Тема 7. Судебное производство и проблемы его совершенствования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Судебное производство и проблемы его совершенствования



Актуальные вопросы подготовки к судебному заседанию. Проблемы определения подсудности уголовного дела. Актуальные вопросы возвращения уголовного дела прокурору.

Судебное разбирательство – центральная стадия уголовного процесса. Проблемы, возникающие на различных этапах судебного разбирательства.

Научные взгляды на понятие, свойства и значение приговора как важнейшего акта правосудия.

Проблемы эффективности особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением и особого порядка принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Проблема соблюдения прав потерпевшего при особом порядке принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

Проблемы производства у мирового судьи и перспективы развития мировой юстиции.

Совершенствование порядка судебного разбирательства с участием присяжных заседателей.

Актуальные вопросы производства в суде второй инстанции. Роль апелляционной практики в повышении качества предварительного расследования и рассмотрения уголовных дел в суде первой инстанции.

Развитие правового регулирования исполнения приговора.

Актуальные вопросы производства в суде кассационной инстанции.

Актуальные вопросы надзорного производства. Проблемы оценки качества судебного разбирательства судами кассационной и надзорной инстанций.

Совершенствование возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

 

Семинар «Судебное производство и проблемы его совершенствования» – очная форма обучения

1. Особенности рассмотрения уголовных дел судом первой инстанции: дифференциация форм уголовного судопроизводства.

2. Актуальные вопросы производства в суде апелляционной инстанции.

3. Исполнение приговора: актуальные проблемы судебной практики.

4. Проблемы правовой регламентации процедур пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу.

Семинар «Тенденции и перспективы реформирования судебного производства» – очная форма обучения – проводится в интерактивной форме «Круглый стол»

1. Студенты выступают с докладами по заданной теме, подготовленными в ходе подготовки к семинару, кратко излагая суть и обосновывая свое видение какого-либо проблемного вопроса по теме занятия.

2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.

3. Подводятся итоги дискуссии и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.

 

Практическое занятие «Судебное производство и проблемы его совершенствования» –очная форма обучения

Практическое занятие посвящено решению практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и правильного ее разрешения.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать непосредственно в ходе занятия, либо использует материалы задач, приведенных в настоящей рабочей программе по теме занятия, которые студенты должны решить заранее при подготовке к практическому занятию.

2. Студенты на основе анализа условий задач дают правовую оценку приведенных ситуаций с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результаты решения задач обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Тематика докладов.

1.1. Актуальные вопросы института возвращения уголовного дела прокурору.

1.2. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.

1.3. Проблемы эффективности особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

1.4. Эволюция института пересмотра судебных решений в уголовном процессе России.

1.5. Запрет поворота к худшему при пересмотре вступивших в законную силу судебных решений.

2. Задачи.

2.1. В  ходе предварительного слушания установлено, что обвинительное заключение в отношении А. утверждено 31 мая 2013 г. заместителем межрайонного прокурора.

Постановлением областного суда от 7 сентября 2013 г. уголовное дело в отношении А., обвиняемого в совершении тринадцати преступлений, предусмотренных п. «а» ч.3 ст.131 УК РФ, и преступлений, предусмотренных п.п.«а»,«г» ч.2 ст.117 УК РФ, ст.156 УК РФ, возвращено прокурору области для устранения препятствий его рассмотрения судом.

В обоснование принятого решения суд сослался на то, что обвинительное заключение утверждено неправомочным прокурором, что лишает данный процессуальный акт юридической силы и служит препятствием для последующего рассмотрения дела, исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.

Каковы основания и порядок возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий в рассмотрении дела судом? Имелись ли в данном случае основания для возвращения дела прокурору области?

2.2. При разрешении вопроса о назначении судебного заседания по уголовному делу по обвинению Потапова в преступлении, предусмотренном ч.2 ст.162 УК РФ, судья усмотрел ряд нарушений, допущенных в ходе предварительного расследования: в протоколе осмотра места происшествия указан только один понятой; не вынесено постановление о признании потерпевшим гражданина Смирнова, в отношении которого совершено разбойное нападение; в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого Потапова не указаны соответствующие пункты ч. 2 ст.162 УК РФ.

Как в этой ситуации должен поступить судья?

Какое решение должен принять судья? Каков процессуальный порядок принятия этого решения?

2.3. Гражданин Костюков обвинялся в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшему Николайчуку, выразившемся в неизгладимом обезображивании лица последнего. 

В судебное заседание потерпевший не явился по неизвестной причине. Суд рассмотрел дело в отсутствие потерпевшего, огласив по собственной инициативе его показания, данные при производстве предварительного следствия. Постановив обвинительный приговор, суд мотивировал свой вывод о причинении потерпевшему тяжкого вреда здоровью, выразившегося в неизгладимом обезображивании его лица, ссылкой на заключение судебно-медицинской экспертизы, где нашли отражение характер и степень тяжести причиненного потерпевшему вреда здоровью.

Какие принципы уголовного процесса и общие условия судебного разбирательства нарушены судом в данном случае?

В чем конкретно выразилось несоответствие действий суда требованиям уголовно-процессуального закона?

2.4. Приговором Сестрорецкого районного суда Санкт-Петербурга К.А.  осужден по ст. 264 ч. 1 УК РФ к штрафу в размере 10000 рублей.

Уголовное дело по обвинению К.А. рассмотрено в особом порядке.

Перед началом судебного разбирательства подсудимым было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке особого производства, поддержанное государственным обвинителем. При этом, отношение потерпевшей К. и ее представителя к ходатайству подсудимого судом не выяснилось.

Должно ли учитываться мнение потерпевшего при решении вопроса о рассмотрении дела в особом порядке? Каковы правовые последствия рассмотрения дела в особом порядке, если мнение потерпевшего по данному вопросу не выяснялось или потерпевший был против рассмотрения дела в таком порядке?

2.5. Председательствующий судья, обращаясь к коллегии присяжных заседателей, в своем напутственном слове сказал, что «... все разумные сомнения должны трактоваться в пользу подсудимого».

Правильно ли разъяснена присяжным заседателям сущность принципа презумпции невиновности? Может ли произвольная трактовка принципа презумпции невиновности повлиять на вынесение оправдательного вердикта?

2.6. При рассмотрении уголовного дела по обвинению Прохорова и Фролова в совершении убийства, в отношении Фролова был вынесен оправдательный приговор; Прохоров был осужден. В надзорной жалобе осужденный Прохоров требовал отмены приговора и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая на допущенные судом при рассмотрении дела существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые повлияли на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора. Фролов приговор не обжаловал.

Возможна ли отмена оправдательного приговора Фролова при рассмотрении дела по жалобе Прохорова?

В каких случаях возможна отмена оправдательного приговора судом надзорной инстанции?

2.7. Н. признана виновной в ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, заведомо для неё находящегося в беспомощном состоянии, и осуждена по п. «б» ч. 2 ст. 111 и ст. 156 УК РФ.

После вступления приговора в отношении Н. в законную силу потерпевший А. скончался в реанимационном отделении больницы.

Прокурор района в соответствии со ст. 415, п.3 ч.4 ст.413 УПК РФ возбудил производство по уголовному делу в отношении Н. ввиду новых обстоятельств.

В ходе проверки была произведена комиссионная судебно-медицинская экспертиза, согласно выводам которой между причинёнными потерпевшему телесными повреждениями (за их причинение осуждена Н.) и наступлением его смерти существует причинно - следственная связь.

Эти обстоятельства на момент рассмотрения уголовного дела и вынесения приговора Н. не были известны суду и являются новыми.

Суд отклонил заключение и.о. прокурора области о возобновлении производства по уголовному делу и отмене состоявшегося приговора в отношении Н., сославшись на предусмотренный ст. 252 УПК РФ запрет на изменение обвинения, если при этом ухудшается положение подсудимого и нарушается его право на защиту.

Определите основания и порядок возобновления производства ввиду новых обстоятельств.

 Является данный факт – смерть потерпевшего после вступления приговора в силу – новым обстоятельством, влекущим возобновление производства по делу?

3. Изучить материалы судебной практики по вопросам пересмотра судебных решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарам и практическому занятию

При подготовке доклада необходимо проанализировать несколько соответствующих источников из рекомендуемой литературы и приведенных к теме нормативных правовых актов, обобщить информацию и изложить собственные выводы по исследуемому вопросу. 

При решении задачи нужно определить все статьи УПК РФ, подлежащие применению в указанных случаях, и мотивировать свой ответ со ссылкой на нормативные правовые акты, регламентирующие соответствующие правоотношения. Задачи решаются студентами самостоятельно, а решения обсуждаются в дискуссии на занятии.

Для выполнения третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонстультантПлюс» и «Гарант», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной практики можно найти на сайтах судебных органов в сети Интернет.

При подготовке к семинарам необходимо изучить нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие судебное производство, основную и дополнительную литературу в целях выявления проблемных вопросов по изучаемой теме. Рекомендуется также ознакомиться с материалами опубликованной судебной практики. Работа с такими источниками должна научить студента формировать собственное мнение относительно дискуссионных вопросов, обосновывать собственную позицию, опираясь на акты законодательства, устоявшиеся правовые понятия и иные юридические категории.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте общую характеристику проблемам, возникающим на различных этапах судебного разбирательства.

2. Раскройте основания возвращения уголовного дела прокурору.

3. Обозначьте пределы судебного разбирательства.

4. В чем особенности производства у мирового судьи?

5. Назовите особенности проведения судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей.

6. Особый порядок разрешения уголовных дел. Назовите наиболее спорные вопросы теории и судебной практики.

7. Раскройте порядок принесения апелляционных (кассационных, надзорных) жалобы, представления.

8. Назовите решения, принимаемые судом апелляционной инстанции.

9. В чем проявляются ревизионные начала в кассационном и надзорном производстве?

10. Охарактеризуйте принцип недопустимости поворота к худшему.

11. Проанализируйте основания отмены и изменения судебных решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

12. Как определяется день открытия новых или вновь открывшихся обстоятельств?

 

Тема 8. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел и в отношении отдельных категорий лиц

Порядок производства по делам несовершеннолетних как одно из проявлений дифференциации уголовно-процессуальной формы.

 Обстоятельства, подлежащие установлению. Особенности досудебного производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних.

Особенности судебного разбирательства. Участие законного представителя несовершеннолетнего подсудимого в судебном заседании. Условия его отстранения от участия в судебном разбирательстве. Удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетнего.

Основания и условия для производства о применении принудительных мер медицинского характера. Лица, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера и их процессуальное положение. Обстоятельства, подлежащие доказыванию при производстве предварительного следствия. Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера.

Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Порядок производства по уголовным делам в отношении этих лиц.

Семинар «Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел и в отношении отдельных категорий лиц» – очная форма

обучения

1. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

2. Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера.

3. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

 

Практическое занятие «Особенности производства по отдельным категориям уголовных дели в отношении отдельных категорий лиц» –очная форма обучения

Практическое занятие посвящено решению практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и правильного ее разрешения.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать непосредственно в ходе занятия, либо использует материалы задач, приведенных в настоящей рабочей программе по теме занятия, которые студенты должны решить заранее при подготовке к практическому занятию.

2. Студенты на основе анализа условий задач дают правовую оценку приведенных ситуаций с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результаты решения задач обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Тематика докладов.

1.1. Особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних и применения к ним мер принуждения.

1.2. Особенности предмета доказывания по делам о применении принудительных мер медицинского характера.

1.3. Пределы действия процессуальных иммунитетов отдельных категорий лиц.

2. Задачи.

2.1. При производстве по уголовному делу по обвинению Кочнева в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 158 УК РФ, установлено, что документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют. Дознаватель допросил в качестве свидетеля мать Кочнева, которая показала, что ее сыну 15 лет, а свидетельство о рождении потеряно год назад при переезде на новую квартиру. Дознаватель прекратил уголовное дело по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ.

Оцените решение дознавателя.

Какие меры должен был предпринять дознаватель?

Какие обстоятельства подлежат установлению по делам о преступлениях несовершеннолетних?

2.2. Основываясь на положениях Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» сформулируйте правила определения возраста несовершеннолетнего и его влияние на процедуру производства по делу.

2.3. По делу в отношении Петрова (15 лет), обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 158 УК РФ, к дознавателю поступило ходатайство от защитника о необходимости участия в допросе его подзащитного педагога.

Дознаватель отказал в удовлетворении ходатайства, указав, что в допросе несовершеннолетнего, кроме защитника, участвует его законный представитель – мать Петрова, которая является педагогом по образованию.

Оцените решение дознавателя.

Какова роль педагога в допросе несовершеннолетнего, какими правами он обладает?

2.4. Сизов, придя домой в обеденное время, застал свою жену в постели со своим двоюродным братом Приваловым. Он схватил попавшуюся под руку чугунную сковородку и нанес Привалову удар по голове, от которого тот скончался.

На предварительном следствии и в суде Сизов заявлял, что не отдавал отчета своим действиям и желал лишь отомстить Привалову за нанесенную обиду.

Несмотря на такие показания, суд поставил обвинительный приговор.

Какие решения должны быть приняты на предварительном следствии и в суде в такой ситуации?

При каких условиях к Сизову возможно применить принудительные меры медицинского характера?

3.Изучить судебную практику по делам о производстве по отдельным категориям уголовных дел и в отношении отдельных категорий лиц.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару и практическому занятию

При подготовке доклада необходимо проанализировать несколько соответствующих источников из рекомендуемой литературы и приведенных к теме нормативных правовых актов, обобщить информацию и изложить собственные выводы по исследуемому вопросу. 

При решении задачи нужно определить все статьи УПК РФ, подлежащие применению в указанных случаях, и мотивировать свой ответ со ссылкой на нормативные правовые акты, регламентирующие соответствующие правоотношения. Задачи решаются студентами самостоятельно, а решения обсуждаются в дискуссии на занятии.

Для выполнения третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «Констультант Плюс», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной практики можно найти на сайтах судебных органов в сети Интернет.

При подготовке к семинару необходимо изучить нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие особенности производства по отдельным категориям уголовных дели в отношении отдельных категорий лиц, основную и дополнительную литературу в целях выявления проблемных вопросов по изучаемой теме. Рекомендуется также ознакомиться с материалами опубликованной судебной практики и практики правоохранительных органов. Работа с такими источниками должна научить студента формировать собственное мнение относительно дискуссионных вопросов, обосновывать собственную позицию, опираясь на акты законодательства, устоявшиеся правовые понятия и иные юридические категории.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Назовите обстоятельства, подлежащие установления при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним.

2. Как определяется возраст несовершеннолетнего?

3. Охарактеризуйте особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних и применения к ним мер принуждения.

4. Охарактеризуйте особенности судебного разбирательства по делам несовершеннолетних и назначения наказания.

5. Раскройте основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера.

6.  Назовите обстоятельства, подлежащие установления по делам о применении принудительных мер медицинского характера.

7. Укажите категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

 

6.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Положение об организации и проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.

2. Положение о балльной системе оценки успеваемости обучающихся Российской таможенной академии.

3. Руководство по оформлению рукописных учебных и научных работ, рукописей печатных изданий Российской таможенной академии.

4. Положение о самостоятельной работе обучающихся в Российской таможенной академии.

    5. Презентационный материал.

 

7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.05 с.)