Билет 6. Аполлоническое и дионисийское в культуре греции. «происхождение трагедии» Ф. Ницше. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 6. Аполлоническое и дионисийское в культуре греции. «происхождение трагедии» Ф. Ницше.



    В основе Древнегреческой культуры есть 2 принципа: аполлонический и дионисийский. Отвечая на вопрос о том, какой была античная Греция, Ницше идет в противовес всей немецкой эстетической традиции, восходящей, в частности, к Шиллеру, оптимистически трактовавших древнегреческое искусство с его светлым, аполлоническим в своей основе началом. Он впервые говорит о другой Греции — трагической, опьяненной мифологией, дионисической, открывая в ней истоки будущих судеб Европы. Именно такая Греция, по Ницше, и есть настоящая, сильная, жестокая и здоровая во всей ее юности, ибо дионисическое начало более раннее, чем аполлоническое и именно оно принесло Элладе наибольшее благословение. Лишь во времена распада и слабости, по Ницше, греки стали оптимистичнее и устремились к научному познанию мира. Эти радость и ясность ассоциируются у Ницше с симптомами последующего упадка страны. Он пишет: «...назло всем предрассудкам демократического вкуса все эти оптимизм, господство разумности, утилитаризм, да и сама демократия — симптом никнущей силы и старости, а не здоровья», символом которого и было как раз безвозвратно утерянное дионисийство.

 

  Эта противоположность аполлонического и дионисического начал и становится у Ницше главной внешней канвой «Рождение трагедии из духа музыки». Свое произведение Ницше начинает с идеи о единстве и постоянной борьбе в древнегреческой культуре двух начал — аполлонического и дионисического. Эти же два начала, две силы, как считает он, живут и борются в человеке-творце, художнике. Отсюда и два вида искусств — пластическое (архитектура, скульптура, танец, поэзия) и непластическое, в котором наиболее органично проявляет себя человеческая воля (музыка). Эти два начала всегда действовали вместе и лишь для того, чтобы лучше уяснить суть каждого из них, Ницше как бы разъединяет и рассматривает их в отдельности, ассоциируя дионисическое начало по преимуществу с опьянением, а аполлоническое со сновидением. Аполлоническое начало противостоит дионисическому подобно тому, как искусственное противостоит естественному. Ницше полагает, что после многочисленных этапов противоборства эти два начала слились в древнегреческой трагедии, ибо и то и другое оказались одинаково необходимы греку: этическое начало Аполлона стало как бы своеобразной защитой от ужасов бытия, как его дополнение и ограничение; в то же время силы Диониса олицетворяли преклонение перед неисчерпаемой во всей ее чрезмерностью мощью самой жизни.

 

Именно в «Рождении трагедии из духа музыки» Ницше формулирует ставшую сакраментальной фразу о том, что «только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности». Иначе говоря, будучи стихийной и иррациональной силой, жизнь изливается в инстинкте художника, и только тот мир, который он творит и с помощью которого он отгораживается от действительности, и есть единственно реальный. Именно искусство, и только оно одно, по мысли Ницше, было способно сделать жизнь достойной существования. Основой такого рода философско-эстетических умонастроений философа выступает своеобразно интерпретированная им идея о единстве жизни и искусства, согласно которой сама жизнь рассматривается в качестве бессознательной творческой силы; что же касается искусства, то оно становится стихийным, ничем не детерминированным кроме воли и инстинкта художника, процессом жизнеизлияния как единственным подлинным проявлением жизни. Тем самым искусство способно преобразить жизнь, представив ее в более привлекательном свете. Подлинная жизнь — это и есть искусство, причем главным образом искусство трагическое.

ТЕАТР, МУЗЫКА И ФИЛОСОФИЯ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

ТЕАТР.

  Из трагиков дошли полные произведения лишь Еврипида, Софокла, и Эсхила. А из комедиантов – Аристофан. Утверждая, что античный театр был невероятно ритуальным, мы не осознаем НИЧЕГО! Театр обычно находился у подножья Акрополя (с др.гр. – скала) По правилам Древнегреческой архитектуры людское строилось внизу, а мистическое и магическое –наверху. Внутри амфитеатра находилась воронка(этакая чаша), которая спускала то, что происходило на сцене еще ниже. Ниже людского. Воронка, как таковая, встречалась только в амфитеатрах, которые имели форму круга или полукруга. Круг пугал греков, он принадлежал Хаосу, древним хтоническим богам. Не Олимпийцам. В отличие от квадрата и прямоугольника, которые были более привычны порядколюбивым грекам. Государство платило за зрителей в театре, даже не просто платило, а давало им эти деньги в руки. Плата за проход в театр – это символическая сумма, два обола. (Один обол обычно клали вместе с покойником при захоронении.) Один обол – плата за переезд в загробный мир. Два обола - плата за «туда и обратно». Поход в театр считали путешествием в другой мир. Перед спортивными состязаниями и театральными постановками приносились кровавые жертвы, кровью которых окроплялись зрители, дабы во время действа изначально сухая душа сохранила разум и память. Сцену называли орхестра, а сценой – само строение. Труппа делилась на хор и протагонистов со второстепенными героями. Хор прежде всего танцевал священные танцы, в основе которых стоит переставляющийся геометрический рисунок – двигающийся лабиринт. Точка зрения воплощающаяся устами героев произведения – это человеческая точка зрения. Точка зрения зрения высказанная хором – это божественная точка зрения. В театральном представлении всегда присутствует предрешенность, рок, как ни поступишь –результат предначертан. Зачастую этот результат негативный.

 

  В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма. Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису.   Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.
  Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.
   Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, потом каменные. Они располагались полукругом вокруг орхестры. Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для “среднего класса” и наверху для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и на верхние и нижние места.

МУЗЫКА.

  Развитие музыкальной культуры Древней Греции охватывает около 20 столетий (2-е тыс. до н. э. — V в. н. э.) Музыка занимала большое место в общественной жизни греков. Обучение музыке вошло в систему воспитания детей, пение и игра на инструментах стали составной частью гимнастических и художественных состязаний.

Известны имена древнегреческих музыкантов: Терпандр, Сакад из Аргоса, Тимофей из Милета и др. Существовали союзы певцов и танцоров. Позднее получили распространение оркестры. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.008 с.)