Мера безопасности при угрозе или возникновении ЧС техногенного характера      


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мера безопасности при угрозе или возникновении ЧС техногенного характера     



Техногенная ЧС – обусловленная объектами, созданными людьми и процессами их деятельности.

Поражающий фактор – это составляющая опасного происшествия, характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

ПРОМЫШЛЕННАЯ АВАРИЯ - авария на промышленном объекте, в тех­нической системе или на промышленной установке.

ПРОМЫШЛЕННАЯ КАТАСТРОФА - крупная промышленная авария, повлек­шая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.

Техногенные ЧС различают:

1. По месту их возникновения: аварии и катастрофы на промышленных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии и др.

2. По характеру основных поражающих факторов источника ЧС:   -- радиационная авария; -- химическая авария; -- биологическая авария; -- гидродинамическая авария; -- транспортная авария; -- авария на магистральном трубопроводе; -- авария на подземном сооружении.

Техногенные ЧС в порядке убывания по количеству в Беларуси распределяются так: аварии на промышленных объектах, дорожно-транспортные происшествия, аварии в зданиях жилого и социально-бытового назначения, химические аварии и т.д.

Основные причины техногенных аварий и катастроф: -- отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушения режимов эксплуатации; -- ошибочные действия операторов технических систем, ошибки водителей транспортных средств; -- концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния; -- высокий энергетический уровень технических систем; -- внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта (удары молнии, ураганы, наводнения и др.).

Транспортная авария – это авария транспортного средства, повлекшая за собой гибель людей или причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей среде.

Транспортная катастрофа – это крупная авария со значительными человеческими жертвами. Транспортные аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и (или) поражающим фактором опасных грузов.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей или причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Наиболее безопасный вид транспорта для пассажиров – городской автобус, а наиболее опасныйлегковой автомобиль и мотоцикл.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:

-- низкий профессиональный уровень отдельных водителей, -- управление автомобилем в нетрезвом состоянии; -- нарушение правил дорожного движения; -- неисправности транспортного средства; -- плохое состояние дорожного покрытия; -- неблагоприятные метеоусловия; -- влияние на психическое, физиологическое состояние водителей, пешеходов, опасных и вредных факторов.

Происшествия на ЖД транспорте – крушение поездов, железнодорожные аварии и катастрофы.

Крушение поезда – это столкновения пассажирского или грузового поездов, результатом которого является гибель или ранение людей, разрушение локомотива или вагонов.

Железнодорожная авария – авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений.

Железнодорожная катастрофа – железнодорожная авария, как правило, с человеческими жертвами.

Основные причины аварий и крушений: неисправность пути, подвижного состава и технических средств управления; ошибки работников, отвечающих за безопасность движения поездов; нарушение правил переезда железнодорожных путей автомобильным транспортом; ошибочность действий путейских рабочих.

Среди катастроф, крушений поездов и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы на подвижном составе, столкновение поездов между собой.

Следствием аварий и катастроф на станциях и перегонах являются: взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути, подвижного состава, сооружений; разлив или выброс в атмосферу агрессивных или ядовитых веществ; пожары подвижного состава, станционных построек и других сооружений; поражение железнодорожных работников, пассажиров огнем, взрывами, ядовитыми жидкостями и газами; уничтожение перевозимых грузов.

В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий железнодорожных аварий и катастроф:

-- первая категория – пострадали 1-5 человек; -- вторая категория – пострадали 6-11 человек;

-- третья категория – пострадали 16-30 человек; -- четвертая категория – пострадали 31-50 человек; -- пятая категория – пострадали 50 человек.

Авиационные происшествия - случаи полного или частичного разрушения воздушного судна с пассажирами на борту.

Авиакатастрофа – опасное происшествие на воздушном судне, в полете или процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей.

Основные причины авиа происшествий: человеческий фактор – 50-60%, отказ техники – 15-30%, воздействие внешней среды – 10-20 %, прочие – 5-10%.

Аварии на водном транспорте классифицируются:

-- кораблекрушение - гибель судна или его полное разрушение;

-- авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского – 12 часов);

-- аварийное происшествие – опасное происшествие на речном судне, приведшее к выбросу опасных химических, биологических, радиоактивных веществ, ионизирующих излучений, разлив нефтепродуктов.

Авария на трубопроводе – это авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной ЧС.

Пожары и взрывы.

Происходят: - на промышленных объектах; - на объектах добычи, хранения и переработки легко-оспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ; - на транспорте; - в шахтах, горных выработках, метрополитенах; - в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.

ПОЖАР – это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей.

Причины пожара: неисправности в электрических сетях, нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т.п.).

Опасными факторами пожара являются тепловое излучение, высокая температура, отравляющее действие дыма (продуктов сгорания: окиси углерода и др.) и снижение видимости при задымлении. Критическими значениями параметров для человека, при длительном воздействии указанных значений опасных факторов пожара, являются: температура – 70 С; плотность теплового излучения – 1,26 кВт/м2; концентрация окиси углерода – 0,1% объема; видимость в зоне задымления – 6-12 м.

ВЗРЫВ – это горение, сопровождающееся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию и распространению со сверхзвуковой скоростью взрывной ударной волны, оказывающей ударное механическое воздействие на окружающие предметы. Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна и осколочные поля, образуемые летящими обломками различного рода объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.

Шесть категорий ПВОО: А – ВПОО (химич, нефтеперераб. предпр-я; трубопрводы, склады нефтепродуктов; БВПОО (цеха приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры); ВПОО (деревообрабатывающие, столярные, лесопильные производства);

Г - умеренная пожароопасность, помещения, в которых находятся негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением тепла, искр и пламени, и (или) горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива; Д - пониженная пожароопасность, помещения, в которых находятся (обращаются) негорючие вещества и материалы в холодном состоянии;

Евзрывоопасные объекты, где используются вещества, способные взрываться, но не гореть.

Пожары м.б. отдельными (отдельное здание), массовыми (горит более 25% зданий), сплошными (пламенем охвачено до 90% зданий).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.007 с.)