Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 6. Аполлоническое и дионисийское в культуре греции. «происхождение трагедии» Ф. Ницше.
В основе Древнегреческой культуры есть 2 принципа: аполлонический и дионисийский. Отвечая на вопрос о том, какой была античная Греция, Ницше идет в противовес всей немецкой эстетической традиции, восходящей, в частности, к Шиллеру, оптимистически трактовавших древнегреческое искусство с его светлым, аполлоническим в своей основе началом. Он впервые говорит о другой Греции — трагической, опьяненной мифологией, дионисической, открывая в ней истоки будущих судеб Европы. Именно такая Греция, по Ницше, и есть настоящая, сильная, жестокая и здоровая во всей ее юности, ибо дионисическое начало более раннее, чем аполлоническое и именно оно принесло Элладе наибольшее благословение. Лишь во времена распада и слабости, по Ницше, греки стали оптимистичнее и устремились к научному познанию мира. Эти радость и ясность ассоциируются у Ницше с симптомами последующего упадка страны. Он пишет: «...назло всем предрассудкам демократического вкуса все эти оптимизм, господство разумности, утилитаризм, да и сама демократия — симптом никнущей силы и старости, а не здоровья», символом которого и было как раз безвозвратно утерянное дионисийство.
Эта противоположность аполлонического и дионисического начал и становится у Ницше главной внешней канвой «Рождение трагедии из духа музыки». Свое произведение Ницше начинает с идеи о единстве и постоянной борьбе в древнегреческой культуре двух начал — аполлонического и дионисического. Эти же два начала, две силы, как считает он, живут и борются в человеке-творце, художнике. Отсюда и два вида искусств — пластическое (архитектура, скульптура, танец, поэзия) и непластическое, в котором наиболее органично проявляет себя человеческая воля (музыка). Эти два начала всегда действовали вместе и лишь для того, чтобы лучше уяснить суть каждого из них, Ницше как бы разъединяет и рассматривает их в отдельности, ассоциируя дионисическое начало по преимуществу с опьянением, а аполлоническое со сновидением. Аполлоническое начало противостоит дионисическому подобно тому, как искусственное противостоит естественному. Ницше полагает, что после многочисленных этапов противоборства эти два начала слились в древнегреческой трагедии, ибо и то и другое оказались одинаково необходимы греку: этическое начало Аполлона стало как бы своеобразной защитой от ужасов бытия, как его дополнение и ограничение; в то же время силы Диониса олицетворяли преклонение перед неисчерпаемой во всей ее чрезмерностью мощью самой жизни.
Именно в «Рождении трагедии из духа музыки» Ницше формулирует ставшую сакраментальной фразу о том, что «только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности». Иначе говоря, будучи стихийной и иррациональной силой, жизнь изливается в инстинкте художника, и только тот мир, который он творит и с помощью которого он отгораживается от действительности, и есть единственно реальный. Именно искусство, и только оно одно, по мысли Ницше, было способно сделать жизнь достойной существования. Основой такого рода философско-эстетических умонастроений философа выступает своеобразно интерпретированная им идея о единстве жизни и искусства, согласно которой сама жизнь рассматривается в качестве бессознательной творческой силы; что же касается искусства, то оно становится стихийным, ничем не детерминированным кроме воли и инстинкта художника, процессом жизнеизлияния как единственным подлинным проявлением жизни. Тем самым искусство способно преобразить жизнь, представив ее в более привлекательном свете. Подлинная жизнь — это и есть искусство, причем главным образом искусство трагическое. ТЕАТР, МУЗЫКА И ФИЛОСОФИЯ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ТЕАТР. Из трагиков дошли полные произведения лишь Еврипида, Софокла, и Эсхила. А из комедиантов – Аристофан. Утверждая, что античный театр был невероятно ритуальным, мы не осознаем НИЧЕГО! Театр обычно находился у подножья Акрополя (с др.гр. – скала) По правилам Древнегреческой архитектуры людское строилось внизу, а мистическое и магическое –наверху. Внутри амфитеатра находилась воронка(этакая чаша), которая спускала то, что происходило на сцене еще ниже. Ниже людского. Воронка, как таковая, встречалась только в амфитеатрах, которые имели форму круга или полукруга. Круг пугал греков, он принадлежал Хаосу, древним хтоническим богам. Не Олимпийцам. В отличие от квадрата и прямоугольника, которые были более привычны порядколюбивым грекам. Государство платило за зрителей в театре, даже не просто платило, а давало им эти деньги в руки. Плата за проход в театр – это символическая сумма, два обола. (Один обол обычно клали вместе с покойником при захоронении.) Один обол – плата за переезд в загробный мир. Два обола - плата за «туда и обратно». Поход в театр считали путешествием в другой мир. Перед спортивными состязаниями и театральными постановками приносились кровавые жертвы, кровью которых окроплялись зрители, дабы во время действа изначально сухая душа сохранила разум и память. Сцену называли орхестра, а сценой – само строение. Труппа делилась на хор и протагонистов со второстепенными героями. Хор прежде всего танцевал священные танцы, в основе которых стоит переставляющийся геометрический рисунок – двигающийся лабиринт. Точка зрения воплощающаяся устами героев произведения – это человеческая точка зрения. Точка зрения зрения высказанная хором – это божественная точка зрения. В театральном представлении всегда присутствует предрешенность, рок, как ни поступишь –результат предначертан. Зачастую этот результат негативный.
В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма. Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей. МУЗЫКА. Развитие музыкальной культуры Древней Греции охватывает около 20 столетий (2-е тыс. до н. э. — V в. н. э.) Музыка занимала большое место в общественной жизни греков. Обучение музыке вошло в систему воспитания детей, пение и игра на инструментах стали составной частью гимнастических и художественных состязаний. Известны имена древнегреческих музыкантов: Терпандр, Сакад из Аргоса, Тимофей из Милета и др. Существовали союзы певцов и танцоров. Позднее получили распространение оркестры. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.008 с.) |