Глава 5. Виды детской изобразительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Виды детской изобразительной деятельности



К основным видам изобразительной деятельности в детском саду относятся такие виды занятий, как:

- рисование;

- лепка;

- аппликация;

- конструирование.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур.

Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Рисование

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Лепка

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,-- глиной и пластилином.

Аппликации

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Конструирование

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма

Список использованной литературы

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2. Григорьева Г.Г.Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1995.

3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 1999.

4. Григорьева Г.Г. Развивайте дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева. М.: АСАDЕМА, 2000.

5. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? Комарова Т. С. Журнал "Дошкольное воспитание" № 2, 2005.

6. Диело Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель пресс, Изд-во ЭКСМО, 2002.

7. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова.// Ребенок в детском саду. - № 4. - 2004. - с. 21-29; № 5. - 2004.

8. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: ВЛАДОС, 2006.

9. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: 2008.

10. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: 2007.

11. Косминская В. Б. и др." Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду ". - М.: «Просвещение», 1977 г.

12. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2002.

Приложение

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: развитие познавательного интереса, расширение кругозора детей.

Задачи:

- расширить представление детей о диких животных и их детёнышей (заяц, ёж);

- закрепить название характерных внешних признаков диких животных, представление о том, где живут;

- познакомить с характерными особенностями весенней природы;

- обогащать словарь детей новыми словами;

- развивать любознательность, интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость;

-формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него в нормальном темпе;

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

- развивать умения раскатывать комочки из пластилина, прямыми и круговыми движениями, украшать изделия листочками;

- продолжать формировать интерес к лепке; закреплять представления о свойствах пластилина и способах лепки;

- закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином.

- воспитывать бережное отношение к природе, желание помочь;

- воспитывать уважительное отношение к ответам своих товарищей;

Виды детской деятельности:

v познавательная;

v коммуникативная;

v игровая;

v продуктивная.

Предварительная работа: создание предметно-развивающей среды (леса) в групповом помещении; рассматривание иллюстраций с изображением диких животных; заучивание русской народной потешки «Заяц Егорка»; чтение русских народных сказок, рассказов о животных.

Словарная работа: колючий, мягкий, пушистый, тёплый, рыхлый, проталины, подснежники, паровоз, оседает, набухают (почки).

Методы и приёмы:

v игровой;

v словесный (беседа, рассказывание, вопросы, поощрения, загадки);

v наглядный (рассматривание макета и т.д.);

v продуктивный (приготовление «угощения» для зверей).

Материалы:

v макет поезда;

v игрушки (заяц, зайчонок, ёж, ежонок, птичка, лиса, белочка);

v природный материал (ветки деревьев, солома);

v белая и серая ткань;

v пластилин, клеенка (на каждого ребенка).

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: эмоционально-заинтересованно следит за игровой ситуацией, проявляетинтерес к участию в совместных играх; отвечает на вопросы педагога во время игр, беседы; отгадывает животных по описанию; активно принимает участие в выполнении пальчиковых игр; проявляет интерес к простейшим взаимосвязям в природе.

Содержание организованной деятельности детей:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами поиграем в интересную игру. Вы любите играть? Ой кто-то к нам стучится в дверь. Сейчас посмотрим! Ребята нам принесли письмо. От кого же оно, непонятно. Давайте попробуем отгадать:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. Заяц.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много

А нитки ни одной. Ёж.

Воспитатель: Всё понятно, это письмо от зайца и ежа, а что же там написано: «Дорогие ребята, помогите нам скорей, мы потеряли своих детей. Ну что же нам делать?». Давайте поможем ежихе и зайчихе.

Воспитатель: Ребята, а кто скажет, где живут наши друзья?

Дети: В лесу!

Воспитатель: Значит они какие звери?

Дети: Дикие!

Воспитатель: А кого из животных ещё можно встретить в лесу? (Хоровые ответы детей: медведь, волк, лиса)

Воспитатель: А для того, чтобы помочь нашим лесным друзьям, мы с вами отправимся на поиски в лес! Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: На чём же мы поедем?

Дети: На поезде!

Воспитатель: Давайте рассмотрим наш поезд. Можем мы на нём ехать? Дети: Нет, не можем, потому что нет колёс.

Воспитатель: Из чего состоит поезд?

Дети: Вагоны, окна, колёса, трубы.

Воспитатель: Какого цвета вагоны?

Дети: Синий, жёлтый, красный!

Воспитатель: Сколько вагонов?

Дети: Много

Воспитатель: Сколько колёс?

Дети: Много

Воспитатель: Сколько труб?

Дети: Одна!

Воспитатель: А какой формы колёса?

Дети: Круглые

Воспитатель: А какой формы окна?

Дети: Квадратные

Воспитатель: Я сегодня буду машинистом и поведу наш поезд, скорее занимайте места! (загудел паровоз)

Под музыку едут в лес.

Воспитатель: Ну вот, кажется мы на месте. Посмотрите как здесь красиво! Появились проталины, первые цветочки - подснежники. Солнышко уже пригревает, снег почти растаял. На деревьях набухают почки, скоро появятся листочки.

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то плачет? Это, наверное, наши лесные друзья, к которым мы спешили на помощь.

На полянке сидят ежиха и зайчиха:

- Здравствуйте ребята, всё- таки дошло до вас наше письмо! Вы такие добрые! Помогите найти наших детей!

Воспитатель: конечно поможем! А какие они у вас?

- У моего зайчонка длинные уши, маленький хвостик и серая мягкая пушистая шубка.

Воспитатель: Давайте поищем зайчонка ( дети ищут и находят зайчонка).

Воспитатель: Кого вы нашли? А как вы узнали, что это зайчонок? Какая шёрстка? Какие у него ушки? Какой хвостик? (хоровые и индивидуальные ответы детей).

Физкультминутка.

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке,

Ёжик топал не спеша

Тихо листьями шурша.

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьём-то ловко

Раздобыл себе морковку.

Воспитатель: А теперь, ты ёжик, расскажи, как выглядит твой ребёнок ежонок.

- Ежонок у меня маленький, колючий, у него маленькие ушки и нет хвостика.

Воспитатель: Давайте поищем ежонка.(дети ищут ежонка и находят на полянке)

Воспитатель: Ребята, а как вы узнали, что это ежонок? Есть ли у ежонка хвостик? Какие у него ушки? Чем покрыто тело ежика? (дети отвечают)

Воспитатель: Ну вот, помогли мы нашим друзьям найти своих деток. А вот угощение для них не взяли. Кто знает, что любят наши лесные (дикие) звери?

(морковку, яблоки). Что же можно придумать? Я предлагаю вылепить для них угощения - морковки и яблоки.

Дети усаживаются за столы.

Воспитатель: Давайте вспомним ребята как лепят морковку. Кто вспомнит как нужно расположить ладошки?

Дети: Прямыми движениями ладоней.

Воспитатель: А каким цветом морковка?

Дети: Оранжевая с зеленым хвостиком!

(Воспитатель предлагает показать как это делается.)

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, как лепят яблоки? Как расположить ладошки?

Дети: Круговыми движениями ладоней!

Воспитатель: Каким цветом мы будем лепить наши яблочки?

Дети: Зелеными и красными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.032 с.)