Конституция Исламской Республики Иран 1979 г.: общая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция Исламской Республики Иран 1979 г.: общая характеристика



Движение за Конституцию в Иране получило всенародное признание с начала ХХ столетия. Шиитские религиозные деятели шли в авангарде тех, кто сформулировал принципиальные и общенациональные основы принятия Конституции, которая, как они утверждали, не противоречит исламу по своей сути.

В своей классической формуле эта идея нашла воплощение в новой иранской Конституции (Конституция Исламской Республики Иран 1979 г.). Ее специфика состоит, прежде всего, в том, что она строится на основе исламских традиций. В Конституции признается, что разработка Основного закона не является чем-то новым: почва для этого была подготовлена предыдущим опытом, в том числе движением «машрута» (движение за Конституцию), направленным против деспотизма, и национализацией нефти в ходе борьбы против колониализма. Иранский народ пришел к выводу о том, что «основной и явной причиной неуспеха этих движений является их нерелигиозный характер».

Одновременно авторы Конституции считают, что секретом успеха исламского опыта в Иране является приверженность исламским идеалам и догматам, а также выдающаяся роль вождя этой революции имама Хомейни, который осознал «необходимость следования по пути религиозного, исконно исламского возрождения». Это подтверждает опору на исламское идейное наследие в ходе составления Конституции. Так, понятие «правление факиха» как модель исламской формы власти занимает видное место в Конституции. В частности, здесь говорится о задаче «подготовки необходимых условий для обеспечения руководства со стороны факиха, отвечающего всем условиям и признающегося людьми в качестве их руководителя». Исходя из этого в Конституции утверждается, что включение в нее принципа правления факиха ведет к «удержанию различных систем от уклонений от своих исконно исламских функций».

Высший руководитель Ирана, рахбар или по-другому факих является лидером государства.

Согласно статье 5 Конституции Исламской Республики Иран, «В период великого сокрытия Вали-е-Аср (то есть ожидаемого иранскими мусульманами-шиитами мессии), в Исламской Республике Иран руководство над уммой (общиной) и управление обществом возлагается на справедливого, набожного, знакомого с требованиями времени, мужественного, рассудительного, обладающего умением управлять факиха (духовного лидера), который назначается на этот пост согласно статье 107-ой Конституции Исламской Республики Иран».

Статья 57 Конституции Исламской Республики закрепляет, что: «Управление Исламской Республики Иран осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, которые функционируют под контролем абсолютного правления религиозного Лидера и согласно нижеследующим статьям Конституции. Указанные власти независимы друг от друга»

Высший религиозный лидер Ирана имеет право издавать фетвы по различным вопросам мусульманского права (фикх) (ст. 109). Он является высшим официальным лицом страны. Лидер определяет общую политику государства Исламской Республики Иран после консультаций с Ассамблеей по определению государственной целесообразности. Верховный лидер является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Ирана.

Кроме качества высшего арбитра, верховный лидер Ирана вмешивается и в текущие кадровые вопросы. Он лично назначает и смещает факихов Совета по охране Конституции (влиятельнейшего контрольного органа Ирана, который может блокировать решение любой из трех ветвей власти), высшего лица Судебной власти, главы Телерадиокомпании Исламской Республики Иран, Начальника Объединенного штаба, Главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, командующих вооруженных сил и внутренних войск. Президент отвечает перед Лидером страны в сфере своих полномочий (статья 122 Конституции).

Религиозный лидер избирается т. н. Советом экспертов из влиятельных богословов, избираемых на всенародных выборах раз в 8 лет. С 1979 г. по 1989 г. Духовным лидером Ирана являлся Рухолла Мусави Хомейни. На этом посту его сменил нынешний Духовный лидер Али Хосейни Хаменеи.

Авторы Основного закона Исламской Республики Иран считают, что власть факихов, присутствующих на вершине властной пирамиды, обеспечивает подход к Корану и Сунне как к основным источникам законодательства, на которые Конституция опирается в вопросах управления обществом.

Для того чтобы подчеркнуть значение Корана для Конституции, в ее текст включено много коранических аятов. Коран и Сунна - это Основной закон, а Конституция лишь средство, инструмент, при помощи которого претворяются в жизнь божественные законы, которые уже присутствуют или ниспосланы с небес.

Одной из особенностей, отличающих Конституцию Исламской Республики Иран, является то, что этот Основной закон был разработан не для одного только Ирана: его можно считать проектом Конституции, призванной обеспечить необходимые условия для установления всемирного исламского режима.

Конституция Исламской Республики Иран состоит из 12 разделов и включает в себя 175 статей.

В первом разделе ("Общие положения") рассматривается система власти. Иран, согласно ст. 1, является «исламской республикой». В статье 2 отмечаются основы, на которых базируется Конституция: это монотеизм («Нет бога, кроме Аллаха»), признание того, что Аллах является единственным судьей, которому принадлежит власть и от которого исходят законы, вера в божественное откровение и его основополагающую роль в донесении до людей законов свыше, вера в будущую жизнь после конца света, вера в справедливость Аллаха при творении и ниспослании законов.

В статье 3 Конституции формально подтверждаются различные общественные и личные права и свободы. Ст. 4 Конституции особо подчеркивает, что данный Основной закон опирается только на исламские критерии; эта статья служит основой для всех остальных статей Конституции и для других законов. Задача соблюдения положений Конституции возложена на Совет конституционного надзора, в состав которого входят только факихи.

В ст. 6 Конституции говорится, что государственные дела в Исламской Республике Иран должны вершиться при опоре на мнение уммы, которое выявляется в избрании президента республики, на членов исламского консультативного меджлиса (парламент), членов других консультативных меджлисов (местных) и соответствующих им органов или путем референдума по статьям, предусмотренным Конституцией.

Правовое положение личности подробно регламентируется действующей Конституцией Исламской Республики Иран. Правам и обязанностям личности посвящена глава 3 Конституции. Ст. 19 Конституции устанавливает, что весь иранский народ, т.е. любая нация или община, обладает равными правами независимо от цвета кожи, расы, языка и т.п.

Конституция закрепляет, что партии и политические объединения, а также профсоюзы и исламские мероприятия и признанные религиозные меньшинства обладают свободой, если их деятельность не противоречит основам суверенитета, национального единства, исламской морали, а также основам исламской республики. В этой же статье закреплено, что каждый гражданин Исламской Республики Иран имеет право принимать участие в вышеуказанных общественных объединениях.

В Исламской Республике Иран Конституцией гарантируется свобода печати, прессы, если она не противоречит общему порядку и нормам ислама. Также признается право на проведение мирных собраний и демонстраций, не противоречащих основам ислама.

Согласно ст. 28 Конституции Исламской Республики Иран каждый имеет право выбора профессии, если это не противоречит исламу и общим интересам и правам других лиц. В этой же статье говорится о том, что государство должно гарантировать всем реализацию права на труд, так как это необходимо обществу.

В Конституции (ст. 29) закреплены также основные социальные права. Например, право на социальное обеспечение, здравоохранение, пенсии. Государство должно обеспечить эти права всем гражданам из средств государственного бюджета, а также из личных пожертвований граждан. В этой связи необходимо отметить, что мечеть как религиозное учреждение играет большую роль в реализации положения вышеуказанной статьи. Среди социальных прав Конституция (ст. 30) закрепляет право на бесплатное среднее образование, и на государство возлагается обязанность расширения бесплатного высшего образования.

Законодательная власть.

Законодательная власть в Иране представлена Консультативным советом (меджлис-шура). Конституция гласит, что главной задачей Консультативного меджлиса (совета) является принятие законов в соответствии с Конституцией; иначе говоря, меджлис (парламент Ирана) не вправе принимать законы, противоречащие положениям Конституции и нормам официальной религиозной доктрины (шиизма).

Меджлис берет на себя задачу истолкования законопроектов, представляемых правительством на рассмотрение меджлиса. Депутаты меджлиса (числом не менее 15) могут выступать с предложениями по принятию законов и добиваться их одобрения (право законодательной инициативы). Однако меджлис оставляет за собой право уточнять и обсуждать все остальные государственные дела; иными словами, меджлис может свободно выбирать темы для обсуждения.

Договоры и соглашения, заключаемые правительством с другими государствами, могут вступить в силу лишь после ратификации их меджлисом. В прерогативы меджлиса входит также рассмотрение вопросов, связанных с государственной границей: международные границы страны не могут быть изменены без согласия на то четырех пятых членов Консультативного меджлиса, т.е. 80% всех депутатов. В компетенцию меджлиса входит также предоставление правительству права на временное введение чрезвычайного положения на тридцатидневный срок, который может быть продлен.

Что касается иностранной торговой и экономической деятельности внутри страны, то ст. 81 Конституции предоставляет меджлису право выдавать иностранцам лицензии на основание в стране промышленных, торговых и сельскохозяйственных фирм и предприятий. Однако в тексте статьи не упоминается, кто обладает этим правом. Вместе с тем меджлис вправе выдавать лицензии на работу в стране иностранных специалистов после изучения рекомендаций, представляемых правительством (ст. 82). Ст. 85 Конституции лишь закрепляет за меджлисом право принимать законы, т.е. меджлис не может передавать свои полномочия правительственным или неправительственным органам, комитетам или комиссиям, не входящим в его состав; они могут быть переданы лишь комиссиям самого меджлиса.

Одной из важнейших прерогатив меджлиса является вынесение вотума доверия правительству: после формирования кабинета он становится действующим лишь после получения доверия со стороны меджлиса. Однако в статье, посвященной этому вопросу, не указывается на процентное соотношение депутатов, обеспечивающее доверие правительству. Кроме того, члены кабинета ответственны перед меджлисом за свою деятельность и обязаны приходить на заседания этого органа и отвечать на вопросы депутатов (ст. 88). Меджлис вправе лишить своего доверия отдельных министров (или весь кабинет). Кандидатура министра, лишенного доверия, не может предлагаться в состав следующего кабинета.

В полномочия Консультативного меджлиса входит утверждение половины членов Совета защиты Конституции (6 членов-юристов), кандидатуры которых обычно выдвигаются самим Советом. Однако ст. 91 не предусматривает права меджлиса отклонять кандидатуры, выдвинутые Советом конституционного надзора.

Ст. 93 подтверждает право Совета конституционного надзора отклонять любые проекты постановлений меджлиса, кроме второстепенных, касающихся порядка работы парламента (регламент). Законопроекты, одобренные меджлисом, выносятся на рассмотрение Совета конституционного надзора, который изучает их на предмет соответствия положениям Конституции и шариата в десятидневный срок, который может быть продлен только один раз. Ст. 96 Конституции разграничивает полномочия факихов и юристов внутри Совета конституционного надзора.

Члены Совета вправе присутствовать на заседаниях Консультативного меджлиса и принимать участие в обсуждении законопроектов, рассматриваемых меджлисом. Однако ст. 97 не содержит указания на право членов Совета конституционного надзора участвовать в голосовании в случае их присутствия на заседаниях Консультативного меджлиса. Ст. 98 ограничивает право толкования положений Конституции Советом конституционного надзора, не признавая его за меджлисом. Ст. 99 даже запрещает меджлису контролировать выборы президента республики или проведение всенародных референдумов, оставляя это право лишь за Советом конституционного надзора.

Исполнительная власть

В девятом разделе Конституции рассматриваются прерогативы исполнительной власти, начиная с президента, премьер-министра, министров и заканчивая армией и войсками революционной гвардии («стражей революции»).

Так, в ст. 113 говорится, что президент республики представляет высшую государственную власть в стране и отвечает за соблюдение Конституции и регулирование взаимоотношений между тремя ветвями власти. Срок полномочий президента - 4 года. Он избирается непосредственно народом. Повторное избрание допускается только на один срок.

В ст. 115 перечисляются условия, которым должен отвечать претендент на пост президента Исламской Республики Иран (избирательный ценз). Важнейшее из них - чтобы он разделял официальную религиозную доктрину страны (т.е. был шиитом).

Президент республики избирается среди верующих политиков, обладающих следующими качествами: иранец, имеющий иранское гражданство; управленец и хозяйственник; благочестивый; порядочный и богобоязненный; верующий и следующий принципам Исламской Республики Иран и официального религиозного течения страны.

Президентские выборы проводятся под прямым контролем со стороны Совета конституционного надзора. Избранный президент вправе назначить премьер-министра, заручившись согласием Консультативного меджлиса. Президент парафирует все международные договоры, соглашения и конвенции, заключенные Ираном с иностранными государствами, после ратификации их меджлисом. Президент вправе присутствовать на заседаниях Совета министров.

В случае отсутствия президента или по причине его болезни формируется временный Президентский совет, включающий в свой состав премьер-министра, председателя Консультативного меджлиса и председателя Верховного суда. Срок полномочий такого органа не должен превышать двух месяцев. В случае отсутствия президента в течение более чем двух месяцев или его смерти временный Президентский совет готовит выборы нового президента в течение 50 дней.

В ст. 133, 142 Конституции рассматриваются вопросы, связанные с назначением министров, их компетенцией и ответственностью перед президентом и исламским конституционным меджлисом, а также условия и порядок снятия их с должности. Ст. 141 запрещает министрам работать на государственных хозяйственных предприятиях. Кроме того, министры не могут быть членами Консультативного меджлиса, а также работать в адвокатуре или руководить какой-либо частной или смешанной компанией. Вместе с тем министры вправе работать в университетах или научно-исследовательских учреждениях, совмещая эту деятельность со своей министерской должностью.

В ст. 144 Конституции говорится, что армия Исламской Республики Иран является религиозной армией, верящей в цели исламской революции. Под «религиозностью» здесь подразумевается вера в догматы шиизма (официального толка). Тем самым Конституция лишает нешиитов возможности служить в вооруженных силах, подобно иностранцам, которые согласно тексту ст. 145 тоже не могут служить в иранской армии.

Судебная власть

Десятый раздел Конституции посвящен судебной власти. В ст. 156 говорится о том, что судебная власть является независимой властью, защищающей индивидуальные и общественные права; она несет ответственность за соблюдение справедливости. В этой статье перечисляются задачи судебной власти, в том числе проведение расследования, рассмотрение исков и жалоб и т.д., наблюдение за общественными правами, соблюдение справедливости и законных свобод. Кроме того, данная статья возлагает на судебную власть задачу контроля за соблюдением законов.

Ст. 157 предусматривает формирование Верховного совета юстиции, который является высшим органом судебной власти. На этот Совет возлагается задача составления судебных инструкций, назначение, перевод и смещение судей и т.д. В следующей статье (ст. 158) регламентируется членство в Верховном совете юстиции. Совет включает в свой состав 15 членов, в том числе председателя Верховного суда и генерального прокурора республики, а также трех судей-муджтахидов, избираемых судьями страны на 5 лет. Ст. 163 Конституции подтверждает это, предусматривая, что качества судьи определяются законом в соответствии с принципами фикха.


 

ПЛАНЫ-ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.016 с.)