Глава 1. Предпринимательство и его место в экономике страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Предпринимательство и его место в экономике страны



ГЛАВА 1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

Содержание предпринимательской деятельности

Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.

Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.

Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.

Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями ("предприниматель" - в переводе с французского "посредник").

В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в "Большом экономическом словаре" под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: "Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица". К сожалению, такой подход господствует сегодня в России и закреплен у нас законодательно, в частности, в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Гражданском кодексе Российской Федерации и др., в трудах отечественных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства.

Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако и это определение не отличается полнотой.

Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:

· деятельность, направленную на максимизацию прибыли;

· инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;

· прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;

· процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;

· действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;

· специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

Предпринимательство — это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес — это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (табл. 1.1). В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

Таблица 1.1

Классификация предпринимательской деятельности

Признаки классификации

Права предпринимателя

Создавать любые виды предприятий, практическое применение производственного, финансового, коммерческого, трудового и интеллектуального потенциала

Осуществлять любые виды деятельности, определенные уставом предприятия согласно законодательству

Приобретать имущество и права других хозяйствующих субъектов и иных лиц и участвовать в их деятельности

Самостоятельно формировать производственную программу предприятия и выбирать поставщиков, потребителей

Определять перспективы развития, обеспечивая конкурентоспособность предприятия

Выполнять заказы для государственных нужд

Нанимать и увольнять работников с соблюдением трудового законодательства

В соответствии с законодательством выпускать и приобретать акции и другие ценные бумаги

Устанавливать цены и тарифы на свою продукцию (работы, услуги)

Открывать счета в банках, производить расчетные, кассовые и кредитные операции всех видов

Свободно распоряжаться доходом после внесения налогов и других обязательных платежей

Оспаривать в суде (арбитраже) в установленном порядке действия граждан, юридических лиц

Осуществлять валютные операции, внешнеэкономическую деятельность

Функции предпринимательства

В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции.

Определяющей в развитой рыночной экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяиств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет общеэкономическую функцию.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. В первую очередь это трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

Творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, выражающуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.

Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства.

 

Малый бизнес

Малое предприятие - это не особая организационно - правовая форма и не особый вид предпринимательской деятельности, а понятия, которыми определяются небольшие количественные параметры организации и объемы хозяйственного оборота.

Организационно - правовая форма может быть любой: индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество и т.д. Организации являются субъектом малого предпринимательства, если:

доля в уставном капитале коммерческой организации, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

доля участия государства, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций или каких - либо фондов также не превышает 25%;

численность работников в зависимости от вида деятельности организации не превышает:

в промышленности - 100 чел.;

в строительстве - 100 чел.;

в сельском хозяйстве - 60 чел.;

в научно - технической сфере - 60 чел.;

в оптовой торговле - 50 чел.;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и фермерские хозяйства.

Предприятия, занимающиеся несколькими видами деятельности (многопрофильные), относятся к числу малых предприятий по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме или годовом объеме прибыли. Малые предприятия могут функционировать в любой отрасли хозяйства, выполнять несколько видов деятельности, обладают самостоятельностью в выборе выпускаемой продукции и распоряжении прибылью.

Различают 3 вида малых предприятий в зависимости от стратегии на рынке:

коммутанты - взаимодействуют с крупными предприятиями, будучи связанными с ними производственными связями, осуществляя изготовление отдельных деталей для крупного производства или промежуточной сборки. В этом случае они находятся в определённой зависимости от крупного производства и не имеют большой степени свободы в выборе деятельности;

патиенты - самостоятельные предприятия, которые выпускают одежду, обувь, продукты питания, осуществляют ремонтные и строительные работы, т.е. работают на локальных рынках сбыта. Благодаря своей мобильности и специализации могут конкурировать с крупными предприятиями;

эксплеренты - инновационные предприятия, ведущие исследовательские работы в области высоких технологий, занимаются научными конструкторскими разработками, предлагая свои продукты интеллектуальной деятельности (опытные образцы, программы, технические новинки и т.д.) крупным предприятиям.

Малые предприятия имеют налоговые льготы и упрощенный порядок расчета налогов, получают льготные кредиты. Например, малые предприятия, работающие в некоторых сферах деятельности, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, занимающиеся строительством и ремонтно-строительными работами, имеют право в первые 2 года работы не уплачивать налог на прибыль при условии, что выручка от реализации в этих видах деятельности не превышает 70%. В третий год работы малые предприятия уплачивают налог в размере 25% от основной ставки, в четвертый - 50%, если выручка от приоритетных видов деятельности составляет 90% от общей выручки реализационной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

К достоинствам малых предприятий относятся:

высокая мобильность, возможность быстрого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и изменения вкусов потребления;

гибкость и оперативность в организационной и управленческой деятельности при необходимости могут быстро изменить специализации;

возможность более экономичного использования ресурсов.

К недостаткам малых предприятий относятся:

высокая степень риска;

недостаточная финансовая и материально-техническая база, возможность быстрого разорения;

необходимость больших затрат на рекламу и поиск клиентов, поскольку такие предприятия мало известны потребителям;

сложность получения кредита;

трудности привлечения высококвалифицированных кадров;

невозможность использования средств на развитие новых технических изобретений, поскольку такие проекты требуют высоких затрат и связаны с большим риском.

Значение функционирования малых предприятий для экономики страны заключается в том, что они:

быстро заполняют рынок товарами, пользующимися спросом потребителей;

способствуют быстрому обновлению товарного ассортимента;

обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка,

создают специализацию и кооперацию;

создают новые рабочие места;

пополняют большую часть бюджета страны налогами;

создают атмосферу конкуренции;

создают ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Средний бизнес

Большая часть компаний в нашей стране можно отнести к сфере среднего бизнеса. Правительство разработало специальную целевую программу поддержки малого и среднего бизнеса в России, призванную все больше граждан открыть частное предприятие. Таким образом, не только появляются дополнительные рабочие места, но и улучшается благосостояние практически каждого гражданина, в частности. Сам бизнесмен обогащается за счет успешной работы собственного предприятия. Его подчиненные получают стабильную работу с гарантированной выплатой заработной платы.

Согласно российскому законодательству, предприятием среднего бизнеса является компания, численность работников которой составляет от 101 до 250 человек, а выручка – 400 миллионов рублей – 1 миллиард рублей.

К фирмам среднего ранга относят:

- торговые компании;

- строительные организации;

- производители товаров народного потребления;

- салоны сотовой связи;

- частные медицинские центры;

- бизнес в сфере IT-технологий (электронные платежные терминалы, интернет-реклама, поисковики и т.д.).

Большинство компаний имеет низкую капиталоемкость. При этом прибыль предприятий должна быть более внушительной. Но на практике бизнесмены имеют меньшую выручку, чем могло быть. И причин на это несколько:

- рост цен на услуги, предоставляемые естественными монополиями;

- дефицит компонентов;

- низкий рост доходов российских граждан.

По сути, предприятия среднего бизнеса имеют малый капитал, малую прибыль и, как правило, большую задолженность по кредитам. Немаловажна проблема поиска высококвалифицированных специалистов. Так, некоторые руководители предпочитают сотрудничать с профильными ВУЗами для самостоятельного отбора и обучения будущего персонала.

В период экономического кризиса такие предприятия становятся наиболее уязвимыми, поскольку не имеют столь мощную государственную поддержку как крупные компании. В результате за первые пять лет существования компании ликвидируется около 40% предприятий, что является критическим показателем для всей экономики в целом.

Согласно исследовательским данным, большинство крпуных российских городов насчитывает не менее 300 предприятий, относящихся к сфере среднего бизнеса. В городах-«миллионниках» численность таких компаний может достигать 1000 единиц.

Если государство увеличит поддержку бизнесменов данной отрасли, то в будущем уровень благосостояния рядового населения может заметно подняться.

Товарищества.

Полное товарищество. С точки зрения правовых последствий полное товарищество относиться к категории нежелательных форм объединений, поскольку не предполагает ограничение ответственности. По обязательствам полного товарищества его члены, которые именуются полными товарищами, несут ответственность всем своим имуществом.

Полные товарищи могут осуществлять предпринимательскую деятельность от имени полного товарищества. Складочный капитал формируется из долей каждого участника. Таким образом, полное товарищество – это объединение нескольких физических или юридических лиц для осуществления совместной хозяйственной деятельности на основании договора между ними. Однако полное товарищество не является юридическим лицом, и его члены сохраняют полную самостоятельность, но несут солидную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом.

Товарищество на вере. Это объединение нескольких физических или юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности на основе договора. Складочный капитал товарищества формируется на основе вкладов и долей, вносимых его участниками. Именно в возможности внесения в складочный капитал или вкладов, или долей и проявляется отличие товарищества на вере от полного товарищества. Участники, которые вносят свои доли в формируемый складочный капитал товарищества на вере, именуются полными товариществами. Участники, которые вносят в складочный капитал не доли, а вклады, называются вкладчиками. Товарищество на вере, следовательно, объединяет полных товарищей и вкладчиков.

Полные товарищи от имени товарищества могут осуществлять предпринимательскую деятельность и отвечают по его обязательствам всем своим имуществом. Вкладчики не принимают участие в предпринимательской деятельности и несут риск убытков в пределах суммы внесенных ими вкладов.

Недостаток товарищества на вере – каждый полный член товарищества отвечает по его обязательствам всем своим имуществом.

Хозяйственные общества.

Хозяйственное общество – это коммерческая организация, уставный фонд которой формируется одним или несколькими физическими или юридическими лицами путем внесения ими своих долей (или полной величины уставного капитала, если в качестве учредителя выступает одно лицо).

В качестве долей могут рассматриваться денежные или материальные средства, интеллектуальный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имеющие денежную оценку. При этом осуществляется экспертная оценка стоимости интеллектуального капитала и имущественных прав в денежной форме.

Существуют четыре формы хозяйственных обществ: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое и закрытое).

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) это коммерческая организация, учредителем которой выступает одно или несколько физических или юридических лиц, которые несут ответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах только внесенных ими вкладов.

Акционерное общество (АО) – форма предприятия, капитал которого образуется за счет выпуска и размещения акций. Различие между обществом с ограниченной ответственностью и акционерным обществом состоит в том, что в ООО объединяются, прежде всего, капитал для его совместного использования. В обоих случаях участники общества несут ответственность за результаты деятельности, ограниченную своими вкладами.

Акционерное общество создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц, которые объединяют свои средства и ставят целью извлечение прибыли путем удовлетворения общественных потребностей в их продукции.

Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – это общество, акции которого распределяются только среди его учредителей. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на выпуск акций. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами данного общества.

Открытое акционерное общество (ОАО) – это общество, участники которого могут продавать принадлежащие им акции бес согласия других акционеров. ОАО проводит открытую подписку на выпуск акций и их свободной продажи. ОАО обязаны ежегодно публиковать для всеобщего сведения: годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибыли и убытков.

Учредительным документом закрытого и открытого акционерных обществ является устав, утвержденный учредителями. В нем должны содержаться сведения о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве, размере уставного капитала общества, правах акционеров, составе и компетенции органов управления общества и порядке принятия ими решения.

Акция удостоверяет тот факт, что ее владелец, акционер, внес определенный вклад в капитал акционерной компании. Она может быть предметом купли продажи, дарении, залога. Акция может приносить доход в виде доли прибыли (дивиденд), получаемый акционерным обществом, и дает право на участии в управлении.

Полное товарищество

Физические и юридические лица. Участники называются «полным товарищами»

Участники полностью отвечают своим имуществом

Учредительный договор

Несколько участников, если остается один, то должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму

Каждый участник вносит свой вклад в так называемы «Складочный капитал». Размер капитала не регламентируется

Практически не используется

Производственный кооператив

Граждане

Однако законом и уставом может быть предусмотрено участие юридических лиц

Члены кооператива несут ответственность своим имуществом, размер и порядок ответственности должен быть обязательно установлен в уставе

Устав

Не менее 5 участников

В кооперативе могут быть члены, не принимающие личного трудового участия, они вносят дополнительный паевой взнос. Число таких членов- не более 25% от общего числа членов кооператива (для с/х кооператива- не менее 50% работ должны вносится членами кооператива)

Члены вносят паевой взнос, из этих взносов формируется паевой фонд.

Размер фонда законом не регламентируется.

Ограничено количество наемных работников- не более 30% от общего числа членов кооператива

Этапы

Предприятие

(юридическое лицо)

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ИПБЮЛ)

Ый этап.

Подготовка регистрационных документов в государственные органы

Перечень необходимых документов:

- Заявление, заверенное нотариально;

- Учредительные документы (Решение о создании ЮЛ в виде Протокол и т.п., Устав, Учредительный договор);

- Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины

Перечень необходимых документов:

- Заявление, заверенное нотариально;

-копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве ИП;

- Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины

2-ой этап.

Сдача документов в регистрирующие органы

Сдача документов в территориальное отделение налоговой инспекции

Сдача документов в территориально е отделение налоговой инспекции

Ий этап.

Получение информационного письма о присвоении кода общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) в местном отделении Государственного комитета по статистике

Осуществляется предприятием

Осуществляется самим предпринимателем

Ый этап.

Постановка на учет в территориальном отделении Пенсионного фонда и в территориальном Фонде медицинского страхования

Осуществляет территориальное отделение налоговой инспекции

Постановка на учет необходима при условии приема на работу в ИП работников и осуществляется самим предпринимателем

Ый этап.

Постановка на учет в территориальный Фонд социального страхования

Осуществляется предприятием

Осуществляется самим предпринимателем

Ой этап.

Открытие расчетного счета в банке

Перечень необходимых документов:

- Заявление руководству банка;

- Заверенные нотариально копии свидетельств о регистрации предприятия и постановке в налоговом органе и учредительных документов;

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

-копии лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, заверенные нотариально;

-карточка с образцами подписей и оттиском печати;

-копия информационного письма Государственного комитета по статистике о присвоении кода общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО);

-приказы о приеме на работу и назначении на должности в организации.

Перечень необходимых документов:

- Заявление руководству банка;

- Заверенные нотариально копии свидетельств о регистрации ИП и постановке на учет в налоговом органе;

- выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

-копии лицензии на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, заверенные нотариально;

-карточка с образцами подписей и оттиском печати;

-копия информационного письма Государственного комитета по статистике о присвоении кода общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО).

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей должна осуществляться регистрирующим органом в день представления документов либо в пятидневный срок со дня получения документов по почте.

Отказ в государственной регистрации предприятии может быть сделан при несоответствии представленных документов закону.

Индивидуальный предприниматель в соответствии с гражданским законодательством обладает всеми правами и обязанностями, которые имеют и несут коммерческие организации.

В том числе индивидуальный предприниматель может:

осуществлять наем работников на основе договоров гражданско-правового характера (договора подряда, комиссии, поручения и др.);

заниматься всеми видами деятельности, которые не запрещены законом;

может получать все виды поддержки и льгот, установленные законодательством для субъектов малого предпринимательства.

Государственная регистрация производится в Федеральной налоговой службе России (инспекциях ФНС).

Несовершеннолетнему гражданину на регистрацию необходимо также предоставить:

1. нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности,

2. либо копию свидетельства о заключении брака,

3. либо копию решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным.

Сущность предпринимательской структуры заключается в том, что вновь созданное предприятие должно быть привлекательным для общества, партнеров, государства.

 

РАЗДЕЛ 5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И БИЗНЕС-ПЛАН

 

5.1.Основные функции бизнес-плана

 

Бизнес-план – документ внутрифирменного планирования, характеризующий все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализирующий проблемы и способы решения поставленных задач.

Бизнес-план позволяет определить стратегию развития предприятия в условиях конкуренции и оценить предпринимательские возможности. Составление бизнес- плана связано с эффективным способом мобилизации предпринимательских качеств, таких, как умение думать, увязывать интересы, определять цели и решать задачи, находить возможности повышения конкурентоспособности предприятия.

Бизнес-план составляют в зависимости от особенностей развития предприятия, определяя целесообразность вложения инвестиций именно в этот проект. Одно из главных требований – анализ сильных и слабых сторон бизнеса для обоснования экономической оценки предлагаемых мероприятий.

Основные функции бизнес-плана можно подразделить на две группы:

внутрифирменная деятельность и внешние функции, которые представлены на рис.

Внутрифирменная деятельность связана с разработкой стратегии развития фирмы, общей концепцией осуществления проектов создания новой продукции, внедрения новых технологий и оборудования, оценки предпринимательского потенциала и выявления резервов, а также мероприятий по снижению риска и формированию благоприятного имиджа фирмы.

Внешние функции направлены на формирование качественного бизнес-плана, позволяющего эффективно распорядиться инвестициями и привлечь к реализации планов развития предприятия потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологии.

 

5.2. Структура бизнес-плана

 

Структура бизнес - плана определяется направленностью и масштабом инновационного проекта, сферой предпринимательской деятельности, организационной структурой фирмы, наличием конкурентов и перспективами роста.

Можно представить основной процесс бизнес-планирования с момента возникновения предпринимательской идеи (обоснования экономической идеи) до получения и распределения прибыли между основными участниками.

Бизнес-план - это главный документ взаимодействия основных участков (партнеров): инвесторов, заказчиков, руководителя проекта и его команды, потребителей, других заинтересованных сторон. На рис. показана схема задач основных участников разработки бизнес-плана.

Последовательность разработки бизнес-плана представлена в таблице Дальнейшая информация о структуре бизнес-плана будет построена по принципу последовательности расположения разделов в пределах бизнес-плана: титульный лист, меморандум о конфиденциальности, аннотация, резюме, описание предприятия и отрасли, план маркетинга и сбыта продукции, производственный план, организационный план, финансовый план, расчет эффективности проекта, учет рисков и гарантий, приложения.

 

Последовательность разработки бизнес-плана

     
  Содержание раздела Номер раздела
1. Сбор и анализ информации о продукте, услуге.

Раздел 3

 

Описание продукции, услуги

 
   
2. Сбор и анализ информации о рынке сбыта Раздел 4  
3. Анализ состояния и возможностей предприятия и

Раздел 2

 

перспективности отрасли

 
   
4. Составление производственного плана (определение    

потребности и путей обеспечения площадями,

Раздел 5  

оборудованием, кадрами и другими ресурсами)

   
5. Составление финансового плана (расчет    

потребности в капитале, определение источников

Раздел 7  

финансирования)

   
6. Расчет эффективности проекта Раздел 7  
7. Составление организационного плана (разработка    

организационной структуры, правового обеспечения и

Раздел 6  

графика реализации проекта)

   
8. Решение вопроса рисков и гарантий Раздел 8  
9. Подбор материалов бизнес-плана и составление

Приложения

 

приложений

 
   

10. Составление краткого содержания проекта

Раздел 1  

11. Составление аннотации на проект

Аннотация  

12. Оформление титульного листа

Титульный лист  

 

Титульный лист бизнес-плана не должен содержать излишних подробностей, он должен быть лаконичным и привлекательным. Очень важно дать проекту краткое название, которое затем может появиться на наружной вывеске предприятия, в рекламных материалах, на упаковке и т. д.

Бизнес-план – довольно объемный документ и для первичного ознакомления инвестора с проектом абсолютно неприемлем из-за высокой загруженности инвестора и широты его выбора среди разных бизнес-планов и бизнес- идей.

Поэтому рекомендуется предоставить информацию в виде:

аннотации (0,5–1 стр.) – для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений;

резюме (2–3 стр.) – в качестве дополнительной информации для ознакомления с бизнес-планом;

бизнес-плана (15–50 стр. без приложений) – для подробного изучения проекта специалистами инвестора и экспертами.

Аннотация должна быть составлена так,чтобы первично знакомящийся свашим проектом нашел ответы на вопросы: кто, что, почему, когда, где, как.

Раздел 1. Резюме – простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 2–3 машинописных страниц.

Резюме составляется на заключительном этапе разработки бизнес-плана по результатам проведенных исследований и расчетов, однако размещается в самом начале материала. Такая форма построения бизнес-плана необходима для того, чтобы потенциальный инвестор с самого начала ознакомления с проектом составил себе четкое представление о содержании и ожидаемых результатах проекта. Для этого в данном разделе излагается «сокращенная» версия бизнес-плана, содержащая конечные результаты проработки последующих разделов.

Основные моменты резюме:

краткая характеристика предприятия: дата учреждения, цели организации предприятия, форма собственности, организационно-правовая форма;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.161 с.)