Юность и старость по Ухтомскому и Зощенко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юность и старость по Ухтомскому и Зощенко



Отчуждаясь от здоровых основ жизни, человек идёт вопреки своей совести – и, конечно, его организм будет свидетельствовать, что эта дорога неверна. Чем дальше от основ, тем – тем сильнее остывает человек к жизни, к людям, становится совсем «ледышкой». Как в игре «тепло-холодно» – чем дальше от, тем «холоднее». В игре слово «ледышка» означает, что человек ушел от цели совсем далеко. В реальной жизни о том, что он далеко ушел от здоровых основ жизни, человеку говорит чувство депрессии.

Сейчас много говорят о нехватке серотонина (один из основных нейромедиаторов, часто называемый «гормоном радости») и списывают на это многие проблемы людей, так как, помимо прочего, от него зависит настроение. Когда жизнь становится неинтересной, некоторые люди стараются разогреть в себе охладевшее восприятие: экстремалы выбирают опасные для жизни увлечения, так как действительно испытывают нехватку серотонина. Хотят почувствовать эйфорию, поэтому ищут острых ощущений.

Но человеческий организм – непростая система. С помощью гормонов, которые отвечают за настроение, закрепляются положительные реакции. Например, после уборки дома возникают чувства приятные, и это фиксируется в виде положительных переживаний - так же как и то, что когда вокруг грязно, ощущения тягостные.

Чтобы разобраться как возникает зависимость у большинства людей, нужно понять, как именно происходит угасание сферы восприятия. Вовлекаясь в погоню за острыми ощущениями, человек пытается пробудить в себе пропавший интерес к жизни. Когда он вновь появляется, исправляется и взгляд на мир, который становится реальным, а не придуманным.

Эти два процесса – появление интереса к жизни и его угасание можно объяснить с помощью идей двух авторов: академика Ухтомского – верующего православного ученого, и писателя Михаила Зощенко, который большую часть жизни прожил в атеистическом государстве.

В контексте исследований академика Ухтомского, главная доминанта называется доминантой на «лицо другого»: это интерес к жизни помимо своей, который пробуждает жажду познаний. Часто с людьми происходит так, что с годами бескорыстная тяга к познанию мира у них пропадает.

Кроме доминанты «лица другого», учёный отмечал доминанту юности – это свойственные детям интерес к миру и жажда узнать его. Если они присущи человеку, тот усваивает огромное количество информации без всякого труда и быстро поглощает ответы на свои вопросы. Радостно принимает действительность такой, какая она есть. Сквозь призму этого настроения мир видится с лучшей, приятной стороны. И процесс его познания запускается именно такой направленностью – интересом. Но зачастую это не встречается у взрослых, которым Спаситель сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф. 18:3).

Доминанта юности обычно иссякает к старости - и как тяжело тогда пожилым людям становится усваивать что-либо и радоваться жизни! Человеку в молодости кажется всё приятным: видит на улице людей ― и хорошо, что они именно так стоят, что жизнь проходит таким образом. А в старости уже наоборот: человеку неприятно, что люди такие именно так стоят, именно так говорят и т.п. По мысли учёного, старость связывается с процессом угасания восприятия, утратой человеком, который всем недоволен и брюзжит, интереса к миру[13].

 

Действительность же такова, что появляется всё больше молодых «стариков», в 18-25 лет они уже пресытились жизнью, их ничего не радует, ничем не хочется заниматься. Когда замирает доминанта юности, в каком-то смысле прекращается процесс познания мира. Если доминанта является очагом нервного возбуждения, то к нему притягиваются импульсы, поступающие в сознание: когда есть интерес к окружающему миру и людям, система восприятия человека настроена улавливать эти сигналы и выстраивать их в целостную картину. Если очаг возбуждения пропадает, процесс усвоения импульсов тоже прекращается. И отсюда становится понятно, что люди могут искать в экстриме. Через игровую деятельность, яркую и насыщенную сильными эмоциями, они стимулируют в себе очаг возбуждения, чтобы хотя бы на время растормошить восприятие, чтобы хоть что-то проснулось. Но созидающее ли это восприятие?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.005 с.)