Лекция 1. Понятие, источники и субъекты международного морского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Понятие, источники и субъекты международного морского права



Лекция 1. Понятие, источники и субъекты международного морского права

Понятие международного морского права

Источники международного морского права

Субъекты международного морского права

Пределы действия норм международного морского права

Понятие международного морского права

Международное морское право — это совокупность принципов и правовых норм, регулирующих права и обязанности государств и других субъектов международного права в отношении использования морских пространств в мирное время.  

В данном смысле международное морское право следует отличать от частного морского права, регулирующего права и обязанности юридических и физических лиц в отношении вопросов морского судоходства, таких как морские перевозки грузов и страхование.

Моря и океаны занимают большую часть поверхности земного шара. Они сыграли важную роль в образовании многих государств. Морские пространства оказывают существенное влияние на развитие экономических, политических, культурных и других связей между народами и государствами. В настоящее время свыше 130 государств являются прибрежными. Морские сообщения для многих государств были и остаются важнейшим видом коммуникаций как между континентами и государствами, находящимися на значительных расстояниях друг от друга, так и между удаленными районами внутри государств. В пределах морских пространств проходят важнейшие географически экономичные пути сообщения.

Наряду с этим государства размещают на дне морей отдельные элементы своей инфраструктуры, имеющие важное экономическое, оборонное, социально-культурное значение. Это трубопроводы, различного характера подводные кабели связи (телеграфные, телефонные, волоконно-оптические), силовые электрические кабели. Большое значение имеют морские пространства для большинства государств в военном отношении.

Исторически Россия - ведущая морская держава, исходя из ее пространственных и геофизических особенностей, места и роли в глобальных и региональных международных отношениях в вопросах морского судоходства, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и других видов деятельности в Мировом океане. Российская Федерация имеет торговый, рыбопромысловый, научно-исследовательский и военно-морской флот. Для нее мореплавание является важнейшим видом деятельности. Она заслужила этот статус, в том числе благодаря географическому положению с выходом в три океана и протяженности морских границ свыше 38 тыс. км, которая в два раза больше, чем протяженность сухопутных границ, а также огромному вкладу в изучение Мирового океана, развитие морского судоходства, многим великим открытиям, сделанным известными русскими мореплавателями и путешественниками.

Важное место в упорядочении деятельности мирового сообщества в Мировом океане, в отстаивании в его пределах интересов государств, в том числе и России, отводится международному праву и его отрасли, носящей наименование "международное морское право ".

Международное морское право - это отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в области морского судоходства, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и других видов деятельности государств и других субъектов международного права в пределах морских пространств.

Лекция 2. Правовой статус и режим морских пространств

Внутренние морские воды

Внутренние воды могут включать в себя: внутренние воды, являющиеся частью морей и океанов; внутренние воды, расположенные в пределах сухопутной территории государства (реки, озера и иные водоемы).

В соответствии с Конвенцией 1982 г., за исключением отдельных случаев, предусмотренных этой Конвенцией, воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства.

В Федеральном законе от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" эти пространства называются внутренними морскими водами. К их числу относятся воды:

портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

К внутренним водам Конвенция 1982 г. также относит воды устьев рек, заливов, портов, обозначенных замыкающими линиями, в пределах архипелажных вод.

В пределах внутренних морских вод прибрежное государство устанавливает правовой режим по своему усмотрению.

Это распространяется на судоходство, рыболовство, исследовательскую и иную деятельность как своих, так и иностранных судов, плавание военных кораблей. В России режим внутренних морских вод регламентируется вышеуказанным Законом, а также Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" и рядом других законодательных и подзаконных нормативных правовых актов.

В целом в пределах внутренних вод не действуют общепризнанные нормы международного права, предоставляющие какие-либо особые права иностранной стороне, осуществляющей морскую деятельность. Здесь действует разрешительный принцип.

Прибережное государство вправе само определять порядок захода и пребывания судов других стран в своих внутренних морских водах. Как правило, иностранные суда заходят во внутренние морские воды другого государства с разрешения последнего. То есть прибрежное государство как суверен вправе решать вопрос о том, открывать или нет те или иные свои порты для захода иностранных судов. Так, например, некоторые российские морские порты закрыты для захода иностранных морских судов. Перечень портов, открытых для захода иностранных судов, объявляется в РФ в "Извещениях мореплавателям", издаваемых Главным управлением навигации и океанографии Минобороны России.

Для захода и обслуживания иностранных судов закрыты 17 российских портов.
Согласно документу, в Мурманской области для захода и обслуживания иностранных судов закрыты порты Ковда и Умба, на Сахалине порты Агнево, Владимирово, Макарьевка, Мангидай, Ноглики, Оха, Пильво, рейд Макарова, Танги, Хоэ, в Чукотском автономном округе порты Лаврентия и Уэлен. Также закрыты для иностранных судов порт Кереть (Карелия), Покровка (Еврейская автономная область) и Бухта Светлая (Приморский край).

Также прибрежные государства устанавливают особый порядок захода и пребывания в своих портах иностранных военных кораблей. В РФ такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1102 "О правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации". Для допуска на территорию прибрежного государства военных кораблей иностранных государств, как правило, требуется приглашение прибрежного государства или получение предварительного разрешения, а в некоторых странах необходимо только уведомление.

Хотя режим морского порта в основном определяется национальным законодательством, государства нередко заключают между собой международные договоры, устанавливающие общий режим или регламентирующие отдельные элементы режима морских портов. Например, этому вопросу посвящена Конвенция о режиме морских портов, заключенная в Женеве в 1923 г. Однако РФ не участвует в этой Конвенции. Кроме того, в интересах облегчения международного морского судоходства государства, как правило, создают благоприятные условия для захода иностранных торговых судов в свои морские порты. Так, порядку захода в морские порты и правовому режиму пребывания в них иностранных торговых судов посвящены договоры о торговле и мореплавании и иные международные договоры. РФ, а ранее СССР заключили такие договоры с Ираном, Турцией и многими другими государствами. В соответствии с их положениями при обслуживании в портах иностранных судов и оказании им услуг государствами применяется либо принцип национального режима (предоставление режима, которым пользуются отечественные суда), либо режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо наиболее благоприятствуемого третьего государства). Вместе с тем все суда во время пребывания в иностранных портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режима, взыскания портовых сборов и т.д.

В интересах упрощения и уменьшения формальностей в отношении документов, касающихся захода морских торговых судов в иностранные порты, пребывания в них и выхода из них, в 1965 г. была заключена Конвенция по облегчению международного морского судоходства.

Ввиду усиления террористической угрозы мировое сообщество активизирует соответствующие меры, в том числе в морских портах и на судах, находящихся в них. С этой целью на Дипломатической конференции по охране человеческой жизни на море, состоявшейся под эгидой ИМО в Лондоне с 9 по 13 декабря 2002 г., были приняты гл. XI-2 для включения в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74) и Международный кодекс по охране судов и портовых средств, посвященные этой проблематике.

Военные корабли и государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, находящиеся законно в иностранном морском порту, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. В то же время они обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также соответствующие общепризнанные нормы международного права (запрещение угрозы силой или ее применения, невмешательство и др.). Заметим, что в пределах внутренних морских вод действуют и многие обычные нормы международного права, имеющие отношение ко всей территории государства и отражающие всеобщую практику государств.

Акватория морского порта является частью внутренних вод прибрежного государства. При нахождении торгового судна или государственного судна, эксплуатируемого в коммерческих целях, во внутренних морских водах власти этого государства могут осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении совершенных на его борту преступлений. Такие меры могут применяться и при нахождении экипажа и пассажиров на берегу. В то же время сложилась нашедшая отражение в международных обычаях и договорах практика, согласно которой уголовная юрисдикция прибрежного государства на борту судна, находящегося в порту иностранного государства, для ареста или производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна, не осуществляется в ряде случаев. Обычно это касается случаев, когда совершенное преступление затрагивает лишь иностранное судно и его экипаж, т.е. в преступлении замешаны лица, относящиеся только к экипажу судна, преступление не было совершено гражданином или против гражданина прибрежного государства или третьего государства; не нарушает общественное спокойствие или общественный порядок в этом государстве или его безопасность; его последствия не распространяются на территорию государства порта; не подпадает под международные договоры по борьбе с преступностью, предусматривающие обязанность прибрежного государства принимать уголовные меры в отношении лиц, находящихся на борту судна и совершивших конкретные преступления. Указанные обстоятельства не затрагивают прав местных властей осуществлять меры, относящиеся к пресечению торговли наркотиками, обеспечению безопасности судов и портов, охране человеческой жизни, сохранности грузов и пребыванию иностранцев.

Вне зависимости от указанных случаев государство порта осуществляет уголовную юрисдикцию, если получена просьба со стороны капитана иностранного судна, или главы дипломатического представительства, или консульского учреждения принять меры в отношении лиц, совершивших преступления на борту этого судна.

Архипелажные воды

Ряд государств, состоящих из множества островов, исторически или при определенных условиях, предусмотренных международным правом, могут иметь архипелажные воды (Багамские острова, Индонезия, Острова Зеленого Мыса, Фиджи и др.). Для целей Конвенции 1982 г. "архипелаг" означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми. В свою очередь "государство-архипелаг" означает государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. Государство-архипелаг может проводить прямые архипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага.

Критерии их проведения закреплены в международных обычаях и в Конвенции 1982 г.

Суверенитет государства-архипелага распространяется на воды, ограниченные такими исходными линиями, именуемые архипелажными водами, независимо от их глубины или расстояния от берега. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы.

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды в соответствии с правилами, аналогичными для мирного прохода через территориальное море.

В свою очередь государство-архипелаг может устанавливать морские коридоры, приемлемые для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море. В таких случаях все суда пользуются правом архипелажного прохода по морским коридорам, который представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря (исключительной экономической зоны) в другую часть открытого моря (исключительной экономической зоны).

В пределах своих архипелажных вод государство-архипелаг может иметь внутренние воды, пределы и режим которых устанавливаются в соответствии с обычным в международном праве порядком.

Таким образом, несмотря на суверенитет государства-архипелага над своими водами, они имеют своеобразный правовой режим, отличный от правового режима внутренних морских вод.

Правовой статус и режим морских пространств, находящихся вне пределов территории государств

Морская территория, находящаяся вне границ государств, не принадлежит ни одному из них и не находится под их суверенитетом. К ней традиционно относят воды открытого моря, дно и недра, находящиеся под ним. Такая территория имеет международно-правовой режим, который государства могут устанавливать только сообща в соответствии с международным правом. Однако режим такой территории не однороден по своему составу. В целом в ее пределах действует режим открытого моря. Однако в отдельных ее районах (международный район морского дна, воды Антарктики и др.) действуют международно-правовые режимы, отличающиеся от этого общего режима и установленные отдельными универсальными международными договорами, многие нормы которых уже стали международными обычаями. Кроме того, несмотря на то что Конвенция 1982 г. подтвердила, что никакое государство не вправе претендовать на подчинение открытого моря суверенитету какого-либо государства, в части его наряду с нормами международного права действуют также нормы законодательства прибрежных государств, но в пределах, допускаемых международным правом (прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф). Такие пространства в доктрине получили наименование территорий со смешанным правовым режимом.

Прилежащая зона

В соответствии со ст. 33 Конвенции 1982 г. государства в морском поясе, прилегающем к территориальному морю, могут устанавливать так называемую прилежащую зону (далее - ПЗ). Внутренней границей ПЗ является внешняя граница территориального моря государства. Внешняя ее граница находится на расстоянии не более 24 морских миль от исходных линий (у государств-архипелагов - от архипелажных исходных линий), от которых отмеряется ширина территориального моря.

Прилежащая зона не находится под суверенитетом прибрежного государства и имеет смешанный правовой режим. В пределах этой зоны государство может осуществлять: контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря. Эти меры в ПЗ осуществляются государственными судами, выполняющими специальные функции (пограничные, таможенные, санитарные и др.), или военными кораблями. Уполномоченные прибрежным государством лица, находящиеся на борту этих судов, имеют право в порядке, предусмотренном своим законодательством, остановить торговое судно, следующее в порт этого государства, произвести его осмотр, проверить судовые документы, осмотреть судовые помещения и в случае подтверждения подозрений о совершенном нарушении (нахождение на судне лиц, не входящих в состав экипажа, больных, зараженных опасными инфекционными заболеваниями, и т.п.) применить предусмотренные законом меры по предотвращению совершения указанных правонарушений в пределах своей территории, например не допустить данное судно в воды этого государства. Эти меры исключают привлечение к ответственности лиц, находящихся на борту судна, если иное не предусмотрено международными договорами заинтересованных государств.

В свою очередь при выходе иностранного судна из территориального моря прибрежного государства это государство в пределах своей ПЗ может осуществлять контроль и привлекать к соответствующей ответственности лиц, находящихся на его борту, за нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил, совершенных в пределах его территории или территориального моря. В случае если иностранное судно находится в ПЗ прибрежного государства, преследование по горячим следам за ее пределами может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

В РФ правовой режим ее ПЗ регламентируется Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Континентальный шельф

В настоящее время возрастает актуальность добычи ресурсов континентального шельфа (далее - КШ) в решении энергетических и продовольственных программ государств. Ежегодно на российском КШ добывается около 1,5 млн. т нефти.

Впервые определение континентального шельфа, его правовой режим были закреплены в Конвенции о континентальном шельфе 1958 г.

Однако научно-технический прогресс, возрастающие в связи с ним возможности добычи ресурсов дна на больших глубинах, необходимость защиты интересов прибрежных государств потребовали совершенствования положений этой Конвенции, прежде всего касающихся установления внешней границы континентального шельфа. В результате согласования различных интересов государств участникам III Конференции по морскому праву удалось найти взаимоприемлемое решение, которое нашло отражение в Конвенции 1982 г.

В соответствии со ст. 76 Конвенции 1982 г. континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Сама подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дно океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.

Для целей Конвенции 1982 г. прибрежное государство устанавливает внешнюю границу подводной окраины материка во всех случаях, когда эта окраина простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря в порядке, предусмотренном в этой Конвенции. В то же время линия внешних границ континентального шельфа на морском дне должна находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров.

Данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, представляются соответствующим прибрежным государством в Комиссию по границам континентального шельфа. Эта Комиссия дает прибрежным государствам рекомендации по вопросам, касающимся установления внешних границ их континентального шельфа. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательны. Россия в 2001 г. первым из государств подала заявку в Комиссию по установлению внешней границы ее континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. В настоящее время осуществляется ее дополнительное обоснование. Вместе с тем Комиссия удовлетворила заявку России о включении в состав ее континентального шельфа анклава площадью 52 тыс. кв. км, находящегося в срединной части Охотского моря.

Прибрежное государство осуществляет над КШ суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать это без определенно выраженного согласия прибрежного государства.

Права прибрежного государства на КШ не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами.

Реализация прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должна ущемлять осуществление судоходства и другие права и свободы других государств, предусмотренные в Конвенции 1982 г., или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.

Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на КШ. В то же время определение трассы для прокладки таких трубопроводов в его пределах осуществляется с согласия прибрежного государства.

Прибрежное государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности таких кабелей или трубопроводов.

Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права в целях достижения справедливого решения. До заключения соответствующего соглашения заинтересованные государства в духе взаимопонимания и сотрудничества предпринимают все усилия для того, чтобы достигнуть временной договоренности практического характера и в течение этого переходного периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению. Такая договоренность не должна наносить ущерб окончательной делимитации.

Положения Конвенции 1982 г. об ИЭЗ применяются mutatis mutandis к искусственным островам, установкам и сооружениям на КШ. Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на КШ для любых целей. Право преследования по горячим следам применяется mutatis mutandis к нарушениям на КШ, включая зоны безопасности вокруг установок на нем, законов и правил прибрежного государства, применимых в соответствии с Конвенцией в отношении континентального шельфа, включая такие зоны безопасности.

Правовой режим континентального шельфа в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами нашего государства.

Открытое море

Под открытым морем понимаются морские пространства, которые находятся за внешней границей территориального моря государств и, таким образом, не входят в состав территории ни одного из государств. Это сложившаяся обычная норма международного права.

Согласно ст. 1 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Вместе с тем в Конвенции 1982 г. отмечается, что положения ее ч. VII "Открытое море" (ст. ст. 86 - 120) применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. При этом не дается определения открытого моря ввиду имевшихся разногласий на III Конференции ООН по морскому праву по вопросу границ открытого моря. В Конвенции 1982 г. указывается только сфера применения указанной части. В ч. V "Исключительная экономическая зона" (ст. ст. 55 - 75) Конвенции 1982 г. подчеркивается, что в исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, при условии соблюдения соответствующих положений настоящей Конвенции, указанными в ст. 87 "Свобода открытого моря" свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов и совместимыми с другими положениями настоящей Конвенции. Статьи 88 - 115 ч. VII "Открытое море" и другие соответствующие нормы международного права также применяются к исключительной экономической зоне постольку, поскольку они не являются несовместимыми с ч. VII Конвенции 1982 г. В свою очередь суверенитет прибрежных государств над их внутренними водами, территориальным морем, государств-архипелагов над их архипелажными водами особо подчеркивается в Конвенции 1982 г.

За пределами морской территории государства его суверенитет не действует. Таким образом, положения Конвенции 1982 г. не изменяют статуса открытого моря, его месторасположение, а лишь подчеркивают отличительные особенности правового режима его вод в пределах исключительной экономической зоны, о которой пойдет речь далее.

В соответствии с международным правом открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Основополагающим принципом международного морского права, регулирующим деятельность государств в его пределах, считают принцип свободы открытого моря, формирование которого имеет долгую историю.

Всеобщее признание данный принцип получил только в начале XIX в., а договорное закрепление - в 1958 г. в Конвенции об открытом море. В последней редакции содержание принципа свободы открытого моря сформулировано в ст. 87 Конвенции 1982 г.. Согласно ее положениям свобода открытого моря включает как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю, свободу судоходства и свободу полетов. Это основные его элементы. Однако этот принцип включает в себя также свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом, а также свободы рыболовства и научных исследований. Но эти свободы осуществляются с соблюдением ряда конкретных условий, предусмотренных положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права. Введение подобных ограничений свобод открытого моря вызвано возрастанием роли исключительных экономических зон и континентального шельфа в жизни всех прибрежных государств, необходимостью проведения в их пределах научных исследований, сохранения живых ресурсов открытого моря и управления ими. Ввиду этого отдельные права прибрежных государств в пределах этих районов были расширены на международном уровне.

Конвенция 1982 г. закрепила, что открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. Все государства независимо от того, являются ли они прибрежными или не имеющими выхода к морю, имеют право на то, чтобы суда под их флагами плавали в открытом море.

Каждое судно, кроме исключительных случаев, прямо предусмотренных в Конвенции 1982 г. или в других международных договорах, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Военные корабли, а также суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

В пределах открытого моря допускается осуществление преследования по горячим следам за нарушение законов и правил прибрежного государства, в частности за нарушение режима государственной границы, нарушение таможенных, портовых и иных правил на территории государства.

В отдельных районах открытого моря, непосредственно прилегающих к территориальному морю и играющих важную роль в жизни различных государств (в прилежащей зоне, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе), несмотря на то, что Конвенция 1982 г. подтвердила, что никакое государство не вправе претендовать на подчинение открытого моря суверенитету какого-либо государства, с помощью ее положений был установлен особый правовой режим. В теории международного права он нередко именуется "смешанным правовым режимом". В пределах этих территорий государства могут устанавливать национальный правовой режим, но в рамках, предоставляемых международным правом, т.е. в рамках Конвенции 1982 г. и других международных договоров, которые не противоречат ей и не регулируются ее положениями.

Лекция 1. Понятие, источники и субъекты международного морского права



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.038 с.)