Глава 1. Возникновение сюрреализма и его основные стилевые особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Возникновение сюрреализма и его основные стилевые особенности



ВВЕДЕНИЕ

 

Востребованость данной темы обусловлена несколькими причинами:

 

Во-первых, с самого своего появления и до сегодняшнего дня сюрреализм, невзирая на его грандиозную важность для культурного становления социума, рассматривался экстраординарно как одно из направлений в искусстве. При этом опускался его основополагающий аспект, тот, что в данной курсовой работе рассматривается как единение науки, искусства и религии посредством сюрреализма, т.е. сюрреализм репрезентируется до сверхреального. Тут нужно дать определение одного из основополагающих представлений сюрреализма-сверхреальности. По определению сюрреалистов, сверхреальное либо сверхреальность - это "вселенская ткань", представляющая из себя что-то запредельное, находящееся в самых больших пластах коллективного бессознательного и выступающая как суть, объединяющая основные сферы деятельности умного человеческого существования (науку, искусство, философию и религию).

Во-вторых, как теснее было подмечено выше, сюрреализм, как течение в искусстве с самого своего появления вызывал к себе увеличенный интерес, что обусловлено, в первую очередь, тематикой, к которой обращались сюрреалисты. Сюрреалисты обратились к тем вопросам, которые были и неизменно останутся востребованными для общества и всех сфер его изыскания, будь то философия, искусство либо точные науки.

Их уникальность заключается, прежде всего, в субъективном подходе к изысканиям всех сфер человеческого бытия, что обеспечило сюрреалистам нужный чувственный подход для отражения сверхреального.

В художественном плане сюрреалисты были столь продуктивны, что их действие, так либо напротив отразилась на всех последующих художественных течениях и видах искусства.

В-третьих, пытаясь показать единение науки и искусства посредством сверхреального, автор обратился к одаренности, и, в частности, к гениям - как к движущей силе цивилизации и научного прогресса.

Цель работы: выявить стилевые особенности сюрреализма и его основные приемы

Задачи: проанализировать главные и основные произведения направления сюрреализм

Продуктом будет являться эскиз проектного предложения по использованию элементов сюрреализма в современной городской среде.

 

Глава 1. Возникновение сюрреализма и его основные стилевые особенности

 

Отличительные черты и принципы сюрреализма

Сюрреалисты отрицали традиционный подход к созданию произведений искусства. Они признавали главенство подсознания над сознанием и считали важнейшей ценностью свободу иррационального восприятия мира. Картины сюрреалистов легко узнать по характерным чертам направления:

· обилию фантасмагорических форм;

· абсурдному совмещению реальности и образов подсознания;

· неконтролируемому (автоматическому) созданию произведений;

· эпатажности, стремлению бросить вызов устоявшимся канонам;

· частому обращению к эротическим и магическим мотивам.

 

 Мерет Оппенгейм. «Меховой чайный прибор» (Приложение 4)

 

 Многие авторы нередко творили под воздействием гипноза, больших доз алкоголя или наркотиков, пытаясь глубоко проникнуть в подсознание. Они шли по этому опасному пути, чтобы возвыситься духовно, освободиться от приземленных мыслей и подарить миру уникальные шедевры.

Основные стилевые особенности сюрреализма

Основные особенности искусства сюрреализма были неоднократно определены и подчёркнуты его последователями. Среди них:

· фантастика абсурда;

· алогизм;

· парадоксальные сочетания форм;

· зрительная неустойчивость;

· изменчивость образов.

 

 

Глава 2. Сюрреализм в Росии

Сюрреализм как самостоятельное и отчётливое художественное направление в России не сложился. Этому помешали вполне понятные идеологические обстоятельства, когда любые, самые безобидные фантазии и «странности» объявлялись вредным мистицизмом, беспочвенной метафизикой, чуждыми настроениями и так далее. Тем не менее внутренние предпосылки для сюрреалистического восприятия (влечения, страхи, сновидения, иррациональные состояния, мерцающие смыслы) существовали, а в творчестве ряда художников можно найти произведения, близкие поэтике бессознательного. В последнее время в искусствознании наметилась тенденция выявления подобных примеров. Так, в произведениях А.Г.Тышлера обнаружили не только моменты, родственные сюрреалистическому видению, – фантастические образы и пространственное ощущение (К.А.Светляков. 2007), но и конкретные переклички с приёмами Сальвадора Дали: в картине «Директор погоды» (Приложение 5) (1926) Тышлер «обессмысливает рациональные измерения подобно тому, как это будет делать Дали с его знаменитыми мягкими циферблатами часов» (Е.Ю.Дёготь. 2003). «Смерть Марата» (1927) А.Д.Гончарова выдерживает сравнение с лучшими (и более поздними) работами Макса Эрнста: Гончаров «акцентирует тот факт, что представленное в картине есть не конструкция, а видение: всю верхнюю часть композиции занимает пустое окно, место для “подсматривающего”» – таким ощущает себя художник в европейском сюрреализме (Е.Ю.Дёготь. 2003). Развилкой, от которой идут пути как к соцреализму, так и к сюрреализму, видятся исследователям и более ранние проекционизм, электроорганизм. Картины К.Н.Редько, связанные с программой электроорганизма, – «Жена и муж» (1922. ГТГ), «Число рождений» (1922. РГАЛИ) – вызывают ассоциации с «машинами желания» Эрнста, Пикабиа, Дюшана: это одновременно механические тела и эротизированные технические объекты (Е.Ю.Дёготь. 2003). С «автоматическим письмом» сюрреалистов типологически соотносят «моментальное творчество» А.Е.Кручёных, являющееся особым способом актуализации бессознательного (Е.А.Бобринская). Элементы сюрреализма можно найти и в творчестве С.Б.Никритина, П.Ф.Челищева, а также П.Н.Филонова и его учеников, в связи с которыми в искусствоведческой литературе так или иначе заходит разговор об этом направлении.

 

 

Сюрреализм в живописи

Большое влияние на развитие стиля оказали работы знаменитого австрийского врача-психиатора Зигмунда Фрейда, для создания своих специфических шедевров сюрреалисты использовали сны и галлюцинации.

Для получения новых фантазийных изображений художники-сюрреалисты использовали такие инновационные способы и методики как:

 

· Текстурирование. Лист бумаги помещается на неровную поверхность (дерево или камень) и обрабатывается мелом или карандашом до получения текстуры подложенного материала;

· Декалькомания. Краска наносится на два листа бумаги, поверхность которых художник трет друг об друга, таки образом получая фантастические образы и узоры;

· Соскабливание. Окрашенное полотно помещается на текстурную поверхность и обрабатывается методом соскабливания, часть краски удаляется, а поверхность с оставшейся краской приобретает фактурный, оригинальный вид;

· Фьюмаж. Под лист бумаги помещаю горящую свечу, и двигают ею в различных направлениях, образуется фантазийный узор за счет следов сажи;

· Капельный метод. Капли краски попадают на раскачивающуюся поверхность листа;

· Метод коллажа. Создание графических и живописных картин посредством сбора сюжета вырезок из журналов, газет и разнообразных фотографий. Цельная композиция создается путем расположения картинок и вырезок в задуманном автором порядке;

· Чертеж. Линии выполняются пером или кистью хаотично, без соблюдения правил и определенного плана;

· Ready-made. В качестве своего произведения определенный объект или предмет, созданный не им самим и не имеющий никакой художественной ценности («Колесо от велосипеда», «Фонтан», «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана).

Очень часто картины художников-сюрреалистов характеризуют как абсурдные, полностью лишенные всякой логики и полные противоречий произведения, которые все-таки совершили революцию во взаимоотношениях человеческого разума с окружающей нас действительностью. Сюрреалисты считали, что только искусство способно сделать разум человека абсолютно свободным.

 

Сюрреализм в литературе

Сам термин «сюрреализм» был придуман французским поэтом Гийомом Аполлинером, а его основоположником считается поэт и художник Андре Бретон, создавший идеологию сюрреализма в начале 20-х годов ХХ века («Манифест Сюрреализма», 1924 год) и пропагандирующий его основы на протяжении всей своей жизни.

Бретон рассматривал данное направление как психический автоматизм, в котором мысль не диктуется разумом и не зависит от нравственных соображений. Французские сюрреалисты в своем большинстве были разрознены, и не имели общих взглядов и позиций в своем разнообразном творчестве, их объединяла единая цель – не только создание абсолютно нового стиля в искусстве, а еще и полностью измененного нового мира, по их мнению, высшей истиной на земле являлось бессознательное начало.

Провести анализ работ поэтов и художников, работавших в данном стиле, практически невозможно, и неподготовленный зритель или читатель не сможет в полной мере понять смысл сюрреалистических полотен или произведений. Можно сказать, что произведения данного направления имеют ориентацию на создание идей и образов, а не самого предмета. Только человек, обладающий хорошим воображением и способностью широко мыслить, может погрузиться в мир творчества сюрреалистов и открыть для себя нечто новое и неизведанное.

Понятие сюрреализма в литературе связано с выходом в свет книги «Магнитные поля» (Приложение 6) (1918 год), её авторы Андре Бретон и Филипп Супо называют её сборником «автоматических текстов», и она является первым литературным произведением, написание которого полностью не контролировалось авторским сознанием. Оно было создано по предложенному Бретону методу использования фраз и мыслей на грани сна, который очень часто в произведениях писателей и художников-сюрреалистов является идейным вдохновителем и способом познания реального мира. Творцы сюрреализма искали свои творческие источники в глубинах подсознания, в сновидениях, сверхъестественных состояниях, сумасшествии, галлюцинациях («Бдение» Андре Бретона, «Воскресение» Филиппа Супо, «Вздыхающая тень» Элюара).

Сюрреалистическая поэзия сильна традициями любовной лирики, однако не в её традиционном понимании, а в переосмыслении с использованием приемов психоанализа, возникающих в нашем подсознании образов и символов. Наиболее известные из них: «Огонь радости», Луи Арагон, «Свет земли» «Седовласый револьвер», «Дух воды», Андре Бретон, «Траур за траур», «Со всем имуществом», Робер Деснос, «Смерть от бессмертия», «Столица боли», «Сама жизнь», Поль Элюар, «Небесный триктрак», «Пуповина лимба», Антонен Арто.

Сюрреализм в архитектуре

Архитектура сюрреализма может потрясти каждого, кем бы он не был, если он соприкоснётся с ней – это необыкновенное соединение действительности и прекрасных сновидений.

Оригинальность и исключительность форм, подлинность и воображение, не прогнозируемость занимаемого площадей, обманчивость и соединение не совмещаемых с первого взгляда предметов – это является главными специфическими особенностями стиля.

Направление сюрреализма появилось благодаря его родоначальнику Сальвадору Дали. Он один из самых ярких представителей данной школы искусства.

Представители сюрреализма

Известные современные продолжатели Сальвадора Дали в архитектурном стиле сюрреализм:

· Алекс Чиннек.

· Терунобу Фудзимори.

· Дионисио Гонсалес.

· Рон Ван Зил.

· Архитектурная студия «Weichlbauer und Ortis».

· Фриденсрайх Хундертвассер (Фридрих Штовассер).

Яркие примеры сюрреализма в архитектуре:

«Парящий дом» в Лондоне (Приложение 7)

Внешний вид улицы в городе Маргит, который расположен в графстве Кент, Великобритания, был полностью испорчен старым забытым людьми домом в течение 11 лет. Было сделано несколько безуспешных попыток стереть с лица земли эту развалину. Но однажды этот дом приглянулся английскому художнику и дизайнеру Алексу Чиннек. В результат его заинтересованности заброшенным домом на свет появился шедевр архитектурного искусства в стиле сюрреализма – фасад дома, который сползал на дорогу.

Входная дверь уже лежала на земле, а окна судорожно цеплялись за фасад дома. Прекрасно выполненная сюрреалистичная композиция сползающего дома помогла Алексу Чиннек осуществить ещё более колоссальную концепцию – «Парящий дом» в центральной части Лондона, перед входом на рынок Ковент Гарден.

Там был установлен солидный двухэтажный дом, высотой двенадцать метров, в старинном викторианском стиле. Нижняя часть этого дома уверенно стоит на брусчатке рыночной площади, а вот второй этаж просто парит в воздухе. На возведение необычной, иллюзорно парящей постройки дома у Алекса Чиннек ушло примерно четыре месяца. Воплотив в жизнь свой проект Алекс Чиннек добился потрясающей лёгкости сооружения и создал настоящий шедевр.

 

Чайный домик на курьих ножках (Приложение 8)

Терунобу Фудзимори – японский архитектор, строитель и сюрреалист, прославившийся способностью задумывать и строить классические чайные домики на курьих ножках из дерева в современной модификации. Два дерева каштана оказались первыми куриными ножками для домика, который он соорудил для себя в префектуре Нагано (Рис.2). Почитая японские традиции и отлично зная историю японской архитектуры, Фудзимори умудряется строить уникальные, сказочные сооружения, в которые грех не заглянуть.

Всего лишь два правила соблюдает Терунобу при построении своих сооружений. Первое правило гласит, что будущая постройка разниться от уже кем-то построенного, и стиль данного шедевра должен быть индивидуальным и отличаться от всех существующих стилей. Согласно второму правилу, материалы для строительства должны использоваться только натуральные.

Дом архитектурной студии «Weichlbauer und Ortis» (приложение 9)

Архитектурная студия «Weichlbauer und Ortis» соорудила прекрасный сюрреалистический жилой дом неподалёку от городка Фронтлайтера в Австрии, элементами которого стали в основном окна и двери (Рис. 5).

Окна и двери, как будто «выпадают» из контекста и работают в виде поручней несуществующих балконов, лестницы без перил, ведущие в никуда, стены, перекрытия и кровля, покрытые зеленым «ковром» травы. Конструкция данного сооружения сложна для восприятия человеком и вызывает оптический обман при просмотре с различных точек.

Идея для строительства этого дома была взята из рисунка известного голландского художника-графика Маурица Корнеелиса Эшера, который популярен как исследователь симметрии и взглядов на бесконечность.

 

Сюрреализм в скульптуре

Скульптура является еще одной областью, наряду с поэзией, живописью, кинематографом и фотографией, которая средствами своего искусства выразила идейное и эстетическое содержание сюрреализма.

Особенности языка скульптуры как специфического искусства, основывающегося на соотношении форм в пространстве, объясняют своеобразие воплощения сюрреалистических позиций предлагаемыми скульптурой средствами.

Своеобразие скульптурного сюрреализма заключается, во-первых, в том, что он был не единовременен сюрреализму поэтическому и живописному, так как пропагандируемый с самого начала как основа сюрреалистического метода принцип «психического автоматизма», легко применявшийся в поэзии, был практически несовместим с массивностью скульптуры. Ко-

гда же главенствующее место автоматизма в системе сюрреалистических ценностей будет несколько опротестовано со стороны «чудесного», настанут благоприятные условия для проявления сюрреализма в скульптуре.

Другой отличительной особенностью проявления сюрреализма в скульптуре стала тенденция, принимая которую во внимание нельзя говорить прямо о скульпторах-сюрреалистах, скульпторах, чье творчество целиком бы укладывалось в рамки этого направления. Как правило, сюрреализм был всего лишь этапом в творческом развитии отдельных скульпторов, влияния которого невозможно было избежать хотя бы в силу его глобального размаха.

Положение большинства скульпторов «на полях движения» превращало их искусство во что-то постороннее, что было порождено сюрреалистическим мировосприятием и одновременно ассимилировано этим направлением, как нечто выходящее за его рамки и расширяющее собой его практику.

Скульптура сюрреализма, отличавшаяся тотальным господством вымысла, значительно расширила границы существовавшей до него в искусстве «энциклопедии образов», как впрочем и многого другого, открыв технические возможности новых материалов, новые темы и методы создания образов, обновив язык скульптуры, объединивший в себе изобразительное начало с выразительным, и ее предмет, зачастую имеющий «готовый» характер.

«Сюрреалистический объект», возможно, является одним из наиболее интересных направлений развития сюрреализма. Он впитал и выразил общие идеи направления через найденные предметы.

Сюрреалисты освоили практику дюшановских «ready-mades», ассимилировав и развив ее в своем искусстве наряду с изготовлением других «своего рода аттракционов, паноптикумов, макетов» и прочего «параискусства».

 

Заключение

При всей своей программной заданности произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации. Они одновременно могут отождествляться в нашем восприятии как со злом, так и с добром. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера – эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя. При всей абсурдности и даже определенной забавности некоторых произведений сюрреализма они способны стимулировать сознание, пробуждать ассоциативное воображение.

 

Сюрреализм представлял собой противоречивое художественное явление, что в значительной мере объясняет широкую орбиту его распространения. Многие ищущие художники, впоследствии отказавшиеся от сюрреалистических взглядов, прошли через него (П. Пикассо, П. Клее, Труй Камиль Кловис и др.). К сюрреализму примыкали поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы. Изощренная техника соединения несоединимого и появившаяся в позднем сюрреализме самоирония и юмор позволили ему органично влиться в поэтику современного постмодернизма.

 

 

Источники:

1. Сюрреализм// Art-dot URL: https://art-dot.ru/syurrealizm/ (Дата обращения 12.05.2021)

2. Сюрреализм в архитектуре// Справочник VS URL: https://spravochnikvs.com/syurrealizm (Дата обращения 14.05.2021)

3. Сюрреализм// VIL URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/syurrealizm-iskusstvo-iz-glubin-podsoznaniya-cheloveka (Дата обращения 10.05.2021)

4. Скульптура в искусстве сюрреализма// Anthropology URL: http://anthropology.ru/ru/text/picuha-na/skulptura-v-iskusstve-syurrealizma

 

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

Приложение 5

 

Приложение 6

 

 

 

Приложение 7

 

 

 

Приложение 8

 

 

 

Приложение 9

 

 

 

Приложение 10

 

 

 

Приложение 11

 

 

Приложение 12

 

 

Приложение 13

 

 

Приложение 14

 

 

Приложение 15

 

 

 

Приложение 16

 

 

 

Приложение 17

 

 

Приложение 18

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Востребованость данной темы обусловлена несколькими причинами:

 

Во-первых, с самого своего появления и до сегодняшнего дня сюрреализм, невзирая на его грандиозную важность для культурного становления социума, рассматривался экстраординарно как одно из направлений в искусстве. При этом опускался его основополагающий аспект, тот, что в данной курсовой работе рассматривается как единение науки, искусства и религии посредством сюрреализма, т.е. сюрреализм репрезентируется до сверхреального. Тут нужно дать определение одного из основополагающих представлений сюрреализма-сверхреальности. По определению сюрреалистов, сверхреальное либо сверхреальность - это "вселенская ткань", представляющая из себя что-то запредельное, находящееся в самых больших пластах коллективного бессознательного и выступающая как суть, объединяющая основные сферы деятельности умного человеческого существования (науку, искусство, философию и религию).

Во-вторых, как теснее было подмечено выше, сюрреализм, как течение в искусстве с самого своего появления вызывал к себе увеличенный интерес, что обусловлено, в первую очередь, тематикой, к которой обращались сюрреалисты. Сюрреалисты обратились к тем вопросам, которые были и неизменно останутся востребованными для общества и всех сфер его изыскания, будь то философия, искусство либо точные науки.

Их уникальность заключается, прежде всего, в субъективном подходе к изысканиям всех сфер человеческого бытия, что обеспечило сюрреалистам нужный чувственный подход для отражения сверхреального.

В художественном плане сюрреалисты были столь продуктивны, что их действие, так либо напротив отразилась на всех последующих художественных течениях и видах искусства.

В-третьих, пытаясь показать единение науки и искусства посредством сверхреального, автор обратился к одаренности, и, в частности, к гениям - как к движущей силе цивилизации и научного прогресса.

Цель работы: выявить стилевые особенности сюрреализма и его основные приемы

Задачи: проанализировать главные и основные произведения направления сюрреализм

Продуктом будет являться эскиз проектного предложения по использованию элементов сюрреализма в современной городской среде.

 

Глава 1. Возникновение сюрреализма и его основные стилевые особенности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.087 с.)