Природа религиозной культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа религиозной культуры.



 

Вера- попытка компенсировать свою слабость и незащищенность, перед собственной внутренней неустроенностью, а также враждебность внешнего мира, агрессия которого заставляет искать защиту в абстрагированном мире абстолюта. Неудовлетворенность собственной жизнью толкает человека искать метафизического защитника. Вера абсолют вселяет надежду на духовное спасение. Функция веры в бога компенсации недостающих добродетелей не только. Эти недостающие качества находят свое выражение в боге, который становится образцом примером для подражания, стремление человека к совершенству.

Бог= абсолют

Понятие Бог связано с абсолютизацией(доведение исследуемых свойств до беспредельных характеристик)

Встречаем доминирующие его свойства, для одних бог является любовью для других справедливость для третьих законом. Представление о боге меняются, если мы переходим к изучению одних его народов к другому

Рождение понятия «Бог» связано с абсолютизацией (то есть доведением до беспредельных характеристик) главной составляющей религиозного мировоззрения - свойств сознания самого человека. А поскольку подобное познается подобным, то в этом смысле абсолютно все равно - бог ли по своему образу и подобию создал человека, или наоборот, человек по своему образу и подобию выдумал для себя бога. Важно здесь другое: целое, порождая свою часть, сохраняет в ней свою субстанциональную структуру. А это значит, что, опираясь на ограниченные способности человеческого сознания, мы можем вывести из них безграничные, то есть абсолютные свойства бога.

Так, интуитивная способность сознания человека, пребывая в духовной сфере, разделяет с богом атрибуты его бытия - абсолютную свободу и творчество.

Рассудочная способность сознания человека, пребывая в интеллектуальной сфере, стремится к абсолютным божественным атрибутам, обнаруживающим себя во всезнании и беспредельной мудрости.

Инстинктивные способности сознания человека, принадлежа физической среде, пытаются уподобиться соответствующим характеристикам божественного бытия, то есть обрести либо всемогущество, либо всеобъемлющую любовь и вечность.

И, наконец, телесно-чувственные способности сознания человека, пребывая в моральной сфере, хотят сделать человека, подобно богу, всеблагим.

Таким образом, из ограниченного временем и пространством сознания человека рождается совершенный образ бесконечной божественной личности, которая, пребывая в тех же сферах, что у человека, отличается от последнего как количеством, так и качеством. Количественным отличием бога становится безграничность его возможностей, а качественным - цельность и не раздробленность.

Принцип, который объединяет все религии.

Является ли религиозная доктриной разных народов Петром фантазий и воображений или несут единую представления всего человечества о высшей силе?

Имеют право на существования эти 2 точки, мы склоняемся к 2 подхожу каждая религия как отдельное звено, находит своё место в цепи универсально абсолют.

Универсальный абсолютно открывает себя по-разному в каждой религии.

Достижение Абсолюта: каждому человеку обретение личного блаженства, а для народа процветание и благополучие.

Зная систему внутренних ценностей можно предвидеть внешнюю реакцию на раздражитель человека или целого народа.

Чтобы найти этот принцип нужно ответить на вопрос: являются ли религии разных народов пёстрым калейдоскоп человеческих фантазий или же они несут фрагменты
Несмотря на то, что эти обе точки имеют право на существование, мы склоняемся ко второму подходу, в котором каждая религия находит свое место в общей цепи к устремления универсальному абсолюту. Достижение этого абсолюта сулит для отдельного человека обретение личного или вечного блаженства, а для целого народа - процветания и благополучия. Зная систему внутренних ценностей, можно предвидеть внешнюю реакцию на раздражитель отдельного человека или целого народа.  

Вывод: все религии дополняют друг друга ибо каждая религия играет роль буквы в божественном алфавите.

 

    13. Три ярко выраженных отношения к религии.

1) Крайне отрицательное отношение к религии (антирелигиозное мировоззрение)
-
по Ницше идея здесь крайне проста, религия, то есть вера в Бога может принадлежать только слабым людям, а слабость заключается в том, что они нуждаются в некой незримой опоре в виде несуществующего но объединяющего их абсолюта.
- по Фейербаху Боги это воплощенные желания людей. Для Фейербаха последовательно отрицание существования Бога, иначе говоря атеизм, становиться своего рода тоже религией. Ведь крайние проявления какого-то убеждения носят не рациональный а эмоциональный характер. Священная вера в атеизм Фейербаха вытесняет собой веру в Бога

2) Компромиссное – допускает пользу веры при определенных условиях.
- Франсуа-Мари Вольтер резко нападал на церковное христианство, но в целом считал религию полезной для народа ибо она играет роль плотины для чувств разбушевавшихся черн. Хотя он и бичевал моральные доктрины всех существующих религий, но вместе с тем он отвергал и атеизм, полагая, что атеизм самое высокое заблуждение человеческого разума.
- Толстой продолжал позицию Вольтера. Толстой был глубоко верующим человеком, но он считал что церковь пропагандируя веру в Бога и раздавая всевозможные обещания пользуется и прикрывается именем Бога чтобы решать свои материальные и политические вопросы.

3) Предельно положительное отношение к религии непринятие религий/Глубоко религиозное чувство веры.
- Гермес Трисмегист, тот, в произведениях которого мы встречаем глубоко религиозное чувство веры существования Бога, которому чужда любая форма компромисса. Общее положение его взглядов на веру заключаются в том, что ум человека это часть божественной субстанции. А так подобное стремиться к подобному, то человек во всем ищущий следы Бога – обладает умом. Те кто не верит в Бога – ума лишен. Следовательно, неверие в Бога свидетельство не только безнравственности человека, но и низкого его происхождения, которое его относит скорее к миру вещей чем к миру моральной свободы. В его работе «Поймандер» описывается отношение египтян к природе человека. Египтяне полагают что Бог наделил всех людей рассудком, но отнюдь не умом, ибо ум становиться величайшей наградой, благодаря которой человек и животная тварь превращается в бессмертного человека способного созерцать Бога.

       14. Условная классификация религий и причина их многообразия.

Цитата Начнем с причин многообразия. Ментальность отдельных людей, то есть способность отдельных людей как и целых народов различны, поэтому абсолют в котором мы подразумеваем Бога, открывается разным народам и разным людям по-разному. Пример: математика одна, а уровень ее знания разный. У первоклассника знание одно, у пятиклассника другое, у десятиклассника третье и т.д. Подобно тому как единую математику понимают по-разному в зависимости от способностей и образования разные люди, так и единого Бога понимают по-разному разные люди и разные народы. Условная шкала классификаций связана с тем, что абсолют может быть духовный (когда он обладает абсолютными духовными характеристиками: вечность, бесконечность, бессмертие), интеллектуальный абсолют это закон, логос, мировой ум, физический абсолют это обожествление природных сил (языческие религии), моральная абсолютизация каких-то социальных ценностей, например деньги или власть. В результате выстраивается шкала религий, где Бог занимает одну из абсолютизированных позиций.

Типы религий.

- Естественные религии – тотемизм, анимизм, фетишизм – язычество в целом.
- Традиционные (иудаизм, конфуцианство, даосизм, индуизм) в том числе и мировые религии, каковыми являются буддизм, христианство, ислам.
- Синтетические религии – религиозные или околорелигиозные учения, соединяющие различные идеи, атрибуты других религий (ереси, секты).


16. Рациональные формы культуры: философия и наука.

 Взято из свободных источников Наука, является частью культуры, в качестве одной из форм специфической человеческой деятельности, имеющей социальную природу. Наука по-определению - способ постижения бытия, целью которого является рациональная реконструкция мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле наука - это построение рациональной картины мира. С этой точки зрения мы можем сказать, что наука возникает уже в античности. В более узком смысле наука предполагает развитую систему методов эксперимента и наблюдения, в этом значении термин наука применим только к системе мировоззрения и познания сложившейся в Европе Нового времени.
Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία дословно «любомудрие; любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
Будучи системой деятельности, каждый социальный институт имеет, как правило, одну центральную деятельность, формой институциализации, социального оформления которой он и является. И именно в этой основной, «ядерной» деятельности заключается принципиальное, как кажется, отличие философии от науки.
Наука как деятельность по производству знаний о некоторой предметной области возможна только тогда, когда, во-первых, ее предметная область уже вполне определе- на, определены ее границы и основные типы объектов, составляющих ее, и, во-вторых, вполне определены методы, применимые к этим объектам и дающие на них интерсубъ- ективные, воспроизводимые и т.п. результаты. Это то, что получило название нормаль- ной науки. В отличие от науки, в ходе философских исследований только форми- руются и отбираются предметы и методы возможных исследований и дискурсов, боль- шинство из которых так никогда и не станет основой ни одной науки. Помимо этого в философии также осуществляются операции перепредмечивания, позволяющие формировать новые знаниевые комплексы из знаний, относящихся исходно к разным уже устоявшимся (в частности, научным) областям. Учитывая, что предмет (как исследования, так и практической деятельности) во многом определяется имеющимися средствами, методами деятельности, то философию с этой точки зрения можно определить как деятельность по конструированию и пересборке возможных предметов исследования (иногда не только исследования). Наука же начинается, когда работа философии по формированию какой-то области подошла к концу и можно приступать к ее систематическому познанию.
Но если рассматривать всю систему философской и научной деятельности, то все не так просто: в обоих социальных институтах присутствуют оба вида деятельности, хотя и в разной степени и пропорциях. С одной стороны, в философии присутствуют вполне научные исследования в форме исторических и филологических штудий в истории философии, в форме математических исследований в логике. С другой стороны, в науке присутствуют элементы философской деятельности в виде теоретической и ме- тодологической рефлексии и конструирования, выходящие на первый план в периоды научных революций.
На основании проведенного анализа институциональных факторов, процесс инсти- туционального отделения науки от философии правильнее рассматривать как доста- точно долгий, протекавший на протяжении нескольких веков. Этот процесс был, оче- видно, вызван потребностями складывавшегося параллельно нового хозяйственного уклада, но обеспечивался постепенным формированием внутри философии новых се- миотических, знаниевый и организационных структур. Являясь социальным институ- том, в рамках которого на протяжении нескольких тысячелетий появлялись и развива- лись различные области знания, философия изменила свое положение к первой поло- вине XX в. В настоящее время в странах Запада философия инкорпорирована в институциональную структуру или инфраструктуру науки, обеспечивая механизмы ее развития. С одной стороны, обеспечивая сохранение в обществе навыков «опредмечивания» и «перепредмечивания» (запрос на которые возникает в периоды научных революций), с другой – являясь той территорией, на которой до поры, до времени могут вызревать новые научные дисциплины и целые науки, до обретения ими достаточной степени определенности предмета и метода, необходимых для практически удовлетворительного уровня интерсубъективности, воспроизводимости результатов и т.п. Тем не менее, не смотря на определенный «научный колониализм», «научную оккупацию» философии, необходимо помнить как о разнице в функциях философии и науки, так и о других, не рассмотренных здесь функциях философии, наличие которых (наряду с долгой самостоятельной историей философии) не позволяет свести ее до уровня исключительно обслуживающего персонала науки.

Из лекции
Наука- это рационально оформленное знание, связанное с поиском гармонии между теорией и практикой с помощью алгоритма познания, именуемого методом.

Наука- Наука- 4 закона гармонии

Рациональное единство теоретических концепций (единство). Дисциплинарно рационального знания (гармония целостности) методологическое происхождение которого (гармония согласованной) подтверждается на истинность практикой или аргументированным прогнозом (гармония пропорции).

Рациональность- это когнитивный (познавательный) аспект гармонии, который обнаруживает себя в оптимизированном мышлении рассудка и подчиняющийся 4 принципам организации всего: принцип подобия (принцип функциональности всего), принцип экономии мышления (эффективность), принцип иерархии (деградация), принцип энтропии (нарастание хауса, в следствии деградации).

Функция рациональности науки- превращение наблюдаемого объекта в его схематический аналог.

Задача рациональности науки- максимальная оптимизация знаний. Оптимизация- упрощение.

Цель научной рациональности- обеспечить научный прогноз на основе законов гармонии, как аргументированного предвидения.

Наука знает 3 типа рациональности: классическую 17-19 вв., неклассическую 19- конец 20 вв., постнеклассическую конец 20- по сегодняшний день, они образуют 3 этапа науки как соц. института.

Классическая рациональность- продолжение метафизики- гармонии целостности, приписывая всему универсальный, цикличный движений- механическая картина- движущая сила- лапласовский детерминизм, который провозглашал безальтернативную причинно-следственную связь. Идеал научной рациональности- описание свойств объекта, который формирует объективный вид научного знания, который не зависит от объекта, ни от приборов. Противоречивые результаты- выбрасывала, наука должна быть определенной.

Неклассическая рациональность- продолжение диалектики, который выражал себя в относительной согласованности (гармонии согласованности) различных результатов одного и того же исследования. Нильс Бор- принцип дополнительности, объединение противоречивых результатов, разные витки спирали образуют волновую природу исследуемого объекта. Ориентируется на вероятностные знания, в них суммируются противоречивые результаты одного и того же эксперимента. Картина мира- квантовая релятивистка. Вероятностное описание микро элементарная частица или мега магнитное поле вселенной миров- формирует идеал относительного знания. Инструментально-относительное знание.

Постнеклассическую рациональность- формировала концепцию нестабильного неравновесного мира, чья разновидность и неопределенность систем продолжала мифическую возникновение порядка из хауса Гесиод, которая в современные науки стала называться самоорганизацией исторически развивающая систем открытого типа. В этих системах стал прослеживаться спонтанного структур генеза, как продолжение гармонии пропорций. Ориентируется на гипотетическое описание свойств систем в будущем- формирует идеал виртуального (футуристического) знания. В них уже учитывается роль субъекта познания (учёного).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.018 с.)