Результ a ты эксп e риментального исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результ a ты эксп e риментального исследования



 

Анализируя выполнение заданий детьми, можно сделать следующие выводы.

1) Количество и счет

Подавляющее большинство из детей правильно называли числа по порядку от 1 до 10 (5 детей, что составляет 50% испытуемых). Из них некоторые воспроизводили числовой ряд только до 10 - 2 чел. (20%), до 11-15 - 2 чел. (20%), до 20 считали 1 чел. (10%).

Сосчитать от десяти до единицы смогли лишь двое детей с ЗПР (20% испытуемых), обратный счет от пяти до единицы выполнили 3 детей (30%). Большая часть испытуемых данной группы (5 чел. - 50%) не смогла выполнить это задание. Некоторые дети не понимали его, другие пытались называть числа в обратном порядке, но допускали много ошибок, пропуская числа, сбиваясь на прямой счет.

Большие трудности у детей вызвал счет от одного заданного числа до другого в прямом и особенно в обратном порядке. Из 10 испытуемых с ЗПР числа от двух до шести смогли назвать лишь два человека (20%), а обратного счета (от семи до четырех) не дал никто из них. Ошибки, допускаемые детьми, заключались в том, что они начинали называть числа от единицы и продолжали называть их до конца числового ряда (до 10).

2) Счетные операции

человек (50%) умеют присчитывать и отсчитывать по одному без опоры на наглядный счетный материал в пределах 3, в пределах 5 - 10%. Остальные дети могут выполнять сложение и вычитание в пределах 5 лишь с привлечением наглядного счетного материала (40% испытуемых). При этом учащиеся часто ошибаются, переспрашивают пример, повторяют его еще раз, иногда отвечают, не думая, лишь бы ответить, называют разные результаты.

Обращает на себя внимание тот факт, что эти дети не умеют использовать имеющийся перед ними счетный материал, в том числе собственные пальцы: отгибают и загибают их по-разному, пересчитывают шепотом, ошибаются.

3) Решение арифметических задач

Задачу на нахождение суммы верно решило большинство испытуемых (80%). Остальные допустили ошибки в вычислениях на±1.

Арифметическое решение дали немногие: задачи на сложение - двое детей (20%), задачи на вычитание - два человека (20%). Объяснения детей свидетельствовали о том, что многие из них сумели представить те предметы и действия, о которых говорится в задаче: «Сначала было 3 птички, к ним потом прилетели еще две, стало 5 птичек». «Раз, два, три, четыре, пять птичек. А если две улетели, тогда получится птичек 3». Дети хуже справляются они с задачами на нахождение остатка.

4) Пространственные представления

Проверка умения ориентироваться в пространстве показала, что большинство детей с ЗПР знают и правильно показывают левую и правую стороны на себе (70% верных ответов), значительно хуже- на собеседнике (30% правильных ответов).

5) Знание геометрических фигур

Из геометрических фигур дети легче всего находили и называли круг.

Треугольник назвали правильно 80% испытуемых. Дети с ЗПР смешивали треугольник с прямоугольником (половина всех ошибок), а также с квадратом (20% ошибочных ответов).

Квадрат назвали правильно 70% испытуемых с ЗПР. Не назвали эту геометрическую фигуру трое детей с ЗПР.

Около 50% испытуемых с ЗПР верно узнали прямоугольник. Остальные либо совсем не назвали данную фигуру (1 чел.), либо дали ошибочные названия, смешивая ее с квадратом (2 чел.), треугольником (1 чел.), овалом (1 чел.).

Овал узнали 40% детей с ЗПР. Чаще всего дети с ЗПР просто не знали названия этой фигуры (3 чел. - 30%), иногда они смешивали ее с другими геометрическими фигурами, чаще с кругом (1 чел.), квадратом (1 чел.), ромбом (1 чел.).

66) Знание цифр

Проверка знания цифр показала, что лишь 10% детей с ЗПР знают все цифры. Цифры «1-5» назвали правильно 30% испытуемых. Остальные знали несколько цифр (1, 2, 3). Встретились ошибки в различении цифр «6» и «9», «7» и «4» (5%).

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста, имеющие задержку психического развития, гораздо хуже подготовлены к изучению математики из-за более низкого уровня исходных математических знаний. Поэтому при обучении этих детей математике требуется специальная работа, направленная на восполнение пробелов в их дошкольном развитии, на создание у них готовности к изучению данного предмета.

2.3 Практические рекомендации воспитателям по ФЭМП у дошкольников с ЗПР

 

Занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную и музыкальную деятельность.

Занятия направлены на:

−  Выявление уровня сформированности элементарных математических представлений у детей.

−  Определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у детей, что дает возможность воспитателю создавать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения.

−  Формирование у детей положительного эмоционального отношения к занятиям по развитию элементарных математических представлений.

−  Развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам.

−  Формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

−  Развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с воспитателем и с детьми по ходу занятия.

−  Формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков с использованием ЭМП.

−  Привлечение внимания детей к свойствам и отношениям окружающих предметов.

Содержание.

1) Количественные представления.

Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов).

Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один - много, много - мало).

Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину (один большой мяч - много маленьких мячей, один маленький мяч - много больших мячей).

Выполнение различных действий: один - много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям воспитателя или ориентируясь на словесную инструкцию.

2) Представления о форме

Выделение формы (шар).

Дифференциация шара от любого многоугольника.

Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу, по желобку (шары, мячи, клубки и т.п.).

3) Представления о величине

Выделение больших - маленьких предметов (большая кукла - маленькая кукла; большой гриб - маленький гриб)в различных игровых ситуациях, в изобразительной и конструктивной деятельности.

Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях (пройти через большие ворота; поставить маленькую машину в маленький гараже, а большую машину - в большой гараж; собрать игрушки в большую корзину, прикрепить прицепки к большому - маленькому кругу, прикрепить прищепки к краям большой корзины и краям маленькой корзины, вложить большие втулки в большие пазы, а маленький втулки - в маленькие пазы и т.п.).

При формировании представлений о величине воспитатель обязательно предлагает детям как минимум два предмета с целью дать им об относительности величины на наглядном уровне.

Представления о величине уточняются, закрепляются в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.

4) Представления о пространстве

Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т.п.).

Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле (сначала используется кукла крупного размера; по мере формирования представлений воспитатель предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кота, собаку, медведя и т.п.).

Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т.п.

Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т.п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

Перемещение различных игрушке вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

В процессе формирования пространственных представлений воспитатель обращает внимание на сопровождение действий речью или жестовыми указаниями.

5) Временные представления

Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе.

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (зима).

Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно- нахмуриться и сжаться, тепло -улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь - имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами «кап-кап» и т.п.

Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям.

Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в различные части суток (днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции.

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Педагогическая практика свидетельствует о том, что нормально развивающиеся дети к концу дошкольного периода в основном переходят от конкретного к абстрактному, понятийному мышлению. Элементарные математические представления складываются у детей рано, т.к. речь изобилует математическими понятиями: круг, шар, квадрат, угол, прямая, кривая и т.д. уже к четырем годам у дошкольников есть некоторый «багаж» элементарных математических представлений, который необходимо обобщить и систематизировать.

Детям старшего дошкольного с задержкой психического развития свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль. Отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий. Дети не владеют счетом или наблюдается неосознанный механический счет в прямом порядке, отсутствие обратного счета, а также «безытоговый» счет. В старшем дошкольном возрасте у детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается прямая зависимость счетной деятельности от ярких внешних характеристик предметов и их пространственного расположения: при количественном сравнении групп предметов решающими выступают цвет, форма, размер, расположение в пространстве. Выявляются затруднения в понимании смысла простых арифметических действий и неумении их выполнять.

Преодоление указанных особенностей необходимо не только для формирования элементарных математических представлений, но и для социального развития каждого ребенка. При овладении элементарными математическими представлениями происходит корригирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности, отмечаются качественные изменения в познавательных процессах детей с интеллектуальной недостаточностью. Многочисленные исследования подтверждают, что ребенок с легкой умственной отсталостью может овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Коррекционно-воспитательная работа, основанная на комплексном подходе к формированию математических представлений в дошкольный период, положительно отражается на развитии детей в целом и способствует их успешному обучению в школе.

Организация специальной коррекционно-педагогической работы на занятиях по формированию элементарных математических представлений предполагает учет своеобразного развития познавательной деятельности, индивидуальных особенностей и положительных возможностей каждого ребенка. Это будет способствовать накоплению жизненного опыта, освоению количественных представлений, что важно для ориентировки в окружающей действительности.

В экспериментальной части было выявлено следующее: дети с ЗПР недостаточно сознательно усвоили последовательность чисел в натуральном ряду, не могут свободно в нем ориентироваться. Поэтому их затрудняет обратный счет, они не могут «оторваться» от единицы и называть числа, начиная с любого пункта натурального ряда. Они лишь механически запоминают порядок следования чисел до 10. Задачу на нахождение суммы верно решило большинство испытуемых. Проверка умения ориентироваться в пространстве показала, что большинство детей с ЗПР знают и правильно показывают левую и правую стороны на себе, значительно хуже- на собеседнике. Из геометрических фигур дети легче всего находили и называли круг. В остальных случаях давали ошибочные названия. Проверка знания цифр показала, что лишь 10% детей с ЗПР знают все цифры.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста, имеющие задержку психического развития, гораздо хуже подготовлены к изучению математики из-за более низкого уровня исходных математических знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.151.153 (0.027 с.)