря на наличие в науке таких взглядов, широкого распространения детское музыкальное творчество в 20-тые годы XX столетия в нашей стране не нашло. Одной из причин была нехватка преподавателей и недостаточной квалификации большинства из них. В 30-тые годы ХХ века продолжаются исследования детского музыкального творчества. Так, в 1935 году в Московском Центральном Доме художественного воспитания детей под руководством заведующей музыкальным сектором К. В. Головской была начата экспериментальная работа по развитию детского творчества. Консультантом в этой работе был один из ведущих отечественных психологов того времени Б. М. Теплов, который впоследствии использовал ряд материалов этого исследования в своей книге «Психология музыкальных способностей» [24]. В работе К. В. Головской развитие творчества детей тесно взаимосвязано с приобретением знаний и навыков, усваиваемых при других видах музыкальной деятельности. В этой связи творчества и обучения ярко проявилось новое направление школьной педагогики, намеченное Постановлением ЦК ВКПБ о школе от 1932 г., требующее систематичности и последовательности в обучении и точно очерченного круга знаний. Вторая мировая война прервала как педагогические поиски, так и новые исследования. Следует отметить, что К. В. Головская продолжала заниматься вопросами творчества как органической части музыкального воспитания в школе. К сожалению, полученные материалы остались неподытоженными. Сохранились лишь несколько страниц с характеристикой проведенной работы и некоторыми примерами в книге «Музыкальное воспитание и обучение в школе» В. А. Дышелевской, работавшей с К. В. Головской. В послевоенные годы усиление идеологизации школы, технократический подход и строгая регламентация привели к изменению подходов к роли музыки в развитии личности. В основном музыка становится «средством коммунистического воспитания» [27].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.007 с.) |