Урок изучения жанра интервью в 7 классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок изучения жанра интервью в 7 классе



Система заданий по составлению и анализу текстов-интервью

 

Анализ методических работ по обучению интервью в 7 классе, линия учебников по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской позволили выявить проблемы обучения данному жанру на уроках русского языка. Основная проблема заключается в отсутствии четкой системы упражнений и заданий. Вместе с этим, обучение интервью должно основываться на принципы: теория – работа с образцом (анализ) – написание собственного текста – литературная правка.

Исходя из приведенных принципов обучения и выявленных проблем данной области методики преподавания русского языка, предлагаем систему заданий, направленную на составление и анализ текстов-интервью.

Первый блок заданий направлен на отработку теоретических знаний об интервью как речевом жанре.

Упражнение. Решите кроссворд.

1. Как называется интересное, необычное вступление. Лидер-абзац, вводящий читателя в тему. 2. Широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или неконкретизированных сторон. 3. Вид прессы. Она бывает ежедневная, еженедельная, ежемесячная. 4. Небольшой рассказ журналиста об одном факте, схваченном, как говорят "на лету". 5. Журналист, который пишет или делает репортажи в СМИ. 6. Составление страниц газеты из набранных строк, заголовков, иллюстраций в соответствии с разметкой или макетом. 7. Аналитический жанр. Она бывает проблемной, научно-популярной, постановочной. 8. Последовательность и связь описания событий.

Ответы: по горизонтали: 1.Лид. 2. Комментарий 3. Газета. 4. Заметка. 5. Репортер. 6. Верстка. 7. Статья. 8. Сюжет. По вертикали: Интервью.

Упражнение. Заполните таблицу, состоящую из 3 колонок

  Статья Интервью
1. Изложение фактов события ведется: от имени журналиста; от имени человека, которого интервьюируют, т.к. он имеет большее отношение к обсуждаемому вопросу, чем журналист.
2. Факты оцениваются: автором текста; людьми, с которыми ведется беседа.
3. Позиция журналиста: журналист пересказывает факты; участвует в совместном творчестве, т.к. своими вопросами может менять направление и тон беседы
4. Используемые стили речи публицистический стиль; преобладает разговорный стиль.

 

Второй блок заданий направлен на работу с образцами и анализ текстов.

Задание Прочитайте фрагмент из репортажа Василия Пескова "Пять часов с Юрием Гагариным". Определите жанр этой части. Каковы языковые и композиционные особенности интервью.


"- Вы видели звезды в полете?
- Видел.
- Какие?
- Не успевал определять. Скорость-то какая, знаете… Звезды мелькали в иллюминаторе, как светлячки.
- А какой был иллюминатор у вашего корабля? Квадратный? Круглый?
Юрий улыбнулся:
- Хороший иллюминатор, очень хороший! Когда облака подо мной пропадали, я видел большие реки, леса, горы. Крупные города хорошо видно.
- Африка такая же, как на глобусе?
- Похожа. Глобусу можно верить! Человек свою Землю облазил здорово. Теперь вот космос… Когда я уходил на максимальное расстояние от Земли, она явственно приобретала форму шара.
- Что вы чувствовали в это время, о чем вспомнили?
- Вспоминал о многом. Вы же понимаете… О доме, о матери. Ребятишки у меня… Страну нашу огромную сверху увидел. О многом вспомнилось, многим спасибо хотелось сказать…"
1961 год

Упражнение. Прочитайте интервью с автором мемориала во Ржеве Андреем Коробцовым. Нарисуйте схемы текста.

Какие речевые маркеры публицистического стиля использованы журналистом?

Памятник Ржев

Судьба одного солдата

– Работая над мемориалом, вы много читали о тех событиях. Что особенно тронуло в страницах ржевской истории?

– Меня поразило, как долго солдаты находились на одном и том же месте. На других рубежах бойцы, пусть по крупицам, но продвигались вперёд, отвоёвывали деревни. Под Ржевом же была мясорубка на одном месте. Солдаты выходили из окопов, шли в атаку, теряли товарищей. Но дальше почти не продвигались. И так целый год. Мне кажется, это самое страшное: когда ты понимаешь, что должен остановить врага, но не видишь результата. Тяжело психологически. Поэтому мемориал посвящён жертвенности солдат, которые всё-таки отстояли Ржевский выступ и не дали немецким войскам подойти к Москве.

– Часть историков считают Ржевскую битву недооценённой. Когда начиналась работа над памятником, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский говорил: «Мы бы хотели, чтобы, посмотрев этот мемориал, дети спросили своих родителей: «Что там было?» И сами стремились узнать, ради чего страна потерпела такие огромные жертвы». А вы за время работы ответили для себя на этот вопрос?

– Сам мемориал всё и раскрывает. В музейном павильоне на стенах показывают ролики, в которых рассказывают историю и смысл битвы. Мне кажется, когда люди туда попадут, они смогут в полной мере узнать и понять масштаб трагедии и её значение.

– Помните своё первое ощущение, когда побывали на месте будущего мемориала?

– Впервые площадку, предназначенную для скульптуры, я увидел на фотографиях архитектора. Это было пустое, болотистое место. Архитектор туда вызывал кран, чтобы сверху осмотреть территорию и просчитать нужный масштаб, так кран ещё и застрял. Тогда было сложно поверить, что в этой пустыне вырастет нечто грандиозное. Сам я в Ржевский район впервые приехал на организационное совещание, которое проводили в деревне Хорошево. Помню, в тот день было закрытие поискового лагеря, шло перезахоронение солдат. На улице стояло около 70 гробов, из них установили личности только 16 человек.

До глубины души меня потрясла история, которую тогда рассказала внучка одного из этих бойцов. Сотни тысяч погибших, о которых я читал в книгах, вдруг сжались до судьбы одного человека. Когда этого солдата забирали на фронт, его сначала отправили куда-то на распределение. Через некоторое время эшелон с бойцами проходил мимо родной деревни солдата и сделал там остановку. Мужчина увидел своего односельчанина и попросил дойти до дома – передать родным, чтобы пришли попрощаться. Но пока мать и жена солдата бежали к железной дороге, поезд тронулся. Они увидели уже уходящий состав, не успев всего на несколько минут. Солдат уехал на войну, так и не узнав, что к нему торопились родные, не успел их обнять и попрощаться. А они его больше не увидели. Это могла бы быть их последняя встреча. Солдат пропал без вести. Все эти годы родственники писали запросы, искали, но 70 лет о нём не было ничего известно. И вот два года назад останки солдата нашли на ржевской земле. Я помню, что в руках у женщины была книга о пропавших без вести на Калининском фронте. Там было 26 однофамильцев её деда. Из них было известно только как погибли четверо. Её дед стал пятым, чьё имя удалось вернуть из небытия. Но сколько ещё таких семей, чьи родные остались на полях сражений, но ещё не найдены. У меня ведь тоже один дед пропал без вести. И пока ничего не удаётся узнать – какая-то пустота. Когда я лепил скульптуру, думал, что отчасти посвящаю её и деду. Ржевский мемориал – памятник не Великой Победе, а трагедии советского народа, простому солдату, который не вернулся из боя.

Не уступит Родине-матери?

– Сегодня часто собирают средства на фильмы, памятники, книги о войне через краудфандинг. Ту же картину «28 панфиловцев» снимали на народные пожертвования. И на Ржевский мемориал собирали всей страной. Удивительно, как в эпоху недоверия, которое есть в нашем обществе, на эту тему многие откликаются.

– Люди понимают, что важно помнить свою историю, через что прошёл твой народ. Осознание трагедии Великой Отечественной войны даёт понимание, что больше такого произойти не должно и для этого нужно сделать всё возможное. А Ржевский мемориал – действительно народный памятник. Мне приходило огромное количество писем. Люди рассказывали о своих родных. Писали знакомые и незнакомые, спрашивали, как можно пожертвовать на памятник. Я и так ответственно относился к этой работе, но, получив такой большой отклик, понял, насколько это глобальный проект и как это важно людям. Поэтому моей задачей было оставить там все силы.

 

– Ваш памятник часто сравнивают со скульптурой «Родина-мать зовет!» Как вам такая аналогия?

– «Родина-мать» – это вершина мирового монументального искусства. В таком размере ничего лучше ещё не сделано. Но сравнивать мой памятник и работу Вучетича всё-таки неправильно. Здесь разные материалы, масштаб, да и в принципе сама композиция.

– Вдохновлялись ли какими-либо другими великими памятниками Великой Отечественной войне, создавая мемориал?

– Советская монументальная школа очень крепкая. Тогда работали мастера высочайшего уровня. Но всё же у нас была задача сделать что-то максимально непохожее. Мы с уважением смотрели на оставленное нам наследие, но старались найти новую идею, свежую мысль. Мы пытались воплотить современный взгляд на монументальное искусство. И это, поверьте, непросто: трудности возникали на каждом этапе. Сначала было сложно найти ту самую идею, которая зацепит, не оставит равнодушным. Ведь Ржевская битва – большая трагедия. Здесь и боль, и память. Мы с Константином помучились, прежде чем нашли нужный образ. Потом в процессе лепки было непросто понять, как работать с таким большим масштабом, чтобы не забыть никакие детали.

Жил этой работой

– Большинство ваших памятников – героическим личностям. Когда выходят фильмы на подобные темы, их часто критикуют: искажена история. А какая задача стоит перед скульптором, когда он берётся за такие проекты?

ФАКТ

Высота Ржевского мемориала вместе с насыпным курганом составит 35 метров. Для сравнения: высота знаменитого памятника «Алеша» в Пловдиве – 11,5 метра, а «Воина-освободителя» в Берлине – 12 метров.

– Вжиться в образ и постараться передать психологическое состояние персонажа. Что касается Ржевского мемориала, я, наверное, до сих пор в полной мере ещё не осознал масштаб работы. Когда в последний раз останавливался в гостинице «Ржев», увидел в номере несколько брошюр с достопримечательностями. На обложке уже был изображён Ржевский мемориал. Теперь это символ.

 

– Какой проект дальше?

– Памятник генералу Петру Котляревскому в Феодосии. Также хотелось бы в следующем году сделать персональную выставку. Но пока я ещё не пришёл в себя после Ржева. Я жил два года этой работой и отдал всего себя. Нахожусь в некотором опустошении, не могу пока включиться. Сам себя не узнаю. Может, с открытием мемориала это чувство пройдёт.

 Задание. Прочитайте два интервью – воображаемые интервью с известным историческим лицом. Оцените характер вопросов, ответы.

1. Воображаемое интервью с А.С. Пушкиным

Не хочу задавать еще один банальный вопрос о том, где вы берете сюжеты для ваших произведений, но вы же наверняка замечаете больше остальных людей, тем более при вашем-то статусе. Может, есть какие-то интересные наблюдение из вашей жизни?

— «Сколько в суворовском полку осталось?» — спросил государь у Суворова. — «300 человек, ваше величество». — «Нет, 301: ты в нем полковник».

— …большой грузинский нос, а партизан почти и вовсе был без носу. Давыдов является к Бенигсену: «Князь Багратион, — говорит, — прислал меня доложить вашему высокопревосходительству, что неприятель у нас на носу…» — «На каком носу, Денис Васильевич? — отвечает генерал. — Ежели на Вашем, так он уже близко, если же на носу князя Багратиона, то мы успеем еще отобедать…»

 

Урок изучения жанра интервью в 7 классе

 

Тема урока: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Форма урока: урок – интервью.

Эпиграф к уроку:

«Мы все заодно,

уносимые одной и той же планетой,

мы команда одного корабля».

А.де Сент-Экзюпери.

Цели урока:

1) познакомить учащихся с одним из жанров публицистики – интервью, с его типовой композицией;

2) научить писать сочинение в жанре интервью; помочь учащимся в выборе профессии;

3) формирование навыков работы с текстом;

4) воспитывать готовность служения обществу, стремления к такому делу, в котором они могли бы себя выразить наиболее полно.

Оформление: стенд «Интервью на страницах газет»; высказывания классиков и известных людей по теме урока; памятка «Как работать над сочинением в жанре интервью»,рисунки и фотографии людей различных профессий, стихотворение Н.Заболоцкого.

Предварительная работа: заблаговременно оформляется стенд; записывается на диктофон пример «живого» интервью; видеозапись с  фрагментом интервью; тесты готовых интервью записываются отдельно для каждого ученика.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы:

«Как правильно выбрать профессию? Когда? И как не ошибиться при этом?».

Открыто поговорим о ваших будущих профессиях и о подготовке к ней. Урок наш пройдет в необычной форме – в форме интервью, то есть в роли берущих интервью и дающих интервью будете вы сами.

II. Повторение сведений о публицистическом стиле (о стилях речи) в форме фронтального опроса.

Учащиеся отвечают на вопросы:

Какие стили речи характерны для русского языка? (разговорный и книжный стили – официально-деловой; публицистический, научный, литературно - худ).

Где используется публицистический стиль? (в общественно – политич. сфере жизни, стиль агитаторов, пропагандистов.

Какова основная цель публицистического стиля (воздействовать на читателя и слушателя, т.е. в чём – то убедить их, к чему – то призвать).

Что означает слово публицистический? (от лат. сл. общественный, публика – народ, люди).

Перечислите средства языка, характерные для публицистического стиля.

III. Новый материал.

1) Краткая беседа о значении слова интервью и об интервью как одном из жанров публицистки.

Интервью – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

(школьники приводят примеры запомнившихся им интервью из газет, из радио- и телепередач; представляется стенд «Интервью на страницах газет», кратко характеризуются интервьюировавшиеся).

2)Сообщение учителя о типовой композиции интервью.

В интервью обычно различают 3 части:

Вступление – журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам.

Основная часть – беседа журналиста с тем человекам, у которого берется интервью.

Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу и т.п.

IV. Закрепление материала.

1. Прослушивание в аудиозаписи одного из примеров «живого» интервью (текст интервью раздается учащимся после его прослушивания).

2. Беседа по содержанию прослушанного интервью (теперь текст его воспринимается и зрительно). Задания в ходе беседы:

Прочитайте интервью;

Укажите его композиционные части;

Определите тему, основную мысль интервью;

Обратите внимание на заглавие текста, на переход от вступительный части к основной, на содержание и последовательность вопросов журналиста к собеседнику.

Композиционные части текста интервью (вступление – I абзац, основная часть – до слов «прижав её к себе»; заключительная часть – планы на ближайшее время).

В беседе подчеркивается то, что: очень удачно выбрано заглавие интервью; оно краткое, динамичное, и отражает идею текста: каскадёр идёт на риск сознательно; идея текста скрепляет все части интервью в единое целое. Вступление заканчивается перечислением фильмов, в которых снимался Жариков, отсюда логичен первый вопрос корреспондента своему собеседнику; Ответ на него убеждает: быть каскадёром – значит постоянно рисковать. И далее: риск этот неизбежен (надо, чтобы зритель верил в то, что происходит на экране) и оправдан (герой приключенческого фильма «часто прекрасный образец для подражания»). Каскадер идет на риск сознательно, понимает его необходимость; много тренируется, все заранее рассчитывает, предусматривает и потому уверен в себе; рисковать приходится не только во время съёмок, но и в жизни, в экстремальных условиях.Все очень стройно последовательно.

Вывод-рекомендация: так и в интервью, которое будете писать вы, ребята, должна быть цепочка взаимосвязанных вопросов, а не случайных их набор.

V. Мини – автоинтервью (тренировка в пунктуационном оформлении диалога). Представьте себе: вы даете интервью. Какой вопрос вы хотели бы получить от корреспондента? Напишите этот вопрос и ответ на него. Например:

- Где бы тебе хотелось побывать, Сергей?

- В Париже.

VI. Рождение интервью.

1.Слово учителя. Теперь самое главное: мы будем наблюдать, как рождается интервью.  

Корреспондентом будет кто-нибудь из вас, а давать интервью будет тоже кто-то из вас. Интервью будет записываться на диктофон. Представьте, что в вашу школу пришёл корреспондент какой-нибудь газеты.

Внимательно прослушайте интервью, потом озаглавьте его, и свой вариант заглавия аргументируйте.

2.Интервью

Вопросы задаёт учитель или ученик:

Какие профессии вам известны? Расскажите, как бы вы раскрыли тему «Все работы хороши, выбирай на вкус»?

Какие профессии вам нравятся и почему именно?

Чем бы вы хотели заниматься в будущем?

Определились ли вы с выбором профессии?

Как вы думаете, ребята, что нужно учитывать при выборе профессии? (увлечение, склонности).

Да, правильно, а самое главное, при этом нужно учесть не только увлечения и склонности, но и свой характер, его совместимость или несовместимость с требованиями профессии, группа крови человека.

Советы учителя: перед тем, как выбрать свою будущую профессию, надо сначала изучить себя, познать свой характер и прикинуть какой образ жизни тебе подойдет. Нужно попробовать испытать себя делом. Мечтать мало, надо действовать. И нет такой профессии на земле, к которой не было бы возможности готовиться заранее. И поэтому, надо заранее готовиться, читать о ней, присматриваться к людям этой профессии и т.д.

Выбор надо делать так осмотрительно, чтобы профессия оказалась по душе. Одухотворение работы, труда – важный сигнал. Надо быть готовым и к тому, что жизнь развивается и видоизменяется так быстро, что всем, решительно всем людям с первого и до последнего дня трудовой жизни приходится учиться.

И, конечно же, все вы должны готовить себя к служению обществу, стремлению к такому делу, в котором могли бы себя выразить наиболее полно.

Вопрос учащимся:

Все ли мы делаем, как можем, в полную ли силу учимся и трудимся? (возможные ответы учащихся).

VII. Итоги урока (подводит учитель, или учащиеся).

Опираясь на высказывания классиков (на доске) и на стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!».

«Если условия нашей жизни позволяют нам избрать любую профессию, тогда мы сможем выбрать ту, которая придает нам наибольшее достоинство» (Л.Н.Толстой).

«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги» (А.П.Чехов).

«Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным и близким людям» (М.Горький).

VIII. Домашнее задание: написать сочинение в жанре интервью.

Пожелание: при подготовке и сочинению внимательно прочитать как можно больше примеров интервью (на классном стенде, в газетах); научиться у журналистов интересно нетрафаретно представлять читателям своего собеседника, задавать ему интересные вопросы, подбирать краткие, но выражающие суть дела заглавия. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.072 с.)